Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Поднять инвестиции в России проще, чем в Кремниевой долине»
«Поднять инвестиции в России проще, чем в Кремниевой долине»
Автор фото: Ольга Кравцова ("Колибри Professional"). Источник: DK.RU

«Поднять инвестиции в России проще, чем в Кремниевой долине»

Самое читаемое
  • «Это выходит за рамки морального понимания». Высокинскому запретили повышать зарплату «Это выходит за рамки морального понимания». Высокинскому запретили повышать зарплату
  • «Рынок элитной недвижимости в Дубае хорош». «Форум-групп» завершил уникальный проект в ОАЭ «Рынок элитной недвижимости в Дубае хорош». «Форум-групп» завершил уникальный проект в ОАЭ
  • «Если вам кажется, что вокруг вас одни дураки, скорее всего, вы их предводитель» «Если вам кажется, что вокруг вас одни дураки, скорее всего, вы их предводитель»
  • «Чертовски рад вернуться на свободу». Бывший чиновник об итогах года и ожиданиях на 2019-й «Чертовски рад вернуться на свободу». Бывший чиновник об итогах года и ожиданиях на 2019-й
  • Юлия Франгулова: «Брови Мефистофеля» — самая безобидная ошибка горе-косметолога» Юлия Франгулова: «Брови Мефистофеля» — самая безобидная ошибка горе-косметолога»
12:50   29.12.2016

Акционер i-Jet Media – издателя онлайн-игры «Счастливый фермер» и еще 40 игр в российских и европейских соцсетях – о том, почему любая идея для ИТ-стартапа – это всегда галлюцинация.

В 2010 году Алексей Костарев появился на обложке русского Forbes – улыбающийся бизнесмен держал в руках живую свинью. На тот момент компания i-Jet Media, владевшая сверхпопулярной онлайн-игрой «Счастливый фермер», была на пике: годовая выручка $20 млн, офисы в Кремниевой долине и Китае, несколько десятков миллионов пользователей. Вскоре аудитория игр, как и бум приложений для социальных сетей, резко сократилась. У компании начались финансовые проблемы, она была закрыта. На то, чтобы найти новую перспективную идею, у Алексея Костарева с командой ушло четыре года.
 
Накопать идею 
Свой текущий проект – компанию Giftoman Алексей Костарев с командой запустил в 2011-м, на следующий день, после закрытия i-Jet Media. Стартовый «капитал» на тот момент – команда, перешедшая из i-Jet Media, и уверенность всех участников процесса в том, что финиш – это новый старт. 
– В любой истории успеха самое интересное для меня – понять, а как человек сюда «добежал». Если копнуть глубже, любому взлету всегда предшествует с десяток-другой падений. И тут важен ракурс. В Кремниевой долине, например, количество падений вызывает только уважение: «О’кей, значит, получится в следующий раз». В России, скорее, наоборот. Что касается моего личного ракурса: да, мы профакапили прошлый проект с точки зрения финреза, но на другой чаше весов – опыт, команда, желание работать. Полный набор для того, чтобы двигаться дальше.
 
Как искали идею для нового проекта?
– Giftoman в его нынешнем виде практически полностью повторил жизненный цикл предыдущих проектов: четыре года поиска. Все это время казалось, что ничего не происходит, и ты бьешься в стену. И в какой-то момент наталкиваешься на то самое решение, кейс, новый рынок. До того как найти свою точку роста, мы несколько раз докручивали продукт. Начинали с электронных подарочных сертификатов, потом покопали историю с реферальностью, была у нас и своя программа лояльности – каждый раз делали продукт и выводили его на рынок. В итоге поиски привели к решению проблемы вовлеченности персонала магазинов в выполнение планов продаж. Именно от этого и зависит финансовый успех. 
 
Какой именно продукт вы сделали?
– Суть в следующем: практически повсеместно персонал магазинов узнает об эффективности своей работы только на следующий день – выполнила смена план или нет. Это похоже на то, как если бы вы управляли автомобилем с помощью зеркал заднего вида. Опыт создания игр позволил нам сделать продукт, который на «языке», понятном для продавцов, кассиров, консультантов и их руководителей, объясняет, где относительно планов они находятся – опережают или отстают и надо поднажать. Чтобы активнее вовлечь сотрудников магазинов в работу, запустили элемент «соцсоревнований» между разными сменами и магазинами одной сети. Другой элемент – игра в «красную линию», она показывает, кто систематически отстает от результатов смежников.
 
Столкнулись с тем, что внедрение нашей системы в большинстве случаев вовлекает 60% персонала магазина, и их результаты по выполнению планов заметно растут. 40% в эту игру не включается, но и это ценная информация – сигнал для руководителей о кадровых изменениях. Эффективность компании может повышаться, если мы аккумулируем у себя людей, готовых работать. 
 
Копать четыре года, до того как найти что-то стоящее – ваш персональный путь или типичный сценарий для ИТ-стартапа?
– Скорее, это мой субъективный сценарий. Хотя недавно в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» прочитал интересную мысль: накопив в каком-либо вопросе экспертизу в 10 тыс. часов, наталкиваешься на то, что может стать той самой точкой роста. Если поделить это время на 16-17-часов ежедневной работы, как раз выходит 3,5-4 года. Мы не знали, куда копать, – планомерно двигались из одной истории в другую. Возможно, в будущем, за счет опыта, этот цикл удастся сократить. Однако с точки зрения интереса и удовольствия от процесса смысл ускоряться есть не всегда. 
 
К вопросу ускорения. ИТ-стартапы сегодня создаются быстрее, чем 5-7 лет назад, и живут гораздо меньше. Вы это как оцениваете?
– Дело не в жизненном цикле стартапа, а в других скоростях и проникновении технологий во все отрасли. Доставка еды, уборка квартир, такси – везде присутствует ИТ-составляющая. Хорошая мысль была в одном из последних выступлений Германа Грефа: конкуренция на уровне продукта заканчивается, начинается конкуренция на уровне модели управления.
Уникальной идеи мало, если остановиться или двигаться с недостаточной скоростью, завтра появится сотня компаний, которые сделают то же самое и, возможно, лучше, чем ты. И все забудут про тебя, популярным станет другой сервис. Поэтому важную роль сегодня играет огромное количество факторов – умение рассказывать про себя, развивать компетенции, быстро взаимодействовать внутри команды, фокусироваться, с одной стороны, и видеть возможности – с другой.
 
Работа с галлюцинациями 
Четверть своего времени Алексей Костарев посвящает работе в акселераторе «Фонда развития интернет-инициатив» (ФРИИ). Он трекер очного акселератора: сопровождает проект в процессе его акселерации – ускорения. Этот опыт, признается стартапер, помог ему вылечить предпринимательскую «дальнозоркость». 
– Как любому предпринимателю, мне нравится смотреть в будущее, видеть отличнейшие перспективы, а взглянуть на реальность страшно – и это стратегический разрыв. Опыт с трекерством, включение в процесс и столкновение с реальностью дали новый взгляд на собственный проект. И это уже сыграло свою роль. Плюс, просто невозможно идти пешком, когда все вокруг тебя хреначат по 16-17 часов. 
 
Будь вы молодым предпринимателем, пошли бы со своим проектом в акселератор или предпочли пройти путь самостоятельно?
– Акселератор – это, кстати, не только про начинающих предпринимателей. Чем больше опыта, тем больше даст тебе акселерация: видишь оттенки, лучше фильтруешь – что полезно, а что нет, наконец, просто справляешься с огромным потоком знаний. Шансов добежать до конца акселерации у предпринимателя с бэкграундом больше. 
К вопросу о выборе пути – универсального ответа нет. Акселерация – это как заниматься с тренером: ты тратишь меньше ресурсов на то, чтобы заставить себя работать. Есть тот, кто тебя пинает, возникает взаимная ответственность, и результат появляется быстрее. И второй момент – ты в потоке не один, есть опыт предыдущих проектов и взгляд со стороны. Конечно, оценку могут дать семья и друзья, но добиться от них эффективности и объективности можно не всегда.
 
Были в акселераторе проекты, которые удивили на уровне идеи?
– Возможно, это возраст, но я уже не оцениваю проекты на уровне идеи. Опыт трекера вообще очень сильно развернул меня с точки зрения работы с ожиданиями – я отказался от позиции эксперта и придерживаюсь мнения, что любую идею нужно проверять рынком. Иди и продавай. 
Проблема ожидания – это история про галлюцинации и иллюзии. Это очень часто наблюдается в акселераторе, когда есть 30 команд, и вначале тебе кажется, что вот эти ребята – огонь. Они хорошо рассказывают, у них интересная идея, все круто. Но проходит две-три недели, и странные, плохо связывающие два слова парни, на которых никто не обращал внимание, выдают результат, а у твоих фаворитов – по нулям.
Работа с иллюзиями – опасный путь: фигачишь-фигачишь, и часто зря. Поэтому надо постоянно проверять свой продукт рынком. Причем не просто спрашивать: «А вот это вам нужно?», потому что ответ – это в большинстве случаев наложение твоих галлюцинаций на галлюцинации заказчика. Реальные вещи гораздо более ценные: купили/не купили, поступили тебе деньги на расчетный счет или нет. 
 
Но как продать продукт, если он еще в полузачатке?
– Это история только про страхи. Продавать и проверять идеи можно и без продукта: всегда успеешь вернуть деньги покупателю, если не будет результата. Чаще мы боимся другого – отрицательного ответа. Сложно услышать: «Нет», «Это хрень», «Это никому не нужно», на начальном этапе, когда предприниматель особенно влюблен в свой продукт. Но единственный способ усовершенствовать и довести проект до ума – это идти и продавать. Один не купит – сходи к другому. Третий, пятый, десятый… Практика показывает, что если сходить к сотне, покупатель обязательно найдется.
 
От каких типичных ошибок стараетесь предостеречь своих подопечных?
– Это бесполезно и даже вредно для проекта и результата. «Туда не ходи, там будет засада» – во-первых, это твоя галлюцинация, во-вторых, реальность меняется так быстро, что никакой засады, возможно, уже и нет. То, что не выстрелило у одного, может выстрелить у другого.
Задача трекера не предостеречь, а быстрее натолкнуть команду на реальность и так сэкономить ресурсы – деньги, время. Пусть это будет болезненно, но стену можно обойти, перепрыгнуть, подкоп прорыть. Ошибаешься, встаешь, находишь решения и двигаешься дальше. 
 
Угадать с идеей для ИТ-стартапа сложно, а как насчет сфер деятельности?
– Аналогично, но есть определенные ориентиры. Мой опыт подсказывает, что если все говорят о каких-то технологиях или сегменте, идти туда не стоит – паровоз ушел. Кто-то уже успел накопить свои 10 тыс. часов экспертизы, и ты его не догонишь. Любые прорывы в большинстве своем – это как раз ребята, которые осознанно или интуитивно копали какую-то свою тему, искали и нашли. И если большинство говорит: «Да нет, это полная ерунда», значит, копаем правильно.
 
Поднять инвестиции
Кризис – лучшее время для развития ИТ-проектов: необходимость в новых продуктах становится очевидна всем, от корпораций до мелких компаний. Именно поэтому, уверен Алексей Костарев, число инвесторов на рынке будет расти. Вслед за этим подтянется и качество проектов. 
– За последние три года уровень российских ИТ-стартапов объективно вырос. Пока случаев конкуренции на международном рынке немного, но они уже есть. К примеру, Easy ten – мобильное приложение для изучения иностранного языка. Оно попало в крупнейший акселератор США 500 Startups, успешно прошло акселерацию и сейчас двигается дальше. Такие истории пока единичны, но их будет становиться все больше. 
 
Накопленной в России экспертизы для этого хватит?
– Когда сравниваю ребят, вернувшихся из Кремниевой долины, есть ощущение, что с точки зрения системного подхода к акселерации ФРИИ накопал даже больше. Но у нас до сих пор хромает оформление проектов, умение быстро и классно про себя рассказывать. Это навык не первостепенный, но важный. 
 
Кремниевая долина для ИТ-стартаперов – это идефикс. Там действительно можно вырасти быстрее?
– У рыбаков есть такая поговорка: клюет всегда на другом берегу. Для меня очевидно – видел это на практике – поднять инвестиции, найти своих первых потребителей в России однозначно проще. Денег и желающих проинвестировать здесь намного больше, чем проектов, которые показывают какой-то результат. Думаю, ближайшие несколько лет эта ситуация сохранится. Получив успех в России, закономерно пойти на международный рынок. Истории про то, чтобы взять и перепрыгнуть этот этап, случаются крайне редко. 
 
Кто сегодня в России готов вкладываться в «рисковые идеи с большим потенциалом»?
– Чаще всего первыми инвесторами оказываются friends family и fools. Но если есть хотя бы небольшой результат – это частные инвесторы и венчурные фонды, в России их около ста. У нас сейчас наблюдается такой разрыв между крупными фондами, такими, как Almaz Capital, которые инвестируют в большие состоявшиеся компании, с оборотами более $2-3 млн в год. И фондами, вкладывающими в компании с оборотами $100-200 тыс. А вот инвесторов для тех, кто посередине, нет. 
Следующим этапом, который жду я и многие на рынке, станет приход крупных корпораций, заинтересованных в покупке стартапов. Они тоже вынуждены ускоряться. Покупать, а не делать проект «с нуля» – точно быстрее и дешевле. Когда такие сделки станут массовыми, уровень ИТ-предпринимателей и их проектов заметно вырастет. 
 
ДОСЬЕ
Алексей Костарев
Родился в 1978 г. в Екатеринбурге. 
Образование: в 2001 г. окончил электротехнический факультет Уральского государственного технического университета. 
Карьера:
2001 г. – вместе с Дмитрием Шубиным открыл компанию «Медиальт», предоставляющую услуги доступа к Интернету в Екатеринбурге.
2003 г. – вместе с Дмитрием Шубиным открыл компанию «Диапазон».
2005 г. – продал «Медиальт» и «Диапазон», чтобы вложить деньги в разработку социальных игр. Вместе с Дмитрием Шубиным создал компанию i-Jet Media.
2011 г. – создал программу Giftoman.
2012 г. – ликвидировал компанию i-Jet Media.
2015 г. – программа Giftoman внедрена в семи федеральных торговых сетях. 
Семья: женат, пятеро детей. 
 
Автор: Наталья Повольнова
Фото в материале: Ольга Кравцова ("Колибри Professional"). 
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Финал уральского кошмара. Суд вынес решение по делу 13-летней соучастницы убийства Финал уральского кошмара. Суд вынес решение по делу 13-летней соучастницы убийства
Второй раз за год: ЦБ вновь повысил ключевую ставку
Квартиры в стране подорожают на 20% из-за внезапных инициатив Госдумы
Налоговики помиловали бизнес на 3 месяца. За старое ПО на кассах не станут штрафовать
Война с бизнесом: как в Екатеринбурге полиция и коммунисты защищают малый бизнес от мэрии
Удар по семье. Кредиторы добились ареста имущества семьи банкира Фролова
Движение вниз. Сразу несколько российских банков предрекают падение рубля в 2019 году

Бизнес

Как участвовать в государственных контрактах без свободных денег? Как участвовать в государственных контрактах без свободных денег?
Может ли зомби-стартап заработать миллиард? Где искать внешних инвесторов / ИНСТРУКЦИЯ
Лизинг для бизнеса: новые возможности к Новому году
«Почти Black tie». Каким трендам следовали гости премии «Человек года — 2018» / ФОТО
«Угробили бренд». Что стало со знаменитыми конфетами «Уральский метеорит»?
Больше занимают и больше хранят
У штаб-квартиры РМК новый генподрядчик. Ввод объекта переносится еще на год

Свое дело

Александр Агапов: «Однажды мы решили: заказчик не должен терять на нас деньги» Александр Агапов: «Однажды мы решили: заказчик не должен терять на нас деньги»
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам

Качество жизни

Юлия Франгулова: «Брови Мефистофеля» — самая безобидная ошибка горе-косметолога» Юлия Франгулова: «Брови Мефистофеля» — самая безобидная ошибка горе-косметолога»
«Убитая квартира может превратиться в хороший актив». Что делать с хрущевками на Урале?
Екатеринбургу придется строить намного больше. Куда впихнуть новые жилые метры?
Тимур Турлов: «Рынку нужна передышка, чтобы двигаться дальше»
«Не учите нас жить». Екатеринбургу рассказали, что с ним не так
«Проблемы на 99% у нас в башке, но мозг, сука, хитер, и самому это дерьмо не разгрести»
«Поколение Z не умеет ждать. Между «хочу» и «пользуюсь» должна быть пара кликов»

Мнения

«Если вам кажется, что вокруг вас одни дураки, скорее всего, вы их предводитель» «Если вам кажется, что вокруг вас одни дураки, скорее всего, вы их предводитель»
Андрей Мовчан: «Мы производим больше сыра, но меньше станков. Это не импортозамещение»
«Чертовски рад вернуться на свободу». Бывший чиновник об итогах года и ожиданиях на 2019-й
«Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири
Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!»
«Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея вконец подорвала доверие к институту выборов
«Я не пользуюсь субсидиями. Но другим-то помощь государства нужна! А ее по факту и нет»

Лайфхаки

«Боитесь роботов и постоянно учитесь? Очень зря». Что реально важно для карьеры XXI века «Боитесь роботов и постоянно учитесь? Очень зря». Что реально важно для карьеры XXI века
Работа в предпраздничной атмосфере. Как вдохновить людей решить все дела до Нового года
«Все товары и услуги в итоге станут одинаковыми и будут стоить минимум. Когда? Уже скоро»
«Ребенок начинает врать в 2 года, а злорадствовать в 4». Природа человека: 10 исследований
Когда начальник — сатрап. Пять причин ухода лучших сотрудников
Пока Россия возвращается к наличке: в Швеции задумались о внедрении цифровой кроны
Работа в праздники? Почему это совсем не страшно и даже выгодно
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.