Деловой квартал / Новости / Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно
Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно
Источник: https://yourstory.com

Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно

Самое читаемое
  • «Бизнес в России губит не коррупция, его убивают спальные районы мегаполисов». МНЕНИЕ
    Лайфхаки
  • С вещами на выход: с какими сотрудниками нужно прощаться не задумываясь
    Лайфхаки
  • Чиновники придумали способ заставить мелких предпринимателей платить налоги
    Новости
  • «У всех них горят глаза». Российская элита стареет вопреки «омоложению» чиновников
    Новости
  • «Налоговых инспекторов и бухгалтеров не должно быть вообще, это спасет бизнес в регионах»
    Лайфхаки
  • Быть богатым больше не модно. На хайпе — пародия на бедность
    Лайфхаки
08:43   03.10.2017

Когда бизнес переходит из плоскости деловой в плоскость личную, это грозит пренеприятными последствиями. Яркий пример — конфликт братьев Дуровых с Антоном Розенбергом.

Задача любого собственника — не довести ситуацию, связанную с уходом сотрудника, до неуправляемого конфликта и избежать потерь, считает Максим Недякин, член совета директоров компании «Уютерра», экс-совладелец сети магазинов SPAR. В своей колонке на Forbes бизнесмен рассказал, какие ошибки допустили Павел Дуров и его брат Николай в отношениях с Антоном Розенбергом, и почему деловые конфликты в нашей стране не решаются с помощью юристов.

— Ситуация со скандалом вокруг увольнения Антона Розенберга из Telegram Павла Дурова обнажила проблему, характерную для многих компаний, когда в бизнесе становится много личного, что приносит серьезный вред. Личная обида приводит к иррациональному поведению и желанию отомстить любой ценой. В дополнение к этому, собственник теряет ключевого сотрудника, от которого слишком многое зависит, а разрешить трудовой конфликт с помощью судов и юристов в нашей стране непросто.

Разделяйте личные отношения и работу

Лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на дружбе — любил говорить Джон Рокфеллер. Я сам несколько раз начинал бизнес с друзьями. И я не считаю, что это проблема. Я знаю много компаний, которых только усиливает дружба. Например, дружба — секрет успеха группы компаний Black Star, по признанию ее основателей Тимати (Тимура Юнусова) и Пашу (Павла Курьянова). Совокупная выручка группы по итогам 2017-го года превысит 1 млрд руб.

Проблемы начинаются, когда руководитель теряет трезвую оценку и начинает делать поблажки, боится критики и избегает острых углов. Делает для близкого человека преференции по сравнению с другими. Лично я страдал от дополнительной ответственности, которую брал за товарища. «Как я могу его уволить? — рассуждал я. — Нас столько связывает!»

Чтобы этого не произошло, приучите себя четко разделять деловое и личное. Постоянно обсуждайте бизнес-результаты. Обратная связь в случае работы с близкими крайне важна. Если назревают проблемы — обсуждайте их сразу, это уменьшит вероятность возникновения обиды и желания отомстить в будущем. Отношения могут стать дополнительной мотивацией, помогут больше выкладываться и подходить к работе более ответственно, если не допускать очевидных ошибок.

Нанимайте людей по ценностям, которым не изменяете

Если ценности компании существуют формально, не поддерживаются на уровне топ-менеджмента, то и сотрудники будут ими пренебрегать. Тогда возникает нестабильная среда, и люди не понимают, чему верить.

Мне запомнился эпизод, когда братья Дуровы разбрасывали пятитысячные купюры из окна кабинета Розенберга. Показательно, что Розенберг не поддержал их в этом эксцентричном поступке: его рядом не было, хотя дело происходило в его кабинете. Это говорит о разной системе ценностей. Дело не в моральной стороне вопроса.

Если вы хотите работать с сотрудниками долго, нанимайте не столько по компетенциям,  сколько по системе ценностей. Если в компании работают слишком разные люди — не по увлечениям и хобби, а по этическим стандартам — рано или поздно произойдет ценностный конфликт.

Не замыкайте ключевые процессы на одном человеке

Разберитесь в причинах, почему бизнес стал зависимым от одного сотрудника. Это оправдано, когда сотрудник является одним из основателей наравне с собственниками, как, например, дизайнер Джони Айв, чья личность в некоторой степени символизирует Apple.

Чаще причина зависимости — ошибка в планировании процессов. Руководитель не хочет вникать в детали, в результате технический директор или главный бухгалтер создают систему, которой могут быть не довольны все, однако вынуждены мириться, потому что есть только один человек, который может в этом разобраться. Эта ситуация длится долго и всегда заканчивается одинаково — конфликтом, расставанием и стрессом для компании.

Особенно болезненно расставание происходит в компаниях с традиционной иерархической структурой, когда все замкнуто на конкретном руководителе — как это устроено практически во всех российских компаниях.

Между тем, еще 10 лет назад шведские компании перешли на плоскую структуру, которая может работать с минимальным вмешательством руководителя. Джек Уэлч, который руководил General Electric с 1981 г. по 2001 г., сократил  число уровней иерархии компании с девяти до шести. За это время прибыль выросла с 1,65 млрд долларов до 7,3 млрд долларов. У него был лозунг: «Бороться с бюрократией, уничтожать иерархию».

Чтобы не замыкать процессы на одном человеке, руководителю стоит максимально децентрализовывать бизнес и вовлекать сотрудников в принятие решений. Распределите ответственность за результат с узкого круга директоров на проектные группы. Назначайте как можно больше проектных лидеров. Такой подход дает шанс появиться новым идеям и не позволит компании превратиться в болото.

Сделайте систему оценки и мотивации сотрудников прозрачной

В числе претензий Антона Розенберга сквозит упрек: он так много сделал для основателей, а его уволили, не признав очевидных заслуг и не выплатив должного вознаграждения. Насколько объективна его оценка ситуации, неизвестно.

Во многих компаниях уходу сотрудника предшествует ситуация: человек надеется на признание, ничего не получает, и возникает глубокая деструктивная обида. Себя считает героем, но эта оценка не совпадает с мнением руководства. Либо руководство не видит всего, что делает сотрудник. В результате, возникает конфликт.

Отсутствие четких договоренностей и регулярной обратной связи по результатам работы — главная причина ухода «ключевиков». По результатам опроса сотрудников в США, более 60% работников не чувствуют, что их карьерные цели совпадают с теми, которые ждет от них работодатель, и более 70% считают, что их не ценят на работе.

По моим личным наблюдениям, около 80% сотрудников в России либо не знают, от чего зависит размер их зарплаты, либо не понимают, какие конкретные действия надо предпринять, чтобы получить бонус. В результате, мотивация вообще отсутствует.

Договаривайтесь

Если ключевой сотрудник все-таки уходит, многие компании прибегают к силовому варианту с привлечением службы безопасности, судов и прочих атрибутов. Однако это всегда оборачиваются потерями — причем, для обеих сторон. В отечественном трудовом праве и законах о коммерческой тайне слишком много дыр.

На Западе запрет на работу в конкурирующей компании в течение нескольких лет после увольнения реально работает. В России не известны прецеденты, чтобы работодатель отстоял в суде свою правоту, если его работник ушел к конкуренту. За рубежом понятие «конфиденциальная информация» является священным. У нас формально — тоже, но любой юрист подтвердит, что в нашей стране факт разглашения практически не доказуем.

Возможно, это пережиток СССР, но суды у нас по умолчанию на стороне работника. Поэтому жесткий сценарий с участием службы безопасности, блокировки доступа к информации и офису, судами возможен, но не решает всех вопросов.

В нашей стране исторически сложилось так, что морально-этические понятия соблюдаются чаще законов. Помню, как я консультировался с адвокатом по поводу расставания со своим партнером, которое могло пойти по крайне негативному сценарию. Она рассказала мне все, что мы можем сделать — вплоть до уголовного преследования. И отметила: «Не рекомендую тебе идти этим путем. Он будет дорогим и не факт, что приведет тебя к нужному результату. Пройдет год, и вы забудете обо всех конфликтах. В памяти останутся дружба, совместный отдых, игры детей — все то, что вы потеряете безвозвратно. Лучше договориться».

Это был прекрасный совет не адвоката, а друга, за который я до сих пор благодарен. В результате, мы с партнером не только мирно разошлись без вреда для бизнеса, но и сохранили отношения. 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Сулеймана Керимова отпустили под залог в €5 млн. Что его преследование значит для элиты? Сулеймана Керимова отпустили под залог в €5 млн. Что его преследование значит для элиты?
Водителей разделят на любителей и профи: готовится масштабная реформа подготовки
Умер певец Дмитрий Хворостовский
Чиновники придумали способ заставить мелких предпринимателей платить налоги
Каждый десятый миллиардер: кто из российских бизнесменов инвестирует в криптовалюту
Во Франции задержали миллиардера Керимова. Его подозревают в уклонении от налогов
Пенсионерка выиграла в лотерею 506 млн и пожаловалась на угрозы. Как не спустить джекпот?

Бизнес

Дмитрий Олюнин: «Выбрать надежный банк – легко» Дмитрий Олюнин: «Выбрать надежный банк – легко»
Финансовая магия: сокращаем операционный цикл и повышаем рентабельность вложений на 10%
«У наших людей есть спрос на мечту, а не на труд, и ради нее россияне рискуют последним»
Как предпринимателю избежать блокировки банковского счета или операции / ИНСТРУКЦИЯ
«Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»
Алексей Речкалов: «Хотите называться современным производством – готовьтесь к изменениям»
Коллекторы или банкротство? Как убедить должника вернуть ваши деньги / ЛАЙФХАК

Свое дело

«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет «Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы
«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»
«То, что я начал шить плащи, — это Вселенский замес. Какого черта я все это знаю и умею?»
«Я работала юристом в США, но решила уйти в фэшн-дизайн и переехала.. в Каменск-Уральский»

Качество жизни

Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU
Зачем один из лучших бизнесменов Екатеринбурга заключил с 6-летним сыном деловой контракт
«Почему велосипедисты сбивают наших детей? Потому что им это позволяют» — Евгений Енин
Диагноз — банкротство. Как правильно объявить себя финансово несостоятельным / ЛАЙФХАК
«В кризис покупают по-настоящему дорогие вещи» — почему растет популярность аукционов
Виртуальный тур по будущей квартире. Когда в регионах услуга станет общедоступной
«Власть, заигрывая с православием, сама вскормила радикалов»

Мнения

«Поворот общественного мнения начался. В 2025-2026 гг. мы увидим перемены» — Евгений Ясин «Поворот общественного мнения начался. В 2025-2026 гг. мы увидим перемены» — Евгений Ясин
«Не верьте сплетням, импортозамещение в России уже случилось. Показываю на примерах»
«Мы всю дорогу выполняли положенные обряды, но блюдце с молоком за печку домовому ставили»
«Вам будет за 60, но в зале на вас не посмотрят как на героя». Эксперт о фитнесе будущего
«10 лет нас стравливали очень влиятельные люди. Пора положить этому конец»
«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам
«Китайцев интересуют наши просторы, янтарь и девушки. Заводами их не удивить»

Лайфхаки

Три схемы обмана предпринимателей, которые будут популярны в следующем году Три схемы обмана предпринимателей, которые будут популярны в следующем году
«Он живой человек с фантазией и юмором». Правила взаимодействия бизнеса с чиновниками
Опенспейсы убивают все желание работать. Каким должно быть правильное рабочее место
«Налоговых инспекторов и бухгалтеров не должно быть вообще, это спасет бизнес в регионах»
Смена общественных ценностей: быть просто потребителем теперь стыдно
С вещами на выход: с какими сотрудниками нужно прощаться не задумываясь
«Он хотел донести до всех, что и среди немцев были люди», — о докладе школьника в Берлине
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.