Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собствен...
«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам
Наталья Десятник
Источник: Личный архив

«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам

Самое читаемое
  • «Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии «Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии
  • «Если сразу «обелиться», мы просто закроемся». Бизнесмены — о том, почему не платят налоги «Если сразу «обелиться», мы просто закроемся». Бизнесмены — о том, почему не платят налоги
  • «Никакой вариант не нравится». Путин впервые высказался о повышении пенсионного возраста «Никакой вариант не нравится». Путин впервые высказался о повышении пенсионного возраста
  • НДС размером 20%? Это еще что! Семь странных налогов разных стран мира НДС размером 20%? Это еще что! Семь странных налогов разных стран мира
  • «Суть работы босса — быть лидером среди лидеров». Как не допустить застоя в карьере «Суть работы босса — быть лидером среди лидеров». Как не допустить застоя в карьере
06:30   13.11.2017

Легко свалить все ошибки работы с персоналом на «неумелых» HR, а давайте разберемся, чего не хватает, чтобы все на самом деле работало. Как сделать так, чтобы HR был максимально полезен бизнесу?

Наталья Десятник, руководитель HR-программ в Высшей экономической школе

— В последний месяц на DK.RU вышло сразу несколько материалов, посвященных теме пользы, которую приносят менеджеры по персоналу бизнесу. Один из авторов даже ставит вопрос, нужны ли HR-менеджеры вообще, ведь в некоторых, особенно небольших компаниях, даже не создают такой должности, но при этом как-то нанимают людей и ведут работу.

К сожалению, в среде управленцев еще встречается мнение, что HR-менеджер — это такая «девочка», которая мало что понимает в бизнесе и мало что может реально сделать: максимум — корпоратив организовать или опубликовать на job-сайтах объявления о вакансиях.

При этом «девочка» находится под постоянным «перекрестным огнем» — руководители подразделений ругают ее за то, что она не может найти для них нужный персонал в срок, а опытные кандидаты негодуют, что им приходится обсуждать свое будущее в данной компании с человеком, который в специфике этого бизнеса совершенно не разбирается.

Хороший HR-менеджер может серьезно повысить потенциал бизнеса. Проблема в том, почему часто менеджер по персоналу не достигает этой цели? Какими хотят быть для бизнеса HR-менеджеры, и как работать руководителю с HR-менеджером, чтобы был нужный результат? Я предлагаю первым лицам компаний заглянуть по другую сторону этого совершенно надуманного противостояния между «HR и руководителем». 

К чему сегодня стремятся HR-менеджеры — те, кто реально хочет приносить пользу бизнесу? Они хотят стать «бизнес-партнерами» своих внутренних заказчиков. Большинству руководителей этот термин не знаком, и кажется чем-то чужеродным. Мол, причем тут партнерство, если речь идет о работе наемного сотрудника.

В профессиональном сообществе HR-менеджеров уже довольно давно появился и сейчас активно продвигается термин «HR бизнес-партнер». Именно этот статус — одна из лучших перспектив для амбициозного и развивающегося HR-а. Суть его в том, что HR не просто решает поставленные перед ним задачи, а разделяет ответственность за саму постановку задачи с заказчиком.

Речь идет о том, чтобы перейти от исполнительского подхода (когда ответственность за постановку задачи лежит только на заказчике) к подходу консультативному. Консультативный подход предполагает, что HR-менеджер — тот человек, которому заказчик доверяет, вместе с которым он прорабатывает свои задачи или проблемы и находит варианты решений. При таком подходе HR-менеджер должен грамотно балансировать между тремя ролями. Первую я для простоты называю «ухажер». И не улыбайтесь, эта роль крайне важна. Вторая роль — «структуратора», третья — роль эксперта. 

  • Роль «ухажера» нужна, чтобы сформировать у заказчика доверие. Это сигнал внутреннему клиенту: «Ты сам и твои проблемы для меня важны». Такая роль связана с построением отношений, с тем, что HR по-честному настраивается вникнуть в задачу, действительно хочет помочь. И показывает заказчику свою готовность на уровне «доверительной беседы».

  • Роль «структуратора» дает бизнес-клиенту возможность прояснить проблему или задачу, понять, что, собственно, происходит, сформировать комплексную четкую картину ситуации. 

  • Роль эксперта — это как раз привычная роль человека, обладающего профессиональными знаниями. HR бизнес-партнер высказывает экспертное мнение, дает понять бизнесу: «Я знаю, что в этой ситуации делать, я могу помочь!» 

К сожалению, типичная ошибка многих HR — уйти в какую-то одну роль. Именно поэтому они часто оказываются под огнем критики. HR, который постоянно существует только в роли «ухажера», не может быть авторитетом, он занимает позицию снизу — «чего изволите», «на все согласны, все сделаем». Напротив, уход только в «экспертное» поведение приводит к излишней категоричности, иногда к «птичьему» HR-языку, к тому, что менеджер по персоналу перестает слышать заказчика. Эта позиция грозит превратить HR-менеджера в глазах руководителей компании в этакого сноба, обвиняющего руководство в том, что оно не дало талантливому профессионалу реализовать важные и полезные изменения. Вот тут появляются мифы про HR-менеджеров, которые, как я люблю говорить, «надевают корону на голову» или страдают комплексом Наполеона, как писал один из авторов на DK.RU. 

Но вот что примечательно, реже всего HR-менеджеры используют роль структуратора. А ведь это не менее важная связующая роль, через которую можно перейти от психологического контакта с заказчиком, созданного «ухажером», к выработке решений, которые предлагает «эксперт».

Упуская роль «структуратора» в своей работе, не тренируя ее, HR рискует выдавать непродуманные, преждевременные и даже «вредные» решения.

Поэтому я всегда рекомендую HR-менеджерам учиться собирать, систематизировать, структурировать информацию о проблеме, в том числе, задавая заказчикам правильные вопросы, отделять факты от мнений. Иногда готового решения сразу нет, нужно подумать, поискать, проанализировать информацию после встречи с руководителем. Но задача HR бизнес-партнера — принести пользу уже на первой встрече с бизнес-клиентом при обсуждении проблемы.

Как? Нарисовать на листе бумаги картинку проблемы, структурировав ее по пяти факторам: событие, норма, отклонение от нормы (если есть отклонение, значит это не просто событие, а проблема), причины проблемы, последствия проблемы. Рисунок — это общая картинка мира, когда мы рисуем, мы лучше понимаем что происходит... И только после того, как заказчик скажет: «Теперь я понимаю, что происходит — в чем проблема, где причины, где следствия, я знаю, что я хочу получить в итоге», можно переходить к проработке решений и их реализации. 

Конечно, все это — далеко не конец, а только начало работы HR-а. Дальше мы упираемся в то, какие вообще решения HR-отдел реально может предложить бизнесу: что HR-менеджеры способны сделать, а что — сфера совсем не их компетенций. Но это уже совсем другая история.

Зачем все это знать руководителям компаний? Чтобы использовать ресурсы HR для развития своего бизнеса.

Ведь глобально проблема не в отсутствии компетенций у отдельных специалистов, если сотрудник действительно непрофессиональный — это частная ситуация. А проблема системная заключается в коммуникациях между руководителями бизнеса и HR-менеджерами. Нередко талантливый и мотивированный HR-менеджер оказывается в компании, в которой много мифов о HR-профессии и о роли HR в компании.

Иногда сам бизнес-заказчик не слышит HR, не видит его в роли партнера. А бывает так, что руководитель в принципе не готов ни с кем к партнерским отношениям: ни одному топу в компании не готов довериться.

У меня есть такая фраза про руководителей: «Чем более генеральный, тем менее консультабельный». Если мы имеем дело с таким топом, логично, что в итоге бизнес не получает нужного результата.

Бизнесу нужны HR-менеджеры, и самой продуктивной ролью для них является роль партнера. Но без готовности руководителя компании доверять, делиться информацией о бизнесе и о проблемах с HR ни один менеджер по персоналу партнером не станет. Задумайтесь, если ваш HR не дает нужного результата, возможно, вам стоит выстроить работу по-другому? Иными словами, если вы не любите HR, быть может, вы просто не умеете их «готовить»? 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Риски слишком велики: Центробанк хочет закрыть схему, популярную среди ипотечников Риски слишком велики: Центробанк хочет закрыть схему, популярную среди ипотечников
Печальный опыт Кемерово: Кремль обязал губернаторов отвечать на жалобы жителей в соцсетях
«Никакой вариант не нравится». Путин впервые высказался о повышении пенсионного возраста
«Смотри, у него нога отекает». «Новая газета» показала видео пыток заключенного в колонии
Секретные разработки утекли на Запад: ФСБ начала обыски в структуре «Роскосмоса»
Деньги малого бизнеса в банках защитят: их включат в систему страхования вкладов
Убыток был, но мизерный. Центробанк лишил лицензии местный уральский банк

Бизнес

Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса
«Создали несколько виртуальных заводов, а они превратились в настоящие. Сюрприз!»
Правила бизнеса изменились. Почему теперь надо брать в найм именно предпринимателей
«В России попадает на полигоны 98% мусора, в Швеции — 1%, но у нас ушло на это 40 лет»
«Будут кивать в ответ, обсуждая, как вас доить»: что надо знать о китайцах до переговоров
Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты
«Стучат друг на друга». Как защитить бизнес от собственников

Свое дело

Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ Блогеры — в прошлом: 7 работающих способов бюджетного продвижения / ОПЫТ
«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent

Качество жизни

«Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20% «Чем больше звеньев, тем дороже будет товар на полке». На какие рынки повлияет НДС в 20%
«Не хотите сидеть на камнях у вонючего озера — вкладывайте деньги», — Александр Лагунов
«Было бы справедливо, если бы каждый сотрудник платил налоги с зарплаты самостоятельно»
«Даже в престижные лицеи под видом школьной формы может пробраться китайщина»
Выпустили, потому что могли. Тест-драйв Lada Vesta Cross
«Проверяю игрушки на внуке». Как «Сима-Ленд» производит мыльные пузыри и велосипеды
«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»

Мнения

«Ключевой страх руководителя — как узнать, работают люди на удаленке или бездельничают?»
«Ключевой страх руководителя — как узнать, работают люди на удаленке или бездельничают?»
«Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян
«Школьникам придется жить в совсем другом мире. А их учат не тому, что требует бизнес»
Анатолий Чубайс: «Они пришли и сказали: “Анатолий Борисыч, добро пожаловать в тюрьму”»
«Давайте вскроем ватку, ой, извините, препарируем этот скандал» — Евгений Енин
«Игры кончились». Как спасти детей от тяжелой участи «золотой молодежи»?
Борис Дьяконов: «Предприниматели грезят о росте, но чаще всего это чужие мечты»

Лайфхаки

«Я очень ленив и плачу вам уже за то, что вы пришли в офис». ОПЫТ короткой рабочей недели «Я очень ленив и плачу вам уже за то, что вы пришли в офис». ОПЫТ короткой рабочей недели
«Сотрудники хорошей команды не ругаются? Это старый миф». Споры обязательны для работы
Четыре литра на 100 км: пятерка экономичных автомобилей для езды по городу
«Если сразу «обелиться», мы просто закроемся». Бизнесмены — о том, почему не платят налоги
«Суть работы босса — быть лидером среди лидеров». Как не допустить застоя в карьере
НДС размером 20%? Это еще что! Семь странных налогов разных стран мира
Алексей Захаров, SuperJob: «Когда компания большая, гениальное решение не срабатывает»
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.