Подписаться
Курс ЦБ на 27.03
92,57
100,41

Обзор ДК: Центры бизнес-образования

Самарский рынок бизнес-образования сейчас находится на этапе формирования и роста. Основной спрос создают корпоративные заказчики, на них бизнес-школы сейчас и переориентируют свои системы продаж.

Самарский рынок бизнес-образования сейчас находится на этапе формирования и роста. Основной спрос создают корпоративные заказчики, на них бизнес-школы сейчас и переориентируют свои системы продаж. В следующем году, по прогнозам экспертов, конкуренция вырастет как в корпоративном сегменте, так и в премиумном розничном — сразу несколько участников рынка выведут на рынок программы MBA.эксперты

Александр Астахов
директор по персоналу «Экспо-Волги»
Ольга Воловикова
начальник отдела персонала «Управляющей компании «Версиво»
Ольга Захарова
директор Школы Бизнеса СИДО
Михаил Морозов
замдиректора по развитию Международной школы бизнеса при Московской ТПП
Наталья Посадская
директор «Школы Карьеры»
Владимир Хитров
декан факультета дополнительного образования Международного института рынка
Елена Яшина
директор Центра корпоративного развития (при СГЭУ)

На чем основываются образовательные программы бизнес-школ?
Какие розничные продукты планируют запустить участники рынка?
Как бизнесмены привлекают корпоративных заказчиков?

Число слушателей в действующих компаниях увеличивается. Например, по словам директора «Школы Карьеры» Натальи Посадской, в ее компании набор за август-сентябрь вырос на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 250 человек. Теперь «Школа Карьеры» вынуждена решать организационные проблемы — где найти еще преподавателей, чтобы справиться с потоком. Другие компании приводят аналогичные цифры.

Как основные факторы роста участники называют общий экономический подъем, ужесточение конкуренции на рынках клиентов, кадровый голод. Кроме того, слушателей стало больше, так как за их обучение все чаще платят работодатели. «Сейчас это встречается сплошь и рядом. Расходы на обучение примерно половины наших слушателей берут на себя работодатели», — отметил Владимир Хитров, декан факультета дополнительного образования Международного института рынка (МИР). Заказчики несут расходы на обучение, так как это позволяет им мотивировать персонал. Начальник отдела персонала «Управляющей компании «Версиво» Ольга Воловикова: «Сотрудники, чье обучение является объективной необходимостью для компании (допуски, разрешения, сертификаты и т.п.), обучаются за счет организации. Далее мы рассматриваем две категории специалистов: отработавшие менее пяти лет в компании — оплата производится 50% на 50%, специалисты, отработавшие в организации более пяти лет, — фирма оплачивает 100%. Такая система позволяет персоналу развиваться, оставаясь в компании».

По оценкам участников рынка, самые крупные бизнес-школы города — Самарский институт делового образования (СИДО), Самарский государственный экономический университет (при нем существует блок бизнес-образования из 11 независимых структур), выделенная из структуры МИРа Высшая школа бизнеса и корпоративного управления, Самарский институт открытого образования. Кроме них на рынке оперируют еще более 20 образовательных и тренинговых учреждений. Общее число слушателей по всему рынку эксперты оценили в более чем 5 тыс. человек ежегодно. Некоторые компании привлекают корпоративных и даже частных клиентов из соседних регионов — Оренбурга, Саратова и Ульяновска.

Стандартный набор розничных продуктов самарских бизнес-школ включает разбитые на блоки образовательные программы для топ-менеджеров, финансовых директоров, маркетологов, бухгалтеров (международные стандарты финансовой отчетности), специалистов по кадрам, логистов, в некоторых школах — оценщиков и PR-специалистов. Блоки до 72 часов — семинары и тренинги, от 73 часов — средне- и долгосрочные программы, которые требуют лицензирования и поэтому малодоступны небольшим тренинговым компаниям.

На корпоративном рынке продукты чаще всего создаются в индивидуальном порядке, как правило, их ориентируют на формирование какой-либо компетенции группы из 5-17 линейных менеджеров, например управление персоналом, работа в команде, бюджетирование и бизнес-планирование.

Бизнес-школы конкурируют за розницу, создавая нишевые продукты

Сейчас бизнес-школы конкурируют в основном за счет позиционирования и контента своих программ. Жизненный цикл каждого курса обычно не превышает двух-трех лет: за это время школы успевают насытить рынок предлагаемыми технологиями, и для привлечения клиентов требуется что-то новое. Эксперименты с позиционированием и специализацией позволяют выходить на новые группы спроса. Владимир Хитров рассказал, что в прошлые сезоны программа его вуза «Финансы и кредит» была ориентирована на финдиректоров крупных предприятий и набор был невелик. Но в этом сезоне программу переработали и попробовали предложить банковским служащим. Это дало результат, удалось набрать две группы по 30 человек. В будущем МИР планирует тиражировать успех и сделать специализированные программы для всех отраслей, которые имеют потребность в обучении специалистов.

Кроме того, участники рынка стараются предлагать тренинги, которых нет у конкурентов. В МИРе ввели программы для ресторанного и риэлторского бизнеса. Центр корпоративного развития Елены Яшиной предложил программу по международным стандартам, которая может помочь взаимодействию с зарубежными партнерами сначала в форме трехдневного семинара по различным международным стандартам, а потом и полноценную среднесрочную программу. В числе новых продуктов Центр корпоративного развития предложил корпоративный семинар и долгосрочные программы по управлению проектами. СИДО запустит среднесрочную программу по подготовке сотрудников к проведению комплексных изменений для компаний, которые внедряют системы управления качеством под стандарты ISO или EFQM.

Замдиректора по развитию Международной школы бизнеса при Московской ТПП Михаил Морозов отмечает, что развитие все большего количества специализированных курсов — это общероссийская тенденция. По его словам, в столице постоянно специализируют даже МВА (от рекламы и PR до управления в сельском хозяйстве). «Это объясняется, с одной стороны, желанием слушателей быть специалистами в конкретной области деятельности, с другой — тем, что большинство профильных вузов открывают бизнес-школы, предлагая в качестве основного конкурентного преимущества своих продуктов те компетенции, которые были накоплены исторически», — заявил московский эксперт.

Корпоративных клиентов привлекают через бывших выпускников

За последние 2 года доля корпоративных заказов в выручке бизнес-школ значительно увеличилась. Как заявила Наталья Посадская, раньше 70% дохода составляли физлица, а теперь наоборот — 70% приходится на заказы юрлиц. Елена Яшина, директор Школы Бизнеса СИДО Ольга Захарова и Владимир Хитров заявили, что в структуре доходов их компаний доля корпоратива тоже возросла. При этом, как считают опрошенные «ДК» эксперты, самарские заказчики обычно очень лояльны к бизнес-школам. Удачный первый опыт образовательной программы или тренинга обычно приводит к тому, что компания заказывает новые продукты — шире спектр и больше блоков в каждой программе. «Концепция работы с корпоративными заказчиками сейчас такая: воспринимать заключение договора не как завершение сделки, а как ее начало», — заявляет Елена Яшина. Поэтому, как сообщил Владимир Хитров, сейчас распространяется практика минимизации цен при первом заказе, например на тендерах.

Выросшая значимость корпоративных заказчиков заставляет бизнес-школы выстраивать систему продаж. Елена Яшина рассказала, что ее компания использует 4 канала для выхода на корпоративных клиентов: «холодные» звонки, работа с выпускниками открытых образовательных программ, занятых в крупных компаниях, тендеры, презентации. Основной из них — связи с выпускниками. Для повышения их лояльности Центр корпоративного развития недавно внедрил CRM-систему. Она будет использована для регулярного оповещения о проведении пиар-мероприятий. Кроме того, все более важным ресурсом, который г-жа Яшина использует для привлечения клиентов, становятся профессиональные организации — Клуб маркетологов, Гильдия специалистов по связям с общественностью ТПП, Ассоциация кадровых агентств, «Медиа-клуб» и др. Однажды она даже вручила своим выпускникам дипломы программы маркетинга на собрании Клуба маркетологов.

Ольга Захарова рассказала, что в СИДО в отделе корпоративных продаж работают консультанты. Проводя исследование в компании-заказчике, они предлагают образовательные программы и тренинги как один из вариантов решения проблем предприятия. Аналогичным образом продвигается МИР — в институте есть консалтинговая лаборатория, которая привлекает корпоративных клиентов.

Со своей стороны заказчики отмечают, что бизнес-школам все еще не хватает гибкости и понимания специфики отдельных отраслей. На вопрос «Какие ваши потребности действующие образовательные структуры не могут удовлетворить» Ольга Воловикова ответила: «Достаточно часто образовательные программы не нацелены на практическое применение». Директор по персоналу выставочной компании «Экспо-Волга» Александр Астахов считает, что сейчас конкуренция между бизнес-школами мягкая, так как предложения различных участников рынка пересекаются слабо. Из-за этого они часто диктуют условия партнерства — предлагают не оптимизированные под местные реалии программы.

Это вынуждает заказчиков развивать собственные отделы HR или нанимать сторонних консультантов, которые занимаются закупками тренингов и образовательных программ под нужды компании. На крупных предприятиях, таких как «Весна» и «Волгокабель», приводит пример г-н Астахов, эти отделы превращаются в так называемые «корпоративные университеты», которые разрабатывают и лицензируют собственные образовательные программы. Фирмы поменьше не могут себе этого позволить и вынуждены искать другие пути. Например, «Экспо-Волга» подготовила команду тьюторов из числа своих сотрудников — они преподают специализированные дисциплины новичкам.

К конкуренции за слушателей MBA подключатся МИР и МЦФЭР

Один из наиболее перспективных сегментов рынка — программы MBA — в скором времени пополнится новыми игроками. Сейчас MBA предлагают только в двух компаниях — СИДО и ВШМБ, планирует выход на этот рынок и МИР. По словам Владимира Хитрова, его институт сейчас адаптирует иностранную программу MBA, в которой на один из блоков слушатели должны будут выезжать за рубеж на короткое время. Также со следующего года филиал федерального Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) планирует начать продажи программы дистанционного обучения MBA от Московского государственного строительного университета. Новые игроки могут ужесточить ценовую конкуренцию в сегменте MBA, уже сейчас ВШМБ, вышедшая на этот рынок позже СИДО, пытается увеличить свою долю за счет более низких цен (в СИДО 300 или 600 тыс. руб. в зависимости от того, российская или британская MBA ($12-24 тыс.), в ВШМБ — $7,5-10 тыс.). Но эксперты считают, что этого не произойдет и из-за высокого спроса MBA будут только расти в цене и к следующему набору подорожают на 15%. Тенденция к росту цен сейчас наблюдается в Москве — там программы Executive MBA выросли до $38 тыс.

Экспансия «федералов» будет не опасной

По мнению Ольги Захаровой, пока что самарский рынок не насыщен и открыт для новых участников. Как полагают директора самарских бизнес-школ, в ближайшие 2 года на местный рынок будут выходить федеральные компании. Интерес к самарской площадке проявляют, по словам экспертов, Финансовая академия при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, Государственный университет управления, а также Высшая школа корпоративного управления при Академии народного хозяйства. По мнению Натальи Посадской, серьезной конкуренции крупным местным компаниям «федералы» в ближайшее время не составят. «Они в любом случае будут испытывать трудности из-за отсутствия связей с местными предприятиями. А если еще и привлекут московских преподавателей, чтобы выделиться на фоне конкурентов, то будут вынуждены установить цены намного выше рынка», — считает эксперт. О том же говорит Михаил Морозов: «Полномасштабная экспансия осложнена некоторыми факторами, основным из них является сложность сбора команды тьюторов в регионе, которые могут обеспечить одинаково высокое с московским отделением качество».

По мнению Владимира Хитрова, оптимальная для «федералов» схема участия на региональных рынках — партнерские программы с местными бизнес-школами. Такая практика широко распространена: например, СИДО предлагает MBA от московского института МИМ ЛИНК и школы бизнеса Открытого университета Великобритании, и сам МИР имеет московских и иностранных партнеров. Но, как отмечает Михаил Морозов, бизнес-образование далеко не самый доходный бизнес, в этой связи столичным операторам сложно заинтересовать региональных партнеров. По этой причине выстраивание региональной системы продаж представляет для московских бизнес-школ проблему, задерживающую их развитие.

В Самаре уже был неудачный пример экспансии московской бизнес-школы — на базе Российской экономической академии им. Плеханова была организована программа MBA с удаленным обучением. Но уже после первого набора в 2004 г. школа свернула деятельность. По мнению экспертов, она не смогла справиться с логистической составляющей бизнеса — своевременной транспортировкой преподавателей, контролем работ.

детали
Бизнесмены преподают ради самореализации и продвижения своих услуг
Новые программы для бизнес-школ при СГЭУ и МИРе чаще всего разрабатывают преподаватели из этих вузов. Они сами делают методические планы либо привозят опыт со стажировок по обмену с иностранными университетами и бизнес-школами. Компании, у которых нет университета за спиной, вынуждены искать провайдеров программ. При этом размер роялти по разным продуктам составляет от 10% до 30%.
Наибольшая сложность в подготовке программ — поиск преподавателей. «Сложно подобрать специалиста, который будет обучать руководителей. Если это теоретик, вышедший из системы высшего образования, слушатели это сразу понимают и теряют интерес. Если практик — то тяжело найти тех, кто может и готов преподавать», — поясняет Владимир Хитров. Руководители бизнес-школ выходят на контакт с потенциальными преподавателями, участвуя в различных отраслевых конференциях и собраниях профессиональных сообществ. Мотивируют бизнесменов в основном возможностью структурирования собственных знаний, самореализации и получения удовольствия от преподавания. «В Бостонской школе бизнеса преподает Билл Гейтс. Разве из-за денег?» — привела пример Наталья Посадская. Материальное вознаграждение бизнесменов-преподавателей — от 200 до 500 руб. за час. Но для консультантов и владельцев небольших b2b компаний преподавательская деятельность интересна как форма контакта с потенциальными заказчиками. «Мы разрешаем им продвигать свои услуги, — призналась Елена Яшина, — например, у меня работает Ольга Фокина — у нее есть собственная компания «Поволжский консалтинговый центр». По нескольким услугам она мой конкурент». Чаще всего бизнесмены-преподаватели работают вне штата.
Школы часто обучают своих преподавателей из числа практиков бизнеса, например, в СИДО из бизнесменов готовят тьюторов по программе Открытого университета Великобритании. Платят за обучение СИДО и московский партнер школы МИМ ЛИНК.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.