Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Я-то знаю, что я ничего не знаю». Почему люди страдают от синдрома внутреннего...
«Я-то знаю, что я ничего не знаю». Почему люди страдают от синдрома внутреннего самозванца
Источник: pixabay.com

«Я-то знаю, что я ничего не знаю». Почему люди страдают от синдрома внутреннего самозванца

Самое читаемое
  • Саратовская министр уволена после слов о возможности прожить на 3500 руб. в месяц
Саратовская министр уволена после слов о возможности прожить на 3500 руб. в месяц
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
  • Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
12:00   12.02.2018

Примерно 70% успешных людей периодически ощущают себя самозванцами, не заслуживающими своего успеха, и боятся «разоблачения» — внешнего подтверждения своей профессиональной несостоятельности.

Психолог и журналист Анна Фенько рассказала, почему многие успешные и одаренные люди чувствуют себя самозванцами в своих отраслях и уверены, что на самом деле им в свое время просто «повезло».

— Предположим, вам предстоит выступить на престижном бизнес-форуме (научной конференции, конкурсе Чайковского). Вы много трудились, чтобы заслужить это право, вам есть чем гордиться. Но в самый ответственный момент вас настигает ужасная мысль: «Я же просто всех обманываю! На самом деле я ничего не умею! До сих пор мне как-то удавалось притворяться компетентным, но теперь все увидят, что я — полное ничтожество!» Если с вами такое случалось, то вы хорошо знакомы со своим внутренним самозванцем.

Ненастоящий сварщик 

Однажды знакомый показал мне книгу «Самозванец», купленную на книжном развале, и с энтузиазмом сообщил: «Это про меня!» Полистав книгу, я удивилась: книга была по популярной психологии, которую мой знакомый вообще-то презирал. Прочитав несколько абзацев, я удивилась еще больше: книга была вовсе не про моего знакомого, успешного профессора ведущих университетов России и Израиля. Она была про меня: неудавшегося психолога, без особого успеха притворявшегося журналистом.

Автор книги, Паулин Роуз Клэнс, впервые почувствовала себя самозванкой, учась в университете. Каждый раз перед экзаменом она была уверена, что провалится, и искренне удивлялась, когда этого не происходило. Позднее, когда она стала преподавать в престижном колледже, она часто слышала похожие жалобы от своих студентов. Они были уверены, что их академические успехи — результат либо случайного везения, либо механической зубрежки, а вовсе не способностей и глубоких знаний. Паулин Клэнс и ее коллега Сьюзан Аймс написали об этом статью, став первооткрывателями «синдрома самозванца». Считается, что примерно 70% успешных людей периодически ощущают себя самозванцами, не заслуживающими своего успеха, и боятся «разоблачения», то есть внешнего подтверждения своей профессиональной несостоятельности.

Анатомия внутреннего самозванца 

Синдром самозванца можно рассматривать как частный случай фундаментальной ошибки атрибуции — более общего явления, которое известно в социальной психологии. Фундаментальной ошибкой атрибуции называют склонность человека объяснять поведение других людей их личностными особенностями, а собственное — внешними обстоятельствами. Например, вы просите у друга денег в долг, а он вам отказывает, — разумеется, из жадности. Но когда друг просит у вас в долг, а вы отказываете, то вы делаете это не из жадности, а потому что деньги нужны вам на ремонт или на зубного врача.

Обстоятельства собственной жизни известны вам лучше, чем обстоятельства жизни других. Именно поэтому поведение другого проще объяснить его характером и мотивами, а свое — внешней ситуацией.

Откуда берется этот внутренний самозванец? Тут психологи неоригинальны, объясняя практически все личностные проблемы и черты характера особенностями семейного воспитания и усвоенными в детстве социокультурными нормами. Скажем, родители могут заранее решить, кто из детей умный и талантливый, а кто —  добрый и красивый. Обычно мальчику достается бремя одаренности, а девочке — красоты. Избавиться от семейных ролей, принятых на себя в детстве, очень сложно. Женщину, делающую научный доклад на международной конференции, может внезапно посетить внутренний самозванец и нашептать ей, что ее пригласили на конференцию лишь из-за гендерной политкорректности или просто из жалости, и сейчас все убедятся, что в науке она — полный ноль.

Но и мужчины не застрахованы от появления внутреннего самозванца. Например, родители могут считать, что для того, чтобы преуспеть в этом жестоком мире, их сын должен лучше всех учиться. Мой знакомый вспоминал, что его родители выписывали журнал «Квант» и заставляли его решать «занимательные задачки для одаренных школьников». Когда у него не получалось, они расстраивались. Уже взрослым он познакомился с людьми, сочинявшими эти задачки. Они заверили его, что задачки были рассчитаны на докторов физмат наук, и ни один школьник их за 40 лет так и не решил. Но в детстве он этого не знал и вырос с убеждением в собственной несостоятельности. Чтобы утешить родителей, он все же добился успеха в науке, но до сих пор уверен, что ему просто повезло.

Инструкция по эксплуатации

Самостоятельно избавиться от внутреннего самозванца довольно трудно, но можно попробовать с ним договориться. Можно сказать ему: хорошо, предположим, я — посредственность, волей случая добившаяся успеха. Разве это не причина быть благодарным судьбе? Или, предположим, я достиг успеха не благодаря своим выдающимся способностям, а благодаря тяжелому труду. Разве это не причина гордиться собой? Ведь способности — всего лишь случайный набор генов, и гораздо логичнее гордиться собственными усилиями.

Самый радикальный метод приручения внутреннего самозванца — пойти навстречу своему страху и совершить «coming out». Публично признаться в том, что вы чего-то не понимаете, не знаете и не умеете. В здоровом профессиональном сообществе вас за это будут только больше уважать. Ведь даже Эйнштейн страдал от сомнений и чувствовал себя самозванцем.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
Саратовская министр уволена после слов о возможности прожить на 3500 руб. в месяц
«Средний класс осознал плюсы банкротства». Количество несостоятельных россиян резко растет
«Две недели продолжалась новостная вакханалия». «Кэшбери» приостановила работу
Закат державы или не показатель? Как авария «Союза» скажется на позициях России в космосе
«После 2019 г. мы сможем снизить стоимость ОСАГО для многих клиентов»

Бизнес

«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек» «Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»
«9 подразделений, у каждого директора — свой взгляд на бизнес». Кейс об управлении сетью

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта
«Найти бы, кто заработает для меня 20% в месяц», или голубая мечта российского инвестора

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
«Требуете от сотрудников больничный? Что ж, у вас будут работать только посредственности»
«Нас убедили, что великие бизнесмены — провидцы, а на самом деле стать «гением» не сложно»
Позвольте себе Dolce vita: 10 вещей, на которые точно стоит потратить деньги
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen