Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал

Глобальное образование

В современном меняющемся мире иметь одно высшее образование уже недостаточно. Чтобы быть востребованным на рынке труда, многие стремятся получить второе высшее образование и пройти курсы переподготовки, чтобы  каким-то образом дополнить первое и расширить сферу предполагаемой деятельности

Будущее – за дистанционным обучением?

Сфера образования – одна из первых, куда пришли дистанционные технологии. Зачем ехать за тридевять земель, тратить деньги на дорогу и жилье, если знания и диплом столичного вуза можно получить дома?

Лавров Алексей Анатольевич, директор регионального представительства университета «Синергия»:

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 1За полтора-два десятилетия в образовании произошла настоящая революция. Повсеместное проникновение интернета и готовность вузов использовать этот инструмент дали всем, кто хочет получать новые знания, возможность делать это в любое время и в любом месте. Московский финансово-промышленный университет «Синергия» стал одним из пионеров в развитии программ дистанционного обучения в России.

У университета «Синергия» есть платформа Synergyonline, позволяющая получать образование из любой точки мира. Студенты могут слушать лекции профессоров в формате вебинаров, получать онлайн-консультации, взаимодействовать с куратором или преподавателем в режиме реального времени. В открытом доступе слушателей – записи мастер-классов ведущих предпринимателей России. Университет располагает обширной онлайн-библиотекой, которая регулярно пополняется актуальной научной литературой.

Сегодня вуз предлагает абитуриентам более 60 образовательных программ по трехступенчатой системе: среднее профессиональное образование (СПО), бакалавриат, магистратура.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 2

Бакалавриат можно получить, как по классическим программам обучения, таким как экономика и менеджмент, так и совершенно новым направлениям:

  • event-менеджмент
  • интернет-маркетинг
  • управление человеческими ресурсами
  • менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе.

В отличие от классических вузов, где обучение стартует в раз в год, поступление в университет «Синергия» можно не откладывать – зачисление на студентов производится ежемесячно.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 3

Закончив бакалавриат, студенты могут продолжить обучение в магистратуре. В университете есть аспирантура по направлениям «Экономика» и «Юриспруденция».

С полным списком образовательных программ можно познакомиться на сайте https://ekt.synergy.ru/

Стать слушателем университета «Синергия» можно в любом возрасте. В фокусе особого внимания вуза – дополнительное образование. Чтобы оставаться успешным, необходимо регулярно повышать квалификацию, «расширять горизонты». Для решения этой задачи на базе «Синергии» создан «Центр дополнительного образования», где преподают опытные практики, авторитетные эксперты.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 4

В его арсенале более 30 курсов продолжительностью от 16 до 756 часов по самым востребованным направлениям: от менеджмента и экономики до госзакупок и социальной работы. 

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 5

Экономисты могут повысить квалификацию в области оценки стоимости предприятия, бухгалтерского учета и налогообложения. Юристы – актуализировать знания по специальности и погрузиться в область правового регулирования адвокатской деятельности. В рамках направлений «Менеджмент» и «Маркетинг» есть общие программы по предпринимательству, управлению персоналом, проектами, продажами и специализированные – по государственному и муниципальному управлению и менеджменту в здравоохранении.  

Преподавательский состав университета – 50 докторов наук и 250 кандидатов наук. Все программы «Синергии» разработаны по авторским методикам и соответствуют требованиям федеральных образовательных стандартов. После успешного прохождения итоговой аттестации слушатели получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Региональная сеть университета «Синергии» включает 130 филиалов и представительств в России, СНГ и за рубежом. Представительство в Екатеринбурге было открыто в 2001 г. Его сотрудники помогают абитуриентам и студентам университета на всех этапах – консультируют, информируют, отвечают на вопросы.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 6

Представительство университета «Синергия» в Екатеринбурге:

ул. Карла Либкнехта 22, 3 этаж, офис 310 (БЦ «Консул», вход №2)

Тел.: +7 (343) 272-43-08; +7 (906) 802-79-92

https://ekt.synergy.ru/

Как СКОЛКОВО MBA меняет жизнь

СКОЛКОВО MBA — международная образовательная программа с фокусом на управленческих знаниях. Студенты — предприниматели и корпоративные менеджеры, желающие развивать бизнес и сделать карьерный рывок.

Выпускники СКОЛКОВО MBA говорят о том, что программа изменила их жизнь. Не стала исключением Екатерина Данекина, директор по развитию Go2Armenia. В интервью Наталье Синдеевой на телеканале «Дождь» она рассказала о переезде в Армению и бизнесе, который меняет страну к лучшему.

Расшифровка текста с сайта «Дождя»:

https://tvrain.ru/lite/teleshow/sindeeva/danekina-469407/

Программа СКОЛКОВО MBA

На программе изучают 14 бизнес-дисциплин, выполняют проектную работу, посещают офисы компаний в Кремниевой долине и в Китае, а также работают над консалтинговым проектом совместно с компанией McKinsey.

Преподаватели

На программе СКОЛКОВО MBA преподают профессора из ведущих бизнес-школ мира: INSEAD, University of Cambridge, IMD и других. Все преподаватели не просто теоретики, но и практики — предприниматели и топ-менеджеры международных компаний.  

Менторские мастерские

У каждого студента есть наставник из числа ведущих предпринимателей страны, например, Михаил Куснирович, Рубен Варданян или Андрей Раппопорт. Ментор поможет с развитием существующих проектов или запуском нового бизнеса. Каждый студент выбирает себе ментора, с которыми он будет работать на протяжении года.

Международные модули

В рамках программы СКОЛКОВО MBA студенты проходят два международных модуля – в США и Китае. Это поможет лучше разобраться в особенностях двух крупнейших экономик мира и понять, как работать в глобальном контексте.

Интеграционный модуль на Камчатке

Для переосмысления полученных опыта и знаний в конце учебы студенты СКОЛКОВО MBA отправляются на Камчатку. Шесть дней на краю света посвящены изучению и преодолению себя под руководством Андрея Волкова – профессора по менеджменту и первого ректора бизнес-школы СКОЛКОВО.

Консалтинговый проект

Одним из заключительных этапов программы станет консалтинговый проект, разработанный совместно с компанией McKinsey. Студенты в группах работают над реальными задачами крупных компаний и помогают найти рабочие решения.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 7Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 8Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 9

Границы компетенций стираются, или зачем идти в бизнес-школу

Бизнес-образование в России существует на протяжении 30 лет. Один из первых курсов МВА был запущен в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС».

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 10В интервью DK.RU исполнительный директор школы бизнеса МИРБИC Федор Федоров рассказал, зачем топ-менеджеры и собственники крупных компаний, имея богатый практический опыт работы, приходят на программы переподготовки, и когда следует отдавать предпочтения российским программам, а в каком случае выбирать зарубежные образовательные учреждения. 

Насколько бизнес-образование развито в России?

— Рынок бизнес-образования в нашей стране весьма развит, есть немало школ, которые предлагают качественные программы образования, в частности, MBA, Executive MBA. Организаций, которые готовят по программе MBA, в России больше ста и, конечно, у всех разное качество программ.

При выборе бизнес-школы всегда нужно обращать внимание на бренд, на репутацию учебного заведения. Необходимо посмотреть, как давно работает школа, есть ли международная аккредитация Association of MBAs (AMBA), кто преподает, и обязательно стоит прийти на день открытых дверей, посетить пробное занятие.

В чем особенность российского бизнес-образования в сравнении с европейским или американским? Имеет ли смысл российским предпринимателям и топ-менеджерам учиться за границей и по иностранным модулям, если работать придется в отечественных реалиях?

— Если говорить о программе МВА, то первая программа МВА появилась в начале 20 века в США, а в России первая группа стартовала в 1989-1990 гг.

С точки зрения контента и структуры программы ведущих российских бизнес-школ ничем не отличаются от американских и европейских. Сначала изучаются фундаментальные блоки экономических и управленческих дисциплин: экономика, управление, финансы, маркетинг и другие. А затем определенные специализации.

Но есть разница в специфике бизнеса. Как правило, если потенциальный слушатель выбирает, какой программе ему отдать предпочтение -  российской или европейской, мы всегда рекомендуем определить для себя фактор дальнейшего развития карьеры. 

Если топ-менеджер работает в российской компании, занимается малым и средним бизнесом и не планирует выходить на зарубежные рынки, то имеет смысл смотреть на российскую программу, потому что она ориентируется на реалии российского бизнеса.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 11

Если же клиент работает в международной компании или же у собственника бизнеса есть планы по выходу на зарубежные рынки, то стоит рассмотреть российские школы бизнеса с международной аккредитацией AMBA, возможностями включенных или дополнительных стажировок. Эти школы активны в международном образовательном сообществе и находятся в тренде.

Рассматривать вариант обучения в зарубежной бизнес-школе имеет смысл, если менеджер планирует в ближайшее время продолжить работу за границей, потому что на программе будут рассказывать, как компании работают по западным стандартам, в рамках соответствующего законодательства.

Здесь все зависит от целевых установок слушателей.

А в чем ключевое отличие программ переподготовки от прохождения разного рода тренингов и семинаров? Зачастую ведущие тренингов обещают за три дня рассказать всю программу MBA, это реально? И как понять, что тебе требуется: короткая программа или долгосрочная, двухлетняя программа переподготовки?

— Важно определить, какие задачи стоят перед слушателем. Тренинги и курсы скорее позволяют решать конкретные небольшие задачи, например, по формированию личного бренда.

Если же речь идет о детальной работе над системным представлением бизнеса или же целью является отработать кроссфункциональные компетенции, то выбор стоит делать в пользу долгосрочных программ.

В любом случае, долгосрочные программы переподготовки нацелены на систематизацию знаний, глубокое изучение предмета. Бизнес-образование помогает увидеть перспективы для развития компании, комплексно взглянуть на глобальные и локальные рынки, развивает навыки принятия стратегических решений в условиях рисков и неопределенности.

С какими запросами чаще всего приходят слушатели? Чему хотят научиться топ-менеджеры или владельцы бизнеса, ведь у них такой богатый практический опыт?

— Могу сказать, что за последние пять-шесть лет причины, по которым слушатели приходят на MBA, не меняются. Причина номер один — систематизация и актуализация управленческих знаний. 

Специфика бизнеса сегодня — это огромные потоки информации, зачастую ненужной, это короткие сроки для принятия решений и так далее. И в какой-то момент перед руководителем высшего звена встает вопрос: а достаточно ли ему базы для оперативного принятия эффективных решений, ведь часто решение, принятое топ-менеджером, сказывается на всех сотрудниках, которых может быть сотни в компании.

Часто бывает и так, что у руководителя есть достаточный объем знаний, но они разнородны: что-то прочитали в книге, что-то услышали на тренинге, что-то поняли из личного опыта. В итоге руководитель приходит к тому, что ему нужно систематизировать знания.

Еще одна причина, по которой приходят на MBA, — это поиск идей для развития. Перед руководителями регулярно ставят задачи: по поиску нового продукта, новых идей клиентского сервиса, новых путей развития компании и так далее. А программа MBA — это особая среда, где собираются топ-менеджеры и собственники бизнеса из самых разных отраслей, у них всегда можно поинтересоваться, как они находили решения для того или иного вопроса. Программа MBA — это постоянное общение с руководителями высшего звена, разбор кейсов, обмен опытом, это дискуссии, из которых слушатели выносят полезные знания, которые можно в дальнейшем применить на практике.

Тренд последних пары лет — запрос на кроссфункциональные компетенции. Маркетологи, например, понимают, что им необходимо лучше разбираться в финансовой деятельности компании, экономистам требуется лучше понимать, как позиционируется компания на рынке, чтобы принимать правильные финансовые решения. Научиться видеть общую картину в компании и разговаривать «на одном языке» с коллегами других функциональных направлений – частый запрос.

А можно сказать, какие программы и специализации пользуются наибольшей популярностью сегодня?

— Если смотреть на специализации программы MBA, то безусловный лидер — программа General MBA, в случае МИРБИС это «стратегический менеджмент». Следующие по популярности — это маркетинг и финансы.

Из отраслевых специализаций очень востребована программа по управлению медицинским бизнесом. Это связано с развитием частной медицины, многие врачи, которые начинают частную практику, понимают, что им нужны управленческие навыки. Важное направление, которое развивается, — ИТ-менеджмент. Еще одна специализация, которая пользуется высоким спросом: инвестиционно-строительный бизнес. Девелоперы, топ-менеджеры строительных компаний и агентств недвижимости идут на эти программы, чтобы разбираться в специфике рынка, понимать, как он функционирует, делиться мнениями и опытом и так далее.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 12

По факту набора 2018/2019 года мы наблюдаем увеличение слушателей программы Executive MBA, это говорит о том, что собственники бизнеса и крупные руководители все чаще задумываются об эффективности работы. Кроме того, программа Executive — это своего рода дорожная карта развития бизнеса. На программе слушатели в частности разбираются с тем, как не утонуть в оперативном управлении и сохранить чистое стратегическое видение. 

Лучше выбирать столичные бизнес-школы или же есть достойные региональные игроки?

— Безусловно, необязательно выбирать программу обучения именно в Москве, в регионах достаточно игроков, которые могут предложить качественные программы переподготовки. Но в обучении в столице есть свои плюсы.

Например, в последний учебный год у нас была широкая  география слушателей: 36 городов и 7 стран. А в прошлом году у нас была слушательница, которая раз в месяц на три дня прилетала в Москву из Пекина. Часто бывают слушатели из Новосибирска, из Ростова-на-Дону и Екатеринбурга, Севастополя и Владивостока. Таким образом, формируется сообщество руководителей и собственников бизнеса, которые могут рассказать об особенностях ведения бизнеса в различных регионах страны.

Интересный момент: при наличии отличных бизнес-школ, например, в Петербурге или Екатеринбурге многие предприниматели и руководители принимают решение проходить программу в Москве, чтобы изучить столичный рынок. По этой же причине московские слушатели иногда поступают на программы MBA в Петербурге.

Школы бизнеса в Москве имеют возможность привлекать лучших преподавателей, практиков и консультантов, привозить таких спикеров в регионы порой весьма затратно.

В любом случае, всегда следует принимать решение о выборе бизнес-школы исходя из личных потребностей и важно четко ответить на вопрос: «Зачем я иду на программу?». В этом случае отпадают все сомнения, становится очевидным выбор той или иной бизнес-школы, сам процесс обучения выстраивается проще, поскольку сформулированы конкретные задачи, и главное – эффективнее. 

Как и почему меняется МВА

В этом году школе бизнеса МИРБИС, одному из ведущих провайдеров МВА в стране, исполняется 30 лет. «Сегодня МВА стремительно меняется», – констатирует Елена Переверзева, исполнительный директор МИРБИС.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 13– МИРБИС развивает образовательные программы в тесном контакте с корпоративными партнерами и выпускниками. На программах бизнес-образования мы учим слушателей мыслить шире, осваивать новые лидерские роли через проектную деятельность. Мы помогаем им стать устойчивее к вызовам внешней среды.

Создание предпринимательского проекта проходит через все основные управленческие дисциплины и завершается защитой. В активе бизнес-школы более 160 разработанных проектов, около 30% превращаются в реальный бизнес.

МИРБИС – школа для бизнеса. В наших аудиториях обучаются предприниматели, менеджеры среднего и высшего звена, чьи компании работают в условиях конкуренции.

Эксперты британской Ассоциации МВА (АМВА), аккредитующие программы МВА и ЕМВА по всему миру, отметили МИРБИС как «школу бизнеса с человеческим лицом». Для слушателей, выпускников, преподавателей и сотрудников МИРБИС – не просто альма-матер, это дом, где можно встречаться с коллегами, партнерами, друзьями.

Традиционный подход к обучению в бизнес-школах предполагает использование кейс-метода. Гарвардская школа бизнеса, где он зародился, сделала его одним из основных инструментов практической ориентированности на МВА. Он был довольно хорош и результативен долгое время. Но сейчас все стремительно меняется, зачастую кейс не отражает реальной картины и ситуации в бизнесе. Поэтому ведущие школы бизнеса начали внедрять проектное обучение, бизнес-проектирование новых направлений деятельности компаний, новых концептуальных и финансовых моделей, дизайн мышления. Мы переходим от трансляции знаний к созданию новых знаний и бизнес-инструментов во время обучения.

На протяжении последних десяти лет мы работаем в виртуальной среде. Часть дисциплин преподаем очно, например, по выходным. В будни работаем в виртуальных классах. Этот формат предполагает индивидуальное выполнение заданий и совместные исследования, которые затем оценивает преподаватель.

MBA: диплом за миллион на стену, или окно в светлое будущее? Опыт выпускников

10 лет назад об MBA мечтало большинство собственников бизнеса и топ-менеджеров. Могут ли сегодня программы MBA помочь в карьере, построении бизнеса, остается ли диплом гарантией успешного будущего?

Андрей Яценко, управляющий партнер в Gorserv:

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 14

– Моя история в бизнесе началась благодаря школе МИРБИС: через месяц после защиты диплома я открыл собственную компанию.

По жизни всего добиваюсь сам. Начинал работать в телекоме монтажником. Спустя годы стал руководителем отдела развития сетей, затем начальником управления эксплуатации сетей ШПД, потом директором департамента сети, директором по развитию. Работал в крупных телеком-компаниях. У меня были карьерный рост, стабильный доход и спокойный сон. После МИРБИС отказался от всего этого в пользу своего дела, о чем ни разу не пожалел.

В 2016 г. партнеры и инвесторы крутили у виска пальцем и говорили, что я мечтатель, мои идеи по уберизации телекома никому не нужны, а предложенная мною модель полная чушь. Начался конфликт между акционерами, который привел к моей отставке с поста генерального директора. Я остался без компании с ежегодным оборотом в 160 млн. руб. и активами более 40 млн. руб., которую основал и развивал в течение пяти лет.

Моя доля в компании составляла 35%, большая часть принадлежала инвестору. Мы двигались вперед, но не так быстро, как планировали. Я получил хороший урок: надо развивать компанию самостоятельно, пока не поймешь, что работающий прототип востребован, настало время для масштабирования и рывка вперед.

Я собрал волю в кулак и начал все сначала. В 2017 г. стартап получил название – Gorserv, городская служба сервиса. Сегодня Gorserv-Digital – компания с двукратным годовым ростом выручки, быстро масштабируемая в любом городе. Все идеи по автоматизации сервисных работ я смог реализовать со своей командой за короткий срок. Сервис работает в 13 городах России.

Убежден, что опыт и бизнес-образование помогают мне находить нестандартные решения, не наступая на старые грабли. Сейчас мы с командой создаем новый рынок мастеров. Оказалось, хорошего сервиса для заказчиков не достаточно. Необходимо создать такие условия для мастеров, чтобы они работали «вбелую» и были готовы к контролю со стороны платформы.

Карина Левина, финансовый директор ООО «Орак»:

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 15– Три года назад я стала заместителем финансового директора в турецком холдинге, представленном в России группой компаний. Требовались глубокие знания в области финансов для разработки финансовой стратегии. Кроме того, наличие диплома MBA престижного учебного заведения в деловых кругах считается хорошим тоном. МИРБИС – одно из таких, поэтому долго я не выбирала.

За год обучения я выстроила стратегию развития своей карьеры. Когда наступил момент выбора специализации, я поняла, что хочу больше знать о продажах, маркетинге, стратегии развития бизнеса. Я отдала предпочтение стратегическому менеджменту. И не ошиблась.

В течение второго года обучения стала разговаривать на одном языке с сотрудниками коммерческого отдела. Сегодня я финансовый директор бельгийской компании «Орак». Убеждена, если бы не МИРБИС, преподаватели, совместная работа с однокурсниками, этого бы не произошло.

Андрей Лессовой, генеральный директор ООО «АСБЕРГ АС»:

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 16– Я поступил в МИРБИС в начале 2015 г. В это время экономика страны плавно, но уверено входила в рецессию и стагнацию. Объем электротехнической отрасли, в которой работает наша компания, начал сокращаться.

Со временем стало понятно: я выбрал удачный момент для бизнес-образования. Я начал разрабатывать бизнес-стратегии, приступил к формализации рабочих процессов, созданию корпоративной «Книги продаж», внедрению бюджетирования. Я отправил на обучение в МИРБИС всех заместителей, чтобы разговаривать «на одном языке».

После внедрения бюджетирования и выделения центров прибыли руководители начали предоставлять оцифрованные показатели работы подразделений. Это позволило оценить эффективность команд и управленцев. Появление стратегического подхода к развитию бизнеса помогло всем подразделениям двигаться в одном направлении и оперативно корректировать планы компании и задачи каждого отдела.

Мы увеличили эффективность бизнеса, сократили издержки и пережили пик кризиса без потерь. Несмотря на отсутствие роста в отрасли, наша выручка стабильно увеличивается на 15-20% в год. Благодаря полученным знаниям у нас появились преимущества перед конкурентами, работающими по старинке.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 17

Александра Корн, выпускник МИРБИС:

— Первое знакомство с МИРБИСом началось еще в 2001 г., в период моего обучения в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова (ныне – Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова).

Однажды, пробегая по одному из этажей главного корпуса академии, я услышала через открытую дверь активное выступление иностранного лектора перед огромной аудиторией сияющих глаз. Тогда я знала о МИРБИСе стандартный на тот период набор тезисов: крутой ВУЗ для золотой молодежи (как тогда казалось), в котором распространены международные стажировки, приглашенные лекторы – практики, как западные, так и отечественные, и, естественно, интересно учиться. Главная мысль, которая зародилась в тот период, звучала решительно: «Когда-нибудь я обязательно буду здесь учиться!».

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 18Данное себе обещание реализовалось поступлением на программу МВА «Управление инвестиционно-строительным бизнесом». Выбор программы был обусловлен моими профессиональными интересами и желанием достичь чего-то большего в выбранной сфере. На занимаемой в тот период позиции все цели были достигнуты, у конкурентов перспективы не привлекали, все, чему можно было научиться – было освоено, хотелось нового и грандиозного.
За время моего знакомства с МИРБИСом менялись занимаемые роли в профессиональной деятельности. Мне удалось побывать со всех сторон рынка недвижимости: и со стороны ритейлера, и со стороны консультанта, и со стороны инвестиционного фонда, и со стороны девелопера, и в том числе коснуться производства.
Долгий период времени меня увлекала коммерческая недвижимость, офисные и торговые центры, многофункциональные и гостиничные комплексы сменяли друг друга, продолжая сниться даже спустя годы после их «запуска».

По роду своей деятельности, 5 лет назад, я познакомилась с производством современной архитектуры для жизни, основанной на технологии prefab. Давно используемая на западе, удобная технология, позволяющая не строить, а именно производить в заводских условиях готовые модули, которые на участке заказчика остается только смонтировать и подключить между собой за считанные дни. Это может быть и гостиничный комплекс для базы отдыха, и жилье, пригодное для круглогодичного проживания, и офис продаж, и кафе, и даже пространство для event-проектов. Практически под любую цель можно спроектировать и произвести мобильную конструкцию, которую при желании, можно будет перевезти на другой участок, не нарушая ее функционал. Так оказалось и в моей истории с МИРБИСом. Под любые цели можно применить разнообразный опыт обучения и каждый раз продолжать находить что-то увлекательное.

На моей памяти, сокурсники во время обучения создавали новые проекты, находили партнеров, в том числе на международных рынках во время стажировок, пополняли клиентские базы, рисковали и открывали для себя новые сферы. МИРБИС научил видеть и ощущать происходящее с других ракурсов, не бояться перемен, а улавливать в любом событии, даже кризисном – возможность.

В какой-то момент, я узнала о международных стажировках, и на последующие годы о традиционном отпуске пришлось забыть, повод оказался заманчивым. После одной из очередных стажировок я решилась пройти обучение еще и по Программе двойного диплома, на тот момент организованной совместно с London Metropolitan University.

Я желаю каждому учащемуся попробовать на себе все доступные ресурсы, которыми богата наша альма-матер. И, чтобы ни происходило, как бы ни менялись интересы, как бы ни подкидывала жизнь разные контрольные работы, МИРБИС остается рядом навсегда. 

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 19

Дмитрий Дмитриев, выпускник МИРБИС:

— Когда в детстве на даче в 1990 г. мой сосед показал мне игру монополию, я сразу влюбился в эту игру. Помню мне мама подарила русский аналог – игру Менеджер. Что я с ней сделал? Перевернул поле и начертил на нём Монополию! Переписал все карточки, а деньги конвертировал по курсу 1 к 100.

Эта игра, в которой со случаем переплетены стратегия, переговоры, решения. Я играл и почти всегда выигрывал. Когда я выбирал, чему учиться, то вопросов не возникло. Я выбрал менеджмент и маркетинг.

И все свою жизнь, с первой работы и до текущей я работаю в сфере продаж и маркетинга. Моя компетенция в том, чтобы сделать маркетинг ориентированным на продажи и интегрированным с коммерцией. У нас в России до сих пор много организаций, где маркетинг и продажи воюют друг с другом, а не делают общее дело. Для меня лучший маркетолог это тот, кто сам занимался или занимается продажами, встречается с клиентами и потребителями продукции. Тот, кто держит руку на пульсе. Следуя этому принципу, я всегда занимался и маркетингом и продажами: и в «Самсунге» и позже в «Леруа Мерлене». Плотно работал с Комдиром в «Сен-Гобене», чтобы создать единую стратегию. 

Для себя я сформулировал «Правило трех М», которые драйвят лично меня: мечта, миссия, ментор.

Мечта нужна, чтобы иметь жизненный ориентир, к которому ты идешь. Не будет мечты, не будет долгосрочных планов. Мечта – это не то, что можно достичь за короткий период. И уж точно это не покупка машины. Мечта имеет более широкий горизонт. Ты идешь к ней, достигая много целей на своем пути. Если достиг, то нужно сразу ставить новую цель. В бизнесе такой целью может стать BHAG (Big Hairy Audacious Goal) – Большая Дерзкая Волосатая Цель. Этот термин Коллинза был популяризирован в Самсунге в свое время и научил нас ставить запредельно высокие цели. Когда ты ставишь такие цели, твой мозг начинает работать совершенно по-другому. Начинаешь придумывать нестандартные подходы, инновационные идеи. И даже если не получится достичь этой цели, ты достигнешь большего, чем при цели 5-10% роста.

Миссия нужна, чтобы понять свое жизненное предназначение. Я заметил, что когда в 35 лет я словами сформулировал свою жизненную миссию, вселенная начала сама давать мне то, к чему я шел. Нужно просто четко понять, что хочешь. Моя миссия связана с повышением образования и профессионализма в обществе и у меня начали появляться возможности одна за другой. Стоит только начать и потом все идет по накатанной.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 20Ментор. Это мой ускоритель. Тот человек, который помогает мне расти, подсказывает. Я рад, что у меня он есть. Я учусь у многих людей в разных сферах, которые умнее меня. Широкий круг нетворкинга позволил окружить себя многими профессионалами. Я учусь у них постоянно. А с другой стороны я сам ментор для других людей. Отдавать ещё более важно, чем брать. Отдавать и помогать важно, не ожидая ничего получить взамен. По этому принципу я живу. Один из моих менторов – Евгений Бойченко, мой научный руководитель из МИРБИС, у него я учился маркетингу на МВА программе.

Все упомянутые «три М» базируются на прочном фундаменте — любовь. Не будет её, мечта и миссия могут быть слишком эгоистичными. Для меня важно: заниматься любимым делом, любить искренне клиента и любить людей. Когда ты искренне любишь, то клиенты твои ошибки тебе прощают. А ты строишь свое дело на искреннем маркетинге. Если же прибыль всегда во главе угла, то ни о каком клиенто-ориентированном или отношения-ориентированном бизнесе вообще речи быть не может.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 21

Зачем российскому малому бизнесу выходить на международный рынок

Для предпринимателей, которые хотят выйти на международный рынок, в бизнес-школе СКОЛКОВО разработали программу Practicum Global Shift. Она помогает понять, как сделать бизнес успешным за рубежом.

В России доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта составляет менее 1%.В Китае она равна 68%, в Израиле — 50%. Российским компаниям необходимо срочно осваивать работу на международных рынках. Если есть отличный продукт, не нужно зацикливаться на России. Объем платежеспособного спроса за пределами страны почти в 50 раз выше. Сегодня глобальность –удел не только корпораций, но и стратегия для небольших компаний, помогающая стать устойчивее. Конкурируя на внешних рынках, бизнес укрепляется. Благодаря развитию технологий построить международную компанию становится проще.

Директор программы Practicum Global Shift бизнес-школы СКОЛКОВО Елена Бондаренко подняла эту тему  в своем выступлении на TEDxNovosibirsk.

Как российские компании выходили на международный рынок. Бизнес-опыт

Андрей Железнов, операционный директор SPLAT (пару лет назад компания взяла курс на покорение международного рынка):

— Понятие «ниша» можно рассмотреть через опыт спортсменов. Кто такой профессиональный спортсмен? Человек, выступающий на соревнованиях в определённом виде спорта вместе с участниками со всего мира. И в этом виде спорта действуют одни правила независимо от того, в какой стране ты им занимаешься. Сфера бизнеса в одной нише устроена похожим образом. Осваивая любой новый локальный рынок, вы так же конкурируете со всеми мировыми компаниями, работающими в данном сегменте. Начав свою деятельность в России, мы встретили Colgate, Lacalut и многие другие международные марки. И в обоих случаях к успеху приводит    только высокая концентрация на конкретном деле или продукте.

Выбор ниши

Одна и та же ниша в разных странах может отличаться по размеру. Например, ниша экологичных и безопасных продуктов в Скандинавии гораздо больше, чем в странах, которые не заботятся о качестве питания. Чем шире ниша — тем больше ваша потенциальная доля, но тем труднее работать, так как в ней уже находится больше компаний, и не все рады вашему появлению.

Предпочтительной для работы является ниша с существенным потенциалом роста. Для успешного развития компании важно выйти не в ту страну, где уже большая сформировавшаяся ниша, а в ту, где она будет интенсивнее расти. Самый лучший вариант — создать инновационный продукт, который сам потом поспособствует развитию новой ниши. Самый понятный пример компании, которая так поступила, —  Apple и ее iPhone.

Быть первыми

Как стать лидером и новатором в производстве инновационных продуктов? Точно так же, как и великим спортсменом: изначально поставить себе цель  создавать лучшие продукты, в которых ценность для покупателя будет существенно выше, чем цена. Вы не найдёте ни одного атлета, который хотел бы стать десятым на чемпионате. Все великие чемпионы мечтали быть лучшими в своем виде спорта.

Еще один совет: старайтесь постоянно удерживать фокус на потребителе. Слушайте его и говорите с ним. Снова пример из сферы спорта. На одном турнире два атлета могут показывать одинаковый уровень мастерства, но один умело коммуницирует с публикой, дает интервью, а у другого эти навыки отсутствуют. У какого спортсмена больше болельщиков и выше рекламные гонорары? Очевидно, что у того, который более открыт. Потребителям важен не только сам продукт, но и понимание, кто его производит. Вместе эти вещи создают большую ценность для покупателя,  ведь он знает производителя и получает для себя лучший выбор.

Перспективы работы в России 

Мы поставили для себя конкретные цели. Одна из них, чтобы в 2021 году на мировой рынок приходилось более 50% наших продаж. Я уверен, что на каком-то этапе у нас будет не один центральный завод в России, но и в других странах. Однако сейчас в России существуют определённые преимущества в сфере производства. Благоприятные условия в фонде оплаты труда, доступные энергоресурсы и поддержка государством российских производителей открывают окно возможностей нашим производителям. Мы можем сыграть на том, что европейские компании становятся менее гибкими и более дорогими в производстве, а азиатские дальше по логистике и в основном ориентированы на лоу-кост товары с низким качеством. Делая продукт высочайшего качества в России и стремясь стать лучшими в мире, можно достигать очень хороших результатов.

Михаил Левчук, исполнительный директор «Аргус-Спектр - «Аргус-Спектр» — семейная компания, сконцентрированная на одной конкретной нише — электронных противопожарных системах. Когда мы поняли, что беспроводные и мобильные технологии можно применять в такой критической отрасли, как пожарная безопасность, то сразу выиграли у множества мировых лидеров и смогли предложить им свое готовое решение.

О стратегии

В России и за рубежом у нас очень разная политика. Если в нашей стране мы поставляем системы под ключ, то за рубеж — свои кубики для больших систем. Довольно часто брендируемся не собственной маркой, а маркой нашего партнера. Несмотря на то, что мы сильно сконцентрированы на беспроводной пожарной сигнализации, у нас довольно много сопутствующих бизнесов.

Мы начали выходить на европейский рынок примерно 10 лет назад и делали это не ради прибыли. Во-первых, нам хотелось оценить своих будущих конкурентов заранее, понять, как они ведут себя на своих домашних рынках. Было интересно выявить их сильные и слабые стороны до их появления в России. Во-вторых, мы интересовались передовыми технологиями. Очень многие технологии в России пока не известны, не дошли до промышленной реализации, и выход за рубеж  это возможность посмотреть, какие методы сейчас доступны и реально применимы.

Об ошибках

Успех уникален, а ошибки у всех практически одинаковы. Я могу назвать наши две главные ошибки. Первая — мы начали с продаж. Невозможно понять, что нужно поставить на рынок, находясь за его пределами. Изначально мы вложились в строительство торгового дома. Развивая его, мы потеряли свой темп и фактически провалили первые 3-4 года работы. После этого мы поняли, в каком направлении двигаться дальше.Был создан центр разработки на том рынке, на который мы собирались выходить. Звучит громко, но на практике в первое время у нас в штате было всего три инженера. Это были люди, хорошо понимающие рынок, которые могли перевести технические задания с одного языка на другой и в целом лучше нас понимали потребности своего домашнего рынка.

Вторая наша ошибка — мы долгое время решали производственные задачи из России. Тогда мы не понимали, насколько нашим клиентам важно время. Почти всегда для высокотехнологичных товаров время поставки критично. Если бы мы сейчас находились в Англии и заказали товар из luxury- сегмента, курьер привез бы его до вечера. Также мы не особо понимали важность размещения производства рядом с клиентом — то, что иногда называется реиндустриализацией. Только с появлением завода в Италии смогли начать более эффективно взаимодействовать с потребителями.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 22

В Practicum Global Shift не учат по учебникам, а создают рабочую среду, в которой предприниматели вместе проектируют стратегии, а также тестируют их друг с другом и экспертами. Программа подходит людям, которые собираются развивать международное направление, и тем, у кого уже есть собственные наработки. Первым помогут докрутить идею, построить стратегию международного развития, протестировать ее с международными экспертами, привлечь ресурсы и создать сеть партнеров. А вторым — улучшить уже существующую стратегию, которая не работает или работает недостаточно эффективно.

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 23

Глобальное образование 2018

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 24 Зачем российскому малому бизнесу выходить на международный рынок

Для предпринимателей, которые хотят выйти на международный рынок, в бизнес-школе СКОЛКОВО разработали программу Practicum Global Shift. Она помогает понять, как сделать бизнес успешным за рубежом.

 

 

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 25

Как СКОЛКОВО MBA меняет жизнь

СКОЛКОВО MBA — международная образовательная программа с фокусом на управленческих знаниях. Студенты — предприниматели и корпоративные менеджеры, желающие развивать бизнес и сделать карьерный рывок.

 

 

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 26

Будущее – за дистанционным обучением?

Сфера образования – одна из первых, куда пришли дистанционные технологии. Зачем ехать за тридевять земель, тратить деньги на дорогу и жилье, если знания и диплом столичного вуза можно получить дома?

 

 

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 27

Как и почему меняется МВА

В этом году школе бизнеса МИРБИС, одному из ведущих провайдеров МВА в стране, исполняется 30 лет. «Сегодня МВА стремительно меняется», – констатирует Елена Переверзева, исполнительный директор МИРБИС.

 

 

Глобальное образование: эффективность бизнес-школ - Деловой квартал 28

MBA: диплом за миллион на стену, или окно в светлое будущее? Опыт выпускников

10 лет назад об MBA мечтало большинство собственников бизнеса и топ-менеджеров. Могут ли сегодня программы MBA помочь в карьере, построении бизнеса, остается ли диплом гарантией успешного будущего?