Деловой квартал / Новости / «Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам
«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам
Наталья Десятник
Источник: Личный архив

«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам

Самое читаемое
  • Список лучших: 9 автомобилей, от которых водители не избавляются даже 10 лет спустя
    Лайфхаки
  • Каким бизнесом заняться в 2018 году. СПИСОК перспективных направлений
    Лайфхаки
  • «Это решение показывает, что режим — давно не только Путин». Реакции на приговор Улюкаеву
    Новости
  • ЦБ резко снизил ключевую ставку: о чем это говорит и как скажется на кредитах
    Новости
  • Крупнейший российский ритейлер приобрел супермаркеты конкурента
    Новости
  • Какие ИП в России получают миллиардные госзаказы
    Лайфхаки
06:30   13.11.2017

Легко свалить все ошибки работы с персоналом на «неумелых» HR, а давайте разберемся, чего не хватает, чтобы все на самом деле работало. Как сделать так, чтобы HR был максимально полезен бизнесу?

Наталья Десятник, руководитель HR-программ в Высшей экономической школе

— В последний месяц на DK.RU вышло сразу несколько материалов, посвященных теме пользы, которую приносят менеджеры по персоналу бизнесу. Один из авторов даже ставит вопрос, нужны ли HR-менеджеры вообще, ведь в некоторых, особенно небольших компаниях, даже не создают такой должности, но при этом как-то нанимают людей и ведут работу.

К сожалению, в среде управленцев еще встречается мнение, что HR-менеджер — это такая «девочка», которая мало что понимает в бизнесе и мало что может реально сделать: максимум — корпоратив организовать или опубликовать на job-сайтах объявления о вакансиях.

При этом «девочка» находится под постоянным «перекрестным огнем» — руководители подразделений ругают ее за то, что она не может найти для них нужный персонал в срок, а опытные кандидаты негодуют, что им приходится обсуждать свое будущее в данной компании с человеком, который в специфике этого бизнеса совершенно не разбирается.

Хороший HR-менеджер может серьезно повысить потенциал бизнеса. Проблема в том, почему часто менеджер по персоналу не достигает этой цели? Какими хотят быть для бизнеса HR-менеджеры, и как работать руководителю с HR-менеджером, чтобы был нужный результат? Я предлагаю первым лицам компаний заглянуть по другую сторону этого совершенно надуманного противостояния между «HR и руководителем». 

К чему сегодня стремятся HR-менеджеры — те, кто реально хочет приносить пользу бизнесу? Они хотят стать «бизнес-партнерами» своих внутренних заказчиков. Большинству руководителей этот термин не знаком, и кажется чем-то чужеродным. Мол, причем тут партнерство, если речь идет о работе наемного сотрудника.

В профессиональном сообществе HR-менеджеров уже довольно давно появился и сейчас активно продвигается термин «HR бизнес-партнер». Именно этот статус — одна из лучших перспектив для амбициозного и развивающегося HR-а. Суть его в том, что HR не просто решает поставленные перед ним задачи, а разделяет ответственность за саму постановку задачи с заказчиком.

Речь идет о том, чтобы перейти от исполнительского подхода (когда ответственность за постановку задачи лежит только на заказчике) к подходу консультативному. Консультативный подход предполагает, что HR-менеджер — тот человек, которому заказчик доверяет, вместе с которым он прорабатывает свои задачи или проблемы и находит варианты решений. При таком подходе HR-менеджер должен грамотно балансировать между тремя ролями. Первую я для простоты называю «ухажер». И не улыбайтесь, эта роль крайне важна. Вторая роль — «структуратора», третья — роль эксперта. 

  • Роль «ухажера» нужна, чтобы сформировать у заказчика доверие. Это сигнал внутреннему клиенту: «Ты сам и твои проблемы для меня важны». Такая роль связана с построением отношений, с тем, что HR по-честному настраивается вникнуть в задачу, действительно хочет помочь. И показывает заказчику свою готовность на уровне «доверительной беседы».

  • Роль «структуратора» дает бизнес-клиенту возможность прояснить проблему или задачу, понять, что, собственно, происходит, сформировать комплексную четкую картину ситуации. 

  • Роль эксперта — это как раз привычная роль человека, обладающего профессиональными знаниями. HR бизнес-партнер высказывает экспертное мнение, дает понять бизнесу: «Я знаю, что в этой ситуации делать, я могу помочь!» 

К сожалению, типичная ошибка многих HR — уйти в какую-то одну роль. Именно поэтому они часто оказываются под огнем критики. HR, который постоянно существует только в роли «ухажера», не может быть авторитетом, он занимает позицию снизу — «чего изволите», «на все согласны, все сделаем». Напротив, уход только в «экспертное» поведение приводит к излишней категоричности, иногда к «птичьему» HR-языку, к тому, что менеджер по персоналу перестает слышать заказчика. Эта позиция грозит превратить HR-менеджера в глазах руководителей компании в этакого сноба, обвиняющего руководство в том, что оно не дало талантливому профессионалу реализовать важные и полезные изменения. Вот тут появляются мифы про HR-менеджеров, которые, как я люблю говорить, «надевают корону на голову» или страдают комплексом Наполеона, как писал один из авторов на DK.RU. 

Но вот что примечательно, реже всего HR-менеджеры используют роль структуратора. А ведь это не менее важная связующая роль, через которую можно перейти от психологического контакта с заказчиком, созданного «ухажером», к выработке решений, которые предлагает «эксперт».

Упуская роль «структуратора» в своей работе, не тренируя ее, HR рискует выдавать непродуманные, преждевременные и даже «вредные» решения.

Поэтому я всегда рекомендую HR-менеджерам учиться собирать, систематизировать, структурировать информацию о проблеме, в том числе, задавая заказчикам правильные вопросы, отделять факты от мнений. Иногда готового решения сразу нет, нужно подумать, поискать, проанализировать информацию после встречи с руководителем. Но задача HR бизнес-партнера — принести пользу уже на первой встрече с бизнес-клиентом при обсуждении проблемы.

Как? Нарисовать на листе бумаги картинку проблемы, структурировав ее по пяти факторам: событие, норма, отклонение от нормы (если есть отклонение, значит это не просто событие, а проблема), причины проблемы, последствия проблемы. Рисунок — это общая картинка мира, когда мы рисуем, мы лучше понимаем что происходит... И только после того, как заказчик скажет: «Теперь я понимаю, что происходит — в чем проблема, где причины, где следствия, я знаю, что я хочу получить в итоге», можно переходить к проработке решений и их реализации. 

Конечно, все это — далеко не конец, а только начало работы HR-а. Дальше мы упираемся в то, какие вообще решения HR-отдел реально может предложить бизнесу: что HR-менеджеры способны сделать, а что — сфера совсем не их компетенций. Но это уже совсем другая история.

Зачем все это знать руководителям компаний? Чтобы использовать ресурсы HR для развития своего бизнеса.

Ведь глобально проблема не в отсутствии компетенций у отдельных специалистов, если сотрудник действительно непрофессиональный — это частная ситуация. А проблема системная заключается в коммуникациях между руководителями бизнеса и HR-менеджерами. Нередко талантливый и мотивированный HR-менеджер оказывается в компании, в которой много мифов о HR-профессии и о роли HR в компании.

Иногда сам бизнес-заказчик не слышит HR, не видит его в роли партнера. А бывает так, что руководитель в принципе не готов ни с кем к партнерским отношениям: ни одному топу в компании не готов довериться.

У меня есть такая фраза про руководителей: «Чем более генеральный, тем менее консультабельный». Если мы имеем дело с таким топом, логично, что в итоге бизнес не получает нужного результата.

Бизнесу нужны HR-менеджеры, и самой продуктивной ролью для них является роль партнера. Но без готовности руководителя компании доверять, делиться информацией о бизнесе и о проблемах с HR ни один менеджер по персоналу партнером не станет. Задумайтесь, если ваш HR не дает нужного результата, возможно, вам стоит выстроить работу по-другому? Иными словами, если вы не любите HR, быть может, вы просто не умеете их «готовить»? 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Это решение показывает, что режим — давно не только Путин». Реакции на приговор Улюкаеву «Это решение показывает, что режим — давно не только Путин». Реакции на приговор Улюкаеву
ЦБ резко снизил ключевую ставку: о чем это говорит и как скажется на кредитах
Улюкаева приговорили к восьми годам колонии строгого режима и многомиллионному штрафу
Крупнейший российский ритейлер приобрел супермаркеты конкурента
Третий из списка: ЦБ ввел в Промсвязьбанк временную администрацию
Заподозрили в хищении более 100 миллионов. Замглавы Росимущества отправили под арест
О Навальном как Саакашвили, налогах и конкуренции: главное из пресс-конференции Путина

Бизнес

«Все будет потихоньку гнить». Ждать банковского кризиса не стоит. Но и исключать — тоже «Все будет потихоньку гнить». Ждать банковского кризиса не стоит. Но и исключать — тоже
Дмитрий Олюнин: «Выбрать надежный банк – легко»
Финансовая магия: сокращаем операционный цикл и повышаем рентабельность вложений на 10%
«У наших людей есть спрос на мечту, а не на труд, и ради нее россияне рискуют последним»
Как предпринимателю избежать блокировки банковского счета или операции / ИНСТРУКЦИЯ
«Даже бухгалтер и уборщица могут работать на проценте от валовой прибыли»
Алексей Речкалов: «Хотите называться современным производством – готовьтесь к изменениям»

Свое дело

«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет «Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы
«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»
«То, что я начал шить плащи, — это Вселенский замес. Какого черта я все это знаю и умею?»
«Я работала юристом в США, но решила уйти в фэшн-дизайн и переехала.. в Каменск-Уральский»

Качество жизни

Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати
«Чем успешнее люди, тем более плохой сделкой для них становятся традиционные браки»
Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU
Зачем один из лучших бизнесменов Екатеринбурга заключил с 6-летним сыном деловой контракт
«Почему велосипедисты сбивают наших детей? Потому что им это позволяют» — Евгений Енин
Диагноз — банкротство. Как правильно объявить себя финансово несостоятельным / ЛАЙФХАК
«В кризис покупают по-настоящему дорогие вещи» — почему растет популярность аукционов

Мнения

«Не надо Путина менять, пусть продолжает. Все равно мы все помрем» — Татьяна Толстая «Не надо Путина менять, пусть продолжает. Все равно мы все помрем» — Татьяна Толстая
«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие
«Худшее, что сейчас можно сделать, — это объявить бойкот играм в Южной Корее»
«Презумпции невиновности больше не существует». Как избежать домогательств на работе
«Поворот общественного мнения начался. В 2025-2026 гг. мы увидим перемены» — Евгений Ясин
«Не верьте сплетням, импортозамещение в России уже случилось. Показываю на примерах»
«Мы всю дорогу выполняли положенные обряды, но блюдце с молоком за печку домовому ставили»

Лайфхаки

«Учиться быстрее машин мы не сможем, придется учиться иначе»: 5 вариантов будущего «Учиться быстрее машин мы не сможем, придется учиться иначе»: 5 вариантов будущего
Зарплата, расти: должны ли на самом деле увеличиваться оклады сотрудников?
Список лучших: 9 автомобилей, от которых водители не избавляются даже 10 лет спустя
Во сколько обойдется россиянам Новый год — 2018
Каким бизнесом заняться в 2018 году. СПИСОК перспективных направлений
Найти и избавиться: как выявить вредных для бизнеса сотрудников
«Соцсети убивают общество, а мы даже не замечаем», — МНЕНИЕ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.