Деловой квартал / Новости / Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно
Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно
Источник: https://yourstory.com

Уроки Дурова. Как уволить ключевого сотрудника, чтобы не было мучительно больно

Самое читаемое
  • «Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал»
    Мнения
  • Компаний-банкротов в России все больше: лидируют строители, ритейлеры и сектор услуг
    Новости
  • «Дошло до того, что главным риском предпринимателя стало само предпринимательство»
    Новости
  • «Нам не скучно до смерти, мы вусмерть заработались». Почему 8-часовой рабочий день вреден
    Лайфхаки
  • «Я не должен стоять поперек процесса». Сергей Галицкий продал 29% «Магнита» ВТБ
    Новости
  • Сергей Галицкий: «Если кто-то сможет управлять лучше меня, рационально будет уйти»
    Лайфхаки
08:43   03.10.2017

Когда бизнес переходит из плоскости деловой в плоскость личную, это грозит пренеприятными последствиями. Яркий пример — конфликт братьев Дуровых с Антоном Розенбергом.

Задача любого собственника — не довести ситуацию, связанную с уходом сотрудника, до неуправляемого конфликта и избежать потерь, считает Максим Недякин, член совета директоров компании «Уютерра», экс-совладелец сети магазинов SPAR. В своей колонке на Forbes бизнесмен рассказал, какие ошибки допустили Павел Дуров и его брат Николай в отношениях с Антоном Розенбергом, и почему деловые конфликты в нашей стране не решаются с помощью юристов.

— Ситуация со скандалом вокруг увольнения Антона Розенберга из Telegram Павла Дурова обнажила проблему, характерную для многих компаний, когда в бизнесе становится много личного, что приносит серьезный вред. Личная обида приводит к иррациональному поведению и желанию отомстить любой ценой. В дополнение к этому, собственник теряет ключевого сотрудника, от которого слишком многое зависит, а разрешить трудовой конфликт с помощью судов и юристов в нашей стране непросто.

Разделяйте личные отношения и работу

Лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на дружбе — любил говорить Джон Рокфеллер. Я сам несколько раз начинал бизнес с друзьями. И я не считаю, что это проблема. Я знаю много компаний, которых только усиливает дружба. Например, дружба — секрет успеха группы компаний Black Star, по признанию ее основателей Тимати (Тимура Юнусова) и Пашу (Павла Курьянова). Совокупная выручка группы по итогам 2017-го года превысит 1 млрд руб.

Проблемы начинаются, когда руководитель теряет трезвую оценку и начинает делать поблажки, боится критики и избегает острых углов. Делает для близкого человека преференции по сравнению с другими. Лично я страдал от дополнительной ответственности, которую брал за товарища. «Как я могу его уволить? — рассуждал я. — Нас столько связывает!»

Чтобы этого не произошло, приучите себя четко разделять деловое и личное. Постоянно обсуждайте бизнес-результаты. Обратная связь в случае работы с близкими крайне важна. Если назревают проблемы — обсуждайте их сразу, это уменьшит вероятность возникновения обиды и желания отомстить в будущем. Отношения могут стать дополнительной мотивацией, помогут больше выкладываться и подходить к работе более ответственно, если не допускать очевидных ошибок.

Нанимайте людей по ценностям, которым не изменяете

Если ценности компании существуют формально, не поддерживаются на уровне топ-менеджмента, то и сотрудники будут ими пренебрегать. Тогда возникает нестабильная среда, и люди не понимают, чему верить.

Мне запомнился эпизод, когда братья Дуровы разбрасывали пятитысячные купюры из окна кабинета Розенберга. Показательно, что Розенберг не поддержал их в этом эксцентричном поступке: его рядом не было, хотя дело происходило в его кабинете. Это говорит о разной системе ценностей. Дело не в моральной стороне вопроса.

Если вы хотите работать с сотрудниками долго, нанимайте не столько по компетенциям,  сколько по системе ценностей. Если в компании работают слишком разные люди — не по увлечениям и хобби, а по этическим стандартам — рано или поздно произойдет ценностный конфликт.

Не замыкайте ключевые процессы на одном человеке

Разберитесь в причинах, почему бизнес стал зависимым от одного сотрудника. Это оправдано, когда сотрудник является одним из основателей наравне с собственниками, как, например, дизайнер Джони Айв, чья личность в некоторой степени символизирует Apple.

Чаще причина зависимости — ошибка в планировании процессов. Руководитель не хочет вникать в детали, в результате технический директор или главный бухгалтер создают систему, которой могут быть не довольны все, однако вынуждены мириться, потому что есть только один человек, который может в этом разобраться. Эта ситуация длится долго и всегда заканчивается одинаково — конфликтом, расставанием и стрессом для компании.

Особенно болезненно расставание происходит в компаниях с традиционной иерархической структурой, когда все замкнуто на конкретном руководителе — как это устроено практически во всех российских компаниях.

Между тем, еще 10 лет назад шведские компании перешли на плоскую структуру, которая может работать с минимальным вмешательством руководителя. Джек Уэлч, который руководил General Electric с 1981 г. по 2001 г., сократил  число уровней иерархии компании с девяти до шести. За это время прибыль выросла с 1,65 млрд долларов до 7,3 млрд долларов. У него был лозунг: «Бороться с бюрократией, уничтожать иерархию».

Чтобы не замыкать процессы на одном человеке, руководителю стоит максимально децентрализовывать бизнес и вовлекать сотрудников в принятие решений. Распределите ответственность за результат с узкого круга директоров на проектные группы. Назначайте как можно больше проектных лидеров. Такой подход дает шанс появиться новым идеям и не позволит компании превратиться в болото.

Сделайте систему оценки и мотивации сотрудников прозрачной

В числе претензий Антона Розенберга сквозит упрек: он так много сделал для основателей, а его уволили, не признав очевидных заслуг и не выплатив должного вознаграждения. Насколько объективна его оценка ситуации, неизвестно.

Во многих компаниях уходу сотрудника предшествует ситуация: человек надеется на признание, ничего не получает, и возникает глубокая деструктивная обида. Себя считает героем, но эта оценка не совпадает с мнением руководства. Либо руководство не видит всего, что делает сотрудник. В результате, возникает конфликт.

Отсутствие четких договоренностей и регулярной обратной связи по результатам работы — главная причина ухода «ключевиков». По результатам опроса сотрудников в США, более 60% работников не чувствуют, что их карьерные цели совпадают с теми, которые ждет от них работодатель, и более 70% считают, что их не ценят на работе.

По моим личным наблюдениям, около 80% сотрудников в России либо не знают, от чего зависит размер их зарплаты, либо не понимают, какие конкретные действия надо предпринять, чтобы получить бонус. В результате, мотивация вообще отсутствует.

Договаривайтесь

Если ключевой сотрудник все-таки уходит, многие компании прибегают к силовому варианту с привлечением службы безопасности, судов и прочих атрибутов. Однако это всегда оборачиваются потерями — причем, для обеих сторон. В отечественном трудовом праве и законах о коммерческой тайне слишком много дыр.

На Западе запрет на работу в конкурирующей компании в течение нескольких лет после увольнения реально работает. В России не известны прецеденты, чтобы работодатель отстоял в суде свою правоту, если его работник ушел к конкуренту. За рубежом понятие «конфиденциальная информация» является священным. У нас формально — тоже, но любой юрист подтвердит, что в нашей стране факт разглашения практически не доказуем.

Возможно, это пережиток СССР, но суды у нас по умолчанию на стороне работника. Поэтому жесткий сценарий с участием службы безопасности, блокировки доступа к информации и офису, судами возможен, но не решает всех вопросов.

В нашей стране исторически сложилось так, что морально-этические понятия соблюдаются чаще законов. Помню, как я консультировался с адвокатом по поводу расставания со своим партнером, которое могло пойти по крайне негативному сценарию. Она рассказала мне все, что мы можем сделать — вплоть до уголовного преследования. И отметила: «Не рекомендую тебе идти этим путем. Он будет дорогим и не факт, что приведет тебя к нужному результату. Пройдет год, и вы забудете обо всех конфликтах. В памяти останутся дружба, совместный отдых, игры детей — все то, что вы потеряете безвозвратно. Лучше договориться».

Это был прекрасный совет не адвоката, а друга, за который я до сих пор благодарен. В результате, мы с партнером не только мирно разошлись без вреда для бизнеса, но и сохранили отношения. 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Стать клиентом удаленно: как единая биометрическая система изменит жизнь россиян Стать клиентом удаленно: как единая биометрическая система изменит жизнь россиян
«Такой клиент нам не нужен». Основатель Zenden поспорил с покупателем из-за брака: PR-кейс
Аптекари готовятся свернуть сети: из-за магазинов может закрыться половина точек
Лучшая работа — на которой удастся удержаться. Какие отрасли ждут сокращения в 2018 году
«Удивляет, что Собчак сейчас подняла эту тему». Суд отказался снять Путина с выборов
«Дошло до того, что главным риском предпринимателя стало само предпринимательство»
«Я не должен стоять поперек процесса». Сергей Галицкий продал 29% «Магнита» ВТБ

Бизнес

Болезни роста. Когда развитие бизнеса надо сдерживать искусственно / ОПЫТ сети «Галамарт» Болезни роста. Когда развитие бизнеса надо сдерживать искусственно / ОПЫТ сети «Галамарт»
Производитель, администратор, предприниматель или интегратор — кто вы в вашем бизнесе?
Как объединиться с конкурентом и получить 40% рынка и 500 млн руб. оборота за год / КЕЙС
«Через 2 года вам придется решать — продолжать бизнес или вообще спрыгнуть с этого поезда»
«Часто говорят: мол, мы упрощенку применяем, к нам не придут. Придут» — Ярослав Савин
«Серые бизнес-схемы будет искать искусственный интеллект, с которым вы не договоритесь»
«Чтобы узнать, кто загрязняет реку, достаточно медленно проплыть на лодке вдоль берега»

Свое дело

«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО «Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО
Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка
«Богатым, продавая хлеб, не стать». Как построить бизнес на пекарне / ОПЫТ
Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ
«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок

Качество жизни

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри
Стоимость содержания автомобиля в 2018 году. Как снизить расходы?
Как подготовиться к разводу без нервных срывов и лишних движений — Елена Овчинникова
«Угроза тюрьмы делает брак по-настоящему честным институтом и равняет супругов в правах»
Как прожить больше 100 лет, и чем заняться после 60-ти. Виталий Недельский — о долголетии
«Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей
Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати

Мнения

«Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал» «Магнит» купили за ничтожно малые 138 млрд. Это был выбор без выбора, Галицкий им мешал»
«Увидеть, как упадет башня — это наше право. Взорвать ее молча — все равно что украсть»
«Я раскаиваюсь, не буду больше «кошмарить» бизнес». Новое кредо Евгения Кобзева
«Пока еще можно, подергаем таракана за усы. Сталин — преступник и бездарный военачальник»
«У Сталина была установка на великие свершения, у сегодняшней империи — чтобы их не было»
Мелкий бес или воплощение эпохи? Авен, Юмашев и Венедиктов — о «Времени Березовского»
«Люди не хотят общаться с машинами». В чем неправы горе-футурологи — Илья Коноплев

Лайфхаки

Михаил Лабковский: «Все вокруг говорят «депрессия» и «стресс», не понимая, что это значит» Михаил Лабковский: «Все вокруг говорят «депрессия» и «стресс», не понимая, что это значит»
Молчите, напоминайте про конкурентов, будьте готовы уйти. Как вести важные переговоры
Не просто начальник. Десять законов «правильного» руководителя
«Нам не скучно до смерти, мы вусмерть заработались». Почему 8-часовой рабочий день вреден
«Покупка франшизы не имеет ничего общего с поведением предпринимателя» — Сет Годин
Сергей Галицкий: «Если кто-то сможет управлять лучше меня, рационально будет уйти»
Все вокруг говорят, какой вы молодец? Это грозит серьезными неприятностями. МНЕНИЕ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.