Подписаться
Курс ЦБ на 03.06
68,98
76,77

Из дискаунтеров – в магазин у дома: как Стефану Дюшарму удалось вывести X5 из кризиса

Из дискаунтеров – в магазин у дома: как Стефану Дюшарму удалось вывести X5 из кризиса
Иллюстрация: wikimedia.org

На этой неделе стало известно, что Стефан Дюшарм уходит с поста гендиректора X5. За три года ему удалось вывести из убытков второго по величине российского ритейлера. Как это происходило?

Американец Стефан Дюшарм пришел в ритейл из банковского и инвестиционного бизнеса. Опыта руководства розницей у него не было и уже в должности руководителя X5 он оставался для многих темной лошадкой.

Только в первом интервью «Ведомостям» в марте 2014 он рассказал, как попал в X5: в середине 90-х он  занимал пост заместителя главного представителя в московском офисе ЕБРР, и к нему обратилась за кредитом на развитие тогда еще небольшая сеть магазинов «Перекресток». Кредит на $40 млн был получен.

А через два года основной владелец X5 Михаил Фридман предложил Дюшарму поучаствовать в создании корпоративного центра для «Альфа-групп». В 2008 Фридман позвал Дюшарма в наблюдательный совет X5, в 2012 – предложил стать исполнительным директором компании.

В 2013 Дюшарм официально занял пост исполнительного директора X5.

Компания досталась ему в сложный период. Чистый убыток в 2012 году составил $126,5 млн, хотя в 2011 компания показала чистую прибыль в размере $302 млн. В начале 2013 года компанию ждал новый удар - X5 впервые потеряла титул крупнейшего российского ритейлера – по выручке компанию обогнал «Магнит». Тогда Фридман решил лично контролировать компанию.

Дюшарм после своего назначения сосредоточился на самом доходном для X5 формате, приносившем больше половины выручки – «Пятерочках». Была запущена программа обновления и превращения из дискаунтера в «магазин у дома»: в ассортименте магазинов должно было появится больше свежей продукции, например, рыбы в вакуумной упаковке, овощей, фруктов и мяса. Кроме этого, Дюшарм хотел сделать выделенную зону для специальных предложений, ввести в ассортимент больше местных продуктов и там, где есть возможность, сделать открытые витрина на фасадах.

Весной 2014 в интервью «Ведомостям» он подвел итоги:

«Мы обновили более 100 магазинов в IV квартале, там хорошие показатели трафика и оборота. Самые лучшие результаты в тех объектах, где мы можем расширить площади торгового зала, сократив площади подсобных помещений».

По его словам, 4 тысячи магазинов должны быть обновлены «в течение оптимального срока – например, трех лет».

До конца 2014 года он планировал разработать стратегию обновления гипермаркета «Карусель», которые после своего прихода он постарался «стабилизировать», но уделял им меньше внимания, чем «Пятерочкам» (на этот формат приходитс только 10% оборота). По словам Дюшарма, у «Карусели» тоже есть место для роста – особенно по товарообороту с квадратного метра. Пока о новой стратегии для «Карусели» ничего не известно.

Сложности испытывает и другой формат X5 – супермаркеты «Перекресток». Как признавался Дюшарм в интервью «Коммерсанту», «Перекрестоков» остается отрицательным.

Еще одно новшество, введенное Дюшармом – «X-пятница», в этот день весь управленческий персонал компании выходит работать в магазины. О своем собственном опыте такой работы он рассказывал «Коммерсанту»:

«Это был магазин недалеко от Павелецкого вокзала, в Москве. Там были разбитые окна, в которые влетали птицы. Я работал грузчиком. Приехали фуры, мы три часа разбирались с бумагами, с выкладкой товара в зал. Со мной работал наш директор по логистике, и эта ситуация, конечно, побудила его пересмотреть и ускорить процесс приема товара. В тот период мы как раз обсуждали программу реконструкции «Пятерочки» и в очередной раз убедились в необходимости перемен.

В том же интервью Дюшарм называет четыре основных результата своей работы. Первый – децентрализация управления, торговые сети получили новые полномочия, которые позволяют им «представлять свое ценностное предложение», и быстрее реагировать на нужды покупателей. Второй – обновление «Пятерочки». Третий – открытие большого числа магазинов, фактически каждый день открываются новые, в 2014 было открыто 939, из них 907 – это «Пятерочки». В качестве четвертого достижения Дюшарм называет вновь собранную команду X5.

Было и несколько неудач: был закрыт проект «Пятерочка Макси» и интернет-магазин E5.

Финансовые результаты под управлением Дюшарма стали значительно лучше: убытков компания больше не показывала. Чистая прибыль в первом полугодии выросла на 23,2% - до 7,94 млрд руб., причем выручку увеличили все подконтрольные X5 торговые сети: и «Перекресток», и «Пятерочка», и «Карусель».

Однако, как утверждает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, назначение Дюшарма изначально носило временный характер, поэтому его уход ни для кого не стал неожиданностью.
В качестве нового исполнительного директора номинирован Игорь Шехтерман, с 2013 года возглавляющий в X5 комитет по назначениям и вознаграждениям.

Самое читаемое
  • День голосования за поправки в Конституцию, новые требования к общепиту. Главное 1 июняДень голосования за поправки в Конституцию, новые требования к общепиту. Главное 1 июня
  • «Женщин в бизнесе мало. Даже прогрессивной Америке не удалось победить природу»«Женщин в бизнесе мало. Даже прогрессивной Америке не удалось победить природу»
  • Малый и средний бизнес в России оживает после режима изоляцииМалый и средний бизнес в России оживает после режима изоляции
  • Как превратить компанию из рыхлого алкоголика в Рэмбо. Семь шагов от Максима БатыреваКак превратить компанию из рыхлого алкоголика в Рэмбо. Семь шагов от Максима Батырева
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.