Подписаться
Деловой квартал / Новости / Цена этой картины $70,5 млн. Вы бы купили? Шесть стереотипов о современном иску...
Цена этой картины $70,5 млн. Вы бы купили? Шесть стереотипов о современном искусстве
Источник: Автор Сай Твомбли, предоставлено Мариной Альвитр

Цена этой картины $70,5 млн. Вы бы купили? Шесть стереотипов о современном искусстве

Самое читаемое
  • «Работать нельзя уволиться». Когда точно пришло время искать новую работу? Семь признаков «Работать нельзя уволиться». Когда точно пришло время искать новую работу? Семь признаков
  • Разорение десятилетия. Банк потребовал банкротства Валерия Язева Разорение десятилетия. Банк потребовал банкротства Валерия Язева
  • Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!» Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!»
  • «Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири «Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири
  • «Урал получает в 6 раз меньше при колоссальной нужде!». Эдуард Россель напал на Татарстан «Урал получает в 6 раз меньше при колоссальной нужде!». Эдуард Россель напал на Татарстан
09:01   24.05.2017

Почему цена картины зависит не от таланта, а от количества выставок, может ли Пикассо падать в цене и как формируется стоимость современных картин — Марина Альвитр об искусстве как альтернативе акциям

Марина Альвитр, основатель Alvitr Gallery:

— Искусство было придумано людьми не для обогащения, но для эстетического удовольствия. Тем не менее, некоторые коллекционеры покупают искусство исключительно ради вложения денег, они могут даже и не видеть произведение, которое приобрели: оно напрямую отправляется в специальные хранилища с правильным температурно-влажностным режимом.

Отношение к искусству как к ценным акциям вызывает критику и переживания в обществе. С 2000-х годов эксперты говорят о мыльном пузыре на рынке искусства, но признают, что лопнуть он может только в случае мощных экономических потрясений. Что же такое искусство как ценная бумага?

В нашем обществе существует ряд стереотипов о том, как образуется цена на искусство, именно о них я и хочу поговорить.

Фото здесь и далее предоставлено Мариной Альвитр, специально для DK.RU

Купите работу дорого, художник такой талантливый!

Цена — это экономический фактор, даже не искусствоведческий. И, к сожалению, цена на произведение искусства не всегда связана с талантом человека как художника, скорее, с тем, как он представлен на рынке. Цена формируется из социальных факторов: в каких выставках участвовал, в каких организациях и какие престижные награды получал, в каких музейных коллекциях представлен, какие частные коллекционеры приобрели художника. 

Хочу обратить внимание, что все это — уже свершившиеся события, именно они и формируют цену сейчас. По ним, и по тому, что делает художник, можно примерно предположить его развитие, скорость продвижения и, следовательно, рост цены. Времена Ван Гога уже прошли, чудес не бывает, и цены не растут случайно.

Jean-Jean-Michel BasquiatMichel Basquiat Mark. Работа продана за $110,5 млн. Это самая высокая цена, которую платили на аукционе за работы после 1980 г. 

Молодо и дорого

Часто я слышу мнение о том, что молодой художник не может стоить дорого, а художник уже в преклонном возрасте должен цениться достаточно высоко.

Логика в этом есть, но нельзя смотреть только на фактор возраста. Есть молодые художники, которые успели сделать выставки в престижных галереях в Лондоне и Париже, представлены в Америке и в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Московского музея современного искусства, а есть художники почтенного возраста, чьи работы выставлялись только на региональных выставках, их не знают даже в Москве. Сколько бы им ни было лет, они не могут стоить дорого, возраст здесь не имеет никакого значения.

Умирать не нужно

Надежды коллекционеров на то, что художник после смерти будет стоить дороже, весьма резонны, но современный арт-рынок устроен так, что для того чтобы художник рос в цене, умирать ему совершенно не нужно. Большое количество специалистов: кураторов, музейных советников и арт-дилеров пристально наблюдают за молодыми художниками, чтобы не пропустить молодого Пикассо или Энди Уорхола (или того же Ван Гога). Нет ничего более выгодного, чем купить перспективного молодого художника в начале его карьеры, так как уже через 4-5 лет он может стоить в 5-10 раз дороже.

Художник в возрасте — художник на закате своей карьеры, при этом, если его работы не были интересны при жизни, вероятность роста цен после смерти очень низка. Если художник известен, после смерти время продавать его работы, а не покупать. Покупать нужно было раньше.

Джексон Поллок.№5. Стоимость $140 млн

Оптом дороже?

Нет ничего плохого в том, чтобы просто собирать все, что тебе нравится. Я часто делаю так сама. Но не с точки зрения инвестиций.

Специалисты выделяют разные виды коллекций. Например, ABC-коллекция — это когда человек собирает все подряд, без системы и без определенной философии. Такие коллекции, как правило, не представляют интереса как нечто целое, и произведения из них чаще всего в конечном итоге продаются отдельно.

Второй вид — это коллекция тематическая. Чарльз Саатчи стал известен как человек, который собрал лучшие работы Young British Artists. Концепция сделала коллекционера известным. Далее он занимался тем, что выставлял и продвигал свою коллекцию. О том, что художники вроде Дэмиена Херста и Трейси Эмин имеют мировую славу, а Чарльз Саатчи вписал себя в историю современного искусства, не стоит даже и говорить. При правильном ведении коллекции, подборе художников и продвижении коллекции и коллекционера произведение становится дороже просто потому, что оно внутри коллекции.

Пикассо точно будет расти

Как тут не вспомнить недавний скандал с коллекционером Дмитрием Рыболовлевым, который потерял деньги на продаже Поля Гогена, Пабло Пикассо и Рене Магритта. Конечно, выставляя работы на аукционе, владелец знает примерную сумму продаж. Более того, как правило, работы попадают на торги, когда на них уже есть один, а лучше два или три покупателя. И, если цена на работы Пикассо и Магритта в целом растет, а владелец уходит в минус, значит изначально работы были приобретены по завышенной цене.

У каждого художника есть периоды творчества разные по качеству и по-разному признанные. Поэтому при покупке громких имен очень важно доверять специалисту, это избавит от подделки или от покупки работы по завышенной цене.

Марк Ротко. №6. (Фиолетовое, зеленое, красное). Стоимость $186 млн 

Все галеристы жулики, пойду к художнику

В этом, вроде бы, тоже есть своя логика: зачем мне посредник, если я могу прийти к художнику, провести время за занятной беседой и приобрести его работу. У него и дешевле должно быть.

Но, во-первых, уважающие себя и рынок художники и галеристы давно договорились об единой цене на работы, а вопрос скидки можно обсуждать с обоими. Более того, галерист, в случае, если это «правильная» коллекция, может уговорить художника на снижение цены значительно лучше, чем сам коллекционер. Во-вторых, задача художника создавать концепты и философию, а не заниматься исследованием рынка. Галерист — это всегда некий отбор художников по качеству, а задача галереи — не только продажи, но и продвижение тех художников, с которыми она работает. Галерея дает не только произведение, но и гарантию его качества, поэтому западные коллекционеры предпочитают вообще не работать с художниками, у которых нет своих галеристов. Но выбор всегда за покупателем.

Барнетт Ньюман «Черный огонь 1» (1961). Продана за $75 млн в мае 2014 г.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Мог поставить «в неудобное положение». Почему в Екатеринбурге сняли начальника горздрава «Мог поставить «в неудобное положение». Почему в Екатеринбурге сняли начальника горздрава
Штраф или 15 суток. За неуважительные мнения о власти будут карать
Guess и Gabbiacci со скидкой 70%. В Екатеринбурге открывается первый аутлет
Свердловская прокуратура прикрыла интернет-пункты продажи поддельных полисов ОСАГО
Россиянам разрешат ездить без прав
Суд скрыл самое интересное. На Урале осудили экс-владельца банка за миллиардную растрату
Почти 20 трлн рублей. Переводы «с карты на карту» в РФ достигли объема розничной торговли

Бизнес

Лизинг для бизнеса: новые возможности к Новому году Лизинг для бизнеса: новые возможности к Новому году
«Почти Black tie». Каким трендам следовали гости премии «Человек года — 2018» / ФОТО
«Угробили бренд». Что стало со знаменитыми конфетами «Уральский метеорит»?
Больше занимают и больше хранят
У штаб-квартиры РМК новый генподрядчик. Ввод объекта переносится еще на год
Миллионные кредиты и заказы. Зачем промгиганты поддерживают социальный бизнес на Урале
«Отработали 20 лет и считаете, что вас должны ценить за опыт? Реалии уже не те. Меняйтесь»

Свое дело

Александр Агапов: «Однажды мы решили: заказчик не должен терять на нас деньги» Александр Агапов: «Однажды мы решили: заказчик не должен терять на нас деньги»
«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам

Качество жизни

Юлия Франгулова: «Брови Мефистофеля» — самая безобидная ошибка горе-косметолога» Юлия Франгулова: «Брови Мефистофеля» — самая безобидная ошибка горе-косметолога»
«Убитая квартира может превратиться в хороший актив». Что делать с хрущевками на Урале?
Екатеринбургу придется строить намного больше. Куда впихнуть новые жилые метры?
Тимур Турлов: «Рынку нужна передышка, чтобы двигаться дальше»
«Не учите нас жить». Екатеринбургу рассказали, что с ним не так
«Проблемы на 99% у нас в башке, но мозг, сука, хитер, и самому это дерьмо не разгрести»
«Поколение Z не умеет ждать. Между «хочу» и «пользуюсь» должна быть пара кликов»

Мнения

«Если вам кажется, что вокруг вас одни дураки, скорее всего, вы их предводитель» «Если вам кажется, что вокруг вас одни дураки, скорее всего, вы их предводитель»
Андрей Мовчан: «Мы производим больше сыра, но меньше станков. Это не импортозамещение»
«Чертовски рад вернуться на свободу». Бывший чиновник об итогах года и ожиданиях на 2019-й
«Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте — от Ивана Шкири
Сергей Полонский: «Кто вам сказал, что надо выходить из зоны комфорта? Это полная хрень!»
«Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея вконец подорвала доверие к институту выборов
«Я не пользуюсь субсидиями. Но другим-то помощь государства нужна! А ее по факту и нет»

Лайфхаки

«Ребенок начинает врать в 2 года, а злорадствовать в 4». Природа человека: 10 исследований «Ребенок начинает врать в 2 года, а злорадствовать в 4». Природа человека: 10 исследований
Когда начальник — сатрап. Пять причин ухода лучших сотрудников
Пока Россия возвращается к наличке: в Швеции задумались о внедрении цифровой кроны
Работа в праздники? Почему это совсем не страшно и даже выгодно
«Жесткий рекрутинг? Это так глупо». Почему сложные тестовые задания — путь в никуда
«Работать нельзя уволиться». Когда точно пришло время искать новую работу? Семь признаков
«Кажется, что Россия большая, но рынок так мал, что заработать на нем невозможно». МНЕНИЕ
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.