Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Учителя хамят родителям, родители — учителям, но дело не в них. Их развращает ...
«Учителя хамят родителям, родители — учителям, но дело не в них. Их развращает система»
Источник: Личная страница на Facebook

«Учителя хамят родителям, родители — учителям, но дело не в них. Их развращает система»

Самое читаемое
  • Путин поручил избавиться от унитарных госпредприятий. Но сама же власть против Путин поручил избавиться от унитарных госпредприятий. Но сама же власть против
  • Кудрин призвал власть сосредоточиться на внутренних проблемах — или повторится судьба СССР Кудрин призвал власть сосредоточиться на внутренних проблемах — или повторится судьба СССР
  • «Таких людей в наше время уже не делают». Памяти Людмилы Алексеевой
«Таких людей в наше время уже не делают». Памяти Людмилы Алексеевой
  • Анатолий Чубайс: «Бизнес отстроил страну после СССР, а общество даже «спасибо» не сказало» Анатолий Чубайс: «Бизнес отстроил страну после СССР, а общество даже «спасибо» не сказало»
  • Храм у Драмы, Екатеринбург-Сити, Ледовая арена. Глава УГМК рассказал о громких проектах Храм у Драмы, Екатеринбург-Сити, Ледовая арена. Глава УГМК рассказал о громких проектах
08:30   09.04.2018

«Чем больше будет независимости у школы, тем лучше. Да, сначала это может привести к хаосу и анархии, но только так можно чему-то научиться». Чем страшна нехватка уважения — Тамара Эйдельман.

Нравственные и методические проблемы — самые серьезные, с которыми сталкивается современная школа, считает заслуженный учитель России Тамара Эйдельман, заведующая кафедрой истории в московской гимназии №1567. Это вторая часть ее лекции в Ельцин Центре, первую часть материала можно прочитать здесь.

Неуважение — самая тяжелая проблема школы

— Когда ты в классе с несовершеннолетними, то можешь сказать все что угодно, закричать — иногда очень хочется. Это люди, которые в моей власти. И это очень скользкая дорожка. Я всю жизнь стараюсь контролировать себя, не оскорблять своих учеников, разговаривать с ними уважительно. Но все мы знаем, что очень удобный способ установить дисциплину — высмеять какого-нибудь хулигана, то есть унизить. Это отлично действует.

Театр начинается с вешалки: я не понимаю, почему дети должны вставать, когда я вхожу. Достаточно того, что они скажут «Здравствуйте!», и лучше быстрее начать урок. Не понимаю, почему принято называть детей по фамилиям — это кажется если не оскорбительным, то неправильным.

У нас был замечательный директор, который говорил: школа не может быть островом. Конечно, она отражает то, что происходит в стране. Мы живем в ситуации, когда никто никого не уважает. Учителя орут на детей, и ролики последнего времени показывают экстремальные вещи — например, тетка из Брянска, которая орет на ребенка из-за Навального. Дети тоже делают интересные вещи: был ролик, когда они издевались над учительницей физкультуры, которая плохо соображала. Дети ее били, а она не помнила.

Учителя хамят родителям, а родители хамят учителям, но дело не в них. Когда в поликлинике выходит медсестра и кричит: «Кто тут следующий на аборт?» — это то же самое. В школе, как и в любом замкнутом сообществе, основанном на подчинении, эта проблема проявляется сильнее, и она кажется самой тяжелой. Эта система развращает и тех, кто унижает, и тех, кто унижен.

Как изменить методы образования

Наша школа очень традиционна, она уходит корнями в 19-й век, с представлениями о послушании и определенными отношениями (учителей и учеников). Традиционное преподавание монологично: я говорю детям, они записали, а завтра должны пересказать. Я начальник, а ты слушай и не рассуждай.

Все новые методики рассчитаны на развитие мышления. Именно поэтому они плохо прививаются — проще запомнить и повторить. Но если говорить об истории и обществознании, то развитию мышления очень помогает ЕГЭ — в части «С» много вопросов и заданий, нацеленных на это.

Если мы живем по-старому, а дети — уже в другом измерении, то разрыв поколений углубляется. Должны быть новые вещи, и им нужно учить — это делают пединституты, которые тоже достаточно традиционны. Слава богу, что есть прекрасные исключения. Я много лет общалась с европейской ассоциацией учителей истории, ездила на семинары по повышению квалификации в разные страны и с интересом узнала, что методику можно преподавать активно, проводить мастер-классы. Студенты должны не приходить в школу практикантами на 2–6 недель, а чуть ли не жить там с первого курса — как они иначе чему-то научатся?

Какими навыками должен обладать совершенный онлайн-учитель? Доступ в интернет, создание новых парадигм, работа с информацией (это самое главное), педагогика мышления и навыки, соответствующие 21-му столетию.

Как создать такого учителя? Он должен быть молодым — а сейчас средний возраст учителей 52 года. И должны быть люди, которые развивают у учителя все эти навыки практическим образом. Можно прочесть 500 лекций про инновации в школе, и они не дадут ровно ничего, пока сам это не попробуешь.

Система повышения квалификации должна быть децентрализована, она не должна быть в руках одного института совершенствования учителей. Еще 20 лет назад не требовали столько отчетов, и их можно было приносить из разных мест. Сейчас все меньше учреждений, документы из которых признаются для повышения квалификации.

Нельзя учить всех одинаково. Помните песню группы Pink Floyd 'We don't need no education'? Дети там превращаются в одинаковых марширующих болванчиков. Сейчас мы к этому возвращаемся.

Уничтожение гимназий — шаг в эту сторону. «Это честно, справедливо, как в советское время — у всех было одинаковое образование». Во-первых, неправда — тоже неодинаковое, но главное — кто сказал, что одинаковое образование справедливо? У детей есть разные склонности, разный уровень. Должно быть одно образование для слабых и другое для сильных, и в этом нет ничего унизительного.

Я видела много детей, которые не приживались в нашей школе — у нас буквально каток по тебе проедет, если не захочешь учиться — а потом уходили в школу попроще и там расцветали и раскрывались. Потому что не чувствовали себя дураками рядом с некоторыми другими детьми. Есть разные методики, и то, что мы их не признаем, невероятно опасно. Ничего хорошего из такого выравнивания не будет.

Какое количество знаний нам надо вкладывать в головы наших детей? Недавно Людмила Петрановская написала провокационную статью о том, что школа не выполняет задачи 21-го века. Мы делаем упор на знания, а они теперь никому не нужны. Конечно, она полемически заострила проблему, и знания нужны, другой вопрос — сколько и какие. Мы даем очень много ненужного. С содроганием вспоминаю свой разговор с одной дамой, которая принимала вступительный экзамен по истории в университете. Она сказала: «Дети должны знать все факты по истории России, потому что это их родина».

Дело не только в традиционности нашей школы, но и в наших общих традициях. Мы все любим говорить: «Как, он не читал эту книгу? Какой позор».

Может, действительно делать больший упор на навыки, на то, как получать эти знания? Очень часто говорят, что если развивать навыки, то все будут неграмотные, это полный развал культуры. Нет, развал культуры — это смотреть телевизор и ничего не делать, а если тебе прививают навыки мышления, то ты сможешь получить самую разную информацию.

Как решать все это, с чего начать? Со всего сразу. Порочный круг не может быть разорван в одном месте — его надо разрывать везде. Конечно, нам нужны молодые учителя. Я знаю много молодых ребят, которые хотели бы пойти в школу, если бы там больше платили и там не было бы бесконечных отчетов.

Есть программа «Учитель для России», которую финансирует Сбербанк и которую консультировали Boston Consulting Group. Конечно, уже все сказали, что это рука американского империализма, которая тянется к нашим детям. Там очень интересные разные ребята, им нелегко — далеко не всегда их встречают в этих школах с распростертыми объятиями. Но это уже что-то — значит, есть молодые ребята, которые хотят быть учителями. Вопрос, как создать для них условия.

Чем больше будет независимости у школы, тем лучше. Да, есть риски, и сначала это может привести к хаосу и анархии, но только так можно чему-то научиться. Систему подготовки учителей надо менять на всех уровнях. Я знаю достаточно много людей, которые были бы готовы этим заниматься, если бы их позвали. Чем больше будет разнообразия, курсов по выбору, по крайней мере в старших классах, тем лучше. Но тут начинается: «Это что же, наши дети не будут физику учить, или историю?». Дальше оказывается, что литература дает нам душу, а математика — мозг.

Все верно, но в сумме получается, что мы заваливаем детей. В конце концов, когда они закончат школу, то не будут все это учить. Дадим побольше разнообразия: чем больше выбор, тем больше возможностей для развития.

И еще одна вещь, про которую не знаю что предложить, кроме одного. Чем больше каждый из нас будет уважать других и требовать уважения для себя, то больше надежда, что и все в целом переменится. Убеждена, что все это возможно, и имеет смысл пробовать.

Записал Андрей Пермяков, DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Дорогой мэр. Чиновники объяснили необходимость повысить себе зарплату Дорогой мэр. Чиновники объяснили необходимость повысить себе зарплату
21 млн от миллиардера. Игорь Рыбаков вложил деньги в школу Екатеринбурга
Храм у Драмы, Екатеринбург-Сити, Ледовая арена. Глава УГМК рассказал о громких проектах
Долги граждан перед банками достигли рекорда. Интерес россиян к кредитам начал падать
«Других законных способов нет». Скандальная чиновница осталась без ведомства
Прокуратура проверит поставщика продуктов для Росгвардии. После расследования Навального
«100 дней без запрещенных препаратов». Бизнесмены подвели итоги необычного спора

Бизнес

«Угробили бренд». Что стало со знаменитыми конфетами «Уральский метеорит»? «Угробили бренд». Что стало со знаменитыми конфетами «Уральский метеорит»?
Больше занимают и больше хранят
У штаб-квартиры РМК новый генподрядчик. Ввод объекта переносится еще на год
Миллионные кредиты и заказы. Зачем промгиганты поддерживают социальный бизнес на Урале
«Отработали 20 лет и считаете, что вас должны ценить за опыт? Реалии уже не те. Меняйтесь»
«Скоро предприниматель вымрет как класс». Как пенсионная реформа ударила по бизнесу
«Наши дети не были в Америке, но все туда хотят. Это подсознательно. А откуда? Из кино»

Свое дело

«О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people «О, сэкономили!» Разобранный самолет и летающие отвертки основателя People4people
«Какие оксфорды? Наши мужчины до сих пор носят туфли. Спасибо, хоть не с костюмом «Адидас»
Наш ответ санкциям. Как фермеры из уральской деревни снабжают индейкой полстраны
Как заключить сделку с «Лукойлом» и построить совместное предприятие с французами
Вы не поверите. Он создал крутой проект в Англии, но зарабатывать хочет на Урале
Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»

Качество жизни

Тимур Турлов: «Рынку нужна передышка, чтобы двигаться дальше» Тимур Турлов: «Рынку нужна передышка, чтобы двигаться дальше»
«Не учите нас жить». Екатеринбургу рассказали, что с ним не так
«Проблемы на 99% у нас в башке, но мозг, сука, хитер, и самому это дерьмо не разгрести»
«Поколение Z не умеет ждать. Между «хочу» и «пользуюсь» должна быть пара кликов»
Как быстро купить квартиру в новостройке, пока цены не взлетели?
Black tie? Нет, не слышали! Почему важно соблюдать дресс-код на Человеке года и не только
«Свой бизнес или место топ-менеджера? По мне, лучше быть большой рыбой в большом океане»

Мнения

«Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея вконец подорвала доверие к институту выборов «Феноменальное фуфло!» Как безобидная идея вконец подорвала доверие к институту выборов
«Я не пользуюсь субсидиями. Но другим-то помощь государства нужна! А ее по факту и нет»
Мы долго не отпускаем от себя детей, а потом удивляемся: почему они так демотивированы
«Реклама в России — это ад! Местами омерзительная, а иногда просто очень странная»
Дмитрий Потапенко: «У нас в бензине бензина нет, 70% его цены — это акциз»
«Люди покупают, а потом «читают мелкий шрифт», даже если речь идет о сумме $100–200 тыс.»
«Физически мы все живем в одном времени, но уровень понимания мира отличается в сотни лет»

Лайфхаки

«Кажется, что Россия большая, но рынок так мал, что заработать на нем невозможно». МНЕНИЕ «Кажется, что Россия большая, но рынок так мал, что заработать на нем невозможно». МНЕНИЕ
Решили строить личный бренд? Сначала определитесь, какой вы предприниматель
«В период ипотеки нужно жить, а не выживать». Как не обнищать после покупки жилья в кредит
Хотите сплоченную команду? Напомните каждому о слабостях и ждите результата
Начните экономить 100 рублей в день, и вы увидите, к чему это приведет
Этот пережиток прошлого. Как работать 8 часов в день, понимая всю глупость такого графика
Новый год — сплошной стресс. Как спасти себя от огромного количества дел, еды и алкоголя
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.