Деловой квартал / Новости / Просите денег под выполнимые проекты. Почему не работает господдержка и кто в э...
Просите денег под выполнимые проекты. Почему не работает господдержка и кто в этом виноват
Источник: Личный архив Андрея Елагина

Просите денег под выполнимые проекты. Почему не работает господдержка и кто в этом виноват

Самое читаемое
  • «Ее доля продолжала снижаться». «М.видео» покупает гипермаркеты немецкой сети в России «Ее доля продолжала снижаться». «М.видео» покупает гипермаркеты немецкой сети в России
  • Не попал на футбол и в суд: у Романа Абрамовича возникли проблемы с британской визой Не попал на футбол и в суд: у Романа Абрамовича возникли проблемы с британской визой
  • Алена Владимирская: «Фаундеры перспективных стартапов — самые несчастные люди на земле» Алена Владимирская: «Фаундеры перспективных стартапов — самые несчастные люди на земле»
  • Что делать, если налоговая нашла домашний бизнес через соцсети? ЛАЙФХАК Что делать, если налоговая нашла домашний бизнес через соцсети? ЛАЙФХАК
  • «За 18 лет перепробовали все». «Прямая линия» Путина в этом году пройдет без зрителей «За 18 лет перепробовали все». «Прямая линия» Путина в этом году пройдет без зрителей
06:00   21.02.2018

Инструменты помощи бизнесу сегодня есть. Но часто они не работают, потому что предприниматели впадают в крайность: или вообще ими не пользуются, или запускают стартапы только в расчете на поддержку.

В последнее время некоторые герои текстов DK.RU осторожно и неуверенно начинают хвалить меры господдержки: кому-то региональные и федеральные власти помогли выйти на новые рынки, кому-то — возместили из бюджета часть затрат на модернизацию производства. Их оппоненты возражают:  протекции не работают, компенсации и субсидии получают лишь избранные, государственные деньги токсичны, а в случае неудачи в их освоении предпринимателя ждут в лучшем случае проверки, а в худшем — уголовных дел. 

Генеральный директор «НПО БиоМикроГели» Андрей Елагин уверен: будут ли меры поддержки полезны или токсичны — в большей степени зависит от стратегии компании. 

—  У БиоМикроГелей был этап развития, когда мы могли попасть во все ловушки, описанные в историях «почему господдержка не работает»: в какой-то момент у нас были глобальные планы, но не было возможности осуществить их самостоятельно. 

В самом начале у нас не было ничего, кроме энтузиазма: хотелось с нуля стать «большим бизнесом» — сотрудничать с крупными нефтедобывающими игроками по всему миру, поставлять реагенты для водоочистки на крупные промпредприятия и продукцию — на прилавки федеральных ритейлеров. 

И если бы мы сразу начали реализовывать эти глобальные проекты, получая под них средства от государственных фондов, мы бы не вытянули. Никакой господдержки не хватит на то, чтобы обеспечить предприятию производственные площади, оборудование для массового выпуска продукции, а главное — она не подарит навыки работы на таком уровне, которые компания должна наработать естественным путем в процессе постепенного развития.

Поэтому мы планомерно на свои деньги стали развивать направление бытовой химии — выпускать моющие средства для массового потребителя, и точечно под определенные задачи привлекать инструменты поддержки. И вот как раз на этом этапе технопарки «Университетский» и «Сколково», оказали нам целевую помощь.

При этом мы следили за тем, чтобы инвестиции от государственных фондов были сравнительно небольшими относительно собственных средств и коммерческих займов, и привлекались именно тогда, когда были нужны, и под понятные достижимые цели.

Например, в 2014 г. мы получили грант «Сколково» в сумме 5 млн руб. на завершение первого этапа лабораторных испытаний, оформление сертификатов и международных патентов на нашу продукцию. Это было стратегически важно и очень своевременно, поскольку, например, срок регистрации патентов за рубежом составляет более двух лет.

Если бы мы не довели тогда эти разработки до рабочих прототипов и действующих промышленных образцов и не защитили бы их патентами, сейчас мы бы не смогли двигаться на международный рынок и представлять разработки в Европе, США, странах Азии и СНГ. Мы понимали это, но достаточной прибыли еще не было, а получить кредит в размере 5 млн руб. на эти цели в то время компания просто не могла.

C 2016 г. наша компания преодолела точку безубыточности и начала расти в три-пять раз в год. Но все это время мы поэтапно расширялись — наращивали объемы производства, укрепляли команду, развивали партнерскую сеть, укрупняли уровни и масштабы клиентов от региональных ритейлеров до федеральных сетей.

И только сейчас, через пять-шесть лет после первых попыток выхода на промышленников с технологией ликвидации аварийных разливов нефти, у нас появилась реальная возможность реализовать ее благодаря опыту и ресурсам, наработанным в смежном направлении, в сегменте экологичных моющих средств. Благодаря временной смене приоритетов мы смогли продвинуться в развитии технологии водоочистки, вложиться в необходимые лабораторные и промышленные испытания, что дало возможность выходить на переговоры с иностранными компаниями. 

