Деловой квартал / Новости / Почему торговых центров в городе будет только больше — Константин Гурышев, ТЦ «...
Почему торговых центров в городе будет только больше — Константин Гурышев, ТЦ «Свердловск»
Источник: личный архив Константина Гурышева

Почему торговых центров в городе будет только больше — Константин Гурышев, ТЦ «Свердловск»

Самое читаемое
  • Что делать, если налоговая нашла домашний бизнес через соцсети? ЛАЙФХАК Что делать, если налоговая нашла домашний бизнес через соцсети? ЛАЙФХАК
  • X5 планирует закрыть свою самую маленькую сеть: покупатель до сих пор не появился
X5 планирует закрыть свою самую маленькую сеть: покупатель до сих пор не появился
  • «За 18 лет перепробовали все». «Прямая линия» Путина в этом году пройдет без зрителей «За 18 лет перепробовали все». «Прямая линия» Путина в этом году пройдет без зрителей
  • Зарабатывают подрядчики, а не акционеры: Sberbank CIB раскритиковал «Газпром» Зарабатывают подрядчики, а не акционеры: Sberbank CIB раскритиковал «Газпром»
  • «Я заявляю о недружественном отношении к российскому бизнесу в его родной стране» «Я заявляю о недружественном отношении к российскому бизнесу в его родной стране»
06:00   04.09.2017

«Власти будут стремиться к росту числа ТЦ в Екатеринбурге, давить на инвесторов — торговые центры никуда не исчезнут. К тому же электронная коммерция не является чем-то сказочным».

Колонка главы компании R.Management Алексея Мальцева на DK.RU о скором закате эпохи торговых центров вызвала неоднозначную реакцию. Бизнесмены, уже живущие в виртуальной экономике, согласились с тезисами, потребители заявили, что это чушь, а владельцы и управляющие торговых центров отметили: их негатив не коснется.

Заместитель директора ТЦ «Свердловск» Константин Гурышев решил высказаться по теме: его колонка — о том, почему торговых центров в Екатеринбурге и стране станет только больше, когда мы увидим в городе пустующие объекты, и почему охранникам ТЦ стоит опасаться юных «фуди».

Константин Гурышев, заместитель директора ТЦ «Свердловск»:

— Проблемы у торговли вообще и у ТЦ и ТРЦ в частности были, есть, и будут. Это бизнес. Здесь есть конкуренция, проекты время от времени закрываются. Вспомним торговые сети «Купец», «Атлант», «Звездный» — какими незыблемыми они казались, а ушли с рынка. И торговые центры точно так же закрываются, в этом нет ничего нового. На Западе они начали массово появляться в послевоенные 1950-1960-е гг., а лет через 10-15 объекты начали умирать — делали свое дело конкуренция, кризисы, которые там периодически возникали, снижение потребительской активности на фоне закредитованности людей, изменения их занятости.   

Мы идем по тому же пути: в начале 2000-х гг. в России, как в послевоенных США, начали массово появляться современные торговые центры. Казалось: поставь любое здание где угодно, установи вывеску «Торговый центр», и к тебе побегут арендаторы с огромными деньгами, потечет нескончаемая вереница покупателей. Оказалось, все не так. Появились другие ТЦ, а покупательского трафика на всех не хватает. Ряд торговых объектов, открытых на той волне оптимизма, так и не стали ТЦ в полном смысле. Например, кто ходит за покупками в ТЦ «Восточный»? Он работает уже лет 10, но как ТЦ не развился. Да, там есть торговля, стоят какие-то операторы, но объект находится на уровне максимум торгового комплекса. В основном там присутствуют офисные арендаторы, хотя здание под эту функцию не запроектировано. 

Объект пытались перепрофилировать, делали несколько реконцепций: сначала задумали мебельный ТЦ, потом детский, затем продуктовый и снова мебельный. Результат нулевой. И примеров таких немало. 

Другие объекты, напротив, чувствуют себя устойчиво даже сейчас — удается им это благодаря одной из двух составляющих. Во-первых, отменной локации. А ведь это не просто месторасположение, но и наличие рядом конкурентов, а в здании — трафикообразующих арендаторов. Во-вторых, грамотной маркетинговой политики. Взять, к примеру «Карнавал» — когда он открывался, многие прочили объекту неудачу: мол, рядом с огромным рынком «Таганский ряд» у торгового центра шансов нет. Поначалу там и правда не было внушительного трафика, продуктовый оператор был малоизвестным, но грамотная работа дала результат, и сегодня это один из лидеров рынка. Там площади не так-то просто арендовать, даже в кризис. Но надо признать, что таких объектов в городе от силы десятка полтора — тех, что пользуются популярностью, что на слуху. Остальные просто названы собственниками торговыми центрами — для красоты, или являются неким отчетом о выполнении планов горадминистрации по вводу качественных торговых площадей. 

При этом появление электронной коммерции — только один из факторов внешней среды для ТЦ. Торговые центры закрывались и до возникновения интернет-магазинов, а сейчас онлайн-форматы отнимают у офлайна кусочек пирога. Но не более того. К тому же электронная коммерция не является чем-то сказочным. Знаменитый Ozon.ru за 20 лет не принес прибыли, известный Е96 намеревался стать заметным федеральным игроком, объединился с «Ютинетом» и «Сотмаркетом», после эти компании были закрыты, уральский магазин ушел к «Техносиле», а теперь снова вернулся к основателям и федеральных амбиций уже не имеет. Крупный «Юлмарт» закрывает свои отделения в регионах, в том числе в Екатеринбурге. Проблемы есть везде…

Ясно, что какая-то часть людей будет совершать покупки в интернете, но я бы не стал однозначно прогнозировать, что это будет поголовно новое поколение. Вполне возможно, что они как раз предпочтут офлайновые объекты. Сейчас, например, 20-летние «фуди» (foodie) в объекты наведываются регулярно. Да, им не очень интересен фэшн, в ТЦ молодежь ходит, скорее, за вкусной едой и новыми впечатлениями. Или за развлечениями.

Например, коллега из Перми рассказывала, что «фуди» проводят в ТЦ много времени, занимаясь троллингом охранников бутиков. Это сейчас популярно: демонстративно пытаются якобы что-то украсть, мобилизуя секьюрити, а на кассе с издевательскими улыбками отказываются от вещи. 

Так что, скорее всего, в офлайновых торговых объектах просто прибавится функций, но почему они должны из-за этого исчезнуть?

Кроме того в России процент населения, занятого предпринимательством, в разы ниже, чем за границей. А мы так или иначе движемся по пути Запада, значит, соотечественникам придется найти способы занять себя самостоятельно. Вряд ли это будут сложные виды бизнеса, скорее, предпочтение отдадут тем сферам, куда проще зайти с финансовой точки зрения — взяв кредит или насобирав денег в долг у родственников. А это купля и перепродажа вещей, оказание каких-то услуг. Так что спрос на площади в ТЦ будет.

Добавим к этому инертность инвесторов строительства торговых центров: если получен участок под возведение ТЦ, в подготовку площадки и проектной документации уже вложены суммы, куда деваться — нужно завершать начатое. Во многих случаях речь идет о достройке последующих очередей, которые были запроектированы. У ТРЦ «Свердловск», к слову, так: работает первая очередь, а застройщик всеми силами пытается завершить вторую, потом, наверное, появится и третья. Плюс муниципальные власти будут стремиться к росту числа ТЦ в Екатеринбурге, давить на инвесторов, ведь строителям нужно работать, это один из локомотивов экономики. Так что торговые центры в обозримой перспективе никуда не исчезнут, количественно их станет только больше.    

При этом часть объектов со временем может превратиться в заброшенные коробки — как в Штатах. Прогнозировать сроки сложно: это может произойти очень быстро, в течение трех-пяти лет, а может быть, лет через 15. 

В зависимости от многих факторов: фискальная политика государства, стоимость земли, предпринимательская активность и т. д. Но в любом случае тревожные факты уже есть: в Екатеринбурге немало пустующих коммерческих зданий. Например, новый красивый офисник на Ленина — Сакко и Ванцетти или объект на 7 тыс. квадратов на Омской, 115. Есть здания, уже изменившие назначение для того, чтобы быть востребованными, например, объект на Космонавтов — Турбинной. Изначально его строили как автосалон, причем, весьма навороченный, с аргентинской плиткой, дорогими грузовыми лифтами. Но автосалон в этом месте оказался не востребован, и в здании разместили тех арендаторов, что удалось найти — там часовой салон, магазин инструментов. Причем это грамотный подход — объект не должен приносить убытков.   

По такому пути могут пойти и торговые центры, не сумевшие адаптироваться к новым требованиям рынка. Многим из них придется переформатироваться либо закрыться. На Западе масса примеров, когда невостребованные офисники, гостиницы, склады, магазины, гаражи переделывают в жилье. Это единственный способ создать их ликвидность. 

Во многих западных фильмах можно наблюдать квартиры героев, явно имевшие в прошлом коммерческое назначение. Вполне вероятно, что и мы увидим подобное. 

А успешные проекты офлайновых торговых центров все равно останутся. На мой взгляд, хоронить этот сегмент не придется.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Главный аналитик Sberbank CIB уволен вслед за автором скандального отчета о «Газпроме»
Главный аналитик Sberbank CIB уволен вслед за автором скандального отчета о «Газпроме»
«Пример наглого и бессовестного лоббизма». Чем запрет Booking обернется для россиян
Игорь Шувалов возглавит Внешэкономбанк. Ему предстоит разгрести «черную дыру» бюджета
Ассоциация крупнейших ритейлеров предупредила о росте цен из-за контрсанкций
Поддержку малого бизнеса «перезагрузят». Властью недовольны две трети предпринимателей
Air France и Turkish Airlines попали в список самых бюджетных перевозчиков России. РЕЙТИНГ
«Вышел по УДО». Евгений Ройзман покидает пост мэра Екатеринбурга

Бизнес

Назад в 90-е: как россиянин выходил на рынок Алжира, на чем обжегся и почему не сбежал Назад в 90-е: как россиянин выходил на рынок Алжира, на чем обжегся и почему не сбежал
«У нас не платят процент с продаж». Евгений Кобзев — о холакратии и бирюзовых компаниях
ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» движется на Восток
«Зачем вам эти риски?» Как агентский договор оптимизирует бизнес
«Клиенты совсем оборзели!» Как не надо бороться с потребительским экстремизмом
«Чуда не произойдет». Как законно оптимизировать бизнес
Роман Фадеев, юрист: «Сегодня предпринимательские риски можно переложить на директора»

Свое дело

«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ «Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС
«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games

Качество жизни

«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением» «К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?
Личный ад собственника. Честный рассказ о том, как бизнес губят самые дорогие люди
«Русские тоже могут стать счастливыми, потому что у вас тоже есть бани» — посол Финляндии
«Хватит стесняться секса и эротики». Опыт компании «Казанова 69»

Мнения

«Я призываю вас до смерти бояться, когда государство идет вам помогать», — Михаил Светов «Я призываю вас до смерти бояться, когда государство идет вам помогать», — Михаил Светов
«Спасите себя от руководства людьми, пока не поздно. Перестаньте быть рабом карьеры»
«Идет миграция национальной гордости в прошлое» — Евгений Енин, послесловие ко Дню Победы
К чему ведут «беспорядочные связи» с риелторами — Станислав Галкин
«День Победы превратили в какой-то фарс. Такой фарс нужен только для сбора пушечного мяса»
«Не сказал бы, что в России чересчур много праздников». Иван Коматина — правила экспата
«Знаешь двух хороших людей? Познакомь их». Павел Неверов в воспоминаниях друзей

Лайфхаки

«Бизнес — это езда по трассе в темную, туманную ночь. И это немного пугает». МНЕНИЕ «Бизнес — это езда по трассе в темную, туманную ночь. И это немного пугает». МНЕНИЕ
«Правильный перерыв — это кнопка сброса». Как выгодно использовать каждые 5 минут отдыха
Четырехдневная рабочая неделя: почему она выгодна работодателю и сотрудникам. ОПЫТ
«Травма — это естественный процесс и повод для движения». Как извлечь пользу из трагедии
Алена Владимирская: «Фаундеры перспективных стартапов — самые несчастные люди на земле»
Что делать, если налоговая нашла домашний бизнес через соцсети? ЛАЙФХАК
«Быть профессионалом хорошо, но максимума добивается только увлеченный ремесленник»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.