Подписаться
Деловой квартал / Новости / Вам не нужен «Мерседес». Зачем люди покупают дорогое и ненужное и чего хотят вз...
Вам не нужен «Мерседес». Зачем люди покупают дорогое и ненужное и чего хотят взамен
Источник: pixabay.com

Вам не нужен «Мерседес». Зачем люди покупают дорогое и ненужное и чего хотят взамен

Самое читаемое
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище» «Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
12:18   22.01.2018

«Мозги социального примата эволюционировали, чтобы преследовать одну цель: выглядеть хорошо в глазах посторонних. Но потребительский капитализм не способен обмануть биологическое чутье».

Известная история о путнике, который бредет по пустыне, вдруг видит вдали что-то сияющее, но это оказывается не вода, a алмазы — отличный пример того, насколько ценность вещей зависит от ситуации. Чарльз Чу, редактор The Polymath Project, в блоге на Medium.com рассуждает о том, почему люди покупают так много ненужного и наполняют свою жизнь дорогими, но бессмысленными вещами.

Реальная ценность вещей

— Человек не может прожить без воды, но она стоит сравнительно мало, a во многих странах ее можно получить бесплатно: из-под крана в кафе или даже из фонтанчика на улице. Алмазы, которые совершенно не влияют на вашу способность жить, стоят миллионы долларов.  Так почему же что-то, что вы не можете есть, пить или носить, стоит в миллиард раз больше, чем необходимая всем вода? Студент экономического вуза ответил бы: «Легко. Это вопрос спроса и предложения. Алмазы редки, и многие люди хотят их, поэтому они стоят много».

Отлично. Тогда возникает другой вопрос: почему так много людей мечтает о бриллиантах?

Это не мои мысли, это мысли окружающих

Психолог Джеффри Миллер уверен, что главная причина, по которой мы покупаем вещи — это необходимость подать сигнал о себе. Купленное нами словно говорит о нас.

Люди развивались в небольших социальных группах, в которых имидж и статус были важны не только для выживания, но и для привлечения друзей и воспитания детей. Сегодня мы украшаем себя товарами и услугами больше чтобы произвести впечатление на чужие умы, но не для собственного наслаждения. Это факт, который превращает «материализм» в понятие, относительно которого многие серьезно заблуждаются. Многие товары во-первых являются сигналами, и только потом материальными объектами. Наши мозги социального примата эволюционировали, чтобы преследовать одну главную цель: выглядеть хорошо в глазах других.

Автомобиль «Хаммер» неудобен и непрактичен, но для многих хорош именно тем, что показывает другим: у вас есть деньги, вы можете выбрасывать их на заправке снова и снова. Точно так же и стоимость бриллиантов не в том, что это необходимая вещь, a в том, какой сигнал они несут окружающим.

Потребительский капитализм по своей сути — явление не материалистическое, a семиотическое. Это касается психологического мира знаков, символов, образов и брендов, а не физического мира материальных товаров. Маркетологи понимают, что они продают шипение, а не стейк. Именно шипение дает большую прибыль, тогда как стейк — это просто товар, который может продать любой мясник.

Конечно, иногда мы покупаем товары для получения личной пользы и удовольствия. Но одновременно мы берем в кредит дорогие автомобили, тратим огромные деньги на покупку декоративной косметики и обуви, которая нам не по карману. Этим мы пытаемся отправить сигнал в окружающее нас пространство.

Биологические добродетели

Миллер утверждает, что, хотя кажется, что нас привлекают богатство, статус или эстетический вкус, это не наша истинная цель. Вместо денег или статуса (которые легко теряются) нас привлекают более надежные черты — то, что он называет биологическими достоинствами.

У людей показатели пригодности вряд ли развивались, чтобы рекламировать денежное богатство, карьерный статус или авангардный вкус, потому что эти явления возникли совсем недавно, в эпоху эволюции, в течение последних десяти тысяч лет. Скорее, ключевыми чертами, которые мы стремимся отображать, являются устойчивые черты, которые отличаются друг от друга в большей степени, и которые наиболее сильно предсказывают наши социальные способности и предпочтения. К ним относятся физические черты, такие как здоровье, плодовитость и красота; личностные черты, такие как добросовестность, доброжелательность и открытость к новизне и когнитивные черты, такие как общий интеллект. Это биологические добродетели, которые люди пытаются транслировать с бессознательной функцией привлечения уважения, любви и поддержки от друзей, товарищей и союзников.

Мы покупаем дорогие продукты и используем такие марки, как Lacoste, Lancome или Lamborghini для производства и передачи сигналов другим. Мы можем попробовать быть намеренно обманчивыми и сделать поддельный профиль на сайте знакомств. Или мы можем попытаться быть честными, носить одежду из недорогих масс-маркетов и пить растворимый кофе, если не чувствуем разницы во вкусе со свежесваренным.

Небольшой секрет тайны потребительства заключается в том, что люди довольно хорошо оценивают важные черты человека во время обычного разговора. Так что черты, которые мы пытаемся подчеркнуть покупкой тех или иных марок, в значительной степени избыточны, а иногда и контрпродуктивны.

Используя товары для трансляции поддельного сигнала, мы можем обмануть некоторых людей, но лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе это не работает. Люди  — животные. За миллионы лет мы разработали мощные детекторы лжи, чтобы вычислять обманщиков и шарлатанов, ведь долгое время это было вопросом жизни и смерти. Наши социально-перцептивные системы для распознавания ключевых человеческих качеств и эмоций трудно ввести в заблуждение, не зря же они развивались тысячелетия. 

Реальные долгосрочные отношения основаны на тех чертах и ​​навыках, которые нельзя купить за деньги, и лучший способ их обнаружить — делать то, что мы всегда делали.

«... мы, люди, уже потратили миллионы лет, развивая удивительно эффективные способы показать наши ментальные и моральные черты друг другу посредством естественного социального поведения, такого как язык, искусство, музыка, щедрость, творчество и идеология. Мы все можем делать это без учетных данных о карьере, кредитных рейтингах или приобретенных товарах. Наши лучшие, самые впечатляющие товары и услуги были предоставлены нам нашей ДНК в форме физических и психологических особенностей», — говорит Миллер.

Фундаментальное заблуждение потребителя

Эксперт рассказывает о фундаментальном потребительском заблуждении, состоящем из двух частей лжи:

1. Продукты могут компенсировать вашу недостаточность. Мы считаем, что можем использовать продукты, чтобы скрыть наши физические и умственные недостатки. Но этот обман при длительных отношениях мгновенно раскрывается

2. Продукты могут лучше показать другим, кто я. Мы считаем, что можем использовать товары, чтобы поддержать собственный сигнал, сделать трансляцию самих себя вдвое сильнее. Однако лучший способ показать другим, кто вы — это делать то, что делали ваши предки: разговаривать, обниматься и сотрудничать с людьми.

Итак, если все идеи Миллера верны и никакая модификация Mercedes-Benz или Maybelline не принесет дружбы, любви или прочного счастья, что делать с временем и деньгами? Вероятно, стоит экономить на покупке дорогих машин и часов, но тем временем учиться лучше разговаривать, шутить, заботиться о слабых или оставаться сильными перед лицом сложностей. Просто прекратить покупать все подряд и начать работать над собой.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
Саратовская министр уволена после слов о возможности прожить на 3500 руб. в месяц
«Средний класс осознал плюсы банкротства». Количество несостоятельных россиян резко растет
«Две недели продолжалась новостная вакханалия». «Кэшбери» приостановила работу
Закат державы или не показатель? Как авария «Союза» скажется на позициях России в космосе

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
«Требуете от сотрудников больничный? Что ж, у вас будут работать только посредственности»
«Нас убедили, что великие бизнесмены — провидцы, а на самом деле стать «гением» не сложно»
Позвольте себе Dolce vita: 10 вещей, на которые точно стоит потратить деньги
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen