Подписаться
Курс ЦБ на 21.10
77,77
91,56

Обзор ДК: Туроператоры и турагентства

За 2006 г. рынок туристических услуг Самарской области вырос на 25%, а его оборот составил около 29-36 млрд руб. По прогнозам экспертов, он продолжит расти и в этом году, причем более высокими темп

За 2006 г. рынок туристических услуг Самарской области вырос на 25%, а его оборот составил около 29-36 млрд руб. По прогнозам экспертов, он продолжит расти и в этом году, причем более высокими темпами. Определять положительную динамику будут средние и крупные туроператоры, которые вытеснят с рынка мелких благодаря жестким изменениям в законодательстве, вступающим в силу 1 июля 2007 г.
эксперты

Виктория Агалакова
директор туристического центра «У-РА»
Танзия Булатова
финансовый директор туристической фирмы «Спутник-Гермес»
Татьяна Добрякова
генеральный директор агентства международных путешествий «Гермес-Тур»
Галина Зверева
директор туристической компании «Элит-Туристик»
Наталья Киняпина
директор туристического агентства «Акварель-Круиз»
Олег Мартыненко
директор туристической компании «Профцентр»
Маша Покрасс
директор туристической компании Sterna
Юлия Раджабова
коммерческий директор туристического агентства «Меридиан»
Надежда Салькова
директор туристического агентства «Фита-Тур»
Татьяна Спиркина
директор туристической компании «Окта-Тур»
 

Почему в Самаре возрос спрос на дорогие туры?
Что препятствует развитию внутреннего туризма в Самарской области?
Как новый закон повлияет на туристический рынок региона в 2007 г.? 

Туристический рынок Самарской области считается одним из самых развитых в России по обороту за последние 10 лет и занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Эксперты оценивают оборот самарского рынка внешнего туризма за 2006 г. примерно в 20-25 млрд руб., а оборот рынка внутреннего туризма за аналогичный период  в 9-11 млрд руб.

В Самарской области зарегистрировано более 400 турфирм, но операторские лицензии  право не только продавать, но и формировать туры,  есть лишь у 50 компаний. Остальные работают как туристические агентства. В прошлом году в Самаре открылись подразделения нескольких федеральных туроператоров: «DSBW-Тур», «Турэнергосервис», «Европа-2000», «Анекс Тур», «Натали Турс» и компании «Инфофлот». Но это пока никак не повлияло на расклад сил на рынке. Лидеры  крупные местные компании: «Самараинтур», «Спутник-Гермес» и «Профцентр». По оценкам экспертов, они делят примерно 60-70% туристического рынка Самарской области в равных долях. Остальные 30-40% приходятся на все прочие компании, среди которых ведущие позиции на рынке внешнего туризма занимают «Интурист-Самара», «Розовый Фламинго», «Пегас Туристик», «Капитал Тур», «Самарааэротур», «Акварель-Круиз» и «Гермес-Тур». Наиболее значимые игроки на рынке внутреннего туризма  «Проф- центр», «Самараинтур» и тольяттинская компания «Пилигрим».   Самарцы предпочитают дорогие туры
В 2006 г. турфирмы, работающие на территории Самарской области, продали порядка 15,5 тыс. туров, из них около 13 тыс.  зарубежные. Это на 5,2 тыс. туров больше, чем в 2005 г. Эксперты отмечают, что в последнее время самарцы предпочитают отдых за рубежом. Популярны Испания, Греция, Италия, Болгария, Вьетнам, Марокко и Доминиканская Республика. По-прежнему наиболее востребованы среди самарцев в зимний период туры в Египет, Таиланд и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сейшеллы, Мальдивы и Карибы. Невостребованными из-за отсутствия снега в этом году остались горнолыжные курорты России и Европы. По словам директора компании «Элит-Туристик» Галины Зверевой, потери самарских туристических агентств и операторов по горнолыжному направлению в этом году могут составить порядка 5-10% от общей прибыли компаний. 
 
Пока среди самарцев непопулярны туры в Малайзию, несмотря на то что есть прямой вылет из Самары. «Сложно продаются бразильское и мексиканское направления, туры в Венгрию и Израиль  из-за сложности в оформлении виз»,  говорит директор туристического агентства «Окта-Тур» Татьяна Спиркина. По оценкам экспертов, средняя стоимость турпутевки за рубеж в Самаре  порядка $1000. «Она растет за счет увеличения доли дорогих туров»,  поясняет Татьяна Добрякова, генеральный директор агентства международных путешествий «Гермес-Тур». С ней согласна директор компании «Фита-Тур» Надежда Салькова, отмечая, что если в прошлые годы большинство туристов стремились приобрести «горящие» туры и многие из них соглашались на двухзвездочные отели, то теперь клиентов интересуют уже четырехзвездочные отели, даже если это тур эконом-класса. 
 
Татьяна Добрякова: «В 2006 г. возросла стоимость зарубежных туров. Например, туры в ОАЭ подорожали на 30%, а в Таиланд  на 10%. Появилось много новых направлений, и состоятельные туристы могут позволить себе более интересные и дорогие туры, чем Турция и Египет». Эксперты сходятся во мнении, что увеличению спроса на дорогие туры способствует общий рост доходов населения. 
 
В 2006-2007 гг. авиакомпании предложили прямые рейсы с вылетом из Самары, и это увеличило спрос на многие туристические направления. Летом были популярны нововведенные прямые ежедневные рейсы из Самары в Турцию: безвизовый въезд делает эту страну популярной. Игроки рынка отмечают интерес туристов и к более дорогим авиакомпаниям  Lufthansa, «Тайские авиалинии». В прошлом году появились прямые авиарейсы в Прагу и на о. Крит и Шри-Ланку. «Эти туры обходятся на 30-40% дороже, но позволяют туристам опробовать другие, более комфортные варианты путешествий»,  говорит директор агентства «Акварель-Круиз» Наталья Киняпина.
 
Для продвижения на рынок новых туров компании используют все источники информации. По словам коммерческого директора турагентства «Меридиан» Юлии Раджабовой, это могут быть статьи в газетах и глянцевых журналах, реклама на баннерах и специализированные туры для журналистов.   Внутренний туризм в Самаре не развивается
Основу внутреннего туризма Самарской области составляет речной туризм  95% всех туристических компаний Самары предлагают подобные услуги. Татьяна Добрякова отмечает, что у туристов востребованы автобусные экскурсионные туры в Тольятти с посещением технического музея АвтоВАЗа, а также пешеходные и автобусные экскурсии по Самаре и отдых в аквапарке. Есть много туров по деловой и исторической Самаре и Жигулевским горам. Туроператоры отмечают, что национальный парк «Самарская Лука» может представлять интерес для туристов, но попасть туда можно только по пропускам, что затрудняет массовый доступ туристов на территорию заповедника. 
 
Отсутствие отлаженной внутренней инфраструктуры ограничивает развитие туристического бизнеса Самарской области. По оценке Татьяны Спиркиной, гостиничная база самарского региона изношена на 80%, но в последние годы появляются гостиницы, соответствующие международным требованиям. 
 
По мнению топ-менеджеров самарских туристических компаний, для более интенсивного развития рынка внутреннего туризма нужно не только обновить инфраструктуру, но и разработать определенные туристические бренды, выпустить справочную, рекламную и сувенирную продукцию. Как отмечает Наталья Киняпина, отсутствие туристического бренда затрудняет продвижение Самарской области на рынке, а доходы от туристической отрасли нельзя значительно повысить, если нет элементарной справочной и сувенирной продукции. 
 
Положительная тенденция развития въездного туризма в Самарской области, при всех недостатках и проблемах, все же сохранится, считают эксперты. Татьяна Добрякова: «Областные власти приняли решение «раскручивать» местные достопримечательности, претендующие на звание бренда региона». Поток въезжающих в Самару туристов планируется увеличить до 5 млн человек: 3-4 млн туристов летом и до 1-1,5 млн  зимой.   Обороты самарского туристического рынка вырастут на 50%
В 2007 г. федеральная экспансия в Самару усилится: свои планы о выходе на местный рынок озвучили столичные компании TEZ-Tour и Coral Travel. Крупным московским туроператорам самарский рынок интересен тем, что поделен не так жестко, как столичный. «Москвичам выгоднее работать напрямую, а не через агентства в регионах,  можно сэкономить на агентских процентах и предложить туры по более выгодной клиенту цене. Все это обострит конкуренцию между ведущими игроками рынка»,  считает Татьяна Добрякова. 
 
Галина Зверева считает, что местные компании уже сегодня испытывают ужесточение конкуренции с московскими компаниями: «Например, агентства, которые работают с TEZ-Tour, сейчас ищут новых партнеров, так как компания открывает собственный офис в Самаре». 
 
В целом, по мнению директора туристической компании «Элит-Туристик» Галины Зверевой, выход новых компаний на самарский туристический рынок приведет к тому, что местные туроператоры и агентства будут развивать другие направления бизнеса: «Так, «Самараинтур» развивает направление по внутреннему туризму. К тому же местные операторы могут потерять часть агентств, так как последние предпочтут работу с москвичами». 
 
По мнению Юлии Раджабовой, местные туроператоры, скорее всего, проиграют в конкурентной борьбе, так как предлагают туры на 15-20% дороже, чем их московские коллеги. А Наталья Киняпина, директор туристического агентства «Акварель-Круиз», считает, что выход федеральных туроператоров на самарский рынок позволит агентствам, работающим в регионе, расширить ассортимент туров. 
 
Олег Мартыненко, директор туристической компании «Профцентр», считает, что с приходом в Самару московских туроператоров доля местных компаний на рынке сократится: «Если сейчас она составляет более 55%, то к концу 2007 г. может уменьшиться вдвое. Емкость рынка останется неизменной, так как увеличится доля федеральных операторов»,  отмечает г-н Мартыненко. 
 
Одним из следствий усиления федеральной экспансии станет увеличение оборота рынка туристических услуг Самарской области. Эксперты полагают, что к концу года он в среднем увеличится на 50-70% и достигнет 54-60 млрд руб. «Такой интенсивный рост произойдет не только из-за прихода в область крупных федеральных операторов, но и благодаря расширению компаниями перечня предлагаемых услуг. В последнее время появляется очень много комбинированных туров по странам Европы»,  говорит Наталья Киняпина. 
 
Местные туроператоры заявляют, что готовы к грядущим изменениям. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, туристическое агентство «Акварель-Круиз» будет ориентироваться на новые направления. В планах компании  ввести зарубежные образовательные туры. 
 
По мнению Маши Покрасс, директора турагентства Sterna, в 2007 г. будут пользоваться популярностью индивидуальные туры для VIP-клиентов  спрос на них возрастет на 10% по сравнению с 2006 г. Маша Покрасс: «Мы рассматриваем это направление как приоритетное по нескольким причинам. Во-первых, работа с постоянными клиентами дает возможность более тщательно подготовить их поездку. А для этого нужно знать особенности страны, в которую он отправляется, изучить не только достопримечательности, географию и климат, но и привычки, особенности поведения местных жителей. Такая работа требует времени, и эти затраты, в идеале, способны покрыть VIP-клиенты». 
 
По словам г-жи Покрасс, стоимость VIP-услуг зависит от платежеспособности клиента. Самые дорогие туры  это 18-дневные круизы в Арктику на атомном ледоколе «Ямал». Они совсем недавно пришли на российский рынок. Маша Покрасс: «Подготовка к путешествию осуществляется не только в ходе предварительных консультаций, но и непосредственно в первые дни тура, когда турист приезжает в Москву и слушает лекции ученых  этнологов и страноведов  о тех местах, которые ему, возможно, предстоит посетить. Профессора и известные путешественники сопровождают туриста в поездке, где он может обсудить увиденное, поделиться впечатлениями, глубже погрузиться в атмосферу дальних стран». По словам г-жи Покрасс, стоимость туров, которые, несмотря на суровые условия арктической природы, сверхкомфортно оснащены,  около $20 тыс.   Мелким туроператорам придется уйти с рынка
С 1 июня 2007 г. вступает в силу Закон «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Он отменяет обязательное лицензирование туроператорской и агентской деятельности. Вместо лицензий появится Единый федеральный реестр туроператоров. Кроме того, закон предусматривает введение понятия «финансовая гарантия»: туроператоры должны будут заручиться банковской гарантией или застраховать гражданскую ответственность. Размер страховки закон дифференцирует в зависимости от вида туроператорской деятельности: для туроператоров, работающих в сфере международного туризма  как выездного, так и въездного, размер финансовой гарантии составит 5 млн руб., а для туроператоров, работающих только на внутреннем рынке,  500 тыс. руб. Турагентства не попадают в поле зрения федерального закона, поэтому полную ответственность за качество предоставленных услуг несет только туроператор. По мнению директора туристического центра «У-РА» Виктории Агалаковой, лицензирование  дорогая процедура, а система фингарантий упростит работу турфирмы в целом. 
 
По мнению экспертов, к концу года количество туроператоров в регионе может сократиться более чем в 2 раза. «Небольшие компании, у которых нет средств для капитализации, будут вынуждены уйти с рынка или объединяться и входить в состав более крупных»,  говорит Татьяна Спиркина. С ней согласна г-жа Агалакова, которая считает, что, возможно, ряд ненадежных фирм отсеется, «по крайней мере, не будет фирм-однодневок». 
 
Самарские туроператоры уже сейчас начинают готовиться к «новой жизни» с вступлением в силу закона «О фингарантиях». Турфирмы ведут переговоры с банками и страховыми компаниями. Виктория Агалакова: «В плане туроператорской деятельности по самарскому краю мы подготовимся к назначенной дате. И заключим договор, скорее всего  с партнерами, с которыми уже работаем». Ставки банков, работающих в регионе, по фингарантиям могут варьироваться в пределах 5-15% в месяц, а при получении фингарантий турфирма должна будет предоставить в залог недвижимость, имущество или свои оборотные средства. Как заявил «ДК» директор туристической компании «Профцентр» Олег Мартыненко, фингарантии  это дополнительные платежи для туристических компаний, так как при ставке в 15% обеспечение залоговой суммы на 5 млн руб.  дорогое удовольствие для местных туроператоров. По словам финансового директора туристической фирмы «Спутник-Гермес» Танзии Булатовой, их компания будет работать только с теми банками и страховщиками, которые предложат более выгодные условия по ставкам.

детали
Власти вложили более 4 млн руб. в туристический бренд региона
Средства областного бюджета, выделенные на развитие внутреннего туризма в 2006 г., млн руб.

Средства Программы
1,42 Издание на русском и иностранных языках путеводителей, буклетов и карт
0,899 Cоздание сайта департамента развития туризма и тиражирование интерактивной карты достопримечательностей Самарской области
0,584 Проведение презентаций самарской губернии в других регионах России и за рубежом
0,475 Поддержка международных туристических выставок
0,270 Разработка новых маршрутов по ПФО
0,241 Разработка программы по спелеотуризму
0,221 Разработка программы по охотничьему и рыболовному туризму

Источник: департамент развития туризма Самарской области.

мнение
Инфраструктуру отдыха в Самаре необходимо отстраивать с нуля
Надежда Салькова
директор туристического агентства «Фита-Тур»
Отсутствие четкой политики со стороны областной администрации «тормозит» процесс развития внутреннего туризма в Самарской области. Сегодня в регионе нет той инфраструктуры, которая удовлетворила бы туристов, приезжающих на отдых в Самару. В Самаре нет отлаженной сети питания и развлечений, на базах отдыха области нет ухоженных пляжей. На мой взгляд, инфраструктуру необходимо отстраивать заново и практически с нуля.

Самое читаемое
  • 15 тыс. случаев третьи сутки, закроют ли школы. Главное об эпидемии коронавируса за день15 тыс. случаев третьи сутки, закроют ли школы. Главное об эпидемии коронавируса за день
  • Чтобы бензин не обанкротил. РЕЙТИНГ машин, заправлять которые не накладно для бюджетаЧтобы бензин не обанкротил. РЕЙТИНГ машин, заправлять которые не накладно для бюджета
  • Во Франции обезглавили учителя. После теракта из страны могут выслать сотни иностранцевВо Франции обезглавили учителя. После теракта из страны могут выслать сотни иностранцев
  • Как государственно-государственное партнерство вытесняет ГЧПКак государственно-государственное партнерство вытесняет ГЧП
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.