Подписаться
Курс ЦБ на 19.10
63,95
71,12
Деловой квартал / Новости / Обзор: Гостиницы

Обзор: Гостиницы

06:00   07.07.2008

Гостиничный бизнес в Самаре и Тольятти продолжает расти. За последнее время было объявлено о нескольких проектах строительства новых отелей и приходе в регион крупных международных сетей. Однако се

Гостиничный бизнес в Самаре и Тольятти продолжает расти. За последнее время было объявлено о нескольких проектах строительства новых отелей и приходе в регион крупных международных сетей. Однако сегодня развитие гостиничной отрасли сдерживает относительно низкий уровень въездного туризма, поэтому отели вынуждены ориентироваться на «командировочных» клиентов.

эксперты
Нина Ефимова
администратор по бронированию гостиницы «Волна»
Ольга Зуева
заведующая кафедрой туризма и гостеприимства самарского филиала Московского государственного университета сервиса и туризма
Светлана Иванова
управляющий гостиницы «Эмеральд» (Тольятти)
Ирина Курилова
руководитель службы маркетинга и бронирования гостиницы «Россия»
Лариса Манаева
консультант по коммерческой недвижимости АН «Русская Жемчужина» (Тольятти)
Елена Маркова
генеральный директор гостиницы «Колос»
Лариса Рац
заместитель генерального директора по туризму и размещению гостиницы «Парк-отель» (Тольятти)
Анна Субботина
заместитель генерального директора гостиницы Renaissance Samara Hotel

Почему в Самаре не хватает гостиниц?
Как фактор сезонности влияет на гостиничный бизнес?
Почему отели уходят из эконом-сегмента?

Большинство самарских гостиниц было открыто в советский период, и довольно долго уровень их сервиса был относительно низким по отношению к мировым стандартам. Примерно 10 лет назад в гостиничную сферу стал проникать частный капитал, тогда же начал формироваться современный рынок гостиничных услуг в Самаре и Тольятти. По оценкам экспертов, сегодня его совокупный оборот — примерно 800 млн руб. в год, и в дальнейшем финансовые показатели отрасли будут расти за счет увеличения количества отелей. Сегодня в Самаре работает порядка 113 отелей разных ценовых категорий, и каждый год на рынок выходят 1-2 новых игрока.

Тем не менее отелей в Самаре не хватает. Это подстегивает конкуренцию между уже существующими игроками. Однако ее уровень все равно незначителен, поскольку гостиницы уже давно дифференцировались по ценовым нишам. Аналитики отмечают, что поток клиентов равномерно распределяется по всем гостиницам города.

Стоимость проживания в отелях ежегодно увеличивается в среднем на 10%. При этом средний показатель заполняемости самарских гостиниц находится на уровне 70-75% в рабочие дни и практически сводится к нулю в выходные. Это свидетельствует о слабом развитии рекреационного и образовательного туризма, которые, по мнению экспертов, должны быть локомотивом развития всей гостиничной индустрии города, и о высоком уровне развития делового туризма. Сегодня основные клиенты гостиниц — лица, прибывшие в Самару по работе.

Аналогичная ситуация и в Тольятти. По оценкам экспертов, здесь работает около 30 гостиниц. Большинство экспертов считает, что совокупный оборот тольяттинского рынка может составлять примерно половину от самарских объемов — около 400 млн руб.

В регионе активно развиваются мини-отели

Международную классификацию отелей по количеству «звезд» эксперты считают неприменимой к самарскому рынку, поскольку в российском законодательстве нет четких критериев такого деления. «Гостиница может приписать себе сколько угодно «звезд», но реально предоставлять сервис на самом минимальном уровне», — говорит заведующая кафедрой туризма и гостеприимства самарского филиала Московского государственного университета сервиса и туризма Ольга Зуева. Сегодня в Самаре только 20% гостиниц официально сертифицировано в категориях от двух до четырех «звезд».

Примерно 20% самарских гостиниц попадает в категорию крупных с номерным фондом от 50 до 100 и более номеров. Среди них эксперты выделяют Renaissance Samara Hotel и Holiday Inn Samara, гостиницу «Россия». Отели с номерным фондом примерно в 20-50 номеров составляют около 30% от общего числа участников рынка. Наиболее известными в этой категории традиционно принято считать гостиницы «Жигули», «Азимут» и ряд других. Примерно половина самарских гостиниц относится к категории малого формата с количеством номеров менее 20.

Тольяттинский гостиничный рынок в целом схож с самарским. Сегодня здесь работает несколько отелей малого и среднего формата — это, например, «Парк-отель», «Эмеральд», «Соверен-клуб», «Ля Ротонда». Продолжают активно работать гостиницы, построенные еще в советское время: «Жигули» и «Юбилейная». Заместитель генерального директора по туризму и размещению гостиницы «Парк-отель» (Тольятти) Лариса Рац замечает, что за последние несколько лет у гостей города появилась возможность выбирать отель: «Требования рынка к качеству предоставляемых услуг, обслуживающему персоналу, интерьерам и оснащению гостиниц и ресторанов растут. И поэтому отельеры стараются соответствовать предъявляемым требованиям, а также предвосхищать желания гостей. В нашем городе активно ведется строительство новых отелей».

По мнению г-жи Рац, в конкурентной борьбе выигрывают те, кто предлагает более широкий спектр допуслуг и высокий уровень сервиса. Наибольшим спросом пользуются номера категории «полулюкс», поэтому в гостиницах номеров этой категории больше, чем остальных.

Самарские отели ориентируются на средний и бизнес-класс

Ольга Зуева считает, что ежегодное появление небольших отелей — наиболее заметная тенденция самарского рынка. За последние несколько лет в городе было открыто несколько таких гостиниц. Рост их числа объясняется относительно небольшим объемом инвестиций, необходимых для организации бизнеса. Кроме того, вложенные средства окупаются гораздо быстрее, чем в случае строительства отеля, рассчитанного на большое число номеров. По данным экспертов, срок окупаемости гостиницы на 10-15 номеров — 5-6 лет при общем объеме инвестиций в размере $3 млн, а строительство гостиницы, рассчитанной на 100 номеров, — при несоизмеримо больших вложениях — окупится не ранее чем через 10 лет. Небольшой номерной фонд заставляет собственников мини-гостиниц ориентироваться на сегмент VIP или «средний плюс», оставляя без внимания потребителей из других ценовых ниш. По мнению руководителя службы маркетинга и бронирования гостиницы «Россия» Ирины Куриловой, это также одна из характерных тенденций рынка. Даже те отели, которые раньше работали в категории эконом-класса, после определенных финансовых вливаний и реконструкции начинают ориентироваться на сегменты «средний» и «средний плюс». «Сейчас все больше отелей уходят от эконом-класса, их целевой аудиторией становятся люди, готовые платить за комфорт и сервис», — отмечает г-жа Курилова и добавляет, что гостиница «Россия» постепенно отказывается от относительно дешевых номеров эконом-класса — сейчас такие номера остались только на двух этажах 12-этажного здания гостиницы.

По словам заместителя генерального директора гостиницы Renaissance Samara Hotel Анны Субботиной, повышение цен на гостиничные услуги далеко не всегда означает переориентацию отеля для работы в более дорогом сегменте бизнеса: «Многие гостиницы повышают цены, стремясь окупить затраты на реконструкцию или текущий ремонт своих номеров. Но из этого не следует вывод, что после евроремонