Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать...
«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие
Автор фото: Игорь Гром. Источник: пресс-служба банка Точка

«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие

Самое читаемое
  • Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
  • «Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес» «Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
  • Пенсия им ни к чему? Молодежь в России все меньше может и хочет работать официально Пенсия им ни к чему? Молодежь в России все меньше может и хочет работать официально
  • «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
  • Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
06:00   12.12.2017

«Все говорят одно и то же: «У нас офигенная команда профессионалов, мы работаем качественно». Хочется верить в сказку, но почему-то думаешь: «Надо держаться от таких подальше». Колонка на DK.RU.

Борис Дьяконов, директор по управлению сервиса для предпринимателей «Точка»:

— Я бы хотел поговорить о доверии. Но я не выступаю здесь как «гуру по доверию». Я много раз подводил и клиентов, и близких людей. Но в процессе, я надеюсь, чему-то научился. И я верю, что доверие — дико опасная и в то же время очень мощная штука.

Что такое доверие? Наверное, самый близкий и теплый пример — отношения детей и родителей. Дети по умолчанию доверяют. Они плачут, если их доверие предано: памперс не поменяли, не накормили. Но они живут в светлом мире, в котором есть папа и мама, и стоит заорать, как что-то появляется — и они снова чувствуют себя защищенными. Доверие — это когда я смотрю на человека, на контрагента, и всегда могу на него рассчитывать. Не иногда, а всегда.

Задумывались ли вы, компульсивно тыкая в свои сотовые телефоны, что так-то все давно в «облаке»? Это значит, что вы доверили этому «облаку» всю свою личную и рабочую жизнь. Это как-то незаметно произошло, да? Получили ли вы в ответ на это доверие какие-то возможности? Да, получили. Получили ли какие-то риски? Да, получили. Например, риск, что инфа о ваших кредитных карточках может утечь. Когда есть доверие, то, с одной стороны, у вас есть возможность делать что-то глубже, чем вы можете это делать, когда его нет. Но, с другой, вам придется раскрыться.

Первая очень неочевидная штука, которая для меня связана с доверием, это уязвимость.

Давайте честно: когда вы видите мегауспешного человека, который вам рассказывает, как у него все хорошо — нет проблем, он все везде успевает, никогда никого не подводит и везде молодец — какая у вас первая реакция? «Он меня в чем-то накалывает», так?

Потому что вы-то знаете, что всегда все хорошо не бывает, а слабости — естественная человеческая черта. И еще потому, что вы чувствуете, что человек перед вами не раскрылся. Выполняете заказы в срок? Да, выполняем. Все качественно? Да, все мегакачественно. Никогда никого не подводили? Нет, никогда. Сотрудники у вас какие? Все молодцы. И вы такой: «Блин, где ты мне врешь?» Когда человек закрывается этим панцирем, мы чувствуем, что что-то тут не так. Но почему, когда компании себя так ведут, — это нормально?

Все говорят и пишут одни и те же слова: «У нас офигенная команда профессионалов, мы работаем качественно». Хочется верить в сказку, но в этот момент думаешь: «Надо держаться от таких подальше».  

Другая штука, которую часто делают компании — навязчивость. Бывало у вас, что в отношениях человек слишком старается быть ближе, и, чем он ближе, тем быстрей хочется от него убежать? Опять же — компании делают то же самое: они стараются начать отношения со мной, как будто мы сто лет знакомы. Нифига: я только что увидел вашу рекламу! Я по умолчанию вам не доверяю. Но они лезут: «Подпиши условия, оставь номер карты». Кто вы такие? Быстро приблизиться к клиенту — естественное желание. Но что это делает с доверием? Разрушает его: от вас хотят убежать.

Доверия нельзя требовать, но его можно заслужить. В любых отношениях — неважно, между вами и другими людьми или между вами и брендом — есть некий счетчик, некий баланс. Я захожу на сайт и читаю там обещание: «Мы молодцы». Допустим, я в это поверил: для компании это плюс 100 очков на условный кредит доверия. Я им звоню, но ребята не берут сразу трубку. У меня были завышенные ожидания, соответственно, когда они не взяли трубку, они ушли в минус 200. Я пишу им мейл, они опять не отвечают. Минус 500 — доверия нет. Дальше они могут догонять меня каким-то контекстом в интернете, но это будет бесполезно, они в отрицательной зоне.

Если от знакомых я слышу, что компания кого-то подвела — значит, для меня она уже в минусе. Я начинаю осторожно, тестирую на маленьких вещах. Пионеры онлайн-торговли помнят, что люди в нашей стране делали поначалу покупки на смешные деньги: на 100, на 200 рублей. На такие суммы они были готовы рискнуть, но каждый заказ, каждая транзакция что-то делает с кредитом доверия: он либо растет, либо падает.

Растет он тогда, когда я даю обещание и его выполняю. Когда доверие есть, взаимодействие идет легко и быстро, ты расслабляешься, не вычитываешь каждую строчку в договоре, можешь делать заказы на большие суммы. Когда доверия нет, ты либо не заказываешь, либо тратишь меньшие суммы и все время подозреваешь подвох. У доверия есть огромная цена. Это заметно на личных отношениях, но с брендами это работает точно так же.

Люди нутром чуют, про что ты — как основатель компании, и про что ты — как компания. Тут важна целостность. Когда я говорю «целостность», я имею в виду, что мне не страшно, если видеозапись с моего самого секретного совещания попадет к клиентам — потому что даже в общении с сотрудниками я не называю их козлами.

Там нет тайных трюков,  хитрых тарифов, заранее продуманных механизмов, как кого-то кинуть. Люди это чувствуют. Когда ты даешь слово, держишь его и действуешь в интересах клиентов — доверие растет.

А теперь самый подлый вопрос: что происходит, когда вы хотели, но не смогли сдержать слово? Кредит доверия резко падает вниз. Но мы — люди, мы все живые, мы не можем все проконтролировать. Так бывает. Что с этим делать?

Мне кажется, в этом самая потрясающая возможность — не только восстановить доверие, но создать еще больше доверия. Знаете как? Сознаться и искренне сказать: «Ребята, я дал вам слово, но не сдержал его, я вас подвел. Но для меня по-прежнему чертовски важно сделать вам хорошо. Как я могу исправиться?» Если в этом есть искренность, а клиент дает вам шанс исправиться (хотя может и не дать), и вы все-таки вывозите — это делает с доверием потрясающие вещи.

Недоверие заразно. Мы все видели, как это парализует целые рынки, отрасли, страны и отношения между странами. Но доверие и открытость заразны тоже.

Я не люблю рассказывать эту историю, но буквально три года назад у Банка24.ру отозвали лицензию. Для банка это апофеоз утраты доверия. Мы знали, что деньги на месте, что всем все вернем. Но мы так переживали за клиентов! Мы не прятались, мы сказали: «Мы подвели, но, насколько это возможно, будем поддерживать вас».И многие из тех, кого мы катастрофически подвели в те дни, помогли нам возродиться и стать тем, что сейчас называется банком «Точка». В первые же месяцы с запуска нового проекта люди вернулись к нам и привели своих друзей, потому что они знали, что мы — за клиента.

Это очень тонкая штука. Это даже не про обещания, не про то, что написано на сайте, а про вот это общее чувство с клиентом: «Чувак, мы с тобой про одно и то же». Нам не нужны всякие клиенты — те, что хотят украсть, обмануть и на этом заработать. Но по-настоящему нашим людям мы говорим: «Ребята, мы — про то, чтобы делать мир удобней, мир для жизни. И вы про то же. Давайте делать это вместе». Это и есть доверие, которое строится на базе ценностей, и это глубже и важнее любых договоров и правил.

Колонка написана на основе выступления Бориса Дьяконова на конференции amoCRM.

Текст: Полина Борисевич

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Сбербанк может купить долю в «Яндексе». Власть недовольна независимостью компании Сбербанк может купить долю в «Яндексе». Власть недовольна независимостью компании
«Ключевые места во власти занимают ненормальные». Навальный вызвал Золотова на дебаты
Они погубят друг друга. Два крупных уральских бизнесмена ведут войну на уничтожение
Сбербанку и ВТБ создадут собственную авиакомпанию. Она займется региональными перевозками
Реальные доходы россиян в сентябре резко упали. Не помог даже рост зарплат
Стрельба в Керчи: студент крымского колледжа расстрелял преподавателей и однокашников
«Возможен рост ставок до 12% и выше». Пик выдачи ипотеки в России пройден: что дальше?

Бизнес

Кто станет «Политиком года»? Претенденты определены. Интрига будет раскрыта через месяц Кто станет «Политиком года»? Претенденты определены. Интрига будет раскрыта через месяц
Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций

Свое дело

Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам Непотопляемые костюмы поедут с Урала в Европу. Как понравиться Путину, армии и иностранцам
«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии

Качество жизни

«Мастерская классического костюма» − семейный бизнес, который начался с мечты «Мастерская классического костюма» − семейный бизнес, который начался с мечты
«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать». Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»

Мнения

Христианство, Китай, образ Европы. Почему «Игра престолов» — отражение реальной истории? Христианство, Китай, образ Европы. Почему «Игра престолов» — отражение реальной истории?
На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». Три простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян

Лайфхаки

«Никому от этого не уйти». Как маркетологи, начальники и даже друзья манипулируют вами «Никому от этого не уйти». Как маркетологи, начальники и даже друзья манипулируют вами
Санкции? Нет, не слышали. Миллиардеры России стали первыми в мире по росту состояния
«Хотите больше денег? Тогда не гонитесь за новыми знаниями и не верьте аналитикам»
Цифровизация бизнеса РФ: «Нет людей с компетенцией, но все хотят скорее запустить процесс»
Скандал вокруг «Трансформатора»: «Как бизнесмен ты не состоялся, ты просто инфоцыган»
«Да, отменят премии и бонусы, но зато не уволят». Как компании России спасаются в кризис
«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen