Ульяна Степанова: «С настойчивым кредитором лучше договориться, чем воевать»

Ульяна Степанова: «С настойчивым кредитором лучше договориться, чем воевать»
Иллюстрация: Предоставлено юридической фирмой LEGAL ADVISER

Вернуть долг можно не только деньгами, но и подмоченной репутацией. О секретах корпоративного коллекторства рассказала Ульяна Степанова, директор юридической компании LEGAL ADVISER.

Слово «коллектор» далеко не всегда вызывает позитивные ассоциации, особенно у граждан, взявших потребительские кредиты и не сумевших вернуть их вовремя…

- Наличие долга – это конфликт, а конфликт ни у кого не вызывает позитива. Кредитор желает вернуть долг и предпринимает для этого законные способы воздействия на должника. В том числе нанимает коллекторов на досудебной стадии, идет в суд, нанимает коллекторов для фактического исполнения решения суда, либо обращается в службу судебных приставов, выполняющую коллекторские функции от имени государства. Должен – плати. Или придется претерпевать дискомфорт, вызванный последствиями неуплаты долга в виде запрета выезда за границу, принудительных мер взыскания, среди которых опись имущества, его продажа, визиты приставов и прочие неприятности. Все ждут принятия закона о банкротстве физических лиц. Это станет хоть каким-то спасением для граждан «закредитованных» потребительскими займами.

В прессе то и дело мелькают сюжеты о случаях незаконного воздействия на должников, когда названивают им, их родственникам и знакомым, преследуют на работе и дома, угрожают. Даже появились «антиколлекторы», предлагающие должникам «защиту» от коллекторов. Такие новости для СМИ, что называется, фактурные и на их фоне рождаются негативные образы, тянущиеся еще из 90-х, когда долги «вышибали» при помощи утюгов и паяльников. Однако преступления к коллекторству никакого отношения не имеют. Как и «черные риэлторы» – к риэлторству. Злоупотребления же в этой сфере будет проще пресекать, как только в России будет принят закон «О коллекторской деятельности», который и должен установить границы возможных действий коллекторов по отношению к гражданам - должникам.

Что в таком случае можно сказать об имидже корпоративного коллектора? В чем специфика корпоративных долгов?

- Особенность корпоративных долгов в том, что юридически долг на предприятии, а фактически – решение о судьбе как долга, так и предприятия принимается физическими лицами прежде всего, учредителями и руководителем, которые по общему правилу не отвечают по долгам предприятия. И от долга, и от предприятия сегодня можно избавиться довольно нехитрыми способами. Начиная от «слива компании на номинала», до запуска управляемого банкротства должника. И кредитору в таких ситуациях либо надо забыть о долге, либо приходится нести дополнительные расходы на его взыскание.

Имидж у каждого корпоративного коллектора свой, и он создается компанией. Так, специфика юридической компании LEGAL ADVISER заключается в комплексном подходе к взысканию с использованием всех возможных законных способов воздействия на должника: от анализа долговой ситуации и установления долга в суде до планирования и реализации программы взыскания. От переговоров с должником и организации процедуры медиации до сопровождения исполнительного производства. Среди наших специализаций присутствует уголовное преследование должника, запуск и сопровождение процедур банкротства, сопротивление «заказному» банкротству, оспаривание сделок должника по «выводу» имущества, PR-сопровождение долговой ситуации. По каждому взысканию есть своя индивидуальная стратегия.

Причиной проблемных долгов чаще являются объективные экономические факторы или недобросовестность должника?

- Причины «проблемности» долга могут быть самые разные: от элементарной управленческой и предпринимательской неосмотрительности («не пошел» бизнес, «попал» должник на налоговые санкции, не рассчитал налоговую или кредитную нагрузку, столкнулся с обманом или предпринимательской недобросовестностью) до осознанных решений учредителей и руководителей должника запустить управляемое банкротство с целью избавиться от долгов условно «законным» способом. Вот такие осознанные решения мы и называем предпринимательской недобросовестностью.

