Деловой квартал / Новости / Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно
Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно
Источник: https://yourstory.com

Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно

Самое читаемое
  • Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе
  • «Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока «Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока
  • «Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть «Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть
  • «Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите» «Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите»
  • Уже закрываются бизнесы. Где сейчас в Екатеринбурге ищут самых дефицитных руководителей? Уже закрываются бизнесы. Где сейчас в Екатеринбурге ищут самых дефицитных руководителей?
08:43   03.10.2017

Когда бизнес переходит из плоскости деловой в плоскость личную, это грозит пренеприятными последствиями. Яркий пример — конфликт братьев Дуровых с Антоном Розенбергом.

Задача любого собственника — не довести ситуацию, связанную с уходом сотрудника, до неуправляемого конфликта и избежать потерь, считает Максим Недякин, член совета директоров компании «Уютерра», экс-совладелец сети магазинов SPAR. В своей колонке на Forbes бизнесмен рассказал, какие ошибки допустили Павел Дуров и его брат Николай в отношениях с Антоном Розенбергом, и почему деловые конфликты в нашей стране не решаются с помощью юристов.

— Ситуация со скандалом вокруг увольнения Антона Розенберга из Telegram Павла Дурова обнажила проблему, характерную для многих компаний, когда в бизнесе становится много личного, что приносит серьезный вред. Личная обида приводит к иррациональному поведению и желанию отомстить любой ценой. В дополнение к этому, собственник теряет ключевого сотрудника, от которого слишком многое зависит, а разрешить трудовой конфликт с помощью судов и юристов в нашей стране непросто.

Разделяйте личные отношения и работу

Лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на дружбе — любил говорить Джон Рокфеллер. Я сам несколько раз начинал бизнес с друзьями. И я не считаю, что это проблема. Я знаю много компаний, которых только усиливает дружба. Например, дружба — секрет успеха группы компаний Black Star, по признанию ее основателей Тимати (Тимура Юнусова) и Пашу (Павла Курьянова). Совокупная выручка группы по итогам 2017-го года превысит 1 млрд руб.

Проблемы начинаются, когда руководитель теряет трезвую оценку и начинает делать поблажки, боится критики и избегает острых углов. Делает для близкого человека преференции по сравнению с другими. Лично я страдал от дополнительной ответственности, которую брал за товарища. «Как я могу его уволить? — рассуждал я. — Нас столько связывает!»

Чтобы этого не произошло, приучите себя четко разделять деловое и личное. Постоянно обсуждайте бизнес-результаты. Обратная связь в случае работы с близкими крайне важна. Если назревают проблемы — обсуждайте их сразу, это уменьшит вероятность возникновения обиды и желания отомстить в будущем. Отношения могут стать дополнительной мотивацией, помогут больше выкладываться и подходить к работе более ответственно, если не допускать очевидных ошибок.

Нанимайте людей по ценностям, которым не изменяете

Если ценности компании существуют формально, не поддерживаются на уровне топ-менеджмента, то и сотрудники будут ими пренебрегать. Тогда возникает нестабильная среда, и люди не понимают, чему верить.

Мне запомнился эпизод, когда братья Дуровы разбрасывали пятитысячные купюры из окна кабинета Розенберга. Показательно, что Розенберг не поддержал их в этом эксцентричном поступке: его рядом не было, хотя дело происходило в его кабинете. Это говорит о разной системе ценностей. Дело не в моральной стороне вопроса.

Если вы хотите работать с сотрудниками долго, нанимайте не столько по компетенциям,  сколько по системе ценностей. Если в компании работают слишком разные люди — не по увлечениям и хобби, а по этическим стандартам — рано или поздно произойдет ценностный конфликт.

Не замыкайте ключевые процессы на одном человеке

Разберитесь в причинах, почему бизнес стал зависимым от одного сотрудника. Это оправдано, когда сотрудник является одним из основателей наравне с собственниками, как, например, дизайнер Джони Айв, чья личность в некоторой степени символизирует Apple.

Чаще причина зависимости — ошибка в планировании процессов. Руководитель не хочет вникать в детали, в результате технический директор или главный бухгалтер создают систему, которой могут быть не довольны все, однако вынуждены мириться, потому что есть только один человек, который может в этом разобраться. Эта ситуация длится долго и всегда заканчивается одинаково — конфликтом, расставанием и стрессом для компании.

Особенно болезненно расставание происходит в компаниях с традиционной иерархической структурой, когда все замкнуто на конкретном руководителе — как это устроено практически во всех российских компаниях.

Между тем, еще 10 лет назад шведские компании перешли на плоскую структуру, которая может работать с минимальным вмешательством руководителя. Джек Уэлч, который руководил General Electric с 1981 г. по 2001 г., сократил  число уровней иерархии компании с девяти до шести. За это время прибыль выросла с 1,65 млрд долларов до 7,3 млрд долларов. У него был лозунг: «Бороться с бюрократией, уничтожать иерархию».

Чтобы не замыкать процессы на одном человеке, руководителю стоит максимально децентрализовывать бизнес и вовлекать сотрудников в принятие решений. Распределите ответственность за результат с узкого круга директоров на проектные группы. Назначайте как можно больше проектных лидеров. Такой подход дает шанс появиться новым идеям и не позволит компании превратиться в болото.

Сделайте систему оценки и мотивации сотрудников прозрачной

В числе претензий Антона Розенберга сквозит упрек: он так много сделал для основателей, а его уволили, не признав очевидных заслуг и не выплатив должного вознаграждения. Насколько объективна его оценка ситуации, неизвестно.

Во многих компаниях уходу сотрудника предшествует ситуация: человек надеется на признание, ничего не получает, и возникает глубокая деструктивная обида. Себя считает героем, но эта оценка не совпадает с мнением руководства. Либо руководство не видит всего, что делает сотрудник. В результате, возникает конфликт.

Отсутствие четких договоренностей и регулярной обратной связи по результатам работы — главная причина ухода «ключевиков». По результатам опроса сотрудников в США, более 60% работников не чувствуют, что их карьерные цели совпадают с теми, которые ждет от них работодатель, и более 70% считают, что их не ценят на работе.

По моим личным наблюдениям, около 80% сотрудников в России либо не знают, от чего зависит размер их зарплаты, либо не понимают, какие конкретные действия надо предпринять, чтобы получить бонус. В результате, мотивация вообще отсутствует.

Договаривайтесь

Если ключевой сотрудник все-таки уходит, многие компании прибегают к силовому варианту с привлечением службы безопасности, судов и прочих атрибутов. Однако это всегда оборачиваются потерями — причем, для обеих сторон. В отечественном трудовом праве и законах о коммерческой тайне слишком много дыр.

На Западе запрет на работу в конкурирующей компании в течение нескольких лет после увольнения реально работает. В России не известны прецеденты, чтобы работодатель отстоял в суде свою правоту, если его работник ушел к конкуренту. За рубежом понятие «конфиденциальная информация» является священным. У нас формально — тоже, но любой юрист подтвердит, что в нашей стране факт разглашения практически не доказуем.

Возможно, это пережиток СССР, но суды у нас по умолчанию на стороне работника. Поэтому жесткий сценарий с участием службы безопасности, блокировки доступа к информации и офису, судами возможен, но не решает всех вопросов.

В нашей стране исторически сложилось так, что морально-этические понятия соблюдаются чаще законов. Помню, как я консультировался с адвокатом по поводу расставания со своим партнером, которое могло пойти по крайне негативному сценарию. Она рассказала мне все, что мы можем сделать — вплоть до уголовного преследования. И отметила: «Не рекомендую тебе идти этим путем. Он будет дорогим и не факт, что приведет тебя к нужному результату. Пройдет год, и вы забудете обо всех конфликтах. В памяти останутся дружба, совместный отдых, игры детей — все то, что вы потеряете безвозвратно. Лучше договориться».

Это был прекрасный совет не адвоката, а друга, за который я до сих пор благодарен. В результате, мы с партнером не только мирно разошлись без вреда для бизнеса, но и сохранили отношения. 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Конец «путинского» среднего класса. Сбережения в России становятся роскошью для немногих Конец «путинского» среднего класса. Сбережения в России становятся роскошью для немногих
Доля в обмен на убыточный бизнес. «М.Видео» покупает российский Media Markt
Принуждение к компромиссу. Каковы главные риски и основные сценарии пенсионной реформы
«Ты просто космос, Стас». Россия разгромила Египет и впервые в истории прошла в 1/8 финала
#Sekta все? Ольга Маркес объявила о закрытии проекта
Навальный объявил акцию протеста против повышения пенсионного возраста
Госбанки захватывают онлайн-торговлю: ВТБ договаривается о партнерстве с Alibaba

Бизнес

«Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока «Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока
«Американцы четкие, корейцы ведут бизнес только с мужчинами, а арабы играют «в долгую»»
«Без трудового договора и социальных взносов». Мифы производственного кооператива
Тимур Уфимцев: «К «Екатеринбург-Арене» невозможно остаться равнодушным»
«Предпринимателям кажется, что они ничего не нарушают». За что банк может закрыть счет?
«Не столь распространены». О каких инструментах для бизнеса вы зря забыли
«Такое непростое «простое товарищество». Виртуальный помощник для бизнеса

Свое дело

«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС

Качество жизни

«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик» «Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей
«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?

Мнения

«Как только вы указали место работы в своем профиле, он перестал быть личным» «Как только вы указали место работы в своем профиле, он перестал быть личным»
«Мы перевыполнили планку по строительству храмов. Время инвестировать в образование»
Андрей Мовчан: «В России частный бизнес — враг, если он не обслуживает власть»
Тайное становится явным. Чего вы не знаете о тех, кто нанимает персонал для бизнеса
«Слово «хайп» неспроста возникло. Других способов быть услышанными не остается»
«Единственная необходимая пенсионная реформа — отмена пенсии к такой-то матери»
«Для ВВП не страшно, если уворованные деньги тратят внутри страны. Увы» — Виталий Калугин

Лайфхаки

«Отпуск не панацея, работа убьет до него». Как спастись от профессионального выгорания «Отпуск не панацея, работа убьет до него». Как спастись от профессионального выгорания
«Пик карьеры должен быть в 50, но в РФ это 30-35 лет. Потом или учиться, или доход рухнет»
«Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть
«Власть плюс низкий статус — это смертельно». Шесть способов обезвредить токсичных коллег
«Прекратите задавать на собеседовании вопросы. Дайте человеку работу и смотрите»
Предприимчивость в людях убивают уже со школы. Почему отличникам нечего делать в бизнесе
15 лучших пляжей мира: как туда добраться и сколько стоит аренда зонтика
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.