Деловой квартал / Новости / Билеты в интернете: как заработать на пассажирах автобусов / ОПЫТ
Билеты в интернете: как заработать на пассажирах автобусов / ОПЫТ
Олег Мифтахов и Константин Масленников
Источник: Личный архив

Билеты в интернете: как заработать на пассажирах автобусов / ОПЫТ

Самое читаемое
  • Рубль грозит рухнуть к концу марта. При каком уровне покупать валюту
    Новости
  • Любите дорогую одежду и технику? Приготовьтесь платить больше даже за продукты
    Лайфхаки
  • Все еще переживаете о деньгах, но ничего не делаете для получения знаний? Это путь на дно
    Лайфхаки
  • Автомобиль особой ценности. Десять самых дорогих внедорожников 2018 года
    Лайфхаки
  • «Если мы не ошибаемся, мы мало стараемся». Зачем лидеры провоцируют собственные провалы
    Лайфхаки
  • Алексей Захаров: «Время середнячков уходит. Либо ты лучший в свой профессии, либо никто»
    Лайфхаки
06:00   07.11.2016

«Люди не привыкли покупать билеты онлайн. Из почти 2 тыс. автовокзалов в России до сих пор автоматизировано около половины». Как наладить продажи автобусных билетов в интернете — опыт Takebus.

Существует множество сервисов по продаже авиабилетов и сравнительно немного — по продаже железнодорожных билетов. Рынок онлайн-бронирования междугородних автобусных перевозок вовсе не развит: пассажирам приходится стоять в очереди или приезжать заранее, чтобы успеть забронировать место. Но и здесь стали появляться стартапы. Один из них — сервис Takebus, основанный в 2014 г. Олегом Мифтаховым и Константином Масленниковым: он позволяет купить билет без очереди и с гарантией места. Сервис заключает договор с автовокзалами и зарабатывает на комиссии, которую добавляет к цене билетов. Воспользоваться сервисом можно в веб-версии или мобильных приложениях. 
 
Проект получил поддержку Фонда развития интернет-инициатив: в прошлом году фонд приобрел 7% акций сервиса за 1,4 млн руб. В марте 2015 г. о сервисе вместе с несколькими другими стартапами рассказали президенту Владимиру Путину. На встрече Олег Мифтахов посетовал на главное препятствие для развития — большинство вокзалов не автоматизировано, и это не позволяет развивать сервис в регионах. После этого Минтранс России начал подготовку изменений в законодательство,  которые позволят активизировать процесс онлайн-бронирования автобусных билетов. Однако процесс идет небыстро.
 
DK.RU: Как вам пришла в голову идея подобного сервиса?
 
Константин Масленников (К.М.): в 2014 г. я учился в Российской экономической школе, на курсе по стратегии профессора Владимира Преображенского. У нас была очень интересная дискуссия со студентами, и мы пришли к выводу, что этот проект в России потенциально мог бы иметь успех. На следующий день я пришел на работу: мы вместе с Олегом рядом снимали офисы — он руководил московским подразделением одной компании, а у меня было свое небольшое дело по продаже ламп для проекторов. Обсудили эту идею, она нам обоим понравилась, и решили ее реализовывать.  
 
Еще один интересный факт. Мы учились в Челябинске и все студенчество ездили на междугородних автобусах: Олег из Златоуста, а я из Южноуральска. И в этих поездках мы испытали кучу боли. 
 
Какая у вас модель монетизации: кто и кому платит?
 
К.М.: Пока, к сожалению, пользователь платит дополнительную комиссию автовокзалу. Но мы бьемся, чтобы рынок перестроился, и цена билета была такой же, как в кассе, или еще ниже. Стараемся сделать это вместе с госорганами, вокзалами, перевозчиками. Пока в России почти на всех автобусных направлениях цена в интернете больше в среднем на 8-9%. Но все равно удобнее купить билет дома с комиссией, чем ехать лишний раз на автовокзал. 
 
Мы хотим перейти к такой модели, чтобы нам платили партнеры: организаторы и перевозчики. Как она будет реализована — это уже второстепенный вопрос. Наша аудитория все-таки чувствительна к цене, и дополнительные 30-50 руб. не очень приятная трата. 
 
Люди, которые ездят на автобусах, в целом реже пользуются интернетом, чем пассажиры самолетов. Как побудить их перейти на покупки в онлайне?
 
 Фото предоставлено Константином Масленниковым
 
Олег Мифтахов (О.М.): Сделать цену такой же или даже «вкуснее», чем в кассе. Это основной мотив. Наши ожидания были связаны со студентами, что именно они станут прорывным клином. Но у нас есть и пенсионеры, и люди среднего возраста, то есть достаточно широко представлены разные категории пользователей. По нашим ощущениям, в плане проникновения интернета в их жизнь все хорошо. Вопрос в том, что они не привыкли покупать билеты онлайн, потому что не было такой возможности. 
 
К.М.: Да, и это ограничивает рынок. Почти из 2000 автовокзалов в России автоматизировано до сих пор только около половины. Соответственно, многих направлений в интернете в принципе нет. 
 
Это как раз то, о чем вы в прошлом году рассказывали президенту. Помогла ли встреча решению проблемы? 
 
К.М.: Думаю, такие большие государственные решения не принимаются быстро. ФРИИ этим занимается, собирает компетентных людей из сферы транспорта, чтобы вместе с нами реформировать эту отрасль и изменить условия для конечных пользователей. Но в некоторых регионах в принципе не автоматизированы вокзалы — как тогда продавать билеты в интернете, не очень понятно. 
 
Процесс идет. Конечно, хотелось бы, чтобы шел быстрее, но в нем задействовано много не очень гибких структур. Была создана рабочая группа в Минтрансе России, она собрала экспертов рынка, и мы вместе с нашими конкурентами — более старыми интеграторами из разных регионов, думали, как всем вместе расширить покрытие. Сейчас идет подготовка нормативной базы. 
 
Все-таки что мешает автовокзалам автоматизироваться — инертность, нежелание применять новые сервисы или какие-то другие вещи?
 
К.М.: Задача автовокзалов, как и автобусных компаний — прежде всего, перевозить людей, делать это безопасно, своевременно, надежно. Винить их в недостаточной автоматизации на фоне того, какую важную задачу они выполняют, мне кажется, немного неправильно. Естественно, нам хочется, чтобы открытость компаний повышалась, но приоритет для таких организаций — безопасность и регулярность рейсов.
 
Кроме недостаточной автоматизации и завышенной цены, какие еще видите препятствующие факторы? 
 
К.М.: Это и есть главные причины. Пользователи точно хотят такой сервис — мы видим огромный интерес с их стороны. Нам пишут на сайте: почему нет того или иного направления? Услуга востребована. Мы пытаемся уговорить на контакт где-то автовокзалы, где-то — перевозчиков. Интегрировались с нашими партнерами на рынке, чтобы расширить покрытие, и предоставляем свою зону любым интеграторам и агентам, кто хочет. Думаю, никаких существенных препятствий, тормозящих процесс, нет.

Вместе легче

У рынка по продаже онлайн-билетов на автобусы огромный потенциал — сейчас дистанционно, по оценкам Takebus, реализуется не более 5%. Сервис в перспективе хочет занять большую долю российского рынка, однако, судя по сильным конкурентам, сделать это будет непросто. 
 
Насколько существенно отличается цена билета на автобус по сравнению с другими видами транспорта? И какие факторы важны для пользователя, чтобы он выбрал именно автобус, а не железную дорогу? 
 
К.М.: По исследованиям экспертов, автобус наиболее экономически выгоден при поездках на расстояние до 500 км. При больших расстояниях уже начинают выигрывать самолеты и поезда. 
 
Цена при выборе транспорта имеет очень большое значение. Второй фактор, который мы пытаемся развивать — информационная прозрачность, удобство для пользователя, понимание точек отправления и местонахождения автовокзалов. Иногда это, на самом деле, нетривиальная задача — не всегда просто найти в интернете, где находится автовокзал в том или ином городе.
 
О.М: Еще есть места, куда нельзя приехать на поезде, и почти нет мест, до которых было бы нельзя добраться на автобусе. Последнюю милю почти всегда обеспечивает автобус. Там, где автобусы конкурируют с поездами и электричками, первые выигрывают по комфорту: в большинстве случаев на автобусе ехать удобнее, чем на электричке.
 
Ваши партнеры — это автовокзалы или автобусные компании в том числе?
 
К.М.: Прежде всего автовокзалы. Мы исходим из того, как сейчас устроен рынок, и пока большая часть емкости мест находится у автовокзалов, мы идем к ним, чтобы получить широту покрытия. 
 
Сколько вы сейчас продаете билетов через сервис и к какому показателю стремитесь?
 
О.М.: Мы не раскрываем эти цифры, но через 3-5 лет хотим стать номером один на рынке, заняв долю не менее 60% продаваемых билетов в онлайне. 
 
Как вы относитесь к конкуренции? Насколько видел, есть другая компания в этой сфере — Busfor. У них пока количество загрузок на Android-смартфонах существенно выше. 
 
К.М.: Да, Busfor действительно является сильным конкурентом. Где-то мы опаздываем — по количеству скачиваний, где-то они, уступают по количеству напрямую подключенных регионов. Насколько понимаю, позиция команды Busfor в том, что развивать рынок вместе легче. Такая же позиция у нас. Поскольку все современные компании дают возможность интеграции, то, когда растет покрытие одного игрока, автоматически растет покрытие и у другого. 
 
Можно вообще оценить, какая доля автобусных билетов продается через интернет по России в целом?
 
К.М.: Очень маленькая — несколько процентов, а, наверное, и меньше. Поэтому, с одной стороны, у рынка большой потенциал роста, с другой — нужно много поработать, чтобы получить все покрытие и больше продаж билетов. Даже в самых продвинутых регионах, Москве и Санкт-Петербурге, онлайн-продажи плавают в районе 5%.
 
Читал, что объем рынка междугородних автобусных перевозок — около 200 млрд руб. по России.
 
К.М.: Есть разные мнения. Озвученная оценка довольно оптимистична и, скорее всего, учитывает и пригородные перевозки.  
 
Изначально мы концентрировались на междугородних перевозках — длиннее 50 км. Но люди покупают через нас билеты и на короткие маршруты, немного портя статистику по средней стоимости билета — наверное, на нашем рынке он должен быть около 500 руб. 
 
Смотрели на опыт других рынков? Например, сфера такси за последние два-три года очень сильно изменилась качественно именно за счет онлайн-сервисов.
 
К.М.: Разница нашего и их рынка существенна, потому что на такси почти не распространяется регулирование. На автобусном рынке оно довольно жесткое. Например, есть обязанность по передаче персональных данных пассажиров в уполномоченный государственный орган по их обработке. В такси никто не предъявляет паспорт, чтобы поехать, там работает другое федеральное законодательство. 
 
Сейчас сервис уже прибыльный или еще нет?
 
К.М.: Еще нет, пока развиваемся на деньги инвесторов, но планируем в течение года выйти на прибыль.

Расчистить рынок

Пока Takebus планирует сосредоточиться на развитии в России. Рынок каждой новой страны требует плотного изучения: продать билет из Берлина в Мюнхен  не то же самое, что из Москвы в Киев. Сейчас одна из основных целей — дать пользователям прозрачную информацию о предстоящей поездке. 
 
Планируете выходить на рынки других стран?
 
К.М.: Сейчас, наверное, нет. Пока мы больше сконцентрированы на рынке России, поэтому у нас нет приоритета размываться. Но есть рейсы, которые мы отправляем за границу: в Казахстан, на Украину, Беларусь — и мы хотели бы дать пользователям возможность обратной поездки. 
 
А в приграничных странах, может, в Восточной Европе, есть сильные конкуренты?
 
О.М.: Европейский рынок — это не рынок Евросоюза. Там много разных стран, и у всех все устроено по-разному. Это одна из причин, по которой мы не планируем бежать туда с шашкой наголо — для работы на их рынке необходимы отдельные компетенции. Те компании, которые их имеют, например, Busfor, туда стремятся. Но, например, в Беларуси все перевозки организуются государственной компанией, частные перевозчики априори нелегалы, они нарушают законодательство этой страны.
 
Или Германия — классная страна с развитой демократией, но там междугородние автобусные перевозки были запрещены до 2012 г. Все поездки между городами происходили на поездах — компания Deutsche Bahn (немецкий железнодорожный оператор — прим.ред.) монополизировала рынок. 
 
Чтобы продать билет, каждую из этих стран надо отдельно изучать: как сформирован рынок, как мыслят люди. Надо понять, какую клиентскую аудиторию мы будем покрывать. Люди из Москвы ездят в Минск и Киев по работе и к родственникам, и мы примерно понимаем, как они мыслят, потому что сами живем в Москве. Но как продать билет из Берлина в Мюнхен?
 
К.М.: Мы встречались с партнерами из Эстонии. У них очень высокий уровень продаж билетов на междугородние автобусы в интернете — около 50%. И сейчас все смотрят, как там устроены продажи. 
 
Как, по-вашему, в ближайшем будущем будет развиваться рынок междугородних автобусных перевозок? Может, появятся крупные компании, которые консолидируют отрасль или наоборот, будет больше мелких игроков?
 
О.М.: По нашим ощущениям, развитие будет выражаться в росте общей удовлетворенности пассажиров от использования сервиса. Автобусы ездят не по расписанию, могут быть иногда грязными... Мы, возможно, не сможем помыть все автобусы, но точно сможем предупредить человека о качестве сервиса, и он сам сделает решение, стоит ему в нем ехать или нет.
 
К.М.: Это и есть задача информационных сервисов — давать прозрачную информацию, в том числе по ценообразованию, комфорту, каким-то дополнительным услугам, остановкам, наличию туалета, кондиционера. Такие вещи очень важны для людей.
Автор: Андрей Пермяков
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Бессмысленно отслеживать все изменения». Греф сравнил руководство компанией с паранойей
«Бессмысленно отслеживать все изменения». Греф сравнил руководство компанией с паранойей
Новый риск для руководителей: с менеджеров смогут взыскивать долги и пени компаний
МВД завело дело на журналистов «Дождя» после фильма об «авторитете, признанном Путиным»
Как вывести предпринимателей из тени: почему два министра не согласны друг с другом
Семь российских городов вошли в число самых дорогих населенных пунктов мира. СПИСОК
По примеру «Открытия». Банки снова начали занимать дорогие деньги ЦБ. Чем это грозит?
Рубль грозит рухнуть к концу марта. При каком уровне покупать валюту

Бизнес

Не отказался от услуги — плати! Как тихо списать со счетов клиентов деньги за новый сервис Не отказался от услуги — плати! Как тихо списать со счетов клиентов деньги за новый сервис
«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега»
«Откройте глаза: бизнесу сейчас вообще малоинтересны деньги банков и ставка ЦБ»
23 года вместе с бизнесом. «Деловой квартал» раскрыл планы на 2018 год
Давид Гайдт: «Американцы намерены контролировать транзит российского газа»
«Все будет потихоньку гнить». Ждать банковского кризиса не стоит. Но и исключать — тоже
Дмитрий Олюнин: «Выбрать надежный банк – легко»

Свое дело

«Богатым, продавая хлеб, не стать». Как построить бизнес на пекарне / ОПЫТ «Богатым, продавая хлеб, не стать». Как построить бизнес на пекарне / ОПЫТ
Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ
«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы
«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»

Качество жизни

«Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей «Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей
Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати
«Чем успешнее люди, тем более плохой сделкой для них становятся традиционные браки»
Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU
Зачем один из лучших бизнесменов Екатеринбурга заключил с 6-летним сыном деловой контракт
«Почему велосипедисты сбивают наших детей? Потому что им это позволяют» — Евгений Енин
Диагноз — банкротство. Как правильно объявить себя финансово несостоятельным / ЛАЙФХАК

Мнения

«Хотите правду про советское детство? «Повелитель мух» нервно курит в сторонке» «Хотите правду про советское детство? «Повелитель мух» нервно курит в сторонке»
«Цинизм помогает понять истинную суть людей». Валерий Савельев об истоках и силе богатства
«В Союзе люди готовы были ради «завтра» терпеть стоматолога без наркоза. И были счастливы»
«Почему по СССР ностальгируют? Потому что жили, как лохи, а тогда думали — как боги»
«Не надо Путина менять, пусть продолжает. Все равно мы все помрем» — Татьяна Толстая
«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие
«Худшее, что сейчас можно сделать, — это объявить бойкот играм в Южной Корее»

Лайфхаки

Хотите жить хорошо? Забудьте о свободе. Как Сингапур стал чудо-городом Хотите жить хорошо? Забудьте о свободе. Как Сингапур стал чудо-городом
Опыт финансового планирования на год: как жонглировать деньгами, чтобы на все хватало
«В недвижимости главное — место. В бизнесе — отличие». 14 способов стать заметнее на рынке
Прекратите борьбу и дайте жизни вас удивить. Почему плыть по течению — совсем не плохо
Все еще переживаете о деньгах, но ничего не делаете для получения знаний? Это путь на дно
Алексей Захаров: «Время середнячков уходит. Либо ты лучший в свой профессии, либо никто»
Ни на что не хватает времени? Переведите минуты в монеты, считать сразу станет проще
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.