Подписаться
Курс ЦБ на 30.05
70,75
78,54

Как правильно уволить сотрудника: пять простых правил

Как правильно уволить сотрудника: пять простых правил
Иллюстрация: www.sanfranciscoemploymentlawfirm.com

В любой компании периодически происходят увольнения - по собственной воле сотрудника или по решению руководства. Как уволить человека, не испортив личных отношений и не навредив имиджу своей компании?

Сооснователь и глава разработки Acronis Станислав Протасов дал несколько советов, как правильно, то есть без морального и репутационного ущерба для обеих сторон, расставаться с сотрудниками.

«На мой взгляд, ошибки при увольнении чаще всего обусловлены тем, что эта неприятная процедура — стресс для обеих сторон, и поэтому ответственные за её выполнение пытаются решить проблему как можно быстрее, не заботясь о средствах и том, как всё пройдёт. Ещё недавно менеджер и его подчинённый вместе пили пиво, болтали в курилке и считали друг друга нормальными парнями, а теперь один другого должен уволить и чуть ли не выгнать на улицу (многие, поверьте, воспринимают ситуацию именно так). А у него, возможно, ипотека, и жена беременна. На самом деле ничего ужасного в процедуре увольнения нет. Более того, часто она приводит к положительным изменениям в жизни увольняемого. Важно суметь ему это объяснить», - говорит Станислав Протасов.

Его советы могут быть полезны не только руководителям и владельцам компаний, но и еще больше — линейным менеджерам. Именно они, «как правило, не знают, как уволить человека грамотно», говорит Протасов.

1. Перед тем, как уволить сотрудника, нужно как можно больше узнать о нем. Это поможет найти нужные слова, а не обойтись сухими формальностями, и расстаться действительно по-человечески. Полезное будет узнать, в какой жизненной ситуации оказался этот человек, почему руководство им было недовольно. К большим проблемам может привести обычное непонимание, недосказанность.

2. Если причина для увольнения веская, все равно нельзя представлять ситуацию так, будто перед вами сидит худший работник на свете.

«Молодые менеджеры, для которых расставание с подчинённым является серьёзным психологическим испытанием, часто начинают себя накручивать, думая, что так им будет проще. В результате для человека, который и так переживает стресс (беременная жена, ипотека, съемная квартира и т. д.), расставание с компанией превращается в форменное издевательство, когда его начинают «кошмарить», припоминая как реальные, так и выдуманные прегрешения. Вряд ли он сохранит о компании приятные воспоминания и будет тепло о ней отзываться».

3. Совет для тех, кто любит тянуть время в надежде что неэффективный сотрудник сможет «найти себя».

«Принимая решение, увольнять человека или нет, задумайтесь о том, как он влияет на команду. Представьте, что вы тренируете футбольную команду — каждый игрок должен быть на своем месте. В бизнесе — так же. Лишний игрок будет мешать и демотивировать других, поэтому доброта не всегда и не всем идет на пользу».

4. Увольняя человека, которого любят в коллективе, избегайте делать это жестко. В противном случае человек будет считать, что с ним поступили несправедливо, и пожалуется коллегам.

«Те, кто остается работать, решат, что и с ними запросто могут поступить так же несправедливо. Чтобы никто так не думал, вы должны сделать все, чтобы у человека, которого вы увольняете, не было ненужных обид. Объясните ему, что для него это — хороший поворот и что когда-нибудь он к вам, возможно, еще вернется».

5. Не стоит прятаться за спину своего начальника и убеждать увольняемого работника, что это - не ваше (линейного менеджера) решение, а начальника (руководителя компании).

«Понятно, что им комфортнее не брать ответственность на себя и обратиться к подчиненному с фразой: «Я считаю тебя классным, но вот Стас думает иначе и просит тебя уволить». Я не расстроюсь, если меня представят тираном, проблема в другом. Во-первых, сотрудник (а вместе с ним и все его коллеги) не должен чувствовать себя «маленьким человеком», который настолько безразличен «большому боссу», что он не может сказать ему об увольнении в лицо. Во-вторых, менеджер из-за таких оговорок теряет авторитет в коллективе. Получается, он не сумел защитить подчинённого, которого сам, по его словам, считает нормальным».

Самое читаемое
  • Михаил Хазин: «Мы на пороге пятилетнего масштабного экономического спада»Михаил Хазин: «Мы на пороге пятилетнего масштабного экономического спада»
  • «Не ждите, когда все это закончится». Три плана действий от Бориса Дьяконова«Не ждите, когда все это закончится». Три плана действий от Бориса Дьяконова
  • «В офисах останутся только топ-менеджеры». Почему работать «как раньше» мы уже не будем«В офисах останутся только топ-менеджеры». Почему работать «как раньше» мы уже не будем
  • «Всем нужен кэш». Магазины одежды и обуви начнут работу с распродаж«Всем нужен кэш». Магазины одежды и обуви начнут работу с распродаж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.