Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Виктор Моисейкин: «Я уверен: проявлять чувства в бизнесе — прилично»

«Когда вы начинаете сомневаться при выборе подарка, это в вас говорит западноевропейское влияние: «ничего личного, просто бизнес». Почему с Западом работать проще, а с Азией — душевнее.

Mass gift уходит в прошлое. Руководители российских компаний стали считать деньги, которые тратят на новогодние подарки клиентам и контрагентам, поэтому блокнотики уже не актуальны. Почему европейцы не любят дарить подарки, а азиаты — не могут их не дарить, DK.RU рассказал Виктор Моисейкин, владелец ювелирного дома MOISEIKIN, член свердловского отделения «Деловой России».

Есть у вас ощущение, что во время кризиса ценность корпоративных подарков падает, и что вообще на бизнес-подарки теперь тратятся меньшие суммы?

— Безусловно, падение экономики сильно влияет на корпоративные расходы. Но мир ведь не ограничивается Российской Федерацией. И я не считаю, что сейчас кризис. Просто происходит трансформация всего: перестраиваются бизнес и торговля, меняется потребительское поведение. Но при этом, если говорить про подарки как часть отношений, они никуда не ушли и не уйдут. Подарок — это часть культуры. Невозможно поддерживать отношения, не проявляя внимание. Поэтому, какие бы серьезные и негативные изменения в экономике ни происходили, культура подарка, как материализация отношений, будет существовать вечно.

Сейчас многие к корпоративным подаркам относятся аккуратно: есть опасность, что подарок может быть расценен как откат или взятка.

— Ну послушайте, мы же не в девяностых живем. Сейчас все делается более элегантными и цивилизованными способами. К тому же, мы сейчас не говорим про отклонения. Можно взятку букетом цветов дать, так что теперь, не дарить цветы?

Корпоративные подарки — это знаки внимания. Особенно важны они в Новый год. Традицию начали японцы, позже ее переняли китайцы. Новый год для азиатов — это подведение итогов, и они не просто дарят небольшой подарок, но и непременно прикладывают к нему письмо, в котором благодарят за сотрудничество в минувшем году и выражают надежду на продолжение партнерства.

Небольшой подарок — это чаще всего что?

— Если говорить про Азию, то это, прежде всего, символы года, к которым они относятся очень трепетно. Это основной подарок.

Виктор Моисейкин: «Я уверен: проявлять чувства в бизнесе — прилично» 1
Символ года - непременный атрибут Нового года в Азии

Если принято дарить символы года, то они, получается, живут всего год?

— Если это красивые вещи, то их собирают и хранят в коллекциях. Но в целом люди сейчас стали более вдумчиво относиться к подаркам. Не стали покупать все подряд, заказывать тысячи блокнотиков, карандашиков, безделушек. Формальные подарки, так называемый mass gift, уходят в прошлое. Начинают задумываться: кому дарить, что дарить. Я не сказал бы, что подарков стало меньше, но их точно стали дарить более обдуманно. Как не подарить, например, своему близкому партнеру подарок  на Новый год? Будете объяснять ему, что у вас уменьшилось количество денег? Но они же у вас все равно есть. Не хочешь дарить за тысячу долларов, подари за сто. И это, возможно, будет более приятным, чем подарок за десять тысяч.

Самое главное — не цена, а внимание, важно, что вы думали о человеке, подбирая ему подарок. Например, ваш деловой партнер увлекается рыбалкой, а вы были в Японии и купили там для него необычные блесны. Может, они недорого стоили, но они ценны не этим. Внимание нужно оказывать внимательно, а дальше уже в зависимости от возможностей, опыта, знаний подбирать конкретное воплощение. Кто-то на асфальте напишет: «Я тебя люблю», ну что, тоже неплохо, он сделал это в соответствии со своими представлениями о прекрасном.

У подарка всегда двойственная природа. С одной стороны, он должен быть приятным и ожидаемым, с другой, он должен удивлять. Наша задача — помогать клиентам подбирать или создавать подарки, которые вызовут такие ощущения.

Что бы ни происходило в мире, мы все ожидаем подарков. Каждый из нас с детства ждет чуда, особенно в Новый год. Поэтому подарок должен нести в себе эти эмоции. Очень часто люди дарят формальные «отдарки», и люди потом смотрят на это и думают: а зачем мне это? Таким знаком можно даже негативную реакцию вызвать, когда понятно, что деньги потрачены, а ты им не важен. Оказывать внимание без внимания, по меньшей мере, глупо.

Виктор Моисейкин: «Я уверен: проявлять чувства в бизнесе — прилично» 2
Статуэтки с петухами были изготовлены по предзаказу год назад

Разве для бизнес-подарков не важна субординация? Как правило, корпоративные подарки не являются личными, обычно это отстраненные, но дорогие вещи.

— Что плохого в личном подарке? Более того, любой подарок должен в итоге стать личным. Глупо же дарить от компании — компании. Все это вымыслы, домыслы и европейское влияние. Удобно — неудобно, корректно — некорректно, прилично — неприлично. Я уверен: проявлять чувства — прилично. И в России исторически это как раз принято. Когда вы начинаете сомневаться и думать о приличиях — это в вас говорит западноевропейское влияние, когда «ничего личного, просто бизнес». Мы — не такие и никогда такими, надеюсь, не будем. У нас и слово «бизнес» значительно позже появилось, чем в Европе, до этого использовалось слово «дело», а любое дело — всегда что-то личное.

Мы зачем-то пытаемся избавиться от нашей исконной эмоциональности, перенимаем европейскую формализацию отношений, когда не надо подарков, когда все должны быть одинаковыми и равными, когда нельзя никого обидеть. Если ты подаришь этому, то ты других обидишь, или обидишь детей в Африке, которые могли бы на эти деньги что-то покушать. Не надо этой рефлексии, хочешь сделать человеку приятное — сделай.

В Европе люди относятся к подаркам равнодушно?

— Не совсем так. Они с огромнейшей радостью получают подарки, когда приезжают в Россию, или когда приезжаешь к ним. А отношения между собой они пытаются выстроить сухими и формальными. И сами они подарки дарить не любят. У них нет этого в культуре, они это в себе искоренили.

Нет у них внимательного отношения к личности. Они считают: мы сегодня вместе, а через год я буду делать бизнес с другим. В России и Азии, к счастью, не так. У нас думают — сегодня мы делаем бизнес, а завтра наши дети и наши внуки будут делать бизнес. На Востоке ради длительных отношений могут поступаться деньгами. На Западе — нет.

Вы подчеркиваете, что в Японии и Китае общепринято дарить символы наступающего года. Насколько это актуально для России?

— Саму традицию подарков к Новому году в Россию привез Фаберже: сначала он собирал большую коллекцию нэцкэ, после, по примеру Азии, стал делать восточные символы  года. Безусловно, мы к этому относимся не так серьезно, как китайцы, для которых символ года — это некий божок, приносящий счастье и удачу. Наше отношение более шутливое, но, тем не менее, дарить новогодние фигурки — уже и наша традиция.

Когда у вас начинается разработка символов?

— Начинаем мы за полтора-два года, то есть сейчас мы создаем собачек и хрюшек. А петушки, которых будем дарить в этот Новый год, давно готовы.

Из чего делаете фигурки?

— Из бронзы, серебра, камня. Есть и с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Виктор Моисейкин: «Я уверен: проявлять чувства в бизнесе — прилично» 3

Как вы прощупываете спрос? Довольно рискованно выпускать тиражи за полтора-два года  до начала продаж.

— Нам проще, мы в основном делаем под заказ. Много работаем с зарубежными компаниями, а они все заранее продумывают. В России обычно как бывает: прибежали, ой, мне завтра надо дарить. А за рубежом или в восточных странах все новогоднюю атрибутику мы обсуждаем с партнерами за год-два. Они заранее знают, кому будут дарить подарки в следующем году. Для каждой компании мы делаем индивидуальные коллекции, чтобы они не дарили друг другу одинаковые вещи.

В таком случае, каков ассортимент новогодней продукции?

— Петухов у нас сейчас больше 20 вариантов. Какие-то мы делаем только для наших заказчиков, и их невозможно купить в магазинах. В магазин попадает, может быть, 10-15% продукции, это так называемая массовая продукция. Все остальное делается для клиентов, которые заказывают заранее.

О каких партиях идет речь?

— По-разному. Кто-то заказывает десять штучек, кто-то тысячу. Разные компании, разные задачи.

Какие компании в России ваши постоянные заказчики?

— Крупные нефтяные, газовые, металлургические. У них более структурированная работа, они все планируют заранее.

А в тендерах вы участвуете?

— В каких-то участвуем. Но в основном таких, где организаторы — наши постоянные клиенты. А просто так искать в интернете, где какие тендеры объявлены, — это не наш путь. В тендере самое главное — это низкая цена, у нас нет такого преимущества. У нас лучшая цена за это качество, но она не низкая.

Бывает ли, что к вам обращаются частные лица с конкретными заказами?

— Чаще всего, индивидуальные заказы поступают от руководителей компаний, которые являются нашими клиентами. А просто с частными лицами мы не сотрудничаем. Одна только разработка сувенира занимает пять месяцев, это слишком высокая цена для одного экземпляра.

Сколько стоят новогодние сувениры от MOISEIKIN?

— Самые простые — от 2-3 тыс. руб., есть и за 30 тыс., и за 100 тыс. руб.

Что можно сказать в целом про рынок корпоративных подарков?

— У нас появляются новые рынки, новые страны, поэтому для нас он расширяется. К тому же, повторюсь, ожидание подарка никогда и никуда не уйдет, и важность отношений меньше не станет. Ну, разве что когда роботы между собой начнут торговать, но надеюсь, это не скоро случится. 

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.