Подписаться
Деловой квартал / Новости / «У нас не платят процент с продаж». Евгений Кобзев — о холакратии и бирюзовых к...
«У нас не платят процент с продаж». Евгений Кобзев — о холакратии и бирюзовых компаниях
Источник: "Бизнес Среда"

«У нас не платят процент с продаж». Евгений Кобзев — о холакратии и бирюзовых компаниях

Самое читаемое
  • «Это звучит дико, но России просто не станет». Почему уезжают бизнесмены. ВИДЕО «Это звучит дико, но России просто не станет». Почему уезжают бизнесмены. ВИДЕО
  • «Мозг может все, просто мы не умеем им пользоваться». Десять советов по «применению» «Мозг может все, просто мы не умеем им пользоваться». Десять советов по «применению»
  • На дорогах России все больше внедорожников. ТОП-5 самых продаваемых марок На дорогах России все больше внедорожников. ТОП-5 самых продаваемых марок
  • «Главная ошибка предпринимателей — они верят в свой бизнес» «Главная ошибка предпринимателей — они верят в свой бизнес»
  • Труба в обход России? Пять стран поделили Каспийское море: кому достанутся нефть и газ Труба в обход России? Пять стран поделили Каспийское море: кому достанутся нефть и газ
06:00   23.05.2018

«Многие считают, что истории про бирюзовые компании и холакратию подходят только айтишным компаниям. На самом деле производственным предприятиям перейти на такую систему управления гораздо важнее».

Евгений Кобзев, сооснователь компании «Кнопка»:

— Сейчас очень модно строить бирюзовые компании. Я не знаю, насколько мне удалось усвоить главные идеи бирюзы, но я читал книги, был на тренингах, внедрял некоторые элементы у себя в компании.

Бирюза — это способ мировоззрения, то, как вы смотрите на свою компанию, а холакратия —это конкретный набор инструментов, который помогает формированию бирюзового мировоззрения в компании. Книга, в которой больше всего написано про бирюзовые компании, называется «Открывая организации будущего», автор Фредерик Лалу. Идеи, которые изложены в книге, не оригинальны, Лалу просто обобщил опыт предпринимателей.

Выступление Евгения Кобзева в клубе успешных предпринимателей «Бизнес Среда»

Любая компания или организация — это сообщество, и есть теория, которая разным типам сообществ присваивает цвета и дает характеристику. Заранее скажу, что никакой тип сообщества не является плохим, потому что для разных задач нужны разные типы компаний.

Первый тип сообщества — импульсивная или красная организация. В такой компании есть сильный лидер, который все решает, он является альфа-самцом, никто и ни при каком условии не может усомниться в его авторитете. Такие компании с сильным лидером, где не обсуждаются решения директора, прекрасно чувствуют себя в ситуации неопределенности, когда все вокруг рушится, когда непонятно, что происходит с экономикой и государством.

Следующие — янтарные, или так называемые конформистские организации: армия или церковь. В таких компаниях действует девиз: «Самое лучшее, если сегодня пройдет так же, как и вчера». В таких организациях подчеркивается статус служащих: в армии, например, мы даже по форме можем определить, кто генерал, а кто лейтенант. Здесь обычно поощряют за выслугу лет. Янтарные организации очень сильно придерживаются традиций, и часто это является их конкурентным преимуществом.

Дальше идут оранжевые компании — конкурентные. К ним относятся банки, страховые компании, которые появились в 19-м веке. Цель существования такой организации — заработок акционеров, извлечение прибыли. Цель здесь доминирует над средствами.

Если какой-то сотрудник сделал организации хорошо, то никто не будет разбираться, как он это сделал. Может, он обманывал старушек или игрался с тремя звездочками в договорах, главное, чтобы была прибыль. В таких организациях очень эффективно работает система вознаграждения за заслуги, и в целом оранжевые компании весьма успешны.

Но Лалу говорит, что со временем в них перестает работать система вознаграждения. Когда есть четыре вице-президента, то другим сотрудникам уже сложно мотивировать себя, они понимают, что есть потолок карьерной лестницы.

Дальше идут зеленые организации. Там не принято наказывать, все друг с другом дружат. Чаще всего так устроены волонтерские организации, хотя есть примеры и коммерческих зеленых компаний.

И последний тип организаций, о котором упоминает Лалу, это бирюзовые компании. Что это вообще такое? Предполагается, что в бирюзовых компаниях люди работают не ради зарплаты, а потому что им нравится выполнять эту работу. Человек не делает карьеру, чтобы перестать быть хорошим программистом и стать плохим руководителем, он просто остается хорошим программистом.

Во-первых, в таких организациях хорошо должно быть не только акционерам, но и менеджменту, и сотрудникам, и клиентам. Во-вторых, руководство в таких организациях должно перестать воспринимать компанию, как механизм, и начать относится к ней, как к организму. Что имеется в виду? Обычно руководители ждут, что они спустят указание сотрудникам, и те все сделают. Но чаще всего такой подход оказывается нерабочим.

В бирюзовых компаниях все прозрачно, все знают, сколько денег фирма заработала и сколько потратила. Раз все прозрачно, то все должно быть относительно справедливо. То есть, если директор купил себе большую новую квартиру, а другие сотрудники ничего не получили, то это не пройдет бесследно.

И поскольку в бирюзовых компаниях люди работают не за деньги, а за идею, или просто потому, что им нравится делать свою работу, то в таких фирмах возникает проблема мотивации, повышение зарплаты обычно не работает.

В «Кнопке» продавцам не платят процент с продаж. Самый успешный продавец, который больше всех продал за последние два года, работал раньше юристом в нашей компании. В какой-то момент он просто подошел и сказал, что хочет заниматься продажами, что ему нравится общаться с людьми. Как реагирует на такой запрос бирюзовая компания? Мы сказали: окей, мы оставили ему зарплату юриста и посадили его продавать. В продажах очень большая прозрачность и все видят, кто сколько продал, но вот размер зарплаты друг друга у нас в компании сотрудники не знают, хотя бирюза предполагает, что эта информация тоже должна быть открытой.

Настроить бирюзовую компанию помогает холакратия. Автором управленческой методики «холакратия» является Брайан Робертсон. Эта система управления компанией предполагает, что все полномочия и ответственность за принятие решений распределяются среди всех сотрудников компании. Брайан Робертсон запатентовал эту методику, продает тренинги по внедрению холакратии, и вообще, если у тебя внедряла холакратию не компания Робертсона, то ты не имеешь права говорить, что в твоей компании действует эта система управления.

Многие считают, что истории про бирюзовые компании и холакратию подходят только айтишным компаниям, хотя производственным перейти на такую систему управления гораздо важнее, потому что у айтишников есть другие практики поиска сотрудников, создания атмосферы в коллективе и т.д.

Холакратия — это конкретные приемы, которые помогают поддерживать бирюзу в своей компании. По сути, это все посвящено двум вопросам: «Кто, как и какие решения принимает?» и «Кто делает работу и какая она»?

Евгений Кобзев и основатель «Бизнес Среды» Иван Зубарев

Большая идея холакратии — в любом сообществе есть структура неформальных связей, и если понять эти неформальные связи, то организация может лучше работать.

Если вице-президент компании раньше учился в одной школе с руководителем отдела разработки, то наверняка они смогут быстро решить рабочий вопрос. Но, если таких неформальных отношений нет, то указания вице-президента, скорее всего, будут игнорироваться. Идея холакратии — использовать неформальные связи для выстраивания управления компанией.

Что еще предлагает Брайан Робертсон, он говорит, давайте всю компанию разделим на круги: совет директоров, маркетинг, производство, продажи и т.д. Это очень жесткая и бюрократическая практика, все должно быть досконально прописано. Люди тщательно прописывают структуру, чтобы лучше достигать своего предназначения.

Так вот, компания делится на круги, у каждого круга есть свое предназначение, которое прописывается. Причем каждый круг изолирован и может устанавливать внутри сообщества свои правила, если это не скажется на работе других. У каждого такого круга есть лидлинк — конкретный человек, которого назначает совет директоров. Этот человек возглавляет круг и является связующим звеном между отделом и руководством. То есть лидера продаж, лидера маркетинга, лидера разработки и т.д. назначает генеральный директор. Но вот назначения внутри круга уже будет проводить тот самый лидер-лидлинк, генеральный директор к этому отношения не имеет.

Бирюзовые компании и холакратия очень похожи на университет. Вроде бы в университете все студенты свободны в своем выборе, но если чей-то выбор плохо влияет в целом на атмосферу внутри университета, то его быстро уберут, то есть отчислят. Вообще, несмотря на всю свободу университета, практика отчислять за то, что ты не сдал хотя бы один экзамен, очень жесткая.

В бирюзовых компаниях примерно так же: чтобы люди могли реализовываться, есть набор правил. Никто над сотрудниками не стоит с топором, но есть несколько ключевых вещей, которые обязательно нужно выполнять. В системе холакратии каждый сотрудник играет определенную роль, которая четко прописана, а оценить работу можно по метрикам, которые публичны, то есть каждый сотрудник может посмотреть, насколько эффективно работает его напарник. Если очень точно настроить систему холакратии внутри компании, то на нее очень органично ложится идея бирюзы.

Текст написан на основе выступления Евгения Кобзева в клубе успешных предпринимателей Бизнес Среда. Материал подготовила Екатерина Тарханова

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Cамый легкий из вопросов». Власть задумалась о сохранении возраста льгот для пенсионеров «Cамый легкий из вопросов». Власть задумалась о сохранении возраста льгот для пенсионеров
От Вены до Парижа. Самые комфортные города для жизни: рейтинг
«Разница выглядит пугающей». У российских банков нашли вдвое больше проблемных кредитов
Налог на эффективность: как бизнес борется с идеей помощника Путина изъять сверхдоходы
Сбор «за вредность» ужесточат: Минфин задумал ввести новый налог для бизнеса
«Все эти знания не нужны». «Аэрофлот» раскритиковал систему подготовки пилотов
Борьба с «автоюристами». Страховщики хотят сократить срок обращения за выплатами по ОСАГО

Бизнес

На грани фола! Как нанять топ-менеджера, который не будет воровать На грани фола! Как нанять топ-менеджера, который не будет воровать
Про самое интересное вы еще не слышали. Каких новых видов страхования ждать бизнесу?
Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса
«Создали несколько виртуальных заводов, а они превратились в настоящие. Сюрприз!»
Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»
«Будут кивать в ответ, обсуждая, как вас доить»: что надо знать о китайцах до переговоров

Свое дело

«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот «Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ
Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ
«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта

Качество жизни

Екатеринбург опять выделился. Почему впервые «Единую Россию» могут снять с выборов? Екатеринбург опять выделился. Почему впервые «Единую Россию» могут снять с выборов?
«Чтобы стать богатым, нужно следовать одному правилу». Какому? ВИДЕО
«Главная ошибка предпринимателей — они верят в свой бизнес»
«Вполне вероятно ослабление рубля в масштабах 2014 г». Доллар резко подорожал: что дальше?
Как создаются тысячелетние бизнесы. История на реальном примере
«Мы шли к этому 20 лет». Почему нам нужна пенсионная реформа — аргументы эксперта
«Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20%

Мнения

«Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть». Какие навыки нужны человеку будущего «Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть». Какие навыки нужны человеку будущего
«Скорая» грустно проезжает мимо, потому что все не поместятся». Почему казаки — это фейк
Анатолий Чубайс: «Утечка мозгов в США — это не катастрофа, они вернутся в Россию»
«У моего друга есть ресторан, а у меня нет. Чем я хуже»? Как благие цели приводят к краху
«Власти пытаются одновременно бежать в разные стороны». К чему приведет отмена долевки
Эндрю ОБриен: «В РФ сложности возникают из-за больших расстояний и непредсказуемой погоды»
«Дискуссия про пенсионную реформу — это как дискуссия про закат солнца» — Евгений Енин

Лайфхаки

Встаете в 6 утра и тщательно планируете день? Скажите полноценной работе «Прощай» Встаете в 6 утра и тщательно планируете день? Скажите полноценной работе «Прощай»
Андрей Мовчан: «Рубль просто попал под раздачу, все «ужасное» в России уже происходило»
В России 15% молодежи не имеют ни учебы, ни работы. Вернутся ли они на рынок труда?
Нет ни минуты? Пора что-то менять. Восемь способов найти время на рабочей неделе
Дмитрий Потапенко: «Если бизнесу много лет, а вы не развились в сеть, это вызов лично вам»
«Это звучит дико, но России просто не станет». Почему уезжают бизнесмены. ВИДЕО
«Мозг может все, просто мы не умеем им пользоваться». Десять советов по «применению»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen