Подписаться
Деловой квартал / Новости / Просите денег под выполнимые проекты. Почему не работает господдержка и кто в э...
Просите денег под выполнимые проекты. Почему не работает господдержка и кто в этом виноват
Источник: Личный архив Андрея Елагина

Просите денег под выполнимые проекты. Почему не работает господдержка и кто в этом виноват

Самое читаемое
  • Саратовская министр уволена после слов о возможности прожить на 3500 руб. в месяц
Саратовская министр уволена после слов о возможности прожить на 3500 руб. в месяц
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
  • Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
06:00   21.02.2018

Инструменты помощи бизнесу сегодня есть. Но часто они не работают, потому что предприниматели впадают в крайность: или вообще ими не пользуются, или запускают стартапы только в расчете на поддержку.

В последнее время некоторые герои текстов DK.RU осторожно и неуверенно начинают хвалить меры господдержки: кому-то региональные и федеральные власти помогли выйти на новые рынки, кому-то — возместили из бюджета часть затрат на модернизацию производства. Их оппоненты возражают:  протекции не работают, компенсации и субсидии получают лишь избранные, государственные деньги токсичны, а в случае неудачи в их освоении предпринимателя ждут в лучшем случае проверки, а в худшем — уголовных дел. 

Генеральный директор «НПО БиоМикроГели» Андрей Елагин уверен: будут ли меры поддержки полезны или токсичны — в большей степени зависит от стратегии компании. 

—  У БиоМикроГелей был этап развития, когда мы могли попасть во все ловушки, описанные в историях «почему господдержка не работает»: в какой-то момент у нас были глобальные планы, но не было возможности осуществить их самостоятельно. 

В самом начале у нас не было ничего, кроме энтузиазма: хотелось с нуля стать «большим бизнесом» — сотрудничать с крупными нефтедобывающими игроками по всему миру, поставлять реагенты для водоочистки на крупные промпредприятия и продукцию — на прилавки федеральных ритейлеров. 

И если бы мы сразу начали реализовывать эти глобальные проекты, получая под них средства от государственных фондов, мы бы не вытянули. Никакой господдержки не хватит на то, чтобы обеспечить предприятию производственные площади, оборудование для массового выпуска продукции, а главное — она не подарит навыки работы на таком уровне, которые компания должна наработать естественным путем в процессе постепенного развития.

Поэтому мы планомерно на свои деньги стали развивать направление бытовой химии — выпускать моющие средства для массового потребителя, и точечно под определенные задачи привлекать инструменты поддержки. И вот как раз на этом этапе технопарки «Университетский» и «Сколково», оказали нам целевую помощь.

При этом мы следили за тем, чтобы инвестиции от государственных фондов были сравнительно небольшими относительно собственных средств и коммерческих займов, и привлекались именно тогда, когда были нужны, и под понятные достижимые цели.

Например, в 2014 г. мы получили грант «Сколково» в сумме 5 млн руб. на завершение первого этапа лабораторных испытаний, оформление сертификатов и международных патентов на нашу продукцию. Это было стратегически важно и очень своевременно, поскольку, например, срок регистрации патентов за рубежом составляет более двух лет.

Если бы мы не довели тогда эти разработки до рабочих прототипов и действующих промышленных образцов и не защитили бы их патентами, сейчас мы бы не смогли двигаться на международный рынок и представлять разработки в Европе, США, странах Азии и СНГ. Мы понимали это, но достаточной прибыли еще не было, а получить кредит в размере 5 млн руб. на эти цели в то время компания просто не могла.

C 2016 г. наша компания преодолела точку безубыточности и начала расти в три-пять раз в год. Но все это время мы поэтапно расширялись — наращивали объемы производства, укрепляли команду, развивали партнерскую сеть, укрупняли уровни и масштабы клиентов от региональных ритейлеров до федеральных сетей.

И только сейчас, через пять-шесть лет после первых попыток выхода на промышленников с технологией ликвидации аварийных разливов нефти, у нас появилась реальная возможность реализовать ее благодаря опыту и ресурсам, наработанным в смежном направлении, в сегменте экологичных моющих средств. Благодаря временной смене приоритетов мы смогли продвинуться в развитии технологии водоочистки, вложиться в необходимые лабораторные и промышленные испытания, что дало возможность выходить на переговоры с иностранными компаниями. 

Кстати, выйти на международный рынок нам также помогло государство. В 2014 г. благодаря поддержке РВК мы попали на один из ведущих инновационных форумов в Европе — Falling Walls, где на нас обратили внимание компании Total, BASF и многие другие. В итоге нас пригласили участвовать в крупнейшей программе развития инноваций на территории Евросоюза Horizon 2020.

Но все это было бы неосуществимо, никакие варианты господдержки не помогли бы выйти на этот уровень, если бы мы с самого начала перепутали глобальные цели с частными тактическими задачами и стали добиваться субсидий под проекты и условия, которые были неподъемны для нас в тот момент. 

Кстати, это одна из типичных ошибок начинающих бизнесов — слишком ранняя или вообще не подходящая к выбранному направлению деятельности ориентация на работу «с крупняками» в России или, тем более, за рубежом. Сегодня это модная тенденция, и ее тоже поддерживает государство, но надо понимать, что любой тренд надо примерять под исходные реалии. А они очевидны: у крупных заказчиков, тем более на зарубежных рынках гораздо более жесткие требования к объемам и срокам поставки продукции, ее сертификации, взаимодействию с инвесторами и т.д. И опыт в этих областях нужно нарабатывать постепенно, развиваясь этап за этапом.

В качестве поддержки бизнесу необязательно брать у государства деньги. Можно обращаться, например, за помощью в кооперации. Встречи с инвесторами на площадках технопарков — реальный рабочий инструмент привлечения финансирования. Иногда он может быть эффективнее субсидий. Кроме того, у тех, кто создает новые продукты и технологии, однозначно есть потребность в полигонах для испытаний. И в этом может быть место господдержке.

К примеру, нам для подготовки продукта к выпуску на промышленный рынок пришлось искать средства на аренду испытательного бассейна во Франции, в котором была возможность имитировать разливы нефти в условиях ветра, волн и т.д. В России таких нет, а вкладываться в оборудование личного бассейна для нас нецелесообразно. Если бы мы смогли зайти на государственную площадку, условный центр коллективного пользования, где такой бассейн есть, это бы позволило нам в разы сократить время на разработку технологии и реализацию ее на рынке.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
Саратовская министр уволена после слов о возможности прожить на 3500 руб. в месяц
«Средний класс осознал плюсы банкротства». Количество несостоятельных россиян резко растет
«Две недели продолжалась новостная вакханалия». «Кэшбери» приостановила работу
Закат державы или не показатель? Как авария «Союза» скажется на позициях России в космосе
«После 2019 г. мы сможем снизить стоимость ОСАГО для многих клиентов»

Бизнес

«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек» «Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»
«9 подразделений, у каждого директора — свой взгляд на бизнес». Кейс об управлении сетью

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
«Требуете от сотрудников больничный? Что ж, у вас будут работать только посредственности»
«Нас убедили, что великие бизнесмены — провидцы, а на самом деле стать «гением» не сложно»
Позвольте себе Dolce vita: 10 вещей, на которые точно стоит потратить деньги
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen