Деловой квартал / Новости / «В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками»
«В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками»
Автор фото: Игорь Черепанов. Источник: DK.RU

«В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками»

Самое читаемое
  • Кто останется без работы в 2018 году: мнение эксперта
    Новости
  • Машина со смертельным исходом: 8 иномарок, опасных для жизни
    Лайфхаки
  • Паспорт больше не нужен. Россиян идентифицируют по SIM-картам
    Новости
  • Грядет реформа сплошной маркировки товаров. Ее бенефициарами станут Усманов и «Ростех»
    Новости
  • Новая волна кризиса: почему российский бизнес встревожен ситуацией в банках
    Новости
  • РЕЙТИНГ: 10 самых быстрорастущих компаний России
    Новости
06:30   09.08.2017

Меценаты в России есть, но практика «культурной» благотворительности развивается медленно. Как изменить эту ситуацию — DK.RU рассказали музыкант Денис Мацуев и директор УОМЗа Анатолий Слудных.

Свердловская филармония одной из первых среди региональных учреждений культуры научилась разговаривать с бизнесом на его языке. В 1990-е это позволило получить поддержку бизнеса и общества, сохранить уникальный оркестр, а впоследствии — сделать филармонию известной далеко за пределами региона. Сегодня ее поддерживают десятки партнеров — от небольших компаний до крупных промышленных гигантов. 

Народный артист России и всемирно известный пианист Денис Мацуев много лет является Почетным попечителем Уральского академического филармонического оркестра, Анатолий Слудных возглавляет Уральский оптико-механический завод, руководители которого традиционно входят в Совет попечителей оркестра с начала 2000-х. Собеседники, встретившиеся в Филармонии, обсудили будущее «культурной» благотворительности. Они уверены: взаимодействие между бизнесом и культурой нужно выводить на новый уровень. А для этого необходимо как можно быстрее принять закон о меценатстве, продвигать новые культурные форматы и исключить из взаимодействия указующую роль власти. DK.RU зафиксировал основные тезисы их беседы. 

«Благотворительность в сфере культуры все еще недостаточно популярна»

На Западе предприниматели десятки лет поддерживают культурные проекты. В России эта практика складывается не так давно, не регулируется законодательством и часто делается «по указке сверху». 

Денис Мацуев: В нашей стране давно нужно менять отношение к слову «благотворительность». Во всем мире поддержка бизнесом культуры работает на взаимообогащение сторон. Для бизнеса это — и порыв души, и плюс к имиджу, и некоторая выгода, например, в виде налоговых послаблений.

В США ни один симфонический оркестр не существует на государственные деньги. Когда в 2008 г. после кризиса один из самых знаменитых оркестров в мире — симфонический оркестр Цинциннати — оказался на грани банкротства, его спасала 102-летняя внучка основателя Procter&Gamble. Она дала оркестру $120 млн — естественно, не просто так: эти деньги были на несколько лет вперед расписаны по статьям расходов. И в Америке такие благотворители получают налоговые послабления, их имена обязательно появляются в любом буклете концерта или фестиваля.

У нас же слово «благотворительность» до сих пор вызывает вопросы у широкой общественности относительно целей жертвователей, а многие компании вкладывают деньги в фестивали, концерты, умоляя не называть их, потому что после этого их начинают активно проверять различные надзорные органы.

Есть подсознательное: если помогают кому-то просто так, значит что-то не чисто, надо проверить, откуда взялись средства. Кроме того, на них сразу же обрушивается лавина обращений: а почему ты помог тому коллективу, и не помог этому. Для того чтобы в нашей стране развивалась культурная — во всех смыслах этого слова — благотворительность, нам как воздух необходим закон о меценатстве, и, насколько я знаю, в скором времени он, к счастью, он должен появиться. 

Анатолий Слудных: Конечно, закона еще нет, но бизнесу при этом надо помнить, что, помогая филармонии, театру, оркестру, ты так или иначе все равно получаешь дивиденды — пусть не в виде «процентов в будущем квартале».

Взаимодействие с культурными коллективами — это показатель зрелости бизнеса, это повышение значимости и для коллектива, и для партнеров.

Например, встречая наших коллег из других регионов, стран, мы часто продумываем для них «музыкальные вечера», и это создает совершенно другую атмосферу, добавляет неуловимые штрихи к «портрету» предприятия. Кроме того, сегодня развивать экономику без людей с хорошей культурной, философской базой действительно становится невозможным: одних компетенций в своем вопросе в современном мире недостаточно. 

Денис Мацуев: И еще один момент: у нас в стране до сих пор очень многое делается по указу сверху. Бизнес поддерживает какой-то проект не потому, что сам этого хочет, а потому, что ему об этом сказали власть имущие. Это надо искоренять. Или, наоборот, некоторые предприниматели перегибают палку и начинают искать прямую выгоду там, где ее искать не следует. Например, банк вкладывает в фестиваль $10 тыс., а билетов требует на $15 тыс. Впрочем, появляется все больше и больше бизнесменов, которые относятся к поддержке культуры совершенно по-другому и готовы вкладывать в нее от души, просто потому, что фестивали, концерты, оркестры — это наша гордость.

«Отношение к культуре, как к продукту, разрушает ее»

Сейчас взаимоотношения с бизнесом стараются выстраивать многие учреждения культуры: они учатся считать деньги и планировать, ищут новые форматы, чтобы стать ближе своей аудитории. Кому-то это удается лучше, кому-то хуже. Но, самое главное, как считают участники беседы, в погоне за узнаваемостью и одобрением бизнеса и общества не превратить культуру в продукт масс-маркета. 

Денис Мацуев: Сегодня к культуре начали относиться как к коммерческому продукту: промоутерам и организаторам фестивалей надо продать знаменитый концерт от знаменитого исполнителя. Пятая симфония Шостаковича продается идеально, а шестая — нет, поэтому мы не будем брать шестую, нам нужно продать то, что покупают. И вот это отношение разрушает культуру. Она не может существовать без поддержки бизнеса и общества, но если бизнес и общество начинают диктовать культуре свои условия, это разрушает ее еще быстрее, чем отсутствие финансирования.

Поэтому очень важно найти баланс: с одной стороны, делать культуру доступной, привлекательной, открытой; с другой — не превращать ее в бизнес-продукт.

И у нас для этого есть все возможности: в России формируется новое поколение слушателей классической музыки — чем не может похвастаться, например, Европа или Америка. Да, у нас существуют признанные культурные бренды — Большой театр, Мариинка, Третьяковка, Гергиев, Башмет, Спиваков. Но останавливаться на уже состоявшихся брендах нельзя, культуру надо развивать, открывать новые таланты, иначе получится, как с советским спортом. В советское время наши спортсмены были известны во всем мире, но теперь слава отечественного спорта прошла. Сегодня мы покупаем бразильских футболистов, а во дворах нет футбольных «коробок», из которых и выходят звезды футбола. 

Сегодня классическая музыка — один из главных источников позитивных новостей о России за рубежом. И это прекрасно, что мы можем разговаривать со всем миром на таком универсальном языке. Ведь музыка — это символ примирения. Я играл со знаменитым израильским оркестром и обратил внимание на зал. Там было больше 20 тыс. человек — вместе сидели и евреи, и арабы. Все их недопонимания остались за стенами концертного зала.

Анатолий Слудных: Свердловской филармонии действительно удалось найти успешную форму взаимодействия с бизнесом, попечительский совет филармонии позволяет реализовывать нерутинные проекты — приобретать инструменты, проводить фестивали. Но и бизнес ищет новые формы взаимодействия с культурой.

Например, вкладываться в нее можно и нужно не только деньгами — в этом как раз нет ничего сложного — но и силами, временем, людьми.

Далеко ходить не надо: в сентябре начнется фестиваль «Безумные дни», который хотелось бы сделать по-настоящему массовым, в хорошем смысле этого слова. И партнерам фестиваля стоит задуматься о том, чтобы сделать в него социальный вклад — помочь Филармонии расширить аудиторию. Потому что маркером известности и востребованности мероприятия является, в том числе, и количество людей, которое его посетило. 

Денис Мацуев: Любовь к классической музыке можно и нужно поддерживать новыми форматами. В июне у меня был концерт на открытом воздухе в Дрездене. Я очень люблю такой вид концертов — он популярен во всем мире, а у нас только начинает приживаться. Я считаю, что хотя бы раз в год один день открытые концерты должны проводиться абсолютно бесплатно, чтобы максимальное количество людей могло познакомиться с классической музыкой. Мы с дирижером Валерием Гергиевым, играя каждый год 9 мая на Поклонной горе, собираем до 60 тыс. слушателей. Там создается уникальная атмосфера, ты играешь совершенно для другой аудитории, это и для артиста абсолютно новый опыт. А познакомившись с классической музыкой «на природе», человек, вполне возможно, придет в зал. И залы, кстати, тоже надо строить.

Екатеринбургу как воздуха не хватает большого концертного зала. Существующий — пусть замечательный и с хорошей акустикой — откровенно мал для полуторамиллионного города.  

Анатолий Слудных: И в зале, кстати, тоже нужно сохранить атмосферу комфорта. Нет, я не говорю о том, что на концерт можно являться в тренировочных штанах и кроссовках. Но даже классическую музыку можно «подавать» так, чтобы это было не в тягость, а комфортно и приятно массовому зрителю. Тогда классическое искусство, безусловно, будет более востребованным и привлекательным. 

Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
Автор: Вера Морозова
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Черный список» привел к массовой ликвидации компаний. Бизнес регистрируют заново
«Черный список» привел к массовой ликвидации компаний. Бизнес регистрируют заново
Перестрелка в «Москва-Сити»: на банкете близкого к криминалу бизнесмена устроили стрельбу
Самые надежные и проблемные автомобили после нескольких лет эксплуатации / РЕЙТИНГ
Кто останется без работы в 2018 году: мнение эксперта
Трансляция Олимпиады оказалась под угрозой из-за возможного отстранения сборной России
Срок окупаемости превысил 20 лет: в каких городах выгоднее всего сдавать квартиру /РЕЙТИНГ
«Потеряли много времени и денег». Случайных клиентов исключат из черного списка банков

Бизнес

Дмитрий Олюнин: «Выбрать надежный банк – легко» Дмитрий Олюнин: «Выбрать надежный банк – легко»
Финансовая магия: сокращаем операционный цикл и повышаем рентабельность вложений на 10%
«У наших людей есть спрос на мечту, а не на труд, и ради нее россияне рискуют последним»
Как предпринимателю избежать блокировки банковского счета или операции / ИНСТРУКЦИЯ
«Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»
Алексей Речкалов: «Хотите называться современным производством – готовьтесь к изменениям»
Коллекторы или банкротство? Как убедить должника вернуть ваши деньги / ЛАЙФХАК

Свое дело

«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет «Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы
«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»
«То, что я начал шить плащи, — это Вселенский замес. Какого черта я все это знаю и умею?»
«Я работала юристом в США, но решила уйти в фэшн-дизайн и переехала.. в Каменск-Уральский»

Качество жизни

Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU
Зачем один из лучших бизнесменов Екатеринбурга заключил с 6-летним сыном деловой контракт
«Почему велосипедисты сбивают наших детей? Потому что им это позволяют» — Евгений Енин
Диагноз — банкротство. Как правильно объявить себя финансово несостоятельным / ЛАЙФХАК
«В кризис покупают по-настоящему дорогие вещи» — почему растет популярность аукционов
Виртуальный тур по будущей квартире. Когда в регионах услуга станет общедоступной
«Власть, заигрывая с православием, сама вскормила радикалов»

Мнения

«Не верьте сплетням, импортозамещение в России уже случилось. Показываю на примерах» «Не верьте сплетням, импортозамещение в России уже случилось. Показываю на примерах»
«Мы всю дорогу выполняли положенные обряды, но блюдце с молоком за печку домовому ставили»
«Вам будет за 60, но в зале на вас не посмотрят как на героя». Эксперт о фитнесе будущего
«10 лет нас стравливали очень влиятельные люди. Пора положить этому конец»
«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам
«Китайцев интересуют наши просторы, янтарь и девушки. Заводами их не удивить»
«Вспомните фильмы, где фашисты допрашивают партизан. Положение вашего ребенка такое же»

Лайфхаки

Невыносимое чувство богатства: сколько денег нужно для счастья? Невыносимое чувство богатства: сколько денег нужно для счастья?
Машина со смертельным исходом: 8 иномарок, опасных для жизни
«За ваши деньги я вам расскажу то, что вы знаете». Почему бизнес-образование бесполезно
«Хлеба, зрелищ и немного шопинга». Выживет ли традиционный ритейл в XXI веке
Прекратите советовать людям «Будь собой!». И вот почему
Перестаньте платить своему маркетологу. Он топит вашу компанию
«В РФ украсть у государства почетно, a у предпринимателя — допустимо», — Андрей Мовчан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.