Стивен Хокинг: «Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания». Памяти ученого

«Я живу с перспективой ранней смерти последние 49 лет. Я не боюсь смерти, но не спешу умереть. Рая или жизни после смерти нет, это сказки для детей, боящихся темноты». Так говорил знаменитый физик.

14 марта на 77-м году жизни скончался знаменитый ученый и популяризатор науки Стивен Хокинг, пишет Би-Би-Си со ссылкой на заявление его семьи. Хокинг был известен прежде всего своими работы в области физики черных дыр и относительности времени, а также как автор научно-популярных книг, в том числе «Краткой истории времени».

Стивен Хокинг родился в 1942 года в Оксфорде, в 1962 г. окончил Оксфордский университет (степень B.A.), а в 1966 г. защитил докторскую диссертацию в Кембридже. В 21 год врачи поставили ему диагноз «боковой амиотрофический склероз и отвели ему 2-3 года жизни, но болезнь прогрессировала небыстро, и он начал пользоваться коляской в конце 60-х гг. В 1985 г. после воспаления легких ему провели ряд операций и трахеостомия, и ученый утратил способность говорить. Он стал пользоваться компьютерным синтезатором речи — датчик был закреплен напротив мимической мышцы щеки, которая сохранила подвижность. С его помощью Хокинг управлял компьютером.

Ученый был одним из основоположников квантовой космологии. В 1970 г. Стивен Хокинг и физик Роджер Бедроуз опубликовали статью, в которой доказали, что Вселенная до своего расширения находилась в состоянии сингулярности, то есть у времени было начало. Хокинг понял, что Большой взрыв был похож на коллапс черной дыры в обратном направлении.

Ниже собраны цитаты Стивена Хокинга.

Esquire, «правила жизни»:
«Моя цель очень проста. Я хочу понимать вселенную, почему она устроена так, как устроена, и зачем мы здесь».
«Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания».
«Там где есть жизнь, есть надежда».
«Я не уверен, что человеческая раса проживет еще хотя бы тысячу лет, если не найдет возможности вырваться в космос. Существует множество сценариев того, как может погибнуть все живое на маленькой планете. Но я оптимист. Мы точно достигнем звезд».
Я живу с перспективой ранней смерти последние 49 лет. Я не боюсь смерти, но я не спешу умереть, сначала я хочу многое сделать. Я рассматриваю мозг как компьютер, который выходит из строя, когда его компоненты ломаются. Рая или жизни после смерти для сломанных компьютеров нет, это сказки для детей, которые боятся темноты (Интервью The Guardian, 2011 г.).
«Наука красива, когда она просто объясняет феномены или связь между различными наблюдениями. Примеры включают двойную спираль в биологии и фундаментальные уравнения в физике» (The Guardian).
Я использую слово Бог как условное обозначение законов Природы. Я не верю в Бога-личность, которые вмешивается в эти законы и нарушает их (из интервью российским школьникам в 2012 г.).
«Для нашего выживания в долгосрочной перспективе важно, чтобы мы смогли покинуть границы нашей хрупкой планеты. Существует множество угроз для нашего дальнейшего существования на Земле, например, ядерная война, катастрофическое глобальное потепление и генетически модифицированные вирусы, и число этих угроз, вероятно, увеличится в будущем с развитием новых технологий. Нам необходимо рассредоточиться в космосе и отправиться к другим звездам, чтобы катастрофа на Земле не означала конец человечества» (Интервью ТАСС, 2016 г.).

«Я сторонник проекта The Breakthrough Initiatives, основанного Юрием Мильнером для поиска внеземной жизни. На основе исследования данных с радиотелескопов и распространения лазерного излучения они надеются найти признаки интеллекта и доказать, что Земля не является единственным источником жизни во Вселенной. Такое открытие революционно меняет наше представление о космосе» (ТАСС).