Елена Переверзева: «Для бизнеса настало время новых решений»
Новое время требует от предпринимателей применения новых моделей управления. О том, что и как следует сегодня менять в компаниях, рассказала декан школы бизнеса «Мирбис».
Елена, как сейчас строится управленческая модель в большинстве компаний? Вы говорите, что руководство слишком много контролирует сотрудников. В чем это проявляется и почему это плохо?
– Это не плохо, а для некоторых организаций даже полезно. Ведь управленческая модель зависит от сферы деятельности компании. Но сейчас, особенно в инновационных и сервисных компаниях, все чаще можно наблюдать ситуацию, когда требуется смена управленческих технологий. Необходимо вовлечение сотрудников и даже клиентов в процессы создания новых продуктов, подходов, сервисов.
Большинство моделей российского бизнеса строго иерархичны. Это тенденция прошлого века, тогда она была эффективна, а сейчас постепенно изживает себя. Такая модель хорошо работает в стабильные времена, сейчас же весь бизнес переживает турбулентность и борется за выживание. Нужно быстро принимать небанальные решения, и для этого необходимо дать сотрудникам больше свободы, привлекать их к процессу управления компанией, ее продвижению и развитию.
Каким образом можно задействовать сотрудников в этом процессе?
– Наиболее простой и часто используемый метод – стратегические сессии, в течение которых подразделения могут обсудить проблемы и предложить наиболее приемлемые решения. Часть подходов лежат в других плоскостях – использование современных информационных технологий для модификации и оптимизации бизнес-процессов, вовлечение сотрудников всех уровней в процесс продвижения товаров и услуг компании. Яркий пример такой общей работы – непрямой маркетинг через всем известные соцсети. Существует масса инструментов SMM-продвижения, овладеть которым могут подчиненные и клиенты. Причем, чем больше участников этого процесса, тем меньше времени уйдет на проработку и реализацию стратегии.
Это лишь один вариант выстраивания другого уровня отношений в компании: следует не только развить отношения в тандеме «бизнес – клиент», но и «бизнес – сотрудники». Развитие этих отношений – это целый пласт возможностей, успех от использования которых зависит от правильной системы мотивации и от корпоративной культуры, духа общего дела в компании.
Специалисты компании должны понимать, что от них тоже многое зависит, тогда и результаты будут выше.
Немаловажно и правильное развитие взаимоотношений с клиентами и партнерами. Многие компании, понимая это, уделяют развитию таких отношений все больше внимания и предлагают акселерационные программы для партнеров, например IKEA.
Тяжело ли перейти на новые рельсы?
– Руководителям, как правило, очень тяжело менять манеру управления. Но те, кто уже осознал, что управленческая модель старого типа не актуальна, испытывают гораздо меньше неудобств и получают отдачу от клиентов и сотрудников почти сразу.
Есть ли примеры такой успешной бизнес-модернизации?
– Приведу пример из личного опыта. В новогодние праздники отдыхала в одном из санаториев нашей страны и была приятно удивлена уровнем сервиса, который там сформировали за последние годы. Все службы и сотрудники санатория нацелены на то, чтобы отдых гостя был максимально комфортным. Такая слаженная работа сервисов говорит о том, что структура управления отнюдь немаленьким объектом работает, как часы.
Создание отточенного и безупречного продукта, в процессе формирования которого задействован каждый подчиненный (от первого до последнего) – это еще одно проявление новой модели менеджмента, наряду с SMM-маркетингом, о котором я говорила в самом начале.
Как школа бизнеса «Мирбис» помогает компаниям перейти на иную форму работы?
– Мы разработали особый курс для топ-менеджеров на платформе MBA, в рамках которого знакомим предпринимателей с нетрадиционными моделями развития бизнеса. Главное его отличие от привычных программ – упор на практику. В ходе обучения мы разбираем со слушателями реальные кейсы, стараемся решить существующие проблемы студентов, с которыми они сталкиваются каждый день в работе.
Этот курс учит работать в условиях технологической экономики, а не сырьевой, от которой сейчас уходит Россия. А законы технологической экономики несколько иные, к ним надо приспосабливаться.