Подписаться
Деловой квартал / Новости / Вам не нужен «Мерседес». Зачем люди покупают дорогое и ненужное и чего хотят вз...
Вам не нужен «Мерседес». Зачем люди покупают дорогое и ненужное и чего хотят взамен
Источник: pixabay.com

Вам не нужен «Мерседес». Зачем люди покупают дорогое и ненужное и чего хотят взамен

Самое читаемое
  • Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ Рост неравенства, сокращение штатов: о чем говорит новый рейтинг крупнейших компаний РФ
  • «Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ «Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
  • «Это болезнь профессионалов». Как большое количество обязанностей разрушает карьеру «Это болезнь профессионалов». Как большое количество обязанностей разрушает карьеру
  • У россиян резко сократился объем «свободных денег». Необходимые траты растут У россиян резко сократился объем «свободных денег». Необходимые траты растут
  • «Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить «Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить
12:18   22.01.2018

«Мозги социального примата эволюционировали, чтобы преследовать одну цель: выглядеть хорошо в глазах посторонних. Но потребительский капитализм не способен обмануть биологическое чутье».

Известная история о путнике, который бредет по пустыне, вдруг видит вдали что-то сияющее, но это оказывается не вода, a алмазы — отличный пример того, насколько ценность вещей зависит от ситуации. Чарльз Чу, редактор The Polymath Project, в блоге на Medium.com рассуждает о том, почему люди покупают так много ненужного и наполняют свою жизнь дорогими, но бессмысленными вещами.

Реальная ценность вещей

— Человек не может прожить без воды, но она стоит сравнительно мало, a во многих странах ее можно получить бесплатно: из-под крана в кафе или даже из фонтанчика на улице. Алмазы, которые совершенно не влияют на вашу способность жить, стоят миллионы долларов.  Так почему же что-то, что вы не можете есть, пить или носить, стоит в миллиард раз больше, чем необходимая всем вода? Студент экономического вуза ответил бы: «Легко. Это вопрос спроса и предложения. Алмазы редки, и многие люди хотят их, поэтому они стоят много».

Отлично. Тогда возникает другой вопрос: почему так много людей мечтает о бриллиантах?

Это не мои мысли, это мысли окружающих

Психолог Джеффри Миллер уверен, что главная причина, по которой мы покупаем вещи — это необходимость подать сигнал о себе. Купленное нами словно говорит о нас.

Люди развивались в небольших социальных группах, в которых имидж и статус были важны не только для выживания, но и для привлечения друзей и воспитания детей. Сегодня мы украшаем себя товарами и услугами больше чтобы произвести впечатление на чужие умы, но не для собственного наслаждения. Это факт, который превращает «материализм» в понятие, относительно которого многие серьезно заблуждаются. Многие товары во-первых являются сигналами, и только потом материальными объектами. Наши мозги социального примата эволюционировали, чтобы преследовать одну главную цель: выглядеть хорошо в глазах других.

Автомобиль «Хаммер» неудобен и непрактичен, но для многих хорош именно тем, что показывает другим: у вас есть деньги, вы можете выбрасывать их на заправке снова и снова. Точно так же и стоимость бриллиантов не в том, что это необходимая вещь, a в том, какой сигнал они несут окружающим.

Потребительский капитализм по своей сути — явление не материалистическое, a семиотическое. Это касается психологического мира знаков, символов, образов и брендов, а не физического мира материальных товаров. Маркетологи понимают, что они продают шипение, а не стейк. Именно шипение дает большую прибыль, тогда как стейк — это просто товар, который может продать любой мясник.

Конечно, иногда мы покупаем товары для получения личной пользы и удовольствия. Но одновременно мы берем в кредит дорогие автомобили, тратим огромные деньги на покупку декоративной косметики и обуви, которая нам не по карману. Этим мы пытаемся отправить сигнал в окружающее нас пространство.

Биологические добродетели

Миллер утверждает, что, хотя кажется, что нас привлекают богатство, статус или эстетический вкус, это не наша истинная цель. Вместо денег или статуса (которые легко теряются) нас привлекают более надежные черты — то, что он называет биологическими достоинствами.

У людей показатели пригодности вряд ли развивались, чтобы рекламировать денежное богатство, карьерный статус или авангардный вкус, потому что эти явления возникли совсем недавно, в эпоху эволюции, в течение последних десяти тысяч лет. Скорее, ключевыми чертами, которые мы стремимся отображать, являются устойчивые черты, которые отличаются друг от друга в большей степени, и которые наиболее сильно предсказывают наши социальные способности и предпочтения. К ним относятся физические черты, такие как здоровье, плодовитость и красота; личностные черты, такие как добросовестность, доброжелательность и открытость к новизне и когнитивные черты, такие как общий интеллект. Это биологические добродетели, которые люди пытаются транслировать с бессознательной функцией привлечения уважения, любви и поддержки от друзей, товарищей и союзников.

Мы покупаем дорогие продукты и используем такие марки, как Lacoste, Lancome или Lamborghini для производства и передачи сигналов другим. Мы можем попробовать быть намеренно обманчивыми и сделать поддельный профиль на сайте знакомств. Или мы можем попытаться быть честными, носить одежду из недорогих масс-маркетов и пить растворимый кофе, если не чувствуем разницы во вкусе со свежесваренным.

Небольшой секрет тайны потребительства заключается в том, что люди довольно хорошо оценивают важные черты человека во время обычного разговора. Так что черты, которые мы пытаемся подчеркнуть покупкой тех или иных марок, в значительной степени избыточны, а иногда и контрпродуктивны.

Используя товары для трансляции поддельного сигнала, мы можем обмануть некоторых людей, но лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе это не работает. Люди  — животные. За миллионы лет мы разработали мощные детекторы лжи, чтобы вычислять обманщиков и шарлатанов, ведь долгое время это было вопросом жизни и смерти. Наши социально-перцептивные системы для распознавания ключевых человеческих качеств и эмоций трудно ввести в заблуждение, не зря же они развивались тысячелетия. 

Реальные долгосрочные отношения основаны на тех чертах и ​​навыках, которые нельзя купить за деньги, и лучший способ их обнаружить — делать то, что мы всегда делали.

«... мы, люди, уже потратили миллионы лет, развивая удивительно эффективные способы показать наши ментальные и моральные черты друг другу посредством естественного социального поведения, такого как язык, искусство, музыка, щедрость, творчество и идеология. Мы все можем делать это без учетных данных о карьере, кредитных рейтингах или приобретенных товарах. Наши лучшие, самые впечатляющие товары и услуги были предоставлены нам нашей ДНК в форме физических и психологических особенностей», — говорит Миллер.

Фундаментальное заблуждение потребителя

Эксперт рассказывает о фундаментальном потребительском заблуждении, состоящем из двух частей лжи:

1. Продукты могут компенсировать вашу недостаточность. Мы считаем, что можем использовать продукты, чтобы скрыть наши физические и умственные недостатки. Но этот обман при длительных отношениях мгновенно раскрывается

2. Продукты могут лучше показать другим, кто я. Мы считаем, что можем использовать товары, чтобы поддержать собственный сигнал, сделать трансляцию самих себя вдвое сильнее. Однако лучший способ показать другим, кто вы — это делать то, что делали ваши предки: разговаривать, обниматься и сотрудничать с людьми.

Итак, если все идеи Миллера верны и никакая модификация Mercedes-Benz или Maybelline не принесет дружбы, любви или прочного счастья, что делать с временем и деньгами? Вероятно, стоит экономить на покупке дорогих машин и часов, но тем временем учиться лучше разговаривать, шутить, заботиться о слабых или оставаться сильными перед лицом сложностей. Просто прекратить покупать все подряд и начать работать над собой.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Подходит для РФ: ТОП-10 самых популярных у россиян автомобилей из Европы Подходит для РФ: ТОП-10 самых популярных у россиян автомобилей из Европы
Как сверхмарафоны и триатлоны стали новым проявлением кризиса среднего возраста
Клиенты забрали из Сбербанка $1,2 млрд. Они боятся, что операции в долларах ограничат
Допрос прямо в школе. Полиция начала искать подростков, участвующих в акции Навального
У россиян резко сократился объем «свободных денег». Необходимые траты растут
Проблема для покупателей? Застройщики добиваются заморозки отчислений в фонд дольщиков
Производственный календарь 2019: как россияне будут отдыхать в следующем году

Бизнес

«Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего» «Геополитика решает: «Северному потоку» — все, развитию своих территорий — ничего»
Обогнали Москву и Питер. Ради какого ивента в Екатеринбург приедут тысячи бизнесменов?
«В Штаты надо ехать «заряженным» собственными деньгами». Бизнес-эмиграция: как и зачем
«Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
Марина Хрипунова: «Давайте честно: что купить и что смотреть — в семье решает женщина»
«В магазине бутылка пива стоит дешевле минералки. Как это возможно?» — Илья Ройтенберг

Свое дело

«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки» «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС
«Вложил все, что было — около $170 тыс. И все потерял». Как выжить, если ты уже банкрот
Таможня хуже геополитики: каково заниматься высокотехнологичным бизнесом в России / ОПЫТ

Качество жизни

«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта «Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора
«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
«Нашу идею уже разнесли в пух и прах». История, которая лишит юристов работы
«Это послание родителям: убить может каждый!» Итоги страшной трагедии на Урале
«Будет атмосфера чемпионата, но не две недели, а полгода». Сергей Тушин — об ЭКСПО-2025
«Плохой транспорт лишает нас хобби, друзей и большой части жизни» — урбанист Илья Петушков

Мнения

«ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех» «ЦБ поднял ставку. Казалось бы, мелочь, всего доля процента. Но коснется всех»
Провал первого лица. Откуда на самом деле берется дефицит времени у руководителей
«Никогда не надо «играть на рынке». Что делать с деньгами во время резких скачков валюты?
«Украли 180 руб., а потеряли 40 тысяч». Как пофигизм продавцов лишает владельцев прибыли
Денег не будет! Парадоксальные правила, по которым созданы лучшие карьеры
«Если бы не страх, то курс находился бы в диапазоне 58-63 рублей». Чего ждать от доллара?
«Беспорядки вокруг пенсионного возраста — лишь одна сторона глобальной трансформации»

Лайфхаки

«Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить «Мозг рептилии» творит с нами страшные вещи». Как человечество может себя уничтожить
«Это болезнь профессионалов». Как большое количество обязанностей разрушает карьеру
«Кредитный пузырь и обвал в нескольких секторах экономики ведут страну к рецессии». МНЕНИЕ
«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием
Есть спрос — будет и предложение. 11 необычных и странных профессий современности
«Покупатель не должен сам проводить экспертизу». Что можно смело требовать от застройщика
Правила сна: сколько и как нужно спать, чтобы бодрости хватало на весь день
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen