Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Порог вхождения. Продовольственный интернет-магазин окупится за два года

Порог вхождения на рынок продовольственного интернет-ритейла, по подсчетам Дмитрия Углова, генерального директора онлайн-магазина Da-Mart.ru, составляет 5 млн руб.

Столько потратил он сам и окупил затраты за два года. Бизнес-модель Da-Mart.ru — это сотрудничество с ГК «Кировский», первый и пока единственный в Екатеринбурге альянс традиционного и интернет-ритейла.

«Деловой квартал» № 38 (896) от 21 октября 2013 г., стр. 26-30

Два года назад у ГК «Кировский» появилось онлайн-направление. Создать на базе торговой сети интернет-магазин Da-Mart.ru Игорь Ковпак, президент ГК, доверил Дмитрию Углову, который только-только окончил вуз. Механика проста: наборы продуктов по заявкам, поступающим на сайт, комплектуют на складе «Кировского» и развозят курьерами. Причем Da-Mart.ru получает товары со скидкой.

Г-н Углов сразу ориентировался на сотрудничество с якорным ритейлером. В качестве потенциальных партнеров были выбраны три сети — «Ашан», «Мегамарт» и «Кировский», рассказывает он: «Передо мной стояла задача найти такого поставщика, который предлагал бы широкий ассортимент, низкие цены и был готов к сотрудничеству. Я презентовал руководителям трех сетей бизнес-план, включающий описание всех процессов. Со всеми начались переговоры. Выбор в пользу «Кировского» был сделан потому, что это местная сеть с известным и сильным брендом». Подводя итоги двух лет, проект считает успешным и руководство «Кировского», и сам Дмитрий Углов, который по просьбе «ДК» раскрыл тонкости партнерства.

Бизнес-план

Базовые затраты на открытие продуктового интернет-магазина — порядка 5 млн руб. До 70% от этой суммы ушло на создание сайта, электронной системы управления продажами, и на их интеграцию. 15-20% — на закупку оборудования в офис, аренду автомобилей и оснащение их холодильной техникой. Еще 10-15% — реклама.

При составлении бизнес-плана важны три момента. Первое — трезво оценивайте человеческие возможности сотрудников. Оператор-сборщик физически может подготовить не более 25 заказов в день. Мы наступили на эти грабли и были вынуждены срочно расширять штат в течение первых месяцев после старта. Второе — не экономьте на рекламе и маркетинге. От того, сколько вы вложите и насколько эффективной будет кампания, зависит количество клиентов. Ежемесячно на такое поддержание спроса придется закладывать не менее 100 тыс. руб. В среднем из 10 тыс. ежедневных посетителей сайта покупки совершают человек 300. Сегодня каждый пришедший клиент обходится нам в 200-300 руб., но на старте было в разы дороже. Помимо этого есть имиджевые кампании, которые формируют бренд, — на это обратите особое внимание. Но не советую вкладывать тысячи долларов в глянцевые плакаты — это ошибка, которую многие совершают, и мы не исключение. Самые эффективные инструменты — в Интернете. И третье — посчитайте, как я это называю, коэффициент реальности. Составив бизнес-план, возьмите планируемый показатель прибыли и поделите его на два.

Источники финансирования. Инвестиции

Я не сторонник заемных средств, но иногда без них никак. Первоначально в Da-Mart.ru я вложил собственные деньги. Помогли родители. Но этого оказалось недостаточно. Под залог 30% бизнеса я получил финансирование у инвестора, а впоследствии выкупил долю с учетом процентов. Банковские займы не брал принципиально — есть более выгодные варианты. Например, обратиться в фонды поддержки предпринимателей — их сегодня множество. Инвестора можно найти на выставках, типа OnlineRetailRussia. Их посещают настоящие профи, и даже если они не помогут деньгами, то помогут знаниями. И не стоит сбрасывать со счетов венчурные фонды и бизнес-ангелов. Как правило, это отзывчивые люди, которые всегда найдут время рассмотреть ваш кейс.

Ассортимент. Выбор дистрибьютора

Это самое важное в работе интернет-магазина. Товары должны быть востребованы, желательно — эксклюзивны. Цена — не выше конкурентов и уж точно не выше, чем в офлайновых магазинах. У нас на старте было представлено 10 тыс. товарных единиц, сегодня — в три раза больше. Наш вариант, конечно, не показателен, т. к. мы являемся официальным онлайн-направлением ГК «Кировский» и при необходимости можем задействовать всю товарную базу сети — 120 тыс. позиций.

Впрочем, дистрибьюторов на рынке множество — и федеральных, и региональных. Информацию в полном объ¬еме можно легко получить в Интернете. Единственное, что я бы посоветовал, — работать с тем, у кого наиболее широкий ассортимент. Получать товары у одного поставщика удобнее и выгоднее, чем у нескольких.

Связь. Программное обеспечение

Вы всегда должны быть на связи. Позаботьтесь, чтобы телефоны и Интернет работали бесперебойно. Резервный интернет-канал и запасные SIM-карты лишними тоже не будут.

Что касается ПО, не стоит использовать бесплатные конструкторы сайтов. Только индивидуальный проект, разработанный под ваши потребности, будет эффективен. При работе с веб-студиями детально прорабатывайте техзадание, вплоть до оттенков цвета. Рисуйте от руки, что хотите получить, и прикладывайте эскиз к договору. Очень часто непроработанные ТЗ оборачиваются дополнительными тратами. Не позволяйте загнать себя в кабалу: пусть одна компания сделает вам сайт, другая займется продвижением, третья — начнет раскрутку в соцсетях. Если отдать весь спектр работ одному подрядчику, вас выдоят до последнего рубля, а эффект будет нулевым. Рынок веб-разработки высококонкурентен, но не все компании добропорядочны. И последнее: заказывая продвижение, соглашайтесь на оплату только за покупателя, но не за посетителя!

Офис. Оргтехника

Расположение офиса важно для логистики. Оцените загруженность развязок, въезды и выезды, проработайте объездные пути. Не попадитесь на удочку риэлтора — «неудобный въезд, зато большой офис». Большой вам на первое время не понадобится. А вот транспортная доступность — очень даже. Также не нужно нагружаться оргтехникой. Для начала хватит пары компьютеров, принтеров и сканера. Плюс — мобильные телефоны для сотрудников. При определенном налоговом режиме требуется кассовый аппарат — об этом не стоит забывать.

Сотрудники

Изначально возьмите на себя функции работников, которых хотите набирать, — руководитель обязан знать, как все функционирует. Я, например, сам принимал и собирал заказы, а затем развозил их. И до сих пор иногда так делаю — держу руку на пульсе. Вы обязательно должны знать, где живет ваш сотрудник, с кем, кто его родители, где работал раньше и почему уволился. Не нужно стесняться задавать личные вопросы и звонить бывшим работодателям — от этого зависит эффективность бизнеса. А заодно обезопасите себя от краж. Я с этим сталкивался.

Не раздувайте штат. Изначально у нас работали 24 человека: три руководителя, включая меня, пятнадцать операторов-сборщиков и шесть курьеров. Два года работы показали, что эта модель слишком дорого обходится. В результате мы автоматизировали многие функции и сегодня работаем вдесятером: я, управляющий директор, бухгалтер и семь сборщиков. Все остальные — программисты, юристы, курьеры, маркетологи — на аутсорсинге. Эффективность вложений в аутсорсинговые компании оказалась гораздо выше, а в случае невыполнения договоренностей они компенсируют издержки.

Транспорт. Логистика

Лично я не вижу смысла покупать собственный автопарк. У нас эта функция на аутсорсинге — мы не платим за машины, за их сервис и ремонт. Оплачиваем только часы работы и топливо.

Логистику также готовимся отдать на аутсорсинг. Пока справляемся сами. Заказы собираем на складе «Кировского». Сборка составляет 18-20 минут, плюс 12 минут на оформление путевых листов и сопроводительной документации. Заказы доставляются группами, а не по отдельности. Промежуток между отправкой группы заказов — в среднем 2-3 часа. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сократить его до одного часа. Стоимость доставки: от 57 до 199 руб. — в зависимости от района. За счет аутсорсинга планируем увеличить скорость сборки и снизить цену доставки.

Кстати, изначально мы рассчитывали на самовывоз — выдачу заказов организовали в «Кировском» на ул. Маневровой. Покупателям это оказалось не очень нужно. Дождемся статистики по итогам года и примем конечное решение.

Первые покупатели

Правило Парето действует: 80% покупателей приносят 20% заказов, а 20% покупателей — 80% заказов. Вот эти 20% и есть постоянные клиенты — цените их. Пополняйте базу постоянных покупателей. Будьте готовы, что заказ поступит ночью, и чтобы хорошо зарекомендовать себя — идите навстречу пожеланиям, везите даже в два часа ночи. Если просят скидку — дайте. Эти маленькие хитрости на старте позволят сформировать лояльную аудиторию. А дальше свое дело сделают сарафанное радио и соцсети.

Не стоит пытаться сразу зайти в несколько городов: закрепите результат в одном — дальше действуйте по обстоятельствам. Я, например, рассчитывал после года работы в Екатеринбурге зайти еще в Нижний Тагил, Первоуральск, Среднеуральск и Верхнюю Пышму. Хотел все сделать сам, но экономика не сошлась. Сегодня планирую открыть филиалы Da-Mart.ru во всех городах, где работает «Кировский», — это 21 город. Экспансия в города присутствия сети — дело решенное. Сейчас решаем, какие города будем подключать в первую очередь. Кроме того, есть идеи о продаже франшизы Da-Mart.ru. Для региональных сетей этот вариант значительно дешевле, чем свое интернет-направление с нуля. Пока это лишь планы, но, надеюсь, наш сервис окажется востребованным в крупнейших городах России.

Когда окупятся вложения

Все очень индивидуально. У нас это заняло около двух лет. Я отбил базовые затраты, но продолжаю инвестировать. Магазин вышел на прибыль, но еще недостаточно самостоятелен для вольного плавания.

На данный момент среднее количество заказов в Da-Mart.ru составляет 70-80 в день. Средний чек — 2,4-2,6 тыс. руб. Кстати, чек вырос с 2011 г. почти в три раза — с 800-900 руб. Это означает, что люди стали нам больше доверять. Наши исследования показывают: если сначала они экспериментировали с интернет-доставкой продуктов питания, то сейчас совершают плановые покупки.

Чаще всего у нас покупают молодые мамы (30% заказов), пенсионеры и инвалиды (20%) и продвинутые интернет-пользователи (25%). Весомую долю составляют корпоративные заказы — 25%. Среди крупнейших клиентов — офисы PricewaterhouseCoopers и «Яндекс». Чай, кофе, сахар, молочные продукты и фрукты — самые излюбленные товары. Плюс мы реализуем социальную программу совместно с региональным Минсоцполитики: снабжаем семь центров соцзащиты населения в Екатеринбурге, которые обслуживают около 10 тыс. пенсионеров, инвалидов и ветеранов войн. Корпоративные заказы и соцпрограмма неслучайны — я сразу планировал диверсифицированный бизнес. Если проседает одно направление — это можно компенсировать другим. Например, когда мы начинали, закон о запрете дистанционной торговли алкоголем еще не был принят. Если бы мы не были распределенной компанией, то не выдержали бы этот удар. На моей памяти закрылось несколько интернет-магазинов, у которых значительный объем продаж приходился на алкоголь. Поэтому чем больше у вас направлений — тем ближе окупаемость.

Картинка кликабельна

Планы на будущее

Не нужно определять «потолок»: стремление к стабильности губительно для стартапа. Когда есть возможность для роста — нужно расти, есть возможность для диверсификации — нужно ей пользоваться. Используя опыт Da-Mart.ru, сегодня мы разрабатываем более крупный проект. Это городской торговый центр в Интернете — совместно с администрацией Екатеринбурга. ТЦ объединит на одной площадке лучших игроков интернет-торговли в разных отраслях: продукты питания, бытовая техника, детские товары и т. д. По нашему замыслу, онлайн-ТЦ должен стать гарантом высокого качества и одновременно — низких цен. Причем покупка здесь должна быть для покупателя более выгодной, чем у самих магазинов-партнеров. Это будет и первый в Екатеринбурге интернет-магазин с моделью cash-back: после совершения покупки часть стоимости товара будет переводиться обратно на счет покупателя. Все почти готово к запуску, стартуем в ближайшие полгода. Помимо этого мы готовим направление по комплексному обеспечению компаний города товарами для офиса и канцтоварами. Думаю, и это не последний мой проект в интернет-торговле.

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.