Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Слышали, но живьем не видели». Нестандартные кирпичи в фундаменте группы компа...
«Слышали, но живьем не видели». Нестандартные кирпичи в фундаменте группы компаний
Источник: Личный архив

«Слышали, но живьем не видели». Нестандартные кирпичи в фундаменте группы компаний

Самое читаемое
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище» «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
07:30   03.05.2018

«У вас больше ста сотрудников, а подмывает применять «упрощенку»? Хочется получать дивиденды под 6% или регулировать отношения английской системой права? Нет ничего невозможного», — Ярослав Савин.

Каждую неделю в открытом бизнес-курсе «Остаться в живых» Ярослав Савин инструктирует собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра taxCOACH и портала DK.RU.

Сегодня — продолжение разговора о построении группы компаний и нестандартные строительные элементы: производственный кооператив, хозяйственное партнерство и полное товарищество.

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH:

Производственный кооператив

— Производственный кооператив вам в основном известен как способ некой минимизации социальных взносов. В некотором смысле это возможно, хотя в такой форме есть существенные ограничения, о которых обычно никто не говорит.

Производственный кооператив (ПК) — это объединение лиц (не менее пяти) не столько деньгами, сколько трудовыми функциями. Количество не участвующих трудом лиц не может превышать 25% от общего количества членов кооператива. При этом членами кооператива могут быть не только «физики», но и юридические лица (но т.к. они не могут нести «трудовые повинности», то и на их участие распространяется ограничение в 25%).

На что это влияет? Допустим, у вас крупная производственная компания, и людей настолько много, что они не вмещаются в специальные режимы налогообложения. ПК позволяет это ограничение обойти, потому что члены кооператива не учитываются при определении общего количества работников при применении УСНО. Другое дело, что так хорошо рассуждать в теории, а в реальной жизни могут возникнуть затруднения. Предположим, у вас есть низкооплачиваемый и быстро меняющийся персонал. В пайщики вы их вписывать и выписывать устанете (тем более что с недавнего времени смена членов кооператива отражается в ЕГРЮЛ).

Поэтому в отношении «беглых» сотрудников можно использовать трудовые договоры, но их не должно быть более 30% от числа пайщиков.

В чем главная особенность ПК? Раз кто-то из членов участвует своим трудом, то и оплата за труд может быть в двух формах:

  • оплата труда как таковая, с которой уплачиваются 13% НДФЛ и взносы во внебюджетные фонды;
  • распределение прибыли в соответствии с размером пая (не более 50% от всей прибыли) и трудовым участием. По экономическому смыслу эта доля считается дивидендами и не облагается страховыми взносами.

В следующих сериях мы еще поговорим о нестандартном использовании производственного кооператива — в качестве хранителя активов, который выдержит прямое попадание ядерной ракеты.

Хозяйственное партнерство

Эта форма организации юрлиц существует с 2011 г. и регулируется Федеральным законом №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Такая коммерческая организация должна иметь не менее двух партнеров (это могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные), а расширить его можно аж до 50-ти. Создать партнерство разрешается только «с нуля» (реорганизация в партнерство из уже имеющегося юридического лица запрещена законом).

По замыслу законодателя, эта форма создана для того, чтобы обойти косные нормы законодательства об ООО и АО. Как раз на те случаи, когда речь идет об инвестиционных проектах, где сходятся деньги и идея. То есть партнеры явно не равноправные и им нужно иметь возможность договариваться о чем угодно с юридическими гарантиями. К примеру, в ООО «идейно-безденежный» партнер может участвовать на равных, лишь благодаря уставному капиталу в 10 тыс. руб. Если вас двое, то свою «пятерку» он, очевидно, наскребет. Но все же это — юридическая фикция.

В хозяйственном партнерстве мы можем заключить соглашение, в котором будут четко описаны вклады чем угодно и полагающаяся за это доля в прибыли, а также система, структура и полномочия его органов управления. С точки зрения закона, это пустой аквариум — мы можем наполнить его чем угодно. К примеру, договориться с партнером, что я вкладываю идею, а ты — 10 млн долларов, но за идею я получаю 90% доходов, а ты — 10%. И это будет законно.

Или мы с вами оказались из «яйцеголовых» — бизнесменов в белых кроссовках: ездим по миру, у нас расширенные горизонты восприятия и нам вдруг захотелось, чтобы наши отношения регулировались английской системой права. Нет ничего невозможного! Нужно просто это прописать в соглашении об управлении партнерством.

Другое дело, что чудес в российской жизни не бывает — нельзя дать конфетку, которую можно развернуть и съесть. В этой конфетке наверняка найдется осколок орешка, который сломает вам зуб.

При наличии таких классных соглашений об управлении партнерством быть бы ему крутым холдингодержателем, «хранителем активов». Представьте: заряжаем его долями и акциями значимых для нас компаний на четко прописанных между партнерами условиях. Чума! Но нет. Хозяйственное партнерство не может быть участником (акционером) других юридических лиц. Хотя это ограничение все же можно обойти и сделать из хозяйственного партнерства холдингодержателя.

 

Второе странное, на первый взгляд, ограничение — невозможность рекламировать свою деятельность. Тут вот в чем подвох. Если мы откроем закон «О рекламе», то увидим понятия «деятельность» и «результат деятельности». Так вот рекламировать, чем вы занимаетесь и как вы это делаете, в хозяйственном партнерстве нельзя. А товары, работы и услуги как результат такой деятельности — сколько угодно. Направлено это против «мыльных пузырей», которые описаны в книге Николая Носова «Незнайка на Луне», где Общество по продаже семян с Земли насобирало денег и лопнуло.

В конце концов, ни для кого не секрет, что компании, стартовавшие на краудфандинговых площадках, довольно редко доходят до стадии реализации заявленных товаров или услуг.

Обращаю внимание, что реорганизация хозяйственного партнерства возможна единственным способом — в акционерное общество. Законодатель предполагает, что пока это стартап и ничего непонятно, такая форма нужна, а когда бизнес заработал в полную силу, появляется необходимость привлечь пассивных акционеров, мы преобразуемся в АО и начинаем работать, как белые люди.

Полное товарищество

Студентам юридических вузов рассказывают, что такая форма существует, но никто не понимает, зачем она нужна. И хоть живьем полные товарищества редко кто видел, они есть. Смысл полного товарищества в том, что некие субъекты предпринимательской деятельности (в отличие от ООО и АО это могут быть только ИП или юридические лица) имеют непреодолимое желание работать под единой вывеской. При этом, по замыслу законодателя, полное товарищество вообще не ведет своей деятельности: бизнесы не сливаются — каждый продолжает заниматься собственным делом, получая экономический эффект от объединения усилий. Например, вы что-то хорошо производите, а я умею это хорошо продавать.

Что означает статус общей вывески? В отличие от простого товарищества (это договор и не более), полное товарищество — это юридическое лицо, порядок деятельности и структура которого гибко определяется исключительно учредительным договором между участниками.

Это и делает простое товарищество весьма любопытной конструкцией с точки зрения группы компаний.

Из экономической сути такого объединения выросло и правило солидарной ответственности участников по обязательствам товарищества. По этой же причине, с точки зрения налогообложения, налог на доходы должен образовываться на уровне участников товарищества, а не на уровне товарищества, то есть полное товарищество получает выручку, вычитает расходы, «пилит» между участниками, каждый из которых платит налоги, исходя из своей системы налогообложения. Так оно и было, пока действовал Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», а вот в Налоговом кодексе экономическая суть полного товарищества не нашла своего отражения — слово «полное и» в нем кто-то подтер, оставив только «простое товарищество».

Но даже при таких условиях прелесть есть. В частности, поскольку в полном товариществе участвуют ИП и юрлица, то и дивиденды предприниматель может облагать, как свои доходы по упрощенке 6% (если сравнить с налогом на дивиденды в 13%, экономия ощутима).

Другое дело — как запустить этот механизм, чтобы он не свидетельствовал о получении необоснованной налоговой выгоды. Об этом поговорим в следующих сериях.

Текст: Анна Асташкина, специально для DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
Уральские айтишники-миллиардеры отправляют Федора Конюхова в опасное путешествие
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон «Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen