Деловой квартал / Новости / «Врет почти каждый второй». В Екатеринбурге резко возросло число обманов на ры...
«Врет почти каждый второй». В Екатеринбурге резко возросло число обманов на рынке труда
Источник: pixabay.com

«Врет почти каждый второй». В Екатеринбурге резко возросло число обманов на рынке труда

Самое читаемое
  • «Это уже не грабеж награбленного. Наезд на «Додо Пиццу» — это разрушение будущего страны» «Это уже не грабеж награбленного. Наезд на «Додо Пиццу» — это разрушение будущего страны»
  • «Пример наглого и бессовестного лоббизма». Чем запрет Booking обернется для россиян «Пример наглого и бессовестного лоббизма». Чем запрет Booking обернется для россиян
  • Ассоциация крупнейших ритейлеров предупредила о росте цен из-за контрсанкций Ассоциация крупнейших ритейлеров предупредила о росте цен из-за контрсанкций
  • Поддержку малого бизнеса «перезагрузят». Властью недовольны две трети предпринимателей Поддержку малого бизнеса «перезагрузят». Властью недовольны две трети предпринимателей
  • Главный аналитик Sberbank CIB уволен вслед за автором скандального отчета о «Газпроме»
Главный аналитик Sberbank CIB уволен вслед за автором скандального отчета о «Газпроме»
07:00   05.12.2017

Нынешний найм людей в Екатеринбурге ведет рынок к катастрофе. Кандидаты жалуются на критическое несоответствие обещаний тому, что на самом деле предлагает бизнес сотрудникам.

В 2015 г., когда «Центр изучения рынка труда» проводил предыдущее аналогичное исследование в Екатеринбурге, на проблему лжи жаловались примерно 27% респондентов-кандидатов, в 2017 г. их количество выросло почти вполовину и превысило 43%. Напомним, в исследовании участвовало более 1000 респондентов.

Примечательный факт: кандидаты стали куда более категоричны, заметнее всего выросло не число тех, кто отмечает частичное несовпадение заявлений работодателей и реальности, а тех, для кого очевидным оказывается «полное несовпадение» содержания вакансии и работы. Раньше таких было около 12%, теперь все 25%. Иными словами, кандидаты Екатеринбурга жалуются на резко возросшее число откровенной лжи, а не только «красивых преувеличений», которые всегда были свойственны и вакансиям, и резюме. 

Представители крупного бизнеса отмечают, что отчасти этот показатель мог повыситься из-за возросшей «чувствительности» кандидатов к обманам в целом и благодаря действию социальных сетей, которые упрощают поиск информации о компании. То есть вроде бы врут столько же, просто сейчас это бросается в глаза куда больше. И, чтобы избежать этого эффекта, нужно грамотно формулировать само по себе уникальное предложение работодателя. 

Фальшивить в эпоху социальных сетей не получится, соискатель быстро получит информацию, насколько декларация и реальность в предложении работодателя совпадают. Есть такой профессиональный термин — EVP, который определяет уникальное ценностное предложение работодателей для соискателей на рынке труда. Например, в «Кейтеринбург» важнейшим элементов нашего EVP является не только и не столько зарплата или условия труда, сколько наши ценности и наши амбиции, которые в итоге находят отражение в том, как мы выстраиваем работу и отношения и внутри компании, и с клиентами. Мы внедряем среди коллектива принцип меритократии, в соответствии с которым ищем и ждем в своем бизнесе людей, желающих роста, постоянного прорыва, самореализации. Именно внутреннее желание непрерывно расти и развиваться, мотивация на решение амбициозных задач приводит соискателей к нам, — отмечает Анна Рассомахина, HR-эксперт компании «Кейтеринбург». 

Эксперты сходятся на двух основных причинах такого явления: первая — чисто экономические факторы (дефицит ресурсов и желание сэкономить на сотрудниках). Вторая — неопытность нового поколения предпринимателей, которые не умеют грамотно ставить задачи и формулировать требования к кандидатам. Но есть и другие обстоятельства, например, связанные с конкретной спецификой рынка или профессии. 

Мы с этой проблемой стакиваемся регулярно, так как работаем на рынке с очень сложной репутацией: высокая текучесть в среднем у компаний нашего рынка формирует репутацию, что мы используем людей, быстро увольняем и нанимаем новых. Я считаю, проблема в определенной системе менеджмента: если компании настроены на то, чтобы «отжать людей», то они не беспокоятся о том, чтобы соблюдать свои обещания. Им кажется, что такой эксплуататорский подход и есть бизнес, мол, использовали человека как ресурс и пошли дальше. Но совершенно по-другому действует бизнес, который рассчитывает на формирование кадрового резерва. Заманчиво приукрасить условия в своей компании, но если работник нужен тебе не на пару месяцев, а на годы, ты должен соблюдать определенную гигиену. Приведу в качестве примера вакансию продавца-консультанта. В среднем на рынке люди удерживаются на такой вакансии 3-5 месяцев, а в нашей компании 14 месяцев (чуть более года). За это время работники успевают не только адаптироваться  на конкретной позиции, но и оценить для себя перспективы роста внутри бизнеса. Уходит эффект «первого впечатления», которое может быть не всегда верным. Однако из-за активного роста бизнеса у нас все равно открывается масса новых вакансий, и со стороны кажется, что текучесть высокая. Реально у нас на нашем рынке одна из самых стабильных организаций, и мы вынуждены своими сверхусилиями в работе с персоналом исправлять репутацию целой отрасли, — рассказывает Наталья Тимганова, директор по персоналу компании «Пивзавоз».

По мнению эксперта, практика работы с молодой аудиторией особенно хорошо демонстрирует происходящие изменения: «Мы часто сталкиваемся с категоричностью, которая постепенно развеивается, и люди понимают, что у работодателя есть конкретные условия труда, есть  потенциал, а дальше все зависит от тебя. И понимающая молодежь в таких условиях делает отличные карьеры».

Оценивая рост негатива от кандидатов, эксперты призывают не сгущать краски. Откровенных мошенников или работодателей-обманщиков на рынке не так много. Просто кандидаты стали чаще жаловаться именно из-за возросшей требовательности их собственной к условиям труда и общего высокой планки пожеланий. 

Рекрутеры добавляют, что проблему отягощает растущий контраст между крупным и малым бизнесом. 

Хороших бизнесов на рынке мало, таких, у кого внятное предложение и качественный менеджмент, а в большинстве бизнесов работа с персоналом организована плохо и не из-за какого-то желания обмануть работников, а просто потому что их руководители не умеют управлять людьми и учатся в процессе. Получается не у всех. При этом за счет активной рекламы и PR крупные работодатели создали у соискателей завышенные ожидания от работы как явления в жизни человека в целом. Вот мы и наблюдаем реакцию на разрыв шаблона, — комментирует рекрутер Олег Варанов. 

Как отмечают опрошенные DK.RU руководители, подобный «разрыв шаблона» — вполне нормальное явление на растущем и развивающемся рынке труда. От него страдают и работодатели, и соискатели, но он — неизбежная часть формирования рынка . Напомним, что, по данным исследования, проведенного сайтом HR-mnenie специально для DK.RU, лишь в 35% компаний Екатеринбурга существует налаженная практика обратной связи от сотрудников, которая позволяет получать информацию о негативе в отношении работодателя до того, как он может быть выражен во внешних источниках. И этот показатель за последние 3-4 года почти не изменился. Не удивительно, что на этом фоне возникает риски негатива: ведь крупные и активно рекламирующийся работодатели задают все более высокую планку, и меряя по ней остальные бизнесы, кандидаты все чаще разочаровываются. 

Справедливости ради стоит добавить, что дело не только в психологическом эффекте. Обмана действительно стало больше, он в глазах нанимателей, к сожалению, превратился в некое «конкурентное преимущество» малого и среднего бизнеса на рынке труда. Все чаще работодатели, которые не могут себе позволить конкурировать реальными зарплатами, условиями работы и прочим, сознательно обманывают кандидатов в надежде, что те, придя на фирму, пойдут на компромисс с задним числом согласятся на худшие условия. 

Автор: Андрей Попов
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Человек не хрупок». Чему гуру-йогин и автор «черного лебедя» научили Грефа и гостей ПМЭФ «Человек не хрупок». Чему гуру-йогин и автор «черного лебедя» научили Грефа и гостей ПМЭФ
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей
Бензиновый вопрос: акцизы снизят, но топливо не подешевеет
Международные расследователи обвинили российских военных в крушении малайзийского «Боинга»
«Произойдет определенная настройка». Правительство пообещало не менять налоги шесть лет
«Компания недооценена». ВТБ продал часть своего пакета «Магнита» за миллиард долларов
Руководство Rusal ушло в отставку. Это часть плана по выводу компании из-под санкций

Бизнес

«Из кармана в карман». Курьезы в оптимизации розничного бизнеса «Из кармана в карман». Курьезы в оптимизации розничного бизнеса
Назад в 90-е: как россиянин выходил на рынок Алжира, на чем обжегся и почему не сбежал
«У нас не платят процент с продаж». Евгений Кобзев — о холакратии и бирюзовых компаниях
ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» движется на Восток
«Зачем вам эти риски?» Как агентский договор оптимизирует бизнес
«Клиенты совсем оборзели!» Как не надо бороться с потребительским экстремизмом
«Чуда не произойдет». Как законно оптимизировать бизнес

Свое дело

«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ «Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС
«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games

Качество жизни

«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением» «К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?
Личный ад собственника. Честный рассказ о том, как бизнес губят самые дорогие люди
«Русские тоже могут стать счастливыми, потому что у вас тоже есть бани» — посол Финляндии
«Хватит стесняться секса и эротики». Опыт компании «Казанова 69»

Мнения

Андрей Мовчан: «Коррупцию в России заменили связи. Доклад о «Газпроме» это доказывает» Андрей Мовчан: «Коррупцию в России заменили связи. Доклад о «Газпроме» это доказывает»
«Это уже не грабеж награбленного. Наезд на «Додо Пиццу» — это разрушение будущего страны»
«Я призываю вас до смерти бояться, когда государство идет вам помогать», — Михаил Светов
«Спасите себя от руководства людьми, пока не поздно. Перестаньте быть рабом карьеры»
«Идет миграция национальной гордости в прошлое» — Евгений Енин, послесловие ко Дню Победы
К чему ведут «беспорядочные связи» с риелторами — Станислав Галкин
«День Победы превратили в какой-то фарс. Такой фарс нужен только для сбора пушечного мяса»

Лайфхаки

Всем по Wi-Fi: когда российские авиакомпании оснастят самолеты роутерами Всем по Wi-Fi: когда российские авиакомпании оснастят самолеты роутерами
Брать, пока горячо: почему «быстрый найм» становится главной тенденцией рекрутинга
35-летние мальчики и девочки: «откладывание взросления — это ответ на новую реальность»
«Бизнес — это езда по трассе в темную, туманную ночь. И это немного пугает». МНЕНИЕ
«Правильный перерыв — это кнопка сброса». Как выгодно использовать каждые 5 минут отдыха
Четырехдневная рабочая неделя: почему она выгодна работодателю и сотрудникам. ОПЫТ
«Травма — это естественный процесс и повод для движения». Как извлечь пользу из трагедии
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.