Подписаться
Деловой квартал / Новости / Почему торговых центров в городе будет только больше — Константин Гурышев, ТЦ «...
Почему торговых центров в городе будет только больше — Константин Гурышев, ТЦ «Свердловск»
Источник: личный архив Константина Гурышева

Почему торговых центров в городе будет только больше — Константин Гурышев, ТЦ «Свердловск»

Самое читаемое
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище» «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
06:00   04.09.2017

«Власти будут стремиться к росту числа ТЦ в Екатеринбурге, давить на инвесторов — торговые центры никуда не исчезнут. К тому же электронная коммерция не является чем-то сказочным».

Колонка главы компании R.Management Алексея Мальцева на DK.RU о скором закате эпохи торговых центров вызвала неоднозначную реакцию. Бизнесмены, уже живущие в виртуальной экономике, согласились с тезисами, потребители заявили, что это чушь, а владельцы и управляющие торговых центров отметили: их негатив не коснется.

Заместитель директора ТЦ «Свердловск» Константин Гурышев решил высказаться по теме: его колонка — о том, почему торговых центров в Екатеринбурге и стране станет только больше, когда мы увидим в городе пустующие объекты, и почему охранникам ТЦ стоит опасаться юных «фуди».

Константин Гурышев, заместитель директора ТЦ «Свердловск»:

— Проблемы у торговли вообще и у ТЦ и ТРЦ в частности были, есть, и будут. Это бизнес. Здесь есть конкуренция, проекты время от времени закрываются. Вспомним торговые сети «Купец», «Атлант», «Звездный» — какими незыблемыми они казались, а ушли с рынка. И торговые центры точно так же закрываются, в этом нет ничего нового. На Западе они начали массово появляться в послевоенные 1950-1960-е гг., а лет через 10-15 объекты начали умирать — делали свое дело конкуренция, кризисы, которые там периодически возникали, снижение потребительской активности на фоне закредитованности людей, изменения их занятости.   

Мы идем по тому же пути: в начале 2000-х гг. в России, как в послевоенных США, начали массово появляться современные торговые центры. Казалось: поставь любое здание где угодно, установи вывеску «Торговый центр», и к тебе побегут арендаторы с огромными деньгами, потечет нескончаемая вереница покупателей. Оказалось, все не так. Появились другие ТЦ, а покупательского трафика на всех не хватает. Ряд торговых объектов, открытых на той волне оптимизма, так и не стали ТЦ в полном смысле. Например, кто ходит за покупками в ТЦ «Восточный»? Он работает уже лет 10, но как ТЦ не развился. Да, там есть торговля, стоят какие-то операторы, но объект находится на уровне максимум торгового комплекса. В основном там присутствуют офисные арендаторы, хотя здание под эту функцию не запроектировано. 

Объект пытались перепрофилировать, делали несколько реконцепций: сначала задумали мебельный ТЦ, потом детский, затем продуктовый и снова мебельный. Результат нулевой. И примеров таких немало. 

Другие объекты, напротив, чувствуют себя устойчиво даже сейчас — удается им это благодаря одной из двух составляющих. Во-первых, отменной локации. А ведь это не просто месторасположение, но и наличие рядом конкурентов, а в здании — трафикообразующих арендаторов. Во-вторых, грамотной маркетинговой политики. Взять, к примеру «Карнавал» — когда он открывался, многие прочили объекту неудачу: мол, рядом с огромным рынком «Таганский ряд» у торгового центра шансов нет. Поначалу там и правда не было внушительного трафика, продуктовый оператор был малоизвестным, но грамотная работа дала результат, и сегодня это один из лидеров рынка. Там площади не так-то просто арендовать, даже в кризис. Но надо признать, что таких объектов в городе от силы десятка полтора — тех, что пользуются популярностью, что на слуху. Остальные просто названы собственниками торговыми центрами — для красоты, или являются неким отчетом о выполнении планов горадминистрации по вводу качественных торговых площадей. 

При этом появление электронной коммерции — только один из факторов внешней среды для ТЦ. Торговые центры закрывались и до возникновения интернет-магазинов, а сейчас онлайн-форматы отнимают у офлайна кусочек пирога. Но не более того. К тому же электронная коммерция не является чем-то сказочным. Знаменитый Ozon.ru за 20 лет не принес прибыли, известный Е96 намеревался стать заметным федеральным игроком, объединился с «Ютинетом» и «Сотмаркетом», после эти компании были закрыты, уральский магазин ушел к «Техносиле», а теперь снова вернулся к основателям и федеральных амбиций уже не имеет. Крупный «Юлмарт» закрывает свои отделения в регионах, в том числе в Екатеринбурге. Проблемы есть везде…

Ясно, что какая-то часть людей будет совершать покупки в интернете, но я бы не стал однозначно прогнозировать, что это будет поголовно новое поколение. Вполне возможно, что они как раз предпочтут офлайновые объекты. Сейчас, например, 20-летние «фуди» (foodie) в объекты наведываются регулярно. Да, им не очень интересен фэшн, в ТЦ молодежь ходит, скорее, за вкусной едой и новыми впечатлениями. Или за развлечениями.

Например, коллега из Перми рассказывала, что «фуди» проводят в ТЦ много времени, занимаясь троллингом охранников бутиков. Это сейчас популярно: демонстративно пытаются якобы что-то украсть, мобилизуя секьюрити, а на кассе с издевательскими улыбками отказываются от вещи. 

Так что, скорее всего, в офлайновых торговых объектах просто прибавится функций, но почему они должны из-за этого исчезнуть?

Кроме того в России процент населения, занятого предпринимательством, в разы ниже, чем за границей. А мы так или иначе движемся по пути Запада, значит, соотечественникам придется найти способы занять себя самостоятельно. Вряд ли это будут сложные виды бизнеса, скорее, предпочтение отдадут тем сферам, куда проще зайти с финансовой точки зрения — взяв кредит или насобирав денег в долг у родственников. А это купля и перепродажа вещей, оказание каких-то услуг. Так что спрос на площади в ТЦ будет.

Добавим к этому инертность инвесторов строительства торговых центров: если получен участок под возведение ТЦ, в подготовку площадки и проектной документации уже вложены суммы, куда деваться — нужно завершать начатое. Во многих случаях речь идет о достройке последующих очередей, которые были запроектированы. У ТРЦ «Свердловск», к слову, так: работает первая очередь, а застройщик всеми силами пытается завершить вторую, потом, наверное, появится и третья. Плюс муниципальные власти будут стремиться к росту числа ТЦ в Екатеринбурге, давить на инвесторов, ведь строителям нужно работать, это один из локомотивов экономики. Так что торговые центры в обозримой перспективе никуда не исчезнут, количественно их станет только больше.    

При этом часть объектов со временем может превратиться в заброшенные коробки — как в Штатах. Прогнозировать сроки сложно: это может произойти очень быстро, в течение трех-пяти лет, а может быть, лет через 15. 

В зависимости от многих факторов: фискальная политика государства, стоимость земли, предпринимательская активность и т. д. Но в любом случае тревожные факты уже есть: в Екатеринбурге немало пустующих коммерческих зданий. Например, новый красивый офисник на Ленина — Сакко и Ванцетти или объект на 7 тыс. квадратов на Омской, 115. Есть здания, уже изменившие назначение для того, чтобы быть востребованными, например, объект на Космонавтов — Турбинной. Изначально его строили как автосалон, причем, весьма навороченный, с аргентинской плиткой, дорогими грузовыми лифтами. Но автосалон в этом месте оказался не востребован, и в здании разместили тех арендаторов, что удалось найти — там часовой салон, магазин инструментов. Причем это грамотный подход — объект не должен приносить убытков.   

По такому пути могут пойти и торговые центры, не сумевшие адаптироваться к новым требованиям рынка. Многим из них придется переформатироваться либо закрыться. На Западе масса примеров, когда невостребованные офисники, гостиницы, склады, магазины, гаражи переделывают в жилье. Это единственный способ создать их ликвидность. 

Во многих западных фильмах можно наблюдать квартиры героев, явно имевшие в прошлом коммерческое назначение. Вполне вероятно, что и мы увидим подобное. 

А успешные проекты офлайновых торговых центров все равно останутся. На мой взгляд, хоронить этот сегмент не придется.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
Уральские айтишники-миллиардеры отправляют Федора Конюхова в опасное путешествие
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон «Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen