Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Они родились при Путине, у них все есть, и они свободные». Ирина Тебенева — о ...
«Они родились при Путине, у них все есть, и они свободные». Ирина Тебенева — о поколении Z
Источник: Личный архив Ирины Тебеневой

«Они родились при Путине, у них все есть, и они свободные». Ирина Тебенева — о поколении Z

Самое читаемое
  • «Это никакая не экономия». Госдума приняла законопроект о пенсионной реформе «Это никакая не экономия». Госдума приняла законопроект о пенсионной реформе
  • Ругать без персоналий. Депутатам запретили критиковать Путина за пенсионную реформу Ругать без персоналий. Депутатам запретили критиковать Путина за пенсионную реформу
  • «Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян «Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян
  • Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса
  • «Мне стыдно за каждый потраченный рубль». Десять признаков нездоровых отношений с деньгами «Мне стыдно за каждый потраченный рубль». Десять признаков нездоровых отношений с деньгами
06:00   29.05.2018

Вот-вот «зеты» войдут в платежеспособную фазу, и компании все чаще задают вопрос: а какие они? В колонке на DK.RU — о том, чем дышит молодежь и почему ничего не боится, кроме отключения интернета.

«Они другие, что с ними делать? Как с ними общаться? Как заинтересовать? Что им нужно?» — собственники компаний и рекламщики задают эти вопросы, глядя на современную молодежь — так называемое «поколение Z». «Зеты» скоро вступят в платежеспособную фазу, поэтому то, как с ними коммуницировать, становится для брендов очень актуальным. Маркетолог и психолог Ирина Тебенева делится своими наблюдениями о поколении Z:

Ирина Тебенева, маркетолог, психолог:

— Для начала скажу несколько слов о самой теории поколений. Два американца, Штраус и Хоув, выявили, что людей, рожденных в одно время, объединяют общие ценности. Они же ввели термины, которыми мы все сейчас пользуемся: «беби-бумеры» (это те, кто родился в 40-60-е гг.), «поколение X» (60-80-е гг.), «поколение Y» (80-2000-е), «поколение Z» (та самая «молодежь»).

Люди одного поколения могут  опознавать друг друга по какому-то общему идентификационному коду, который заложен на подкорке. Например, «иксов» называют поколением «с ключом на шее». Помните такой стиль воспитания: ключ от квартиры на шею тебе повесили, и ты целый день на улице? Теорию поколений накладывали на разные страны — в целом, с некоторыми оговорками, она работает везде.

Считается, что у «зетов» ценности еще не сформированы. Но некоторые закономерности уже можно пунктиром наметить (правда, скажу сразу, что это больше мои субъективные выводы, к которым я пришла, основываясь на опыте в маркетинге и психологии и наблюдая за своей дочерью Лизой и ее друзьями):

1) Они психологически более здоровые

Как это проявляется? У них, например, нет столько страхов. Возьмем человека постарше: он боится потерять работу, боится, что его выгонят из квартиры, боится показаться глупым, боится ошибиться. «Зеты» (и, пожалуй, «игреки») рассуждают так: «Если не буду работать здесь, буду работать еще где-нибудь. Не в этом городе, так в другом». Именно поэтому управлять такими сотрудниками на страхе «Я тебя уволю» не получится — для них это не будет трагедией.

2) Они ценят свободу

«Зеты» родились при Путине, живут в более менее стабильной стране, у них не было проблем с едой, у них сразу все было. Грубо говоря, они выбирали между айфоном и самсунгом. Они привыкли, что все можно узнать, потому что у них всю жизнь есть мгновенный доступ к информации. Все это повлияло на то, что они растут очень свободными. Поэтому некоторые инициативы государства вызывают у них улыбку, недоумение или оторопь. Начиная с того, что выпускников вузов хотят обязать пять лет работать по специальности (в смысле пять лет? Они такими сроками даже не мыслят, в их мире все очень быстро меняется), заканчивая тем, что можно просто взять и закрыть доступ к свободному интернету.

3) Они живут в интернете

Это никакая не шутка, это данность: они там общаются, учатся и зарабатывают. Они не понимают, как у человека  может не быть аккаунта в Инстаграме или Фейсбуке. Для них такого человека просто нет. Когда я называю кого-то своей дочери, она тут же ищет этого человека в Инстаграме. Если его там нет, это всегда ее удивляет.

Когда началась блокировка Телеграма, Лиза впервые всерьез заговорила о вероятности уехать в другую страну. Я ей говорю: «Если заблокируют еще и гугл, то телефоны не будут работать». Лиза сидит и молчит. Как «заблокируют»? Это ее жизнь. Для «зетов» это очень серьезно. 

4) Они не понимают географических границ

Границы стерты, поэтому они не понимают, зачем в принципе бывают войны. Им доступны любые книги, любые страны, они не понимают, что делить. Каждое поколение задает свои вопросы. Сейчас у власти беби-бумеры, которым надо всех победить. «Зеты» не понимают сути таких вещей, поэтому, вероятно, они не будут ни с кем воевать. 

5) Они бизнесовые

С самого детства у «зетов» есть возможность зарабатывать. Все друзья Лизы чем-то занимаются: кто-то шьет сумки, кто-то выпускает толстовки, кто-то ведет блог. Они все время что-то делают, пробуют. Безусловно, все поколение не будет бизнесовым, но наличие возможности действовать и зарабатывать тоже в ценностях что-то меняет. 

6) Они законопослушные

Считается, что «зеты» будут сильно соблюдать формальные правила. Судите сами: это поколение, которое с детства пристегивалось. Мы пристегиваемся, потому что штрафы, а у них даже мысли не возникает, что можно иначе: их с детства сажали в автокресла и пристегивали ремнями безопасности. Для них это норма. Они до конца читают инструкции, внимательно изучают состав продуктов, а дорогу переходят только на зеленый. 

7) Они интересуются политикой

Я не замечала, что мое окружение как-то интересуется политикой, а Лиза с друзьями обсуждают новости, митинги Навального, выборы. Они не рвутся к власти, но пристально наблюдают, что в ней происходит. Государство уже не сможет выехать на слоганах о великой державе (молодежь просто не понимает, о чем это) — оно должно будет им что-то предложить. 

8) Они мыслят практично

Я думаю сменить машину, хотя она абсолютно нормальная. Но просто было же принято раньше менять автомобиль каждые три года, а я уже пять лет не меняла. Лиза спрашивает: «А зачем? Тебя твоя машина не устраивает? Она сломана?» — Нет. И так — во всем: зачем новая квартира, зачем новый телефон. 

9) Они не падки на бренды

Многие «иксы» покупают дорогую брендовую одежду не потому что она им нравится, а потому что так принято в тусовке. «Зеты» не понимают, зачем на одежду тратить много денег. Более того, у них безумно популярны секонд-хенды, и топовые блогеры рассказывают, как это круто, найти винтажную вещь в секонде и смиксовать ее с какими-то люксовыми вещами, чтобы получился стильный образ. Намного больше очков и сумок от Dior у них ценится стиль. 

Маркетологам придется все это анализировать, изучать, вникать в то, что интересно молодежи, брать их в свои отделы. Раньше было как? Классический Котлер: то, то и то сделал по учебнику — все, сидишь зарабатываешь. Сейчас так не получится: пробуй одно, другое, третье. Это как в венчурных фондах: одно выстреливает, а другое нет. А у нас все всё еще хотят нигде не прогореть, а только заработать (и желательно сверхприбыль). Но пора смириться с тем, что так уже не будет. 
Автор: Полина Борисевич
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии «Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии
Секретные разработки утекли на Запад: ФСБ начала обыски в структуре «Роскосмоса»
Деньги малого бизнеса в банках защитят: их включат в систему страхования вкладов
Убыток был, но мизерный. Центробанк лишил лицензии местный уральский банк
Минтруд предложил разрешить бизнесу увольнять сотрудников за утрату доверия
Торговые центры снова на коне? Граждане начали покупать то, о чем мечтали с 2014 года
«Это никакая не экономия». Госдума приняла законопроект о пенсионной реформе

Бизнес

Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса
«Создали несколько виртуальных заводов, а они превратились в настоящие. Сюрприз!»
Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»
«Будут кивать в ответ, обсуждая, как вас доить»: что надо знать о китайцах до переговоров
Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты
«Стучат друг на друга». Как защитить бизнес от собственников

Свое дело

Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ
«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent

Качество жизни

«Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно» «Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно»
«Даже в престижные лицеи под видом школьной формы может пробраться китайщина»
Выпустили, потому что могли. Тест-драйв Lada Vesta Cross
«Проверяю игрушки на внуке». Как «Сима-Ленд» производит мыльные пузыри и велосипеды
«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей

Мнения

«Ключевой страх руководителя — как узнать, работают люди на удаленке или бездельничают?»
«Ключевой страх руководителя — как узнать, работают люди на удаленке или бездельничают?»
«Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян
«Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует бизнес»
Анатолий Чубайс: «Они пришли и сказали: “Анатолий Борисыч, добро пожаловать в тюрьму”»
«Давайте вскроем ватку, ой, извините, препарируем этот скандал» — Евгений Енин
«Игры кончились». Как спасти детей от тяжелой участи «золотой молодежи»?
Борис Дьяконов: «Предприниматели грезят о росте, но чаще всего это чужие мечты»

Лайфхаки

Алексей Захаров, SuperJob: «Когда компания большая, гениальное решение не срабатывает» Алексей Захаров, SuperJob: «Когда компания большая, гениальное решение не срабатывает»
«Раньше стояли за продуктами, теперь — за айфонами». Почему мы так любим очереди
«Постоянная занятость — это тормоз». Почему неуверенность в будущем набирает популярность
«Не надейтесь на защиту по отпечатку пальца». Восемь способов уберечь личные данные в сети
«Тренинги совсем непригодны для выработки навыков». «Прокачивать» сотрудников нужно иначе
«Мне стыдно за каждый потраченный рубль». Десять признаков нездоровых отношений с деньгами
«Карьеру делают эгоисты и нарциссы. Хороший лидер должен к тому же умело всех обманывать»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.