Кстати, выйти на международный рынок нам также помогло государство. В 2014 г. благодаря поддержке РВК мы попали на один из ведущих инновационных форумов в Европе — Falling Walls, где на нас обратили внимание компании Total, BASF и многие другие. В итоге нас пригласили участвовать в крупнейшей программе развития инноваций на территории Евросоюза Horizon 2020.

Но все это было бы неосуществимо, никакие варианты господдержки не помогли бы выйти на этот уровень, если бы мы с самого начала перепутали глобальные цели с частными тактическими задачами и стали добиваться субсидий под проекты и условия, которые были неподъемны для нас в тот момент. 

Кстати, это одна из типичных ошибок начинающих бизнесов — слишком ранняя или вообще не подходящая к выбранному направлению деятельности ориентация на работу «с крупняками» в России или, тем более, за рубежом. Сегодня это модная тенденция, и ее тоже поддерживает государство, но надо понимать, что любой тренд надо примерять под исходные реалии. А они очевидны: у крупных заказчиков, тем более на зарубежных рынках гораздо более жесткие требования к объемам и срокам поставки продукции, ее сертификации, взаимодействию с инвесторами и т.д. И опыт в этих областях нужно нарабатывать постепенно, развиваясь этап за этапом.

В качестве поддержки бизнесу необязательно брать у государства деньги. Можно обращаться, например, за помощью в кооперации. Встречи с инвесторами на площадках технопарков — реальный рабочий инструмент привлечения финансирования. Иногда он может быть эффективнее субсидий. Кроме того, у тех, кто создает новые продукты и технологии, однозначно есть потребность в полигонах для испытаний. И в этом может быть место господдержке.

К примеру, нам для подготовки продукта к выпуску на промышленный рынок пришлось искать средства на аренду испытательного бассейна во Франции, в котором была возможность имитировать разливы нефти в условиях ветра, волн и т.д. В России таких нет, а вкладываться в оборудование личного бассейна для нас нецелесообразно. Если бы мы смогли зайти на государственную площадку, условный центр коллективного пользования, где такой бассейн есть, это бы позволило нам в разы сократить время на разработку технологии и реализацию ее на рынке.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«За 18 лет перепробовали все». «Прямая линия» Путина в этом году пройдет без зрителей «За 18 лет перепробовали все». «Прямая линия» Путина в этом году пройдет без зрителей
X5 планирует закрыть свою самую маленькую сеть: покупатель до сих пор не появился
Зарабатывают подрядчики, а не акционеры: Sberbank CIB раскритиковал «Газпром»
Не попал на футбол и в суд: у Романа Абрамовича возникли проблемы с британской визой
«Ее доля продолжала снижаться». «М.видео» покупает гипермаркеты немецкой сети в России
Медведев представил Путину кандидатов в министры. Полный список
«Сохранить стабильность». Парламент Чечни внес законопроект о третьем президентском сроке

Бизнес

ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» движется на Восток ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» движется на Восток
«Зачем вам эти риски?» Как агентский договор оптимизирует бизнес
«Клиенты совсем оборзели!» Как не надо бороться с потребительским экстремизмом
«Чуда не произойдет». Как законно оптимизировать бизнес
Роман Фадеев, юрист: «Сегодня предпринимательские риски можно переложить на директора»
«Активные продажи перестали работать». Почему менеджерам все чаще говорят «нет»? — МНЕНИЕ
«Слышали, но живьем не видели». Нестандартные кирпичи в фундаменте группы компаний

Свое дело

«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ «Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС
«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games

Качество жизни

«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением» «К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?
Личный ад собственника. Честный рассказ о том, как бизнес губят самые дорогие люди
«Русские тоже могут стать счастливыми, потому что у вас тоже есть бани» — посол Финляндии
«Хватит стесняться секса и эротики». Опыт компании «Казанова 69»

Мнения

«Спасите себя от руководства людьми, пока не поздно. Перестаньте быть рабом карьеры» «Спасите себя от руководства людьми, пока не поздно. Перестаньте быть рабом карьеры»
«Идет миграция национальной гордости в прошлое» — Евгений Енин, послесловие ко Дню Победы
К чему ведут «беспорядочные связи» с риелторами — Станислав Галкин
«День Победы превратили в какой-то фарс. Такой фарс нужен только для сбора пушечного мяса»
«Не сказал бы, что в России чересчур много праздников». Иван Коматина — правила экспата
«Знаешь двух хороших людей? Познакомь их». Павел Неверов в воспоминаниях друзей
«Не врать самому себе» — Павел Неверов о цене жизни и бизнеса

Лайфхаки

Алена Владимирская: «Фаундеры перспективных стартапов — самые несчастные люди на земле» Алена Владимирская: «Фаундеры перспективных стартапов — самые несчастные люди на земле»
Что делать, если налоговая нашла домашний бизнес через соцсети? ЛАЙФХАК
«Быть профессионалом хорошо, но максимума добивается только увлеченный ремесленник»
Евгений Чичваркин: «Европейцы — конченые социалисты, но в Россию я не вернусь»
«Мозг человека не умеет фокусироваться»: почему «мыслить стратегически» вредно для бизнеса
Татьяна Черниговская: «Человек самосозданный — это о киборгах, и мы очень близки к ним»
«Трудоголизм определяется не часами в офисе, а тем, что происходит в голове»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.