Деловой квартал / Новости / «Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать...
«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие
Автор фото: Игорь Гром. Источник: пресс-служба банка Точка

«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие

Самое читаемое
  • «Так решил Сбербанк»: россиянин год судился, пытаясь вернуть законные 5 млн руб. «Так решил Сбербанк»: россиянин год судился, пытаясь вернуть законные 5 млн руб.
  • «Если в 60 лет работу не найти, а на пенсию рано, остается сдавать квартиру» «Если в 60 лет работу не найти, а на пенсию рано, остается сдавать квартиру»
  • Банки в России усиленно проверяют клиентов. Они готовятся к передаче данных другим странам Банки в России усиленно проверяют клиентов. Они готовятся к передаче данных другим странам
  • Атака силовиков. Почему лишили аккредитации один из лучших российских частных вузов Атака силовиков. Почему лишили аккредитации один из лучших российских частных вузов
  • Одобрение Путина и Медведева резко упало из-за пенсионной реформы Одобрение Путина и Медведева резко упало из-за пенсионной реформы
06:00   12.12.2017

«Все говорят одно и то же: «У нас офигенная команда профессионалов, мы работаем качественно». Хочется верить в сказку, но почему-то думаешь: «Надо держаться от таких подальше». Колонка на DK.RU.

Борис Дьяконов, директор по управлению сервиса для предпринимателей «Точка»:

— Я бы хотел поговорить о доверии. Но я не выступаю здесь как «гуру по доверию». Я много раз подводил и клиентов, и близких людей. Но в процессе, я надеюсь, чему-то научился. И я верю, что доверие — дико опасная и в то же время очень мощная штука.

Что такое доверие? Наверное, самый близкий и теплый пример — отношения детей и родителей. Дети по умолчанию доверяют. Они плачут, если их доверие предано: памперс не поменяли, не накормили. Но они живут в светлом мире, в котором есть папа и мама, и стоит заорать, как что-то появляется — и они снова чувствуют себя защищенными. Доверие — это когда я смотрю на человека, на контрагента, и всегда могу на него рассчитывать. Не иногда, а всегда.

Задумывались ли вы, компульсивно тыкая в свои сотовые телефоны, что так-то все давно в «облаке»? Это значит, что вы доверили этому «облаку» всю свою личную и рабочую жизнь. Это как-то незаметно произошло, да? Получили ли вы в ответ на это доверие какие-то возможности? Да, получили. Получили ли какие-то риски? Да, получили. Например, риск, что инфа о ваших кредитных карточках может утечь. Когда есть доверие, то, с одной стороны, у вас есть возможность делать что-то глубже, чем вы можете это делать, когда его нет. Но, с другой, вам придется раскрыться.

Первая очень неочевидная штука, которая для меня связана с доверием, это уязвимость.

Давайте честно: когда вы видите мегауспешного человека, который вам рассказывает, как у него все хорошо — нет проблем, он все везде успевает, никогда никого не подводит и везде молодец — какая у вас первая реакция? «Он меня в чем-то накалывает», так?

Потому что вы-то знаете, что всегда все хорошо не бывает, а слабости — естественная человеческая черта. И еще потому, что вы чувствуете, что человек перед вами не раскрылся. Выполняете заказы в срок? Да, выполняем. Все качественно? Да, все мегакачественно. Никогда никого не подводили? Нет, никогда. Сотрудники у вас какие? Все молодцы. И вы такой: «Блин, где ты мне врешь?» Когда человек закрывается этим панцирем, мы чувствуем, что что-то тут не так. Но почему, когда компании себя так ведут, — это нормально?

Все говорят и пишут одни и те же слова: «У нас офигенная команда профессионалов, мы работаем качественно». Хочется верить в сказку, но в этот момент думаешь: «Надо держаться от таких подальше».  

Другая штука, которую часто делают компании — навязчивость. Бывало у вас, что в отношениях человек слишком старается быть ближе, и, чем он ближе, тем быстрей хочется от него убежать? Опять же — компании делают то же самое: они стараются начать отношения со мной, как будто мы сто лет знакомы. Нифига: я только что увидел вашу рекламу! Я по умолчанию вам не доверяю. Но они лезут: «Подпиши условия, оставь номер карты». Кто вы такие? Быстро приблизиться к клиенту — естественное желание. Но что это делает с доверием? Разрушает его: от вас хотят убежать.

Доверия нельзя требовать, но его можно заслужить. В любых отношениях — неважно, между вами и другими людьми или между вами и брендом — есть некий счетчик, некий баланс. Я захожу на сайт и читаю там обещание: «Мы молодцы». Допустим, я в это поверил: для компании это плюс 100 очков на условный кредит доверия. Я им звоню, но ребята не берут сразу трубку. У меня были завышенные ожидания, соответственно, когда они не взяли трубку, они ушли в минус 200. Я пишу им мейл, они опять не отвечают. Минус 500 — доверия нет. Дальше они могут догонять меня каким-то контекстом в интернете, но это будет бесполезно, они в отрицательной зоне.

Если от знакомых я слышу, что компания кого-то подвела — значит, для меня она уже в минусе. Я начинаю осторожно, тестирую на маленьких вещах. Пионеры онлайн-торговли помнят, что люди в нашей стране делали поначалу покупки на смешные деньги: на 100, на 200 рублей. На такие суммы они были готовы рискнуть, но каждый заказ, каждая транзакция что-то делает с кредитом доверия: он либо растет, либо падает.

Растет он тогда, когда я даю обещание и его выполняю. Когда доверие есть, взаимодействие идет легко и быстро, ты расслабляешься, не вычитываешь каждую строчку в договоре, можешь делать заказы на большие суммы. Когда доверия нет, ты либо не заказываешь, либо тратишь меньшие суммы и все время подозреваешь подвох. У доверия есть огромная цена. Это заметно на личных отношениях, но с брендами это работает точно так же.

Люди нутром чуют, про что ты — как основатель компании, и про что ты — как компания. Тут важна целостность. Когда я говорю «целостность», я имею в виду, что мне не страшно, если видеозапись с моего самого секретного совещания попадет к клиентам — потому что даже в общении с сотрудниками я не называю их козлами.

Там нет тайных трюков,  хитрых тарифов, заранее продуманных механизмов, как кого-то кинуть. Люди это чувствуют. Когда ты даешь слово, держишь его и действуешь в интересах клиентов — доверие растет.

А теперь самый подлый вопрос: что происходит, когда вы хотели, но не смогли сдержать слово? Кредит доверия резко падает вниз. Но мы — люди, мы все живые, мы не можем все проконтролировать. Так бывает. Что с этим делать?

Мне кажется, в этом самая потрясающая возможность — не только восстановить доверие, но создать еще больше доверия. Знаете как? Сознаться и искренне сказать: «Ребята, я дал вам слово, но не сдержал его, я вас подвел. Но для меня по-прежнему чертовски важно сделать вам хорошо. Как я могу исправиться?» Если в этом есть искренность, а клиент дает вам шанс исправиться (хотя может и не дать), и вы все-таки вывозите — это делает с доверием потрясающие вещи.

Недоверие заразно. Мы все видели, как это парализует целые рынки, отрасли, страны и отношения между странами. Но доверие и открытость заразны тоже.

Я не люблю рассказывать эту историю, но буквально три года назад у Банка24.ру отозвали лицензию. Для банка это апофеоз утраты доверия. Мы знали, что деньги на месте, что всем все вернем. Но мы так переживали за клиентов! Мы не прятались, мы сказали: «Мы подвели, но, насколько это возможно, будем поддерживать вас».И многие из тех, кого мы катастрофически подвели в те дни, помогли нам возродиться и стать тем, что сейчас называется банком «Точка». В первые же месяцы с запуска нового проекта люди вернулись к нам и привели своих друзей, потому что они знали, что мы — за клиента.

Это очень тонкая штука. Это даже не про обещания, не про то, что написано на сайте, а про вот это общее чувство с клиентом: «Чувак, мы с тобой про одно и то же». Нам не нужны всякие клиенты — те, что хотят украсть, обмануть и на этом заработать. Но по-настоящему нашим людям мы говорим: «Ребята, мы — про то, чтобы делать мир удобней, мир для жизни. И вы про то же. Давайте делать это вместе». Это и есть доверие, которое строится на базе ценностей, и это глубже и важнее любых договоров и правил.

Колонка написана на основе выступления Бориса Дьяконова на конференции amoCRM.

Текст: Полина Борисевич

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Лучшие автомобили-2018: от седана до кроссовера. РЕЙТИНГ Лучшие автомобили-2018: от седана до кроссовера. РЕЙТИНГ
С каждым новым поколением результат все хуже. Человечество глупеет с начала XX века
Одобрение Путина и Медведева резко упало из-за пенсионной реформы
Три российских ресторана попали в сотню лучших в мире. White Rabbit — в первой двадцатке
Рокировка: в двух крупнейших ритейлерах России одновременно сменилось руководство
Атака силовиков. Почему лишили аккредитации один из лучших российских частных вузов
Банки в России усиленно проверяют клиентов. Они готовятся к передаче данных другим странам

Бизнес

Пять причин подумать о том, как сохранить владельческий контроль над бизнесом Пять причин подумать о том, как сохранить владельческий контроль над бизнесом
«Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока
«Американцы четкие, корейцы ведут бизнес только с мужчинами, а арабы играют «в долгую»»
«Без трудового договора и социальных взносов». Мифы производственного кооператива
Тимур Уфимцев: «К «Екатеринбург-Арене» невозможно остаться равнодушным»
«Предпринимателям кажется, что они ничего не нарушают». За что банк может закрыть счет?
«Не столь распространены». О каких инструментах для бизнеса вы зря забыли

Свое дело

«Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе
«Пиво — это продолжение творчества». Как зарабатывать на любви к музыке и пиву / ОПЫТ
«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС

Качество жизни

«Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик» «Четверть наших школьников безграмотны. Их «спасет» армия, но для экономики это тупик»
«Обучение за рубежом стало доступнее и разнообразнее». Куда отправить учиться ребенка?
«Здоровый пофигизм наc спасет» — Андрей Семенов о роли родителей и будущем детей
«К русским, уверяющим, что Россия — страна дураков, в Европе относятся с презрением»
«От 35 тыс. евро в год». Кто зарабатывает на юных футболистах в Испании
«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»
«Шансы — почти нулевые». Может ли ваш ребенок стать футбольным профи в Испании?

Мнения

Уникальная история спасения бизнеса. Что делать, когда основатель должен уйти Уникальная история спасения бизнеса. Что делать, когда основатель должен уйти
«Как только вы указали место работы в своем профиле, он перестал быть личным»
«Безумное пренебрежение к работе руками — один из наших ключевых национальных дефектов»
Андрей Мовчан: «В России частный бизнес — враг, если он не обслуживает власть»
Тайное становится явным. Чего вы не знаете о тех, кто нанимает персонал для бизнеса
«Слово «хайп» неспроста возникло. Других способов быть услышанными не остается»
«Единственная необходимая пенсионная реформа — отмена пенсии к такой-то матери»

Лайфхаки

Увольте лишних. Маленький коллектив работает лучше: 5 правил «настройки» компании Увольте лишних. Маленький коллектив работает лучше: 5 правил «настройки» компании
«Если в 60 лет работу не найти, а на пенсию рано, остается сдавать квартиру»
«Забудьте уже о четких планах на день. Хватит саботировать работу плохими привычками»
«Отпуск не панацея, работа убьет до него». Как спастись от профессионального выгорания
«Пик карьеры должен быть в 50, но в РФ это 30-35 лет. Потом или учиться, или доход рухнет»
«Бедность заложена в генах». Почему некоторым людям просто не суждено разбогатеть
«Власть плюс низкий статус — это смертельно». Шесть способов обезвредить токсичных коллег
Смотрите также
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.