Для российской действительности актуально говорить также об административном ресурсе и властном покровительстве некоторых должников. В силу чего они чувствуют себя безнаказанными и всемогущими, позволяют себе нагло, дерзко и открыто «кидать» на сотни миллионов тех предпринимателей, которые вчера были их субподрядчиками. Очень распространено такое явление в долгах, связанных со строительством. Примеры у всех на слуху.

Ульяна Владимировна, как известно, вы являетесь дипломированным арбитражным управляющим. Однако в своей деятельности выступаете по другую сторону баррикады. Так, в нашумевшем деле с банкротством бывшего Верхнесинячихинского металлургического завода (ООО «Нигмас») вы заняли жесткую позицию по отношению к арбитражному управляющему Григорию Первухину, добились его отстранения, планируете привлечь к уголовной ответственности и взыскать убытки. Где же профессиональная солидарность?

- Наличие юридического образования и практического опыта, образования по подготовке в сфере антикризисного управления, в медиации, в переговорах, в управлении предприятием – наши инструменты. Как без них? Это же наше профессиональное оружие.

Наш осознанный выбор – работать на стороне кредиторов. Этот выбор сделан шесть лет назад, когда мы только запустили в компании практику по взысканию проблемных долгов. Весь наш профессионализм, мастерство и творческий подход направлены на максимально возможное достижение цели – фактическое взыскание долга исключительно законными способами. К сожалению, это не всегда возможный результат. Иллюзий не питаем сами и клиентам не советуем. Возможные варианты действий обозначаем в каждой конкретной ситуации уже в ходе консультации. При этом вне зависимости от фактического взыскания сопутствующим результатом всегда является ответственность наших оппонентов – имущественная, уголовная, репутационная – в случае, если они проявляют недальновидность, когда мы беремся за взыскание. Будь это недобросовестный арбитражный управляющий, бездействующий «по заказу» или заказчики его услуг, нашей профессиональной «пощады» не будет.

Дело «Нигмаса» показательно для предпринимательского сообщества по нескольким причинам. Первая – кредитор даже с небольшим процентом голосов в процедуре банкротства имеет возможность контроля и воздействия на процесс банкротства, как бы уверенно себя ни вел «заказной» арбитражный управляющий и как бы печально ни выглядела процедура на первый взгляд. Почти всегда есть за что «зацепиться», главное знать, где и как искать и что с этим делать.

Далее, что очень важно, кредитор располагает законными инструментами для возложения имущественной ответственности по долгам предприятия на учредителей и руководителей должника, в том числе бывших, если с ним не будет произведен расчет.

Наконец,  важно понимать, что наемный директор несет ответственность по долгам предприятия (по крайней тем, которые возникли после наступления признаков неплатежеспособности), если им несвоевременно подано заявление о банкротстве, если искажались сведения в бухгалтерской отчетности и наращивалась кредиторская задолженность. Об этом стоит задумываться наемным директорам и быть более осмотрительными, выполняя устные распоряжения своих работодателей.

В таких ситуациях неважно, кто заплатит по долгам нашего клиента – недобросовестный арбитражный управляющий или учредитель с руководителем своим личным имуществом.

На примере дела «Нигмаса» по публикациям в СМИ и судебным актам в системе «арбитр» можно отследить, как реализовать эту схему. Но для этого кредитор должен предпринимать активные действия, а не занимать позицию наблюдателя.

Какой инструмент взыскания долга вы считаете наиболее прогрессивным?

- Я убеждена в том, что с настойчивым кредитором лучше договориться, чем «воевать», ибо если кредитор способен финансировать «военные действия» корпоративных коллекторов, то законных способов испортить жизнь нерадивому должнику – масса, как показывает наша практика. Наиболее выгодным решением для участников этих конфликтов я считаю медиацию. К сожалению, пока этот мирный и уникальный инструмент только начинает информационно «приживаться» в предпринимательской культуре. Его становление идет очень медленно, но у каждого есть выбор и можно выбрать для себя лучший исход – разрешение конфликта, а не уход от него или эскалацию.

Беседовала Татьяна Борисова

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.