Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Космический бизнесмен

Четырнадцать лет назад, когда компания «Арго» только начинала развиваться и являла собой синтез самых разных бизнесов, Владимир Егоршин предложил своему товарищу по работе в ЦСКБ, Николаю Тычинском

Четырнадцать лет назад, когда компания «Арго» только начинала развиваться и являла собой синтез самых разных бизнесов, Владимир Егоршин предложил своему товарищу по работе в ЦСКБ, Николаю Тычинскому, присоединиться к общему делу и сформировать в «Арго» подразделение по созданию космических и авиационных макетов. Выросшая из «Арго» в самостоятельную организацию, фирма «AСM» сегодня  уникальная для России компания, а в мире Тычинский насчитывает разве что 3 организации, способные составить ему конкуренцию.

 

Николай Тычинский, наверное, один из немногих преуспевших в жизни выпускников аэрокосмического университета, кому удалось остаться «в своей теме», пусть и в несколько миниатюрном ее варианте. Сегодня его фирма проектирует и производит масштабные копии ракет, спутников, самолетов, вертолетов, космических аппаратов и станций.
 
**************************************************************************************************************
 досье
Николай Тычинский
Родился в 1959 г.
Образование: в 1983 г. окончил Куйбышевский авиационный институт;
в 2001-2003 гг.  курсы «Гуманитарное образование менеджера» на базе международного института менеджмента «ЛИНК».
Карьера: 1983-1986 гг.  мастер, старший мастер, начальник участка завода «Салют»;
1986-1989 гг.  конструктор ЦСКБ;
1989-1992 гг.  главный механикЗАО «Горизонт»;
1992-1995 гг.  директор хозрасчетного подразделения AeroSpace Models (АSМ).
С 1995 г.  владелец и директор макетно-производственной фирмы «АСМ».
семья: женат, сын, внук.
хобби: фотография, путешествия, рыбалка, технический дизайн и история космонавтики; музыка, игра на трубе.
**************************************************************************************************************

«Мы выжили за счет экспортных заказов»
С чего начался ваш путь к моделированию?

Я родился и вырос в небольшой алтайской деревне Лесное в Бийском районе. Мама работала медсестрой в больнице, отец был учителем труда в сельской школе. И хотя кружков авиамоделирования в деревне не было, я с детства знал, что стану конструктором летательных аппаратов. А потому в 1976 г. отправился в Куйбышев поступать в авиационный институт. Поступил без труда  в математике и физике был лучшим учеником в своей школе.

После института я попал на завод «Салют». Был мастером, старшим мастером, а затем начальником участка. Там было не до моделизма  это были годы военной гонки. Потом стал работать конструктором в ЦСКБ, где прошел очень хорошую профессиональную школу. Ну, а затем я вышел в свободное плавание, став директором «AСM».

Почему было решено заняться макетами? В начале 90-х это было перспективно и прибыльно?

Еще когда я работал в ЦСКБ, мы занимались созданием макетов для нужд производства. Тогда же нам начали поступать частные заказы на создание сувенирных макетов. Вначале мы рассматривали это скорее как хобби, но оно переросло в коммерческое предприятие. Окончательно я понял, что дело может стать серьезным бизнесом, в 1993 г., когда в Москве на аэрокосмическом салоне удалось продать все наши макеты и получить заказы. Нас сразу поддержал «Главкосмос», поступило несколько заказов из Франции, Германии и США. А в 1995 г. мы стали самостоятельной фирмой. Особых сомнений по созданию своего дела я тогда не испытывал, но и не представлял себе всех трудностей этого предприятия.

Где вы искали сотрудников для своего бизнеса?

Помните, раньше было много разных кружков юных техников? С распадом Союза они стали закрываться, а преподававшие там моделирование люди оставались без работы. Их я и стал приглашать к себе. Тому, чем они занимаются, не учат в институте. Они с детства ходили в кружки моделирования, делали там самолеты и ракеты. И со временем хобби превратилось в профессию. Труд этих специалистов очень квалифицированный и высокооплачиваемый. Таких профессионалов осталось немного, наш персонал стареет, и это серьезная проблема. У нас только один выход  учить людей своими силами. Сегодня у нас гибкая структура. В штате на производстве работает 16 человек, примерно столько же занято на подрядах внештатно. У нас разветвленная сеть подрядов, даже есть филиалы в других городах.

С какими еще трудностями вам пришлось столкнуться впоследствии?

Первый кризис был связан со становлением компании. Это была налоговая проверка через 2 месяца после выхода фирмы в самостоятельное плавание. Тогда налоговая инспекция предъявила нам большие претензии. Теперь-то я осознаю их необоснованность и, думаю, сегодня в той ситуации отстоял бы свои интересы. Но в то время у меня не было опыта. А вот дефолт 1998 г. нас затронул несильно, хотя мы потеряли некоторую сумму денег при закрытии Инкомбанка, где у нас был счет. Тяжелым был и 2003 г. Долгое время нам практически не поступало заказов. Космическая отрасль была, наверное, в самом тяжелом состоянии. Тогда нас спасли экспортные заказы. Прошлый 2005 г. был для нас тяжелым, объемы продаж упали на 30%. Косвенно на это повлияло и изменение немецкого законодательства. Там ввели закон: стоимость подарков, вручаемых сотрудникам частных и государственных предприятий, не должна превышать 100 евро. Значительная доля частных заказов поступала нам именно на подарки, и мы понесли ощутимые потери. Сейчас выполняем только штучные заказы для немецких коллекционеров. В этом году я планирую прирост объемов на 50%, по сравнению с 2005 г. У нас маленькая компания, но она позволяет иметь достаточно высокий по самарским меркам доход. Вообще, по моим наблюдениям, кризисы случаются с цикличностью 3-3,5 года. Видимо, скоро следует готовиться к очередному.

Как скоро фирма стала приносить стабильный доход?

Стабильный доход в нашем случае  вещь условная, мы не работаем серийно с постоянными клиентами. У нас заказчики всегда хотят чего-то нового, и нам приходится постоянно быть в творческом поиске. Здесь трудно что-то планировать. Но довольно твердо мы встали на ноги где-то в 2000 г.

Сколько стоит заказать у вас макет?

Наши макеты изготавливаются штучно, здесь высока доля ручной работы. Самые простенькие макеты могут стоить в районе $10, а более сложные  около $3 тыс. Твердых цен у нас нет, у нас даже прайс-листа нет  заказы уникальны и определяются требованиями заказчика.

К примеру, у меня в кабинете стоит макет легендарной ракеты «Н-1». Он стоит не менее 50 тыс. руб. А самый дорогой макет МКС мы делали для NASA. Он был более 12 м в длину. Это очень дорогостоящий проект, ценой несколько десятков тысяч долларов. Сейчас он стоит в центре подготовки космонавтов в Хьюстоне. Мы отсылали его частями. Я специально ездил в США, чтобы давать консультации при сборке.

«Наши макеты  это игрушки для взрослых»
У вас не бизнес, а мечта мальчишки.

Это точно. Я шучу, что к старости становлюсь мальчишкой, точнее  молодею (смеется). Основной наш клиент, если говорить о частных заказах,  состоявшийся мужчина, как правило, серьезный руководитель. И чем он солиднее, тем больше он любит играть. Играть в копии настоящей техники, к которой он имеет прямое отношение. Наши макеты  это своеобразные игрушки для взрослых.

Зачем создаются макеты, кроме как для игр солидных мужчин?

Все заказы условно можно разделить на 2 группы. К первой большой группе относятся те, которые поступают от крупных организаций. Это достаточно сложные макеты, используемые для выставок, презентаций и защиты научных проектов, музеев. Вторая группа  это те самые подарочные макеты, которые покупаются для коллекций, для украшения интерьера кабинета. Несколько лет назад, когда в Москву приезжал Жак Ширак, нам заказали для него сувенир. Проектировать его пришлось в срочном порядке. Это была ракета «Союз-2», которую будут запускать с французского космодрома Куру во Французской Гвиане по совместной российско-французской программе. Наша ракета располагалась на символической золотой карте, там же мы поместили копию стеклянной пирамиды, которая стоит у входа в Лувр. Я не присутствовал при вручении подарка, но, говорят, Ширак сувенир оценил.

А коллекционеров миниатюрных ракет в Самаре много?

В Самаре я таких не знаю, но в Москве они есть. А вот за рубежом их много. Я знаком с одним немцем, Чандером Ромичем, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса как владелец самой богатой коллекции макетов ракет в мире. Их у него более тысячи. И добрая треть  нашего производства. Самарские макеты сейчас есть и в коллекциях многих космонавтов. У Соловьева Владимира Алексеевича, руководителя полетов в Центре управления в Москве, у Алексея Леонова, Крикалева, Усачева

«Мой бизнес близок к стилизованной технике»

Николай Тычинский гордится тем, что работает в сфере, с которой начинал свою трудовую деятельность. Тычинскому нравится, что его дело близко к миниатюрам и стилизованной технике. Когда кто-то из товарищей по аэрокосмическому институту попадает к нему в кабинет и видит модели спутников и ракет, у них загораются глаза. Они начинают вспоминать: «А вот здесь я стоял», «А вот этот узел я разрабатывал» Но макеты интересны и людям, далеким от космоса. Когда смотришь на макет, просыпается какой-то детский восторг  ведь вблизи можно рассмотреть каждую деталь сложной конструкции, которую практически невозможно увидеть в реальной жизни, понять, как все это устроено и на чем летают космонавты.

А вы всегда точно знаете, что к чему привинчивается в макетах, выпускаемых вашей фирмой?

Как правило, да. Я контролирую идею проекта, процесс создания макета, слежу за тем, каким он будет на выходе. Мне нравится, что основные мысли относительно облика макетов и их конструкции принадлежат мне. Нередко идеи макетов подают заказчики. Кроме меня обликом макетов занимаются наши художник и дизайнер.

Как происходит процесс созданиямакетов?

Начинается создание макета с идеи заказчика или наших собственных мыслей на «тему». Затем создается эскиз, который передается конструкторам для проработки  расчетов, масштабирования и изготовления чертежей. После этого макет передается в производство и работа распределяется между исполнителями. Макеты изготавливаются из различных материалов: металла (сталь, алюминиевые сплавы, медь), пластика и стеклопластика, углепластика, оргстекла, дерева и т.п. У нас есть парк металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, малярная камера, широкий спектр ручных инструментов и множество различных приспособлений и форм.

«В России у нас конкурентов нет»

За почти 15 лет своей работы фирма «AСM» изготовила большое количество масштабных моделей по заказам различных организаций, в числе которых NASA, Boeing, Chabot Center (USA), Европейское космическое агентство, «РосКосмос», РКК «Энергия» и другие. Модели фирмы «AСM» экспонируются в музеях по всему миру: в Японии, США, Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии, Индии и России.

Перечень ваших заказчиков впечатляет. Как вам удалось найти таких крупных клиентов?

Скорее, они находят нас. Чаще всего контакты завязываются на выставках. Мы ездим на все крупные аэрокосмические международные салоны  на выставку LeBourget в Париже, ILA в Берлине, московский салон «МАКС». Нередко заказчики выходят на нас по рекомендации своих коллег. NASA на нас вышли напрямую, хотя несколько заказов делалось для них через посредников.

В чем специфика работы с западными заказчиками?

Они более требовательны, более последовательны в своих отношениях с нами. Хотя тут тоже свои особенности. К примеру, бизнес во Франции не похож на бизнес в США. Американцы более покладисты, они идут по пути сотрудничества и все рабочие моменты решают вместе с нами. Французы  наоборот, сделав заказ, дистанцируются, требуют соблюдения всех пунктов. Они ведут более жесткий бизнес.

Вам никогда не приходила мысль перенести офис в Москву или за границу? Все-таки перемещаться приходится довольно много.

Это невозможно. Основное конкурентное преимущество «AСM» в том, что на нашу фирму работает квалифицированный персонал, который живет в Самаре. Это раз. Два  уровень жизни и стоимость труда в Самаре гораздо ниже, чем в Москве, и уж тем более чем за границей. У нас сравнительно недорогая ручная работа, поэтому наши макеты значительно дешевле западных. В этом году в Париже нам дали международный приз качества. Из России в этом году были награждены лишь 7 компаний.

Получается, в России у вас конкурентов нет?

Конкуренты есть, но в России, я думаю, мы первые. Пока я не вижу конкурентов в создании эксклюзивных моделей. Есть фирмы, занимающиеся созданием моделей самолетов серийно, но это другой рынок, и серьезной конкуренции для нас эти компании пока не представляют. Сейчас мы входим в мировую тройку ведущих компаний наряду с Hupkеns и Van Stratum space models. В будущем планируем развивать новое направление  моделирование двигателей. В мире сейчас серьезный спрос на эти макеты, а предложений пока очень мало. Думаю, в скором времени в нашей работе будут открываться еще какие-то ниши и появятся интересные заказы. К примеру, недавно мы исполнили заказ на полное оформление макетами музея на Байконуре. Там планируют делать что-то вроде шоу с нашими макетами  у них их более сотни.

«Я уверен, космос должен быть коммерческим»
От макетов вы когда-нибудь отдыхаете?

Да, очень люблю путешествовать. Люблю горы. Каждый год мы с женой ездим на Алтай и уходим в горы на несколько дней. Там я отдыхаю от цивилизации. Это дарит мне душевный покой, свободу и равновесие. А дома я, к примеру, вообще не смотрю телевизор  у меня его нет. Думаю, он просто отнимает время, которое лучше посвятить делу.

Вы работаете и дома?

Дома я занимаюсь другим своим любимым делом  подготовкой занятий со студентами Открытого университета Великобритании, где я тоже работаю. Там я называюсь «тьютором». Преподавательской деятельностью занялся случайно. Когда я только начинал заниматься бизнесом, понял, что мне недостаточно моего образования инженера. Думаю, если бы в то время я не получил новых знаний, мой бизнес развалился бы. Бизнес-образование помогло мне более уверенно чувствовать себя в новом деле. Затем поступило предложение попробовать себя в качестве тьютора. Оказалось, мне это нравится. Мой любимый предмет  маркетинг. В этом году мы с компанией друзей и коллег из пяти человек создали собственный курс для профессионалов-маркетологов и уже успешно запустили его в Тольятти. Сейчас я дописываю последнюю учебную ситуацию для этого курса.

А вы бы полетели в космос в качестве космического туриста?

Конечно. Так сложилось, что я стал представителем Фонда писателя-фантаста Роберта Хайнлайна в поволжском регионе. Я не зачитываюсь фантастикой, но подружился с одним из заказчиков, который оказался президентом Фонда Хайнлайна. После смерти писатель завещал направить все свои деньги на создание фонда и ежегодно награждать молодых специалистов за лучшие исследования в области космоса. Я не поклонник творчества Хайнлайна, но поддерживаю его идеи: космос должен быть коммерческим. Нужно делать его доступным для людей, развивать космический туризм. Я бы точно полетел, мне даже снятся космические сны. Я бы с удовольствием (смеется).

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.