Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Потенциал роста в ритейле исчерпан» — Вадим Капустин, X5 Retail Group
«Потенциал роста в ритейле исчерпан» — Вадим Капустин, X5 Retail Group
Источник: X5 Retail Group

«Потенциал роста в ритейле исчерпан» — Вадим Капустин, X5 Retail Group

Самое читаемое
  • Каждый человек способен иметь 15 источников дохода. Считайте сами Каждый человек способен иметь 15 источников дохода. Считайте сами
  • «Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй» «Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй»
  • Охранники, операторы, консультанты. Какие еще профессии стали ненужными в России XXI века? Охранники, операторы, консультанты. Какие еще профессии стали ненужными в России XXI века?
  • «Если человек не умеет продавать, ему никогда не подняться по социальной лестнице». МНЕНИЕ «Если человек не умеет продавать, ему никогда не подняться по социальной лестнице». МНЕНИЕ
  • «Яндекс» ищет продавцов для своего первого смартфона. Ритейлеры против — маржа минимальная «Яндекс» ищет продавцов для своего первого смартфона. Ритейлеры против — маржа минимальная
05:30   27.04.2018

В ближайшие три-пять лет россияне будут все реже ходить в магазины и все чаще заказывать доставку товаров на дом. Как искусственный интеллект отразится на ритейле и когда исчезнут очереди на кассах?

О том, как изменятся торговые сети и потребительские привычки, в интервью DK.RU рассказал Вадим Капустин, директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям X5 Retail Group.

Какое отношение инновации имеют к ритейлу? Допустим, я как десять лет назад ходила в магазин, чтобы купить молоко и хлеб, так хожу и сегодня. Изменится ли что-то через десять лет?

— На самом деле ритейл является одним из локомотивов инноваций. Просто в отличие от технологических компаний, таких как Apple, Google или IBM, ритейл не слишком дизайнирует новые технологии. Инновации в ритейле, особенно в последние десять лет за рубежом и в последние пару лет в России, становятся неизбежностью и критическим фактором для движения вперед. Сильно возросла конкуренция. Если сегодня вы выйдете на перекресток оживленных улиц любого крупного города, будет три-четыре варианта, где купить то же самое молоко. Если сравнить среднее количество торговых площадей в пересчете на число жителей, то выше всего показатель в США, где на каждого жителя приходится в среднем 4 кв. м. На втором месте Франция — 1,5 кв. м, в странах Восточной Европы — около 0,9 кв. м, в России — 0,7 кв. м. Когда этот показатель перевалит за единицу, у ритейлеров не останется иного выхода, кроме как инвестировать в инновации. Это первый фактор.

Второй фактор — технический прогресс. Есть ощущение, что технологии, особенно в последние лет пять, развиваются с гигантским ускорением. В России сегодня тратится на НИОКР примерно 1% ВВП. Для сравнения — в США и Германии — около 3%, в Великобритании — 1,5%. Страна, которая лидирует по этому показателю — Южная Корея: почти 4% ВВП инвестируется в инновации. Зависимость от напряженности конкурентной среды понятная и очевидная. Есть такое понятие, как экстенсивный рост. Сегодня у достаточно большого числа отечественных ритейлеров по-прежнему есть возможность открывать новые магазины, заходить в новые регионы, расширять ассортимент и полочное пространство. Но в какой-то момент возможности для экстенсивного роста окажутся исчерпаны. И тогда инновации станут практически единственным способом выиграть в конкурентной борьбе. Мы к этому придем. Конечно, ситуация в разных регионах не гомогенная: в Москве, Питере или, может быть, даже в Екатеринбурге мы уже вплотную подошли к этой черте.

Наверняка российские ритейлеры ориентируются на опыт зарубежных игроков. Какие знаковые проекты появились в последние годы?

— Да, мы находимся уже в глобальной экономике, и то, что сегодня делает Amazon или AliBaba, будет влиять на российский ритейл напрямую. Несколько лет назад Amazon представила технологию, которая коренным образом меняет всю логистику в ритейле. Если сегодня вы представите обычный распределительный центр, то увидите огромное количество площадей, по которым ездят транспортировщики, перевозят палеты или боксы. В модернизированных РЦ робот сам забирает и доставляет товар. В РЦ 70% затрат — это люди, которые на машинках ездят из точки «А» в точку «Б». если заменить их на роботов, помимо сокращения финансовых затрат на зарплаты, это позволит существенно сократить площади РЦ, а значит, и арендную плату.

Кроме того, Amazon создал целую серию девайсов на платформе «Алекса», которая в ближайшие десять-пятнадцать лет имеет потенциал произвести революцию в ритейле. Это аналог Siri или российской Алисы. Свою систему разрабатывают Microsoft и китайские компании, и в ближайшее годы между ними развернутся горячие баталии. Все идет к тому, что мы будем общаться с искусственным интеллектом: задавать нормальным человеческим языком любые вопросы, и робот будет выполнять задания. Технология грозит разъединить торговые сети и покупателей, и это, конечно, неприемлемо.

Набирает силу и тренд омниканальности — сейчас вы идете в магазин, чтобы купить продукты питания, но через пять лет вы сможете покупку каких-то продуктов питания поставить на автомат: их будут доставлять на дом с регулярностью, допустим, раз в неделю. Или на ту станцию метро, где вам удобно забрать пакет. Омниканальность — это будущее. И сейчас все ритейлеры экспериментируют в этой сфере. Вот лишь один из примеров: внутри гигантских магазинов сети Walmart появились башни: покупатели оставляют заказ на сайте, затем указывают в киоске код и робот выкатывает тележку с товарами — и уже нет необходимости обходить все 20 тысяч квадратных метров торговых площадей. Все эти инновации появились буквально за последние два-три года.

В 2016 году компания Otto запустила первые грузовики без водителя — перевезла товар на расстояние 190 миль. И это тоже будущее: идет бурная автоматизация логистики.

Amazon Go — тоже новая концепция розничной торговли, которую живо подхватили игроки из Китая: это магазин без касс и очередей. Это, конечно, в определенной степени пиар-ход: кассиров действительно нет, но люди все равно нужны, чтобы как минимум выложить товары на полку. Конечно, все это еще эксперименты, невозможно заранее предугадать, что выстрелит, что придется по вкусу покупателям. В Китае запущен еще один интересный проект MobyMart — это магазин, который приезжает по вызову. Вы можете оставить заказ с помощью мобильного телефона и во двор вашего дома приедет целый магазин на колесах. Это пока тоже пиар-ход: логистические издержки невозможно заложить в наценку, проект явно убыточный. Но одного не отнять: китайцы быстрые — увидели новую концепцию и сразу пять-шесть стартапов раскатали.

То есть технический прогресс ведет к тому, что поговорка «хлеб за брюхом не ходит» совсем скоро станет совершенно неактуальной?

— Одна из ключевых проблем омниканальности в том, что при доставке на дом подавляющее большинство заказов приходится на вечер, после окончания рабочего дня, это серьезно увеличивает расходы. Walmart и Amazon решили опробовать другой подход: приобрели стартапы по созданию электронных замков, которые единоразово позволяют доставщику проникнуть в дом, причем оставить то же молоко не в холле, а поставить в холодильник. Понятно, что когда провели маркетинговое исследование, люди, которым по 50-60 лет, сказали: мы никогда на такое не пойдем. А среди 25-30 летних около 40% сказали: да, без проблем.

Насколько большой разрыв между мировым опытом и тем, что применяется в российском ритейле?

— По моим оценкам, российский ритейл отстает от мирового ну, может, года на три всего лишь. Причем с учетом больших инвестиций отечественных торговых сетей в венчурные фонды этот разрыв будет постепенно сокращаться. И есть конкретные проекты. Так, есть российский стартап, который разработал прототип умного зеркала: покупатель, не примеряя одежду, может прикинуть, как на нем будут смотреться разные вещи, и тут же оплатить товар. Полагаю, это появится в российских магазинах в ближайшие год-два.

Что уже сегодня покупатели могут увидеть в торговом зале?

— Многие торговые сети сегодня экспериментируют с кассами самообслуживания, с возможностью отсканировать штрих-код на товаре с помощью приложения на мобильном телефоне и сразу же оплатить его — также через мобильное устройство. Второй путь — установка считывающих сканеров на выходе из торгового зала. Многие покупатели уже сегодня пользуются возможностью бесконтактной оплаты. Но большинство инноваций, конечно, пока не видны рядовым покупателям — они внедряются в технологические процессы торговых сетей и позволяют сокращать издержки, а значит, снижать и стоимость товара на полке.

Открытое интервью в рамках II медиа-форума Ассоциации компаний розничной торговли в Екатеринбурге записала Ульяна Бисерова, DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Темпы роста приносятся в жертву финансовой стабильности». Чем обернулся дефолт 1998 года «Темпы роста приносятся в жертву финансовой стабильности». Чем обернулся дефолт 1998 года
«Шабаш, как в 90-е. Давно так не напрягались». Скандал в vip-ресторане Екатеринбурга
Бизнес предложил передавать персональные данные россиян «на сторону» без их ведома
Производители мясопродуктов попросили правительство помочь повысить цены
Богатые россияне вынуждены ослабить контроль за активами, чтобы передать их наследникам
«Яндекс» ищет продавцов для своего первого смартфона. Ритейлеры против — маржа минимальная
«Есть заинтересованные». Как Андрей Косилов столкнулся с проблемами в Свердловской области

Бизнес

Компенсация за переезд — приманка для ценных сотрудников или трата денег впустую? Компенсация за переезд — приманка для ценных сотрудников или трата денег впустую?
На грани фола! Как нанять топ-менеджера, который не будет воровать
Про самое интересное вы еще не слышали. Каких новых видов страхования ждать бизнесу?
Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса
«Создали несколько виртуальных заводов, а они превратились в настоящие. Сюрприз!»
Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»

Свое дело

«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот «Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ
Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ
«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта

Качество жизни

«Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй» «Повышение НДС до 20% — только первый шаг. Скоро будет и второй»
Екатеринбург опять выделился. Почему впервые «Единую Россию» могут снять с выборов?
«Чтобы стать богатым, нужно следовать одному правилу». Какому? ВИДЕО
«Главная ошибка предпринимателей — они верят в свой бизнес»
«Вполне вероятно ослабление рубля в масштабах 2014 г». Доллар резко подорожал: что дальше?
Как создаются тысячелетние бизнесы. История на реальном примере
«Мы шли к этому 20 лет». Почему нам нужна пенсионная реформа — аргументы эксперта

Мнения

«Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть». Какие навыки нужны человеку будущего «Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть». Какие навыки нужны человеку будущего
«Скорая» грустно проезжает мимо, потому что все не поместятся». Почему казаки — это фейк
Анатолий Чубайс: «Утечка мозгов в США — это не катастрофа, они вернутся в Россию»
«У моего друга есть ресторан, а у меня нет. Чем я хуже»? Как благие цели приводят к краху
«Власти пытаются одновременно бежать в разные стороны». К чему приведет отмена долевки
Эндрю ОБриен: «В РФ сложности возникают из-за больших расстояний и непредсказуемой погоды»
«Дискуссия про пенсионную реформу — это как дискуссия про закат солнца» — Евгений Енин

Лайфхаки

«Если человек не умеет продавать, ему никогда не подняться по социальной лестнице». МНЕНИЕ «Если человек не умеет продавать, ему никогда не подняться по социальной лестнице». МНЕНИЕ
«Сама мысль о работе уже портит вашу жизнь». Как среди вечных дел найти время для себя
Посмотреть родину Деда Мороза и школу Гарри Поттера. Где стоит побывать каждому ребенку
Каждый человек способен иметь 15 источников дохода. Считайте сами
Охранники, операторы, консультанты. Какие еще профессии стали ненужными в России XXI века?
Михаил Фридман: «Я никогда не терял здорового сна, успешные бизнесмены умеют отключаться»
Встаете в 6 утра и тщательно планируете день? Скажите полноценной работе «Прощай»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen