Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

10 ГЛАВНЫХ СОБЫТИЙ ДЕЛОВОГО СЕЗОНА 08/09

главное событие года IKEA все еще открывается Весь последний год шведская компания IKEA пыталась запустить в эксплуатацию семейный торговый центр «МЕГА Самара». За год было названо по крайней

главное событие года

IKEA все еще открывается

Весь последний год шведская компания IKEA пыталась запустить в эксплуатацию семейный торговый центр «МЕГА Самара». За год было названо по крайней мере 5 сроков открытия центра.

Строительство «МЕГИ» началось в сентябре 2006 года, до получения всех необходимых для этого разрешений. Из‑за претензий Государственной инспекции строительного надзора Самарской области компания так и не смогла получить документы, необходимые для ввода объектов в эксплуатацию. Руководитель инспекции Владимир Никитин неоднократно заявлял, что здание центра не соответствует нормам безопасности. Представители ИКЕА, в свою очередь, заявили, что они последовательно выполняли все требования государственного органа, но вслед им предъявлялись новые.

В конце концов руководство компании перешло к жестким заявлениям и действиям. Весной шведы заявили о готовности ликвидировать подразделения компании в Самаре, вскоре было объявлено о сокращении нескольких сотен сотрудников. Далее IKEA заявила о приостановке инвестиций в незавершенное строительство по всей России — как пояснил гендиректор «IKEA‑Россия» Пер Кауфман, «из‑за непредсказуемого характера административных барьеров, с которыми мы постоянно сталкиваемся в Самаре».

Между тем проект IKEA в Самаре за два года, по разным оценкам, подорожал с 4 млрд до 6‑8 млрд рублей. Сейчас в IKEA надеются, что магазин в Самаре откроется до конца 2009 года.

Поддержка
года

компании

25 млрд для ВАЗа
от государства

30 марта на ОАО «АвтоВАЗ» приехал председатель правительства РФ Владимир Путин. В ходе именно этого визита глава правительства РФ сообщил о готовности оказать финансовую помощь заводу: 25 млрд рублей выделят госкорпорации «Рос­технологии», которая, в свою очередь, даст предприятию беспроцентную ссуду. ВАЗ получил средства, однако это его не спасло: в августе предприятие остановило конвейер на месяц, а в сентябре подтвердилась информация о готовящихся сокращениях на ВАЗе — в декабре завод должны покинуть как минимум 5 тысяч человек. Тем временем руководство предприятия ищет новые пути выхода из кризиса: обсуждаются самые разные варианты использования высвобождающихся мощностей — от создания совместного с Renault предприятия для производства автокомпонентов до перепрофилирования под фабрику игрушек.

Банкротство
года

компании

Авиакомпания «Самара» ушла
с рынка

В июле этого года арбитражный суд Самарской области признал авиакомпанию «Самара» банкротом. Общий долг авиакомпании составляет около 3 млрд рублей. По поручению госкорпорации «Ростехнологии», основного акционера авиакомпании, «Покровские ворота» выплатили персоналу «Самары» порядка 147 млн рублей в счет погашения задолженностей по зарплате. Основные источники выплат — возврат дебиторской задолженности и заемные средства. По оценкам экспертов, даже реализовав все свои активы, авиакомпания не сможет полностью рассчитаться по долгам.

Полеты АК «Самара» прекратила еще осенью прошлого года, а с нового года решил отказаться от полетов из Самары и Sky Express. Другие перевозчики сразу попытались заполнить освобожденную ими нишу. По мнению исполнительного директора Самарской гильдии финансистов Дмитрия Яковенко, уход с рынка авиакомпаний «Самара» и Sky Express повысил спрос пассажиров на перелеты в направлении Самара — Москва. Регулярными стали рейсы АК «Трансаэро». Авиаперевозчики начали осваивать гне только московское направление. Например, UtAir открыла регулярные рейсы из Самары в Нижний Новгород, а также увеличила частоту рейсов в Екатеринбург. На рынок собиралась выйти и воронежская авиакомпания «Полет», которая даже анонсировала свое расписание (первый вылет должен был состояться в декабре 2008 года), но неожиданно отказалась от своих планов. Через полгода стало известно, что «Полет» подписал соглашение с областным минтрансом и аэропортом «Курумоч» о создании местной региональной авиакомпании.

Альянс года

компании

Сергей Когогин возглавил АВТОВАЗ и КАМАЗ

В конце августа на Московской автомобильной выставке было объявлено о создании в рамках госкорпорации «Ростехнологии» нового холдинга. В создаваемую структуру вошли АвтоВАЗ (25% акций), КамАЗ (38%), «Автодизель» (30%) и Тутаевский моторный завод (32%). Новую структуру, получившую название «Росавто» возглавил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, который от лица «Ростехнологий» будет руководить АвтоВАЗом и КамАЗом. Комментируя свое назначение на эту должность, г‑н Когогин подчеркнул, что создание «Росавто» не следует понимать как объединение автомобильных активов, принадлежащих «Ростехнологиям», и их переход на единую акцию.

Накануне появления новости о создании «Росавто» покинул свой пост президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин. Пресс‑служба Волжского автозавода в связи с этим сообщила: «Б.Алешин продолжит участие в жизнедеятельности автозавода, оставаясь членом совета директоров ОАО «АвтоВАЗ». Именно г‑ну Алешину еще несколько лет назад принадлежала идея объединения двух автозаводов в крупный единый холдинг. Но тогда подобная мысль не получила одобрения у федеральных властей.

В начале этого года идея объединения нескольких автомобилестроительных предприятий в одну структурную единицу вновь стала актуальной. Но окончательное формирование холдинга может быть перенесено на более позднее время, поскольку до сих пор не решены вопросы объединения заводов с иностранными акционерами — Renault (владеет 25% акций АвтоВАЗа) и Daimler (10% акций КамАЗа).

Покушение
года

персоны

Во Франции убит предприниматель Владимир
Захарченко

Покушение на самарского предпринимателя было совершено во французском курортном городке Лаванд. Спустя несколько дней г‑н Захарченко скончался в больнице, не приходя в сознание.

Владимир Захарченко начал активную предпринимательскую деятельности в Самаре в 1990‑х гг. В городе работали его магазины «Захар‑продукт», «Захар‑игрушки» и другие. До сих пор функционируют торговый центр «Захар» и сеть фотосалонов «Захар‑фото». В 2003г. в губернской столице на бизнесмена было совершено первое покушение, в результате которого он получил тяжелое ранение. После этого Захарченко уехал в Европу. В 2006г. в Германии на него снова покушались, а спустя год в Самаре убили приемного сына бизнесмена — Александра Захарченко, который был управляющим ресторана «Наутилус».

 

До переезда в Европу, помимо торговли и сделок с недвижимостью, Владимир Захарченко пробовал заниматься политикой и даже выдвигал свою кандидатуру на пост мэра Самары. По некоторым данным, в последнее время он с семьей жил в Швейцарии и в России бывал лишь изредка.

Продажа года

компании

Андрей Ищук продал «ВБМ‑групп»

Осенью прошлого года самарский предприниматель, бывший член Совета Федерации Андрей Ищук продал свой бизнес московскому бизнесмену, председателю совета директоров ООО «СМ Финанс» Сергею Мамедову. Мамедову отошли предприятия, входящие в холдинг «Волгабурмаш», в том числе самарское ОАО «Волгабурмаш», ОАО «Самарский резервуарный завод», ОАО «Уралбурмаш» (Екатеринбург), ОАО «Сарапульский машзавод» (Удмуртия) и ОАО «Дрогобычский долотный завод» (Украина).

Уже с осени 2007 года дела г‑на Ищука пошли вниз. Прежде всего из‑за того, что его многочисленные непрофильные активы финансировались на кредитные средства, которые выдавались под гарантии «ВБМ‑групп». Прибыли они не приносили. По разным оценкам, задолженность холдинга незадолго до продажи составила 5‑12 млрд рублей, превышая тем самым его годовую выручку и стоимость производственных активов.

В этой ситуации Андрей Ищук не нашел другого выхода, кроме как продать свой долотный бизнес Сергею Мамедову, сыну заместителя министра иностранных дел РФ в 1991‑2002 годах Георгия Мамедова.

Подземка года

город

Самарское метро вернули городу

В связи с изменениями в Бюджетном кодексе РФ, с 2010 года функции заказчика строительства метрополитена в Самаре перейдут от министерства строительства и ЖКХ Самарской области к муниципалитету. Планируется, что в течение трех лет мэрия израсходует на строительство метро всего 300 млн рублей. Глава Самары Виктор Тархов в своем блоге на Livejournal.com сообщил, что этих денег не хватит даже на консервацию недостроенной станции «Алабинская», сдача которой намечалась на конец 2011 года.

В свою очередь, на минувшей неделе министр строительства и ЖКХ Самарской области Павел Донской заявил, что в областном бюджете на будущий год все же будут запланированы средства на строительство метро. Проектом областного бюджета на 2010 год предусмотрено выделение 50 млн рублей. Кроме того, будут привлечены средства федерального бюджета в размере 140 млн рублей.

«Нашим ведомством не раз проводились встречи с главой Самары Виктором Тарховым, на которых поднимался вопрос софинансирования строительства метрополитена. Сначала мэр города заявил, что софинансирование не будет превышать 1% от тех средств, которые в форме субсидий будет выделять правительство Самарской области. Тогда переговоры продолжились, и сегодня было принято решение остановиться на цифре в 5%», — сообщил министр.

 

На завершение строительства станции «Алабинская» и начало работ по устройству тоннелей к станции «Самарская» необходимо изыскать 4,3 млрд рублей.

Выделение средств в данном объеме позволит сдать станцию «Алабинская» в эксплуатацию в 2011 году.

Потери года

рынки

Дорожников стало меньше

В 2008‑2009 гг. из отрасли дорожного строительства ушло сразу несколько компаний. Обанкротились ОАО «ДСК «Самараавтодор» (51% акций компании принадлежало самарскому бизнесмену Алексею Леушкину, 49% — правительству Самарской области) и ЗАО «Агродорстрой» (входило в группу «RBE» Андрея Шокина), перестал работать в регионе входящий в состав группы «СОК» «Самарадорстрой».

 

Уход компаний с рынка был связан с потерей подрядов от областного правительства — основного источника доходов для дорожно‑строительных компаний. «Самарадорстрой» незадолго до банкротства лишился одного из выгодных заказов — реконструкции автомобильной дороги на обходе Сызрани с выходом на автодорогу Москва — Самара. Компании были предъявлены претензии в некачественном и несвоевременном выполнении работ. В конце прошлого года работы здесь продолжило ГКП Самарской области «АСАДО».

 

Другой лидер дорожного строитель­ства — ОАО «Самарадорстрой», принад­лежащее группе «СОК» — после осво­­ения крупного подряда по реконструкции Московского шоссе не получил ни одного серьезного заказа в Самарской области.

 

«Агродострой» сначала потерял контракты на ремонт и реконструкцию дороги Сергиевск — Кошки и ремонт дороги Большая Черниговка — Августовка (общая стоимость — почти 100 млн рублей). Летом 2008 года областные власти расторгли также контракт с компанией на реконструкцию автодороги Самара — Волгоград (34,1 млн). Официально — из‑за срыва сроков сдачи работ. Некогда прибыльная компания осталась без заказов.

В 2008‑2009 гг. на рынке дорожного строительства работали ООО «НПО «Мотор», НПФ «XXI век». В этом году — АСАДО и НПФ «XXI век».

 

Захват
года

компании

Самарский Дом печати раздвоился

В декабре 2008 года произошла попытка захвата ООО «Самарский Дом печати (СДП). Инцидент был вызван спорами между нынешним собственником СДП Алексеем Шаповаловым, который собирался строить на месте Дома печати офисный центр, и его прежним владельцем — Алексеем Леушкиным, с которым, по слухам, г‑н Шаповалов не расплатился до конца.

Этот конфликт спровоцировал развитие целой цепи событий, в ходе которых выяснилось, что существует два Дома печати: один в форме ООО, другой — ОАО. Один был коммерческим предприятием, другой — государственным. При этом у второго не оказалось практически никакого имущества. Возвратом в госсобственность распроданного имущества СДП занялся новый руководитель ОАО «Самарский Дом печати» Сергей Пушкин.

В течение года длились судебные процессы, в ходе которых Сергей Пушкин оспаривал сделки по продаже активов предприятия, совершенные бывшим директором СДП Дмитрием Минюковым. В марте этого года на г‑на Минюкова завели уголовное дело за причинение ущерба, нанесенного государству и ОАО «Самарский Дом печати». Ущерб оценили в сумму порядка 600 млн руб.

В сентябре суд принял решение о признании всех совершенных сделок купли‑продажи корпусов ОАО «Самарский Дом печати» недействительными. На данный момент конфликтным имуществом, необходимым ОАО для работы, остается типографское оборудование, которое также сменило уже несколько собственников.

Паника
года

рынки

Юнитбанк едва
не увлек за собой других

В октябре Центральный банк РФ отозвал лицензию у самарского Юнитбанка. Причиной, как сказано в официальном сообщении ЦБ, послужило «установление фактов существенной недостоверности отчётных данных, а также неспособность кредитной организации удовлетворить требование кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате » обязательных платежей».

Вскоре некоторые банки ввели ограничения на выдачу вкладов, появилась информация о близящемся банкротстве «Потенциала». Среди населения и на финансовом рынке началась паника. Физические лица за какие‑то 10‑12 дней сняли со своих депозитов порядка 2,5 млрд рублей. Даже напоминания в СМИ о действующей в России системе страхования вкладов не на всех вкладчиков действовали отрезвляюще. Доходило до анекдотических ситуаций.На одной из «антикризисных» встреч, серию которых организовало правительство Самарской области, местный банкир рассказывал о клиенте, который несколько дней подряд приходил, чтобы закрыть свой вклад, но как только дело доходило до выдачи средств и он убеждался, что ему действительно собираются выдать положенную сумму, тут же раздумывал снимать деньги. Властям и банкам понадобилось немало усилий, чтобы успокоить граждан и побудить их вернуть свои сбережения на депозиты.

Юнитбанк — один из самых маленьких местных банков. По данным годового отчёта за 2007 г, его собственный капитал составлял 202,4 млн руб, а активы — 1,18 млрд руб. Акции банка поделены между 9 юрлицами и председателем правления Рафаилем Абдрашитовым (официально на него была зарегистрированна доля в 19,21%).

 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.