Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Рынок наводнен откровенным барахлом»: что продается как «готовый бизнес» / ИНТ...
«Рынок наводнен откровенным барахлом»: что продается как «готовый бизнес» / ИНТЕРВЬЮ
Источник: Личный архив Евгения Ганеева

«Рынок наводнен откровенным барахлом»: что продается как «готовый бизнес» / ИНТЕРВЬЮ

Самое читаемое
  • «После 20 лет нейроны отмирают и вы начинаете глупеть? Это чушь». Главные мифы о мозге «После 20 лет нейроны отмирают и вы начинаете глупеть? Это чушь». Главные мифы о мозге
  • Сбербанк поднял ставки по ипотеке. Вскоре они вырастут еще сильнее Сбербанк поднял ставки по ипотеке. Вскоре они вырастут еще сильнее
  • Продажи на сотни миллиардов: сколько россиян покупает на AliExpress
Продажи на сотни миллиардов: сколько россиян покупает на AliExpress
  • Нужно больше данных: поставщики попросили ритейлеров раскрывать продажи в каждом магазине Нужно больше данных: поставщики попросили ритейлеров раскрывать продажи в каждом магазине
  • «Мы долго жили идеей национальной стройки, пора подумать о других глобальных рынках» «Мы долго жили идеей национальной стройки, пора подумать о других глобальных рынках»
06:00   25.08.2016

«Иногда это не сознательный обман. Просто люди, которые занимаются бизнесом по 10 лет, нередко даже не знают, какая у них прибыль», — Евгений Ганеев, собственник магазина готового бизнеса UralDelo.

Если бы в рекламе батареек Energizer снимались люди, то Евгений Ганеев вполне подошел бы на такую роль. Он всегда энергичен, бодр и позитивно настроен. Говорит быстро, как будто торопится побольше успеть, и фонтанирует идеями.
 
Свои проекты он запускает почти так же быстро, как говорит. Первый предпринимательский опыт он получил еще в школе: делал модные тогда нунчаки и продавал своим же сверстникам. Потом валил деревья, продавал удобрения, организовывал детские лагеря...
 
Загоревшись идеей вовлечь как можно больше людей в эту игру («Это же как игра... такая, взрослая игра», — делает он ремарку в самом начале разговора), в 2001 г. он открыл магазин по продаже готового бизнеса UralDelo.RU. В интервью DK.RU он рассказывает о том, почему многие люди мечтают первым делом об автомойке, как отличить работающую компанию от неработающей и реально ли бизнес-курс уместить в мантру из двух слов. 
 
 
Вы продаете «готовый бизнес». Но есть такое мнение, что успешный бизнес никто не будет продавать...
 
—  И неспроста: часто люди продают бизнес, потому что он загибается, и они не нашли ничего умнее, чем попытаться найти на него покупателя. Поэтому очень много времени и сил мы тратим на анализ предложений. Раньше мы примерно каждый пятый бизнес принимали на продажу, сейчас, наверное, только каждый 50-й: рынок наводнен откровенным барахлом. Люди звонят и говорят: «Я вот тут создал интернет-магазин, но что-то торговля не идет, нет пока ни одного заказа. Хочу продать свой готовый бизнес». Конечно, это никакой не готовый бизнес! Готовый бизнес  это то, что работает хорошо и приносит прибыль, превышающую среднюю зарплату.  
 
Нередко бывает также, что пытаются продать бизнес с маленькой доходностью. Могут быть и неплохие варианты, но когда у вас чистая прибыль 30-50 тыс. руб., это означает очень маленький запас прочности. Достаточно произойти каким-то небольшим изменениям на рынке — а они происходят, и это неизбежно — и все, прибыль рассасывается. Конечно, нормальный бизнес должен приносить 100 тыс. руб. и больше (желательно не меньше 300), и приходится много отфильтровывать.
 
Что тогда вы продаете? 
 
— Попадаются хорошие, прибыльные бизнесы, где причина продажи совсем иная, нежели «бизнес не пошел». Вообще, наша самая любимая причина, это когда человек продает не бизнес, а технологию: технологию производства, технологию сбыта. Вот, например, человек занимается тротуарной плиткой и говорит: «Свой бизнес я не продам ни в коем случае: он меня кормит и будет кормить много лет. Но я не боюсь никакой конкуренции, отношусь к этому здраво, и продаю технологию, как такую плитку произвести и как ее круглый год продавать». Это самое главное, это сердцевина бизнеса и это применимо к любому направлению: продаже услуг, торговле... 
 
Бизнесы, построенные на технологии, мы называем «информационными». Как правило, они дешевле, чем бизнесы, где необходим большой объем материальных активов,  и быстрее окупаются. Но они требуют от предпринимателя чуть больше предпринимательского опыта, чем, скажем, какой-то актив, который сдается в аренду. 
 
И тот, и другой формат имеет право на существование, более того, всем своим «серийным» покупателям, которые с нами сотрудничают по 6-7 лет, мы рекомендуем диверсифицировать бизнес, то есть вкладывать и в медленные активы (например, недвижимость, которую можно сдать в аренду, с окупаемостью около 7 лет), и в быстрые, которые окупаются за полгода; советуем вкладывать в разные отрасли, бизнесы сезонные и несезонные — тогда получается очень устойчивая схема. 
 
Могу сказать, что одна из причин, почему мы этим занимаемся, хотя могли бы давно не заниматься, — удовольствие. Нам доставляет удовольствие наблюдать, как начинающие предприниматели за пару лет взращивают свою империю из шести разнонаправленных бизнесов. На примере кризиса 2015 г. мы видим, что именно такие мини-холдинги спокойно остаются на плаву. 
 
Кстати, если мы говорим о причинах, почему люди продают свои компании, то бывает и так, что просто пропал драйв. Люди спрашивают: «Как можно продавать работающий бизнес? Поставь управляющего, и все будет хорошо». Не всегда такой сценарий возможен. К примеру, люди не могут найти хорошего управляющего, и им проще продать бизнес, чем тратить на него время. 
 
Как вы фильтруете предложения?
 
— Как я уже говорил, бывает так, что бизнес, который нам предлагают для перепродажи, неприбылен. Это хорошо, потому что нам это экономит время: сразу не берем, и все. Бывает, что заявлена хорошая прибыль, но мы смотрим документы, анализируем и понимаем, что все не так на самом деле. И иногда это даже не сознательный обман — просто люди, которые занимаются бизнесом по 10 лет, нередко даже не знают, какая у них прибыль. 
 
Например, говорят, что чистая прибыль 200 тыс. в месяц. «Хорошо, — говорим мы, — но вот у вас есть материальные активы, нужно ведь заложить деньги на ремонт, на обслуживание?» Вычитаем. Дальше: «Какие у вас расходы на рекламу?». Есть такие бизнесы, которые не нуждаются в рекламе, но так бывает редко. А для всех остальных это огромные статьи расходов, до половины выручки. Так выуживаем все расходы, и получается, что из 200 тыс. остается 10. 
 
Вообще, мы всем рекомендуем делать проверку бизнеса. Иногда даже заставляем этим заниматься! Мы говорим: «Берите то, что проверяется, смотрите, чтоб было подтверждение всех доходов, всех расходов. Вся экономика должна быть подкреплена документально». Когда есть возможность, мы проверяем бизнес при помощи тайного покупателя, замеряем человекопоток в конкретный день. Все методы работают в комплексе, и, кстати, за день до сделки мы всегда делаем еще одну проверку бухгалтерии: мало ли что мы там месяц назад проверяли — все могло измениться. 
 
Поменялся ли в кризис спрос на готовый бизнес? 
 
— Мы не заметили, чтоб резко что-то поменялось. 
 
Может быть, стал больше востребован какой-то сегмент, к примеру, общепит? 
 
— «Я хочу какой-то конкретный бизнес», — такое бывает достаточно редко, процентов 10 таких покупателей. Как правило, люди хотят просто вложить деньги.
 
Но мы заметили, что очень часто первый бизнес представляется людям в виде автомойки. Пока моют их машину, люди на телефоне считают прибыль, поражаются: «О, какая хорошая цифра», и думают, что автомойку купить выгодно. На самом деле, этот бизнес далеко не всегда приносит прибыль. «Хочу кафе», «хочу свой бар» — с такими запросами тоже приходят часто. У людей бывают такие мечты. Но нередко мы их мечты перепрофилируем.  
 
На самом деле, не так важно, чем ты занимаешься: в любом бизнесе от собственника нужно только одно — управлять. Это достаточно просто: надо ставить задачу и контролировать ее выполнение. Конечно, управленец должен еще думать о будущем, о развитии бизнеса, но это уже как пойдет. Можно же не развивать бизнес, а поддерживать его на прежнем уровне. 
 
Так вот, возвращаясь к программе минимум: многие люди умеют ставить задачи, но забывают, что надо контролировать их выполнение, а сейчас очень много таких работников: задачу ты им поставишь, но не факт, что она будет выполнена.  
 
Какой у вас средний чек?
 
— Средний чек  миллион, срок окупаемости примерно год. Бывают, кстати, хорошие предложения, даже дешевле 500 тыс., но таких очень мало. 
 
Какой возраст ваших покупателей?
 
— Есть люди 18-20 лет...
 
Им родители покупают? 
 
— Не всегда, но бывает, что да, покупают родители. Но если молодой человек участвует в покупке, хочет заниматься этим делом, у него все получается. Конечно, молодым людям мы стараемся подобрать бизнесы с простой моделью.
 
Что, например? 
 
 — Хорошие, действующие интернет-магазины (допустим, по торговле двигателями. Тут много плюсов: можно работать по всей России, транзакций не так много и хорошая наценка).  
 
Если вернуться к теме возраста, то покупатели разные. Не так мало у нас пенсионеров: в первую очередь, они хотят открыть бизнес для интереса, чтоб быть на волне. Кстати, они часто покупают молодежные бизнесы, например, магазин по продаже скутеров. 
 
Есть, конечно, люди и среднего возраста: как мужчины, так и женщины. Кстати, очень часто покупают бизнес люди из других городов: они собираются переезжать в Екатеринбург и хотят к этому моменту уже иметь работающую компанию. 
 
Вы даете гарантию?
 
— Гарантию на будущее давать неправильно, это уже какое-то шаманство. Мы даем гарантию на показатели, которые у бизнеса есть на момент сделки, а дальнейший успех или неуспех зависит от многих факторов: от самого человека, от того, будет ли он этим делом заниматься, от рынка и так далее. 
 
Но вот у нас был такой случай, когда человек купил бизнес, и почти сразу он у него не пошел, причем не по вине продавца и не по вине покупателя, а просто такая ситуация на рынке сложилась. Допустим, вы покупаете маленький магазин формата «у дома», а рядом через несколько месяцев открывается большой супермаркет. Все, ваш бизнес приходит в упадок. В подобную историю и попал один из наших клиентов. 
 
И что мы сделали? Мы ему подарили один из бизнесов «нашего производства». У нас же есть чужие бизнесы, которые мы перепродаем, а есть свои, которые мы запускаем сами, развиваем, масштабируем и иногда выставляем на продажу. Нам очень хотелось поддержать человека, ведь он пришел к нам, чтобы получить прибыль, и он молодец, он составил бизнес-план, усердно работал, а не получилось у него только из-за обстоятельств, от него не зависящих. В итоге этот человек работает с нами до сих пор. 
 
Кстати, насчет бизнес-плана. Точки зрения на этот счет у предпринимателей расходятся, но все больше я слышу такое мнение, что никакой бизнес-план не спасет, потому что предугадать, как будут развиваться события, трудно. В пример люди приводят продуктовое эмбарго, доллар по 70 рублей — ни в один бизнес-план это невозможно было заложить. 
 
— Мое мнение такое: гораздо проще бизнес-план пересмотреть и подстроить под внешние изменения, нежели действовать по наитию. Конечно, есть такие бизнесы, которые без всякого прописанного плана, без всякого расчета, а только на огне и драйве, сразу же пошли — и таких немало. Но все-таки мы советуем людям составлять бизнес-план.
 
Во-первых, это несложно, и если он приносит хоть какую-то пользу, то почему бы его не написать? Не надо лениться. Во-вторых, не надо уделять ему слишком много времени и относиться к нему, как диссертации: это просто рабочий документ. План помогает предусмотреть нюансы и в принципе выстроить логику бизнеса. 
 
Но не дайте бизнес-плану себя переубедить: составляя его, вы непременно столкнетесь с какими-то сложностями, потому что в любом бизнесе они есть. Решите разводить цветы, начнете собирать информацию и узнаете, что есть какая-то мошка, которая поедает листья. Захотите открыть свой автосалон — прочитаете в интернете, что если нет знакомого таможенника, нечего и соваться. Верьте только себе и цифрам. 
 
Иллюстратор Игорь Черепанов
 
Сейчас очень много всевозможных бизнес-курсов. Как вы думаете, возможно ли вообще предпринимательству научиться на каких-то курсах? 
 
— Наверное, все эти курсы хорошие, хотя сам я их никогда не посещал. Но, пожалуйста, сразу же применяйте то, что вы там узнали: только так навыки усвоятся. Пройдет месяц, и вы будете помнить только, над чем смеялись на кофе-брейке. 
 
А вот если мы будем делать свои курсы, они будут очень короткие, и по окончании человек получит формулу, состоящую всего из двух слов.  
 
Каких?
 
— В каждом конкретном случае они будут свои. Недавно за консультацией к нам обратилась девушка: в ее фирме, как и во многих других бизнесах, продажи очень сильно зависели от входящего звонка. У нее были прекрасные работники, но они иногда не брали трубку. Мы ей сказали, что ей нужно соблюдать всего две вещи: во-первых, принимать звонки в ста процентах случаев (тогда как у нее было процентов 50), причем делать это сразу же, никаких перезвонов. Это можно сделать при помощи колл-центра или современных компьютерных программ, неважно. Это мы назвали «звонковость». 
 
Второй момент: «зазывность». Что это значит? Менеджер должен действовать по предписанию, но при этом оставаться живым человеком: пригласить клиента в офис, показать свою осведомленность, квалификацию, говорить грамотно и благожелательно, чтобы звонящий почувствовал, что попал к специалисту и его ждут в этой компании. 
 
И тренинги персонала по этим двум направлениям надо проводить каждый день, а не раз в неделю или раз в месяц. Таким образом, формула для этой девушки была «звонковость и зазывность». 
 
Или вот, к примеру, другой предприниматель пришел с такой проблемой: он постоянно «горел»на работе, ему надо было все контролировать самому. Мы сказали ему, что пора научиться делегировать полномочия: открой вакансию, пересмотри 100 резюме и найди своего человека. Его мантра была «забивай и поручай». 
 
Наверное, самое трудное — решиться начать свое дело. Как человек, который хочет открыть бизнес, должен себя настраивать? Как подготовить себя к тому, что может не получиться и он потеряет деньги?
 
— Начиная бизнес, в голове надо держать две мысли. Первая: «У меня все получится», вторая: «Даже если не получится – ничего страшного». Потому что даже если какой-то бизнес не получается, всегда в процессе обнаруживаются какие-то новые, незакрытые ниши. Из одного всегда вытекает другое, это я знаю по себе.  
Автор: Полина Борисевич
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Тучи вокруг «Яндекса»: как и почему власть ополчилась на интернет-гиганта Тучи вокруг «Яндекса»: как и почему власть ополчилась на интернет-гиганта
Вы платите мало! Чиновники готовят переоценку недвижимости бизнеса
Масштаб поражает. В Екатеринбурге прикрыли огромную международную бизнес-аферу
Пришло время крайних мер. Спасет ли Путин жилой дом в Екатеринбурге?
«Могу сказать одно — это будет». Госдума вводит штрафы для самозанятых
«Денег нет, но вы стройте». Международные аудиторы одобрили самый дорогой проект на Урале
Производители хлеба в России просят резко увеличить цены

Бизнес

Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Кто станет «Политиком года»? Претенденты определены. Интрига будет раскрыта через месяц
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций

Свое дело

Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии

Качество жизни

«Мастерская классического костюма» − семейный бизнес, который начался с мечты «Мастерская классического костюма» − семейный бизнес, который начался с мечты
«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать». Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»

Мнения

«Ой, все, я увольняюсь!». У вас есть «звезда», постоянно пугающая уходом? Гоните ее в шею! «Ой, все, я увольняюсь!». У вас есть «звезда», постоянно пугающая уходом? Гоните ее в шею!
«Интересно, пашу я, а деньги делим на троих!» С какими друзьями не стоит вести бизнес
«Мы долго жили идеей национальной стройки, пора подумать о других глобальных рынках»
«Когда позиция «моя хата с краю» не работает». Что делать обществу после стрельбы в Керчи
Христианство, Китай, образ Европы. Почему «Игра престолов» — отражение реальной истории?
На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»

Лайфхаки

«Буду работать, пока ноги ходят». Россияне рассказали, как планируют выживать на пенсии «Буду работать, пока ноги ходят». Россияне рассказали, как планируют выживать на пенсии
«Карьера точно не уничтожит ваш бюджет?». Главные финансовые ошибки при смене работы
Хочешь не хочешь, а копить придется. Три реальных способа накопить на пенсию с 40 лет
Сет Годин: «В своем стремлении к удобству мы так много теряем в развитии и образовании»
«Важнее всего ваша позиция по социальным вопросам». Как выбирали бренды в 2018 году
«После 20 лет нейроны отмирают и вы начинаете глупеть? Это чушь». Главные мифы о мозге
«Брошенный университет не сделает вас бизнесменом». Как начинать бизнес, если вам 20 лет
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen