Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

«Розничная торговля взлетела, но скоро умрет»: как автомагазины Урала обманывают кризис

Почему уральские автомагазины расширяют «бесперспективные» направления торговли, и покорят ли рынок Екатеринбурга экономичные «гаражные» автомастерские. Тренды рынка в материале DK.RU

Резкое падение покупательной способности граждан стимулировало приток на уральский вторичный автомобильный рынок нового потока клиентов. Огромный парк машин жителей Екатеринбурга не может не обслуживаться, а в условиях экономии автовладельцы все чаще выбирают вместо покупки новой машины ремонт старой. При этом они становятся все более требовательными, что заставляет игроков рынка и профессиональные сайты развивать для этой аудитории новые сервисы.  
 
«Так как на нашем сайте размещается информация об автомобильных компаниях Екатеринбурга, прайсы и предложения, мы можем отслеживать тенденции по запросам покупателей. И в последние два года мы наблюдаем смену этих запросов. После провала автомобильного рынка и взлета ценника на новые машины, пользователь обратил внимание на обслуживание автомобилей и стал более требовательным в выборе компаний. Учитывая два этих фактора, интернет-сайты постоянно разрабатывают новинки и запускают уникальные сервисы, которые будут отвечать нынешним запросам посетителей. Таким образом, возрастает внимание к самому пользователю, его интересам и потребностям. Это не значит, что о клиентах теперь забыли. Например, в своих разработках мы учитываем сокращение бюджетов рекламодателей и нацеленность компаний на trade-маркетинг»,  комментирует Карина Савицкая, руководитель автомобильного портала pogazam.ru.
 
Однако тенденция перетекания клиентов из салонов новых автомобилей в автосервисы не означает, что кризиса на этом рынке нет. Напротив, игроки сталкиваются с необходимостью серьезно менять свои стратегии. 
 
«В 2008 году мы использовали стратегию увеличения товарных запасов по прежней цене. Сегодняшнее время намного тяжелее, так как кризис затяжной, и меры увеличения остатков не сработали. Сейчас мы развиваем розничное направление, открываем новые магазины. Но в будущем их ждет вымирание из-за снижения наценки на запчасти»,  отмечает Владимир Веремеенко, коммерческий директор сети монобрендовых автомагазинов: Рено Пежо, Луи Рено, Форд66, Франц, Фокус, Француз.
 
По мнению экспертов, лежащие на поверхности тренды обманчивы. То, что вроде бы развивается сейчас, для рынка  —  уже вчерашний день. К примеру, по прогнозам через 15-20 лет автомагазины как отдельный бизнес почти исчезнут, превратившись во внутренний отдел автосервисов, а приобрести запчасть возможно будет только при заказе соответствующих ремонтных работ.
 
Как отмечает Владимир Веремеенко, сейчас население России европизируется. В Европе автомагазинов нет, автомобилисты приходят в сервис, отдают машину и на выходе получают чек. То есть автосервисы не продают отдельно запчасти. Но чтобы придти к этому компании проходят через наращивание «временно популярных» форматов. 
 
«У нас другое отношение к ремонту автомобилей, многие любят сами поменять что-либо. Но с изменением менталитета магазины станут практически не нужны. В 2013 году до этого периода было около 10 лет, с наступлением кризиса все отодвинулось и дало время для развития розничных магазинов, минимум 3 года. Тогда мы решили развивать розницу, а свободные деньги вкладывать в монобрендовые автосервисы с отделами снабжения запчастями, чтобы вовремя переключиться с одного тренда на другой»,  — делится планами г-н Веремеенко. 
 
Изменения происходят и в ассортиментной политике: казалось бы наступает тотальный диктат эконом-сегмента. Если в хорошие периоды ставку делали на качество бренда, то теперь она смещается в сторону более дешевых вариантов. Это запчасти третьих стран: Португалия, Испания, Китай, Тайвань. Однако интересно, что такие траты следуют из стремления автомобилистов сэкономить. Дело в том, что сегодня период эксплуатации запчастей увеличился в 2 раза. Раньше он составлял 2-3 месяца, сейчас уже 3-6 месяцев. С заменой затягивают до такой степени, что времени на ожидание уже нет, приходится переплачивать. 
 
Общим местом всех экспертных оценок стала тенденция резкого сокращение складских площадей в этом сегменте торговли. 
 
 «У нас нет складов с запчастями, так как это затраты, от которых мы уходим. В наличии есть популярные, расходные материалы, остальное мы берем у партнеров по запросу клиента. Наши поставщики доставляют товар в период от трех часов, таким образом мы исключаем риски в закупках, не теряя в мобильности»— комментирует Олег Михайлов, коммерческий директор сети сервис маркетов «Римэкс». 
 
На этом фоне автомагазины выбрали довольно примечательную политику. Действительно, площади складов сокращаются, оставшиеся заполняются товаром эконом-класса. Однако продавать эконом-товары игроки рынка не спешат: пока покупатели берут то, что дороже, надо и продавать дороже. 
 
«Да, сейчас мы расширяем ассортимент в сторону более демократичных вариантов, в том числе российских производителей запчастей. Контракты с новыми поставщиками подписаны, но в ближайшее время вводить бюджетный ассортимент мы не собираемся. Пока на Урале люди интересуются проверенными брендами подороже и на своих автомобилях совсем экономить не начали, мы не чувствуем этой тенденции. Здесь возникает ценовая вилка — мы сейчас даем возможность приобрести дорогой товар, но предполагаем, что скоро придёт клиент с запросом на минимальный ценник и готовимся к этому», — уточняет г-н Михайлов. 
 
Если в плане розничной продажи цены должны пойти вслед за потребностями эконом-клиента, то в вопросе услуг автосервисов все наоборот. Какое-то время крупные компании смогут позволить себе долго не завышать ценник за счет объемов работы и необходимого оборудования в наличии. Для мелкого бизнеса этот период станет губительным, так как покупка и содержание качественного оборудования импортного производства стоит дорого. Поэтому пресловутых «гаражных» мастерских участники рынка совершенно не опасаются. 
 
«Статистика действительно говорит об увеличении количества гаражных автосервисов, но их владельцы окажутся в тупике  нынешний автопарк Екатеринбурга там просто не отремонтировать: слишком много качественных зарубежных моделей. Поэтому вряд ли такие сервисы разовьются», — резюмирует Олег Михайлов.
 
Авторы: Анна Сосновских, Попов Андрей. 
 
Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.