Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует ...
«Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует бизнес»
Максим Грохульский
Источник: Личный архив

«Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует бизнес»

Самое читаемое
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
  • «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
06:30   17.07.2018

«Традиционно считается, что крутой программист непременно должен закончить «крутой» университет. На деле ситуация обстоит по-другому». Как перестроить образование, чтобы готовить хороших специалистов.

Максим Грохульский, директор по развитию компании по разработке ПО «741Студиос.ру»: 

— В сфере ИТ специалисты всегда являлись и будут являться ключевым фактором успеха, компании испытывают постоянный кадровый голод. Чтобы утолить его, мы несколько раз начинали делать образовательные проекты: я преподавал и в вузах, и в школе, вел кружки для старшеклассников. По моему мнению, надо начинать заниматься подготовкой программистов с 12-14 лет — именно тогда закладываются основные параметры мышления, а программист — это в первую очередь человек думающий. В нашей компании есть несколько успешных примеров, когда мы начинали заниматься с ребятами примерно этого возраста, а впоследствии они вполне успешно работали у нас и не только. 

Традиционно считается, что крутой программист непременно должен закончить «крутой» университет. На самом деле, полагаю, ситуация обстоит по-другому. Уровень программиста определяется в первую очередь его опытом, выполненными проектами, работоспособностью и организованностью. Что нам дает вуз? В достаточно сжатый период (пять лет) он должен дать не просто объем знаний, главное — сформировать кругозор и достаточно специфический склад ума. 

А опыт? 3–4 месяца дипломной практики — это несерьезно. За этот период у студента даже не успевает сформироваться привычка к работе.

Ведь, как говорится, «от сессии до сессии живут студенты весело…». А тут надо трудиться каждый день, методично и равномерно, без авралов. А вот работать и учиться в универе не всякий сможет — как правило, ребята забивают на учебу, и потом у них большие сложности с деканатом.

Свежий пример: у нас работает студент, которому, оказывается, надо писать диплом. Но ему некогда — он на проекте фулл-тайм, 40 часов в неделю. Созваниваемся с деканом (слава богу, все друг друга знаем): «Зачем ему диплом? — Доказать, что он учился на программиста. — Он работает программистом уже года полтора, давай я какую-нибудь справку нарисую? — Нельзя, пусть диплом пишет, придумайте ему задание». 

Как результат, парень что-то писал по субботам, перспектива использования его работы туманна. А его реальный проект показать как диплом нельзя — у нас с клиентом соглашение о неразглашении.

Ситуация с колледжами веселее. В 2017 году приняли новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) по специальности «программист». Там написано, что образовательное учреждение (колледж) само определяет состав и формат образовательной программы, при этом «…Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70% от общего объема времени, отведенного на ее освоение. 

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30%)…» . Тут я как математик спросил себя: «Не более 70%, это, например, 10%»? То есть на 90% я могу формировать программу «невзирая на» и привязывая ее к актуальным потребностям реальных работодателей?» 

Так и сделали. И в 2017 году пошел первый набор по этой специальности в одном из колледжей, Уральском железнодорожном техникуме . В этом году будем набирать уже две бюджетные группы + внебюджет. 

Учиться сложно и интересно. Интересно, потому что в планах с середины второго курса начинать совмещать работу и учебу — ФГОС СПО дает механизм, как это делать. А это зарплата в районе 40 50 тыс. рублей в месяц.  Сложно — потому что в школе ребят учат не совсем тому, что мы требуем. 

Чему и как не учат в школе

Все мое общение с преподавателями в последнее время только укрепляет меня в мысли, что традиционная система среднего образования требует капитальной модернизации. И решение не в том, чтобы перераспределить часы между физикой, математикой, историей и литературой. Принципиально должна меняться парадигма.

Сейчас немало работодателей, которые способны и готовы позаботиться о предпрофессиональной подготовке своих специалистов — как правило, это целый букет естественнонаучных дисциплин. Но они готовы оставить школе подготовку так называемых «софт-скиллз». 

Например, я хочу, чтобы школа прививала навыки договариваться, прививала позицию, что надо вступать в переговоры — в самом широком смысле: научную дискуссию, обсуждение задачи, определение условий работы и т.п. И, разумеется, умение вести себя — приводить аргументы, контрдоводы, тезисы и др 

В сфере ИТ очень важно, чтобы программист не просто понимал, что надо сделать, а принимал разумность и обоснованность выбранного решения, а при необходимости — не боялся и умел возобновить дискуссию.

Школа не учит и не прививает навык передачи знаний. Имеется в виду не «дать списать» (этому как раз учат — «списать» валидно как приемлемый путь решения), а именно knowledge transfer. И не только в режиме «объяснил-рассказал». Программист чаще делает передачу знаний «в будущее» — это называется «техническая документация» на код. 

В школе трудно с планированием работ и ресурсов, хромает командная работа.

Что уж говорить про креативность и гибкость мышления. Для всего этого есть методики и наработанные материалы, но такие подходы плохо вписываются в классно-урочную систему. Контрольные, типовые задачи, «найдите ИКС». Задачу решить нетрудно, а вот сформулировать ее…

Безусловно, традиционные подходы и наработки в этой области выкидывать на свалку нельзя. Но необходимо понимать, что сегодняшним школьникам, скорее всего, придется жить в совсем другом мире, чем тот, в котором мы живем сейчас. 

Как прийти к светлому будущему? 

Конечно, я не великий специалист в сфере образования и смотрю на все с точки зрения работодателя, но осмелился бы предложить такой вариант перестройки образовательной системы:

До 12 лет: дети учатся в школе, где помимо всего прочего с ними плотно ведется профориентационная работа — по ориентации и определению способностей, наклонностей и талантов.

12-14 лет: в процесс образования начинает входить потенциальный работодатель, например, в виде подготовленных «делегатов» от профсообществ. Суть в том, что «работодатель» плавно втягивает ребят в процесс обучения на работе: в формате упрощенных проектов, модельных задач и т.п., постепенно вытесняя школу из процесса образования. Ученики привыкают добывать знания, необходимые для решения задач или выполнения проектов. 

15-18 лет: ребята уже достаточно глубоко втянуты в рабочие проекты. Они начинают привыкать работать, осознавать ответственность, у них вырабатываются навыки самоорганизованности и коммуникации в коллективе. На выходе мы получаем Junior-специалиста.

18-20 лет: первый трудовой опыт. Наработка портфолио.

20-21 год: первая «сборка». Структурирование знаний, полученных на практике, подведение под них теоретических основ, расширение горизонтов, вброс новых установок и страт. Это соответствует нынешнему уровню среднего профессионального образования. В отраслевой шкале это специалист категории Junior+/Middle-.

21-23 года: работаем и трудимся. Безусловно, по необходимости изучаем новые технологии на курсах, семинарах, мастер-классах, через самоучители.

23-24 года: вторая «сборка», переход на новый уровень. Это бакалавр (Middle/Middle+).

24-26 года: снова работа и саморазвитие.

26-27 года: третья «сборка». Перед нами магистр (Senior). 

Дальнейшее образование можно строить по способностям и желанию: например, чтобы стать тимлидом, нужны управленческие компетенции, а архитектором — теория, помноженная на опыт.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
Уральские айтишники-миллиардеры отправляют Федора Конюхова в опасное путешествие
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон «Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen