Подписаться
Деловой квартал / Новости / Билеты в интернете: как заработать на пассажирах автобусов / ОПЫТ
Билеты в интернете: как заработать на пассажирах автобусов / ОПЫТ
Олег Мифтахов и Константин Масленников
Источник: Личный архив

Билеты в интернете: как заработать на пассажирах автобусов / ОПЫТ

Самое читаемое
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
  • «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
06:00   07.11.2016

«Люди не привыкли покупать билеты онлайн. Из почти 2 тыс. автовокзалов в России до сих пор автоматизировано около половины». Как наладить продажи автобусных билетов в интернете — опыт Takebus.

Существует множество сервисов по продаже авиабилетов и сравнительно немного — по продаже железнодорожных билетов. Рынок онлайн-бронирования междугородних автобусных перевозок вовсе не развит: пассажирам приходится стоять в очереди или приезжать заранее, чтобы успеть забронировать место. Но и здесь стали появляться стартапы. Один из них — сервис Takebus, основанный в 2014 г. Олегом Мифтаховым и Константином Масленниковым: он позволяет купить билет без очереди и с гарантией места. Сервис заключает договор с автовокзалами и зарабатывает на комиссии, которую добавляет к цене билетов. Воспользоваться сервисом можно в веб-версии или мобильных приложениях. 
 
Проект получил поддержку Фонда развития интернет-инициатив: в прошлом году фонд приобрел 7% акций сервиса за 1,4 млн руб. В марте 2015 г. о сервисе вместе с несколькими другими стартапами рассказали президенту Владимиру Путину. На встрече Олег Мифтахов посетовал на главное препятствие для развития — большинство вокзалов не автоматизировано, и это не позволяет развивать сервис в регионах. После этого Минтранс России начал подготовку изменений в законодательство,  которые позволят активизировать процесс онлайн-бронирования автобусных билетов. Однако процесс идет небыстро.
 
DK.RU: Как вам пришла в голову идея подобного сервиса?
 
Константин Масленников (К.М.): в 2014 г. я учился в Российской экономической школе, на курсе по стратегии профессора Владимира Преображенского. У нас была очень интересная дискуссия со студентами, и мы пришли к выводу, что этот проект в России потенциально мог бы иметь успех. На следующий день я пришел на работу: мы вместе с Олегом рядом снимали офисы — он руководил московским подразделением одной компании, а у меня было свое небольшое дело по продаже ламп для проекторов. Обсудили эту идею, она нам обоим понравилась, и решили ее реализовывать.  
 
Еще один интересный факт. Мы учились в Челябинске и все студенчество ездили на междугородних автобусах: Олег из Златоуста, а я из Южноуральска. И в этих поездках мы испытали кучу боли. 
 
Какая у вас модель монетизации: кто и кому платит?
 
К.М.: Пока, к сожалению, пользователь платит дополнительную комиссию автовокзалу. Но мы бьемся, чтобы рынок перестроился, и цена билета была такой же, как в кассе, или еще ниже. Стараемся сделать это вместе с госорганами, вокзалами, перевозчиками. Пока в России почти на всех автобусных направлениях цена в интернете больше в среднем на 8-9%. Но все равно удобнее купить билет дома с комиссией, чем ехать лишний раз на автовокзал. 
 
Мы хотим перейти к такой модели, чтобы нам платили партнеры: организаторы и перевозчики. Как она будет реализована — это уже второстепенный вопрос. Наша аудитория все-таки чувствительна к цене, и дополнительные 30-50 руб. не очень приятная трата. 
 
Люди, которые ездят на автобусах, в целом реже пользуются интернетом, чем пассажиры самолетов. Как побудить их перейти на покупки в онлайне?
 
 Фото предоставлено Константином Масленниковым
 
Олег Мифтахов (О.М.): Сделать цену такой же или даже «вкуснее», чем в кассе. Это основной мотив. Наши ожидания были связаны со студентами, что именно они станут прорывным клином. Но у нас есть и пенсионеры, и люди среднего возраста, то есть достаточно широко представлены разные категории пользователей. По нашим ощущениям, в плане проникновения интернета в их жизнь все хорошо. Вопрос в том, что они не привыкли покупать билеты онлайн, потому что не было такой возможности. 
 
К.М.: Да, и это ограничивает рынок. Почти из 2000 автовокзалов в России автоматизировано до сих пор только около половины. Соответственно, многих направлений в интернете в принципе нет. 
 
Это как раз то, о чем вы в прошлом году рассказывали президенту. Помогла ли встреча решению проблемы? 
 
К.М.: Думаю, такие большие государственные решения не принимаются быстро. ФРИИ этим занимается, собирает компетентных людей из сферы транспорта, чтобы вместе с нами реформировать эту отрасль и изменить условия для конечных пользователей. Но в некоторых регионах в принципе не автоматизированы вокзалы — как тогда продавать билеты в интернете, не очень понятно. 
 
Процесс идет. Конечно, хотелось бы, чтобы шел быстрее, но в нем задействовано много не очень гибких структур. Была создана рабочая группа в Минтрансе России, она собрала экспертов рынка, и мы вместе с нашими конкурентами — более старыми интеграторами из разных регионов, думали, как всем вместе расширить покрытие. Сейчас идет подготовка нормативной базы. 
 
Все-таки что мешает автовокзалам автоматизироваться — инертность, нежелание применять новые сервисы или какие-то другие вещи?
 
К.М.: Задача автовокзалов, как и автобусных компаний — прежде всего, перевозить людей, делать это безопасно, своевременно, надежно. Винить их в недостаточной автоматизации на фоне того, какую важную задачу они выполняют, мне кажется, немного неправильно. Естественно, нам хочется, чтобы открытость компаний повышалась, но приоритет для таких организаций — безопасность и регулярность рейсов.
 
Кроме недостаточной автоматизации и завышенной цены, какие еще видите препятствующие факторы? 
 
К.М.: Это и есть главные причины. Пользователи точно хотят такой сервис — мы видим огромный интерес с их стороны. Нам пишут на сайте: почему нет того или иного направления? Услуга востребована. Мы пытаемся уговорить на контакт где-то автовокзалы, где-то — перевозчиков. Интегрировались с нашими партнерами на рынке, чтобы расширить покрытие, и предоставляем свою зону любым интеграторам и агентам, кто хочет. Думаю, никаких существенных препятствий, тормозящих процесс, нет.

Вместе легче

У рынка по продаже онлайн-билетов на автобусы огромный потенциал — сейчас дистанционно, по оценкам Takebus, реализуется не более 5%. Сервис в перспективе хочет занять большую долю российского рынка, однако, судя по сильным конкурентам, сделать это будет непросто. 
 
Насколько существенно отличается цена билета на автобус по сравнению с другими видами транспорта? И какие факторы важны для пользователя, чтобы он выбрал именно автобус, а не железную дорогу? 
 
К.М.: По исследованиям экспертов, автобус наиболее экономически выгоден при поездках на расстояние до 500 км. При больших расстояниях уже начинают выигрывать самолеты и поезда. 
 
Цена при выборе транспорта имеет очень большое значение. Второй фактор, который мы пытаемся развивать — информационная прозрачность, удобство для пользователя, понимание точек отправления и местонахождения автовокзалов. Иногда это, на самом деле, нетривиальная задача — не всегда просто найти в интернете, где находится автовокзал в том или ином городе.
 
О.М: Еще есть места, куда нельзя приехать на поезде, и почти нет мест, до которых было бы нельзя добраться на автобусе. Последнюю милю почти всегда обеспечивает автобус. Там, где автобусы конкурируют с поездами и электричками, первые выигрывают по комфорту: в большинстве случаев на автобусе ехать удобнее, чем на электричке.
 
Ваши партнеры — это автовокзалы или автобусные компании в том числе?
 
К.М.: Прежде всего автовокзалы. Мы исходим из того, как сейчас устроен рынок, и пока большая часть емкости мест находится у автовокзалов, мы идем к ним, чтобы получить широту покрытия. 
 
Сколько вы сейчас продаете билетов через сервис и к какому показателю стремитесь?
 
О.М.: Мы не раскрываем эти цифры, но через 3-5 лет хотим стать номером один на рынке, заняв долю не менее 60% продаваемых билетов в онлайне. 
 
Как вы относитесь к конкуренции? Насколько видел, есть другая компания в этой сфере — Busfor. У них пока количество загрузок на Android-смартфонах существенно выше. 
 
К.М.: Да, Busfor действительно является сильным конкурентом. Где-то мы опаздываем — по количеству скачиваний, где-то они, уступают по количеству напрямую подключенных регионов. Насколько понимаю, позиция команды Busfor в том, что развивать рынок вместе легче. Такая же позиция у нас. Поскольку все современные компании дают возможность интеграции, то, когда растет покрытие одного игрока, автоматически растет покрытие и у другого. 
 
Можно вообще оценить, какая доля автобусных билетов продается через интернет по России в целом?
 
К.М.: Очень маленькая — несколько процентов, а, наверное, и меньше. Поэтому, с одной стороны, у рынка большой потенциал роста, с другой — нужно много поработать, чтобы получить все покрытие и больше продаж билетов. Даже в самых продвинутых регионах, Москве и Санкт-Петербурге, онлайн-продажи плавают в районе 5%.
 
Читал, что объем рынка междугородних автобусных перевозок — около 200 млрд руб. по России.
 
К.М.: Есть разные мнения. Озвученная оценка довольно оптимистична и, скорее всего, учитывает и пригородные перевозки.  
 
Изначально мы концентрировались на междугородних перевозках — длиннее 50 км. Но люди покупают через нас билеты и на короткие маршруты, немного портя статистику по средней стоимости билета — наверное, на нашем рынке он должен быть около 500 руб. 
 
Смотрели на опыт других рынков? Например, сфера такси за последние два-три года очень сильно изменилась качественно именно за счет онлайн-сервисов.
 
К.М.: Разница нашего и их рынка существенна, потому что на такси почти не распространяется регулирование. На автобусном рынке оно довольно жесткое. Например, есть обязанность по передаче персональных данных пассажиров в уполномоченный государственный орган по их обработке. В такси никто не предъявляет паспорт, чтобы поехать, там работает другое федеральное законодательство. 
 
Сейчас сервис уже прибыльный или еще нет?
 
К.М.: Еще нет, пока развиваемся на деньги инвесторов, но планируем в течение года выйти на прибыль.

Расчистить рынок

Пока Takebus планирует сосредоточиться на развитии в России. Рынок каждой новой страны требует плотного изучения: продать билет из Берлина в Мюнхен  не то же самое, что из Москвы в Киев. Сейчас одна из основных целей — дать пользователям прозрачную информацию о предстоящей поездке. 
 
Планируете выходить на рынки других стран?
 
К.М.: Сейчас, наверное, нет. Пока мы больше сконцентрированы на рынке России, поэтому у нас нет приоритета размываться. Но есть рейсы, которые мы отправляем за границу: в Казахстан, на Украину, Беларусь — и мы хотели бы дать пользователям возможность обратной поездки. 
 
А в приграничных странах, может, в Восточной Европе, есть сильные конкуренты?
 
О.М.: Европейский рынок — это не рынок Евросоюза. Там много разных стран, и у всех все устроено по-разному. Это одна из причин, по которой мы не планируем бежать туда с шашкой наголо — для работы на их рынке необходимы отдельные компетенции. Те компании, которые их имеют, например, Busfor, туда стремятся. Но, например, в Беларуси все перевозки организуются государственной компанией, частные перевозчики априори нелегалы, они нарушают законодательство этой страны.
 
Или Германия — классная страна с развитой демократией, но там междугородние автобусные перевозки были запрещены до 2012 г. Все поездки между городами происходили на поездах — компания Deutsche Bahn (немецкий железнодорожный оператор — прим.ред.) монополизировала рынок. 
 
Чтобы продать билет, каждую из этих стран надо отдельно изучать: как сформирован рынок, как мыслят люди. Надо понять, какую клиентскую аудиторию мы будем покрывать. Люди из Москвы ездят в Минск и Киев по работе и к родственникам, и мы примерно понимаем, как они мыслят, потому что сами живем в Москве. Но как продать билет из Берлина в Мюнхен?
 
К.М.: Мы встречались с партнерами из Эстонии. У них очень высокий уровень продаж билетов на междугородние автобусы в интернете — около 50%. И сейчас все смотрят, как там устроены продажи. 
 
Как, по-вашему, в ближайшем будущем будет развиваться рынок междугородних автобусных перевозок? Может, появятся крупные компании, которые консолидируют отрасль или наоборот, будет больше мелких игроков?
 
О.М.: По нашим ощущениям, развитие будет выражаться в росте общей удовлетворенности пассажиров от использования сервиса. Автобусы ездят не по расписанию, могут быть иногда грязными... Мы, возможно, не сможем помыть все автобусы, но точно сможем предупредить человека о качестве сервиса, и он сам сделает решение, стоит ему в нем ехать или нет.
 
К.М.: Это и есть задача информационных сервисов — давать прозрачную информацию, в том числе по ценообразованию, комфорту, каким-то дополнительным услугам, остановкам, наличию туалета, кондиционера. Такие вещи очень важны для людей.
Автор: Андрей Пермяков
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Теракт в Керчи: в крымском колледже произошел взрыв. Погибли 18 человек, пострадали 50 Теракт в Керчи: в крымском колледже произошел взрыв. Погибли 18 человек, пострадали 50
«Возможен рост ставок до 12% и выше». Пик выдачи ипотеки в России пройден: что дальше?
Пенсия им ни к чему? Молодежь в России все меньше может и хочет работать официально
Изъяли вклады: россияне перекладывают деньги из банков в недвижимость
До конца заявочной кампании Russian Hospitality Awards 2018 осталась одна неделя
Слухи о закрытии издания «Бизнес и Жизнь» не подтвердились. Что происходит на самом деле?
«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов

Бизнес

Кто станет «Политиком года»? Претенденты определены. Интрига будет раскрыта через месяц Кто станет «Политиком года»? Претенденты определены. Интрига будет раскрыта через месяц
Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций

Свое дело

Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

Цифровизация бизнеса РФ: «Нет людей с компетенцией, но все хотят скорее запустить процесс» Цифровизация бизнеса РФ: «Нет людей с компетенцией, но все хотят скорее запустить процесс»
Скандал вокруг «Трансформатора»: «Как бизнесмен ты не состоялся, ты просто инфоцыган»
«Да, отменят премии и бонусы, но зато не уволят». Как компании России спасаются в кризис
«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen