Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Поднять инвестиции в России проще, чем в Кремниевой долине»
«Поднять инвестиции в России проще, чем в Кремниевой долине»
Автор фото: Ольга Кравцова ("Колибри Professional"). Источник: DK.RU

«Поднять инвестиции в России проще, чем в Кремниевой долине»

Самое читаемое
  • Ловушка для ритейлеров: зависимость россиян от скидок стала рекордной Ловушка для ритейлеров: зависимость россиян от скидок стала рекордной
  • «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет «Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
  • «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
  • «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем «В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
  • «Расцениваем действия Израиля как враждебные». Возле Сирии сбили Ил-20 c 15 россиянами «Расцениваем действия Израиля как враждебные». Возле Сирии сбили Ил-20 c 15 россиянами
10:50   29.12.2016

Акционер i-Jet Media – издателя онлайн-игры «Счастливый фермер» и еще 40 игр в российских и европейских соцсетях – о том, почему любая идея для ИТ-стартапа – это всегда галлюцинация.

В 2010 году Алексей Костарев появился на обложке русского Forbes – улыбающийся бизнесмен держал в руках живую свинью. На тот момент компания i-Jet Media, владевшая сверхпопулярной онлайн-игрой «Счастливый фермер», была на пике: годовая выручка $20 млн, офисы в Кремниевой долине и Китае, несколько десятков миллионов пользователей. Вскоре аудитория игр, как и бум приложений для социальных сетей, резко сократилась. У компании начались финансовые проблемы, она была закрыта. На то, чтобы найти новую перспективную идею, у Алексея Костарева с командой ушло четыре года.
 
Накопать идею 
Свой текущий проект – компанию Giftoman Алексей Костарев с командой запустил в 2011-м, на следующий день, после закрытия i-Jet Media. Стартовый «капитал» на тот момент – команда, перешедшая из i-Jet Media, и уверенность всех участников процесса в том, что финиш – это новый старт. 
– В любой истории успеха самое интересное для меня – понять, а как человек сюда «добежал». Если копнуть глубже, любому взлету всегда предшествует с десяток-другой падений. И тут важен ракурс. В Кремниевой долине, например, количество падений вызывает только уважение: «О’кей, значит, получится в следующий раз». В России, скорее, наоборот. Что касается моего личного ракурса: да, мы профакапили прошлый проект с точки зрения финреза, но на другой чаше весов – опыт, команда, желание работать. Полный набор для того, чтобы двигаться дальше.
 
Как искали идею для нового проекта?
– Giftoman в его нынешнем виде практически полностью повторил жизненный цикл предыдущих проектов: четыре года поиска. Все это время казалось, что ничего не происходит, и ты бьешься в стену. И в какой-то момент наталкиваешься на то самое решение, кейс, новый рынок. До того как найти свою точку роста, мы несколько раз докручивали продукт. Начинали с электронных подарочных сертификатов, потом покопали историю с реферальностью, была у нас и своя программа лояльности – каждый раз делали продукт и выводили его на рынок. В итоге поиски привели к решению проблемы вовлеченности персонала магазинов в выполнение планов продаж. Именно от этого и зависит финансовый успех. 
 
Какой именно продукт вы сделали?
– Суть в следующем: практически повсеместно персонал магазинов узнает об эффективности своей работы только на следующий день – выполнила смена план или нет. Это похоже на то, как если бы вы управляли автомобилем с помощью зеркал заднего вида. Опыт создания игр позволил нам сделать продукт, который на «языке», понятном для продавцов, кассиров, консультантов и их руководителей, объясняет, где относительно планов они находятся – опережают или отстают и надо поднажать. Чтобы активнее вовлечь сотрудников магазинов в работу, запустили элемент «соцсоревнований» между разными сменами и магазинами одной сети. Другой элемент – игра в «красную линию», она показывает, кто систематически отстает от результатов смежников.
 
Столкнулись с тем, что внедрение нашей системы в большинстве случаев вовлекает 60% персонала магазина, и их результаты по выполнению планов заметно растут. 40% в эту игру не включается, но и это ценная информация – сигнал для руководителей о кадровых изменениях. Эффективность компании может повышаться, если мы аккумулируем у себя людей, готовых работать. 
 
Копать четыре года, до того как найти что-то стоящее – ваш персональный путь или типичный сценарий для ИТ-стартапа?
– Скорее, это мой субъективный сценарий. Хотя недавно в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» прочитал интересную мысль: накопив в каком-либо вопросе экспертизу в 10 тыс. часов, наталкиваешься на то, что может стать той самой точкой роста. Если поделить это время на 16-17-часов ежедневной работы, как раз выходит 3,5-4 года. Мы не знали, куда копать, – планомерно двигались из одной истории в другую. Возможно, в будущем, за счет опыта, этот цикл удастся сократить. Однако с точки зрения интереса и удовольствия от процесса смысл ускоряться есть не всегда. 
 
К вопросу ускорения. ИТ-стартапы сегодня создаются быстрее, чем 5-7 лет назад, и живут гораздо меньше. Вы это как оцениваете?
– Дело не в жизненном цикле стартапа, а в других скоростях и проникновении технологий во все отрасли. Доставка еды, уборка квартир, такси – везде присутствует ИТ-составляющая. Хорошая мысль была в одном из последних выступлений Германа Грефа: конкуренция на уровне продукта заканчивается, начинается конкуренция на уровне модели управления.
Уникальной идеи мало, если остановиться или двигаться с недостаточной скоростью, завтра появится сотня компаний, которые сделают то же самое и, возможно, лучше, чем ты. И все забудут про тебя, популярным станет другой сервис. Поэтому важную роль сегодня играет огромное количество факторов – умение рассказывать про себя, развивать компетенции, быстро взаимодействовать внутри команды, фокусироваться, с одной стороны, и видеть возможности – с другой.
 
Работа с галлюцинациями 
Четверть своего времени Алексей Костарев посвящает работе в акселераторе «Фонда развития интернет-инициатив» (ФРИИ). Он трекер очного акселератора: сопровождает проект в процессе его акселерации – ускорения. Этот опыт, признается стартапер, помог ему вылечить предпринимательскую «дальнозоркость». 
– Как любому предпринимателю, мне нравится смотреть в будущее, видеть отличнейшие перспективы, а взглянуть на реальность страшно – и это стратегический разрыв. Опыт с трекерством, включение в процесс и столкновение с реальностью дали новый взгляд на собственный проект. И это уже сыграло свою роль. Плюс, просто невозможно идти пешком, когда все вокруг тебя хреначат по 16-17 часов. 
 
Будь вы молодым предпринимателем, пошли бы со своим проектом в акселератор или предпочли пройти путь самостоятельно?
– Акселератор – это, кстати, не только про начинающих предпринимателей. Чем больше опыта, тем больше даст тебе акселерация: видишь оттенки, лучше фильтруешь – что полезно, а что нет, наконец, просто справляешься с огромным потоком знаний. Шансов добежать до конца акселерации у предпринимателя с бэкграундом больше. 
К вопросу о выборе пути – универсального ответа нет. Акселерация – это как заниматься с тренером: ты тратишь меньше ресурсов на то, чтобы заставить себя работать. Есть тот, кто тебя пинает, возникает взаимная ответственность, и результат появляется быстрее. И второй момент – ты в потоке не один, есть опыт предыдущих проектов и взгляд со стороны. Конечно, оценку могут дать семья и друзья, но добиться от них эффективности и объективности можно не всегда.
 
Были в акселераторе проекты, которые удивили на уровне идеи?
– Возможно, это возраст, но я уже не оцениваю проекты на уровне идеи. Опыт трекера вообще очень сильно развернул меня с точки зрения работы с ожиданиями – я отказался от позиции эксперта и придерживаюсь мнения, что любую идею нужно проверять рынком. Иди и продавай. 
Проблема ожидания – это история про галлюцинации и иллюзии. Это очень часто наблюдается в акселераторе, когда есть 30 команд, и вначале тебе кажется, что вот эти ребята – огонь. Они хорошо рассказывают, у них интересная идея, все круто. Но проходит две-три недели, и странные, плохо связывающие два слова парни, на которых никто не обращал внимание, выдают результат, а у твоих фаворитов – по нулям.
Работа с иллюзиями – опасный путь: фигачишь-фигачишь, и часто зря. Поэтому надо постоянно проверять свой продукт рынком. Причем не просто спрашивать: «А вот это вам нужно?», потому что ответ – это в большинстве случаев наложение твоих галлюцинаций на галлюцинации заказчика. Реальные вещи гораздо более ценные: купили/не купили, поступили тебе деньги на расчетный счет или нет. 
 
Но как продать продукт, если он еще в полузачатке?
– Это история только про страхи. Продавать и проверять идеи можно и без продукта: всегда успеешь вернуть деньги покупателю, если не будет результата. Чаще мы боимся другого – отрицательного ответа. Сложно услышать: «Нет», «Это хрень», «Это никому не нужно», на начальном этапе, когда предприниматель особенно влюблен в свой продукт. Но единственный способ усовершенствовать и довести проект до ума – это идти и продавать. Один не купит – сходи к другому. Третий, пятый, десятый… Практика показывает, что если сходить к сотне, покупатель обязательно найдется.
 
От каких типичных ошибок стараетесь предостеречь своих подопечных?
– Это бесполезно и даже вредно для проекта и результата. «Туда не ходи, там будет засада» – во-первых, это твоя галлюцинация, во-вторых, реальность меняется так быстро, что никакой засады, возможно, уже и нет. То, что не выстрелило у одного, может выстрелить у другого.
Задача трекера не предостеречь, а быстрее натолкнуть команду на реальность и так сэкономить ресурсы – деньги, время. Пусть это будет болезненно, но стену можно обойти, перепрыгнуть, подкоп прорыть. Ошибаешься, встаешь, находишь решения и двигаешься дальше. 
 
Угадать с идеей для ИТ-стартапа сложно, а как насчет сфер деятельности?
– Аналогично, но есть определенные ориентиры. Мой опыт подсказывает, что если все говорят о каких-то технологиях или сегменте, идти туда не стоит – паровоз ушел. Кто-то уже успел накопить свои 10 тыс. часов экспертизы, и ты его не догонишь. Любые прорывы в большинстве своем – это как раз ребята, которые осознанно или интуитивно копали какую-то свою тему, искали и нашли. И если большинство говорит: «Да нет, это полная ерунда», значит, копаем правильно.
 
Поднять инвестиции
Кризис – лучшее время для развития ИТ-проектов: необходимость в новых продуктах становится очевидна всем, от корпораций до мелких компаний. Именно поэтому, уверен Алексей Костарев, число инвесторов на рынке будет расти. Вслед за этим подтянется и качество проектов. 
– За последние три года уровень российских ИТ-стартапов объективно вырос. Пока случаев конкуренции на международном рынке немного, но они уже есть. К примеру, Easy ten – мобильное приложение для изучения иностранного языка. Оно попало в крупнейший акселератор США 500 Startups, успешно прошло акселерацию и сейчас двигается дальше. Такие истории пока единичны, но их будет становиться все больше. 
 
Накопленной в России экспертизы для этого хватит?
– Когда сравниваю ребят, вернувшихся из Кремниевой долины, есть ощущение, что с точки зрения системного подхода к акселерации ФРИИ накопал даже больше. Но у нас до сих пор хромает оформление проектов, умение быстро и классно про себя рассказывать. Это навык не первостепенный, но важный. 
 
Кремниевая долина для ИТ-стартаперов – это идефикс. Там действительно можно вырасти быстрее?
– У рыбаков есть такая поговорка: клюет всегда на другом берегу. Для меня очевидно – видел это на практике – поднять инвестиции, найти своих первых потребителей в России однозначно проще. Денег и желающих проинвестировать здесь намного больше, чем проектов, которые показывают какой-то результат. Думаю, ближайшие несколько лет эта ситуация сохранится. Получив успех в России, закономерно пойти на международный рынок. Истории про то, чтобы взять и перепрыгнуть этот этап, случаются крайне редко. 
 
Кто сегодня в России готов вкладываться в «рисковые идеи с большим потенциалом»?
– Чаще всего первыми инвесторами оказываются friends family и fools. Но если есть хотя бы небольшой результат – это частные инвесторы и венчурные фонды, в России их около ста. У нас сейчас наблюдается такой разрыв между крупными фондами, такими, как Almaz Capital, которые инвестируют в большие состоявшиеся компании, с оборотами более $2-3 млн в год. И фондами, вкладывающими в компании с оборотами $100-200 тыс. А вот инвесторов для тех, кто посередине, нет. 
Следующим этапом, который жду я и многие на рынке, станет приход крупных корпораций, заинтересованных в покупке стартапов. Они тоже вынуждены ускоряться. Покупать, а не делать проект «с нуля» – точно быстрее и дешевле. Когда такие сделки станут массовыми, уровень ИТ-предпринимателей и их проектов заметно вырастет. 
 
ДОСЬЕ
Алексей Костарев
Родился в 1978 г. в Екатеринбурге. 
Образование: в 2001 г. окончил электротехнический факультет Уральского государственного технического университета. 
Карьера:
2001 г. – вместе с Дмитрием Шубиным открыл компанию «Медиальт», предоставляющую услуги доступа к Интернету в Екатеринбурге.
2003 г. – вместе с Дмитрием Шубиным открыл компанию «Диапазон».
2005 г. – продал «Медиальт» и «Диапазон», чтобы вложить деньги в разработку социальных игр. Вместе с Дмитрием Шубиным создал компанию i-Jet Media.
2011 г. – создал программу Giftoman.
2012 г. – ликвидировал компанию i-Jet Media.
2015 г. – программа Giftoman внедрена в семи федеральных торговых сетях. 
Семья: женат, пятеро детей. 
 
Автор: Наталья Повольнова
Фото в материале: Ольга Кравцова ("Колибри Professional"). 
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году
Китайский путь? Власть намерена создать «Цифровой профиль» для каждого россиянина
Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
«Стоило инфляции подскочить». Реальные доходы россиян впервые упали с начала года
Глава ЦИК предложила отменить результаты скандального второго тура выборов в Приморье
Бизнес все чаще использует карточные переводы Сбербанка. ФНС хочет доступ к этим данным
«Расцениваем действия Израиля как враждебные». Возле Сирии сбили Ил-20 c 15 россиянами

Бизнес

Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов? Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг
«Владелец офиса приходит в УК, а к нему относятся как к сурикату. Конечно, обидно!»

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

«Рост смертности населения в мирное время связан именно с экономикой». МНЕНИЕ «Рост смертности населения в мирное время связан именно с экономикой». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Есть спрос — будет и предложение. 11 необычных и странных профессий современности
«Покупатель не должен сам проводить экспертизу». Что можно смело требовать от застройщика
Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
«Начните откладывать на пенсию и забудьте про дорогие машины». Критические ошибки в 20 лет
«Неважно, кем вы работаете, робот сделает это лучше». Как ИИ лишит работы миллионы людей
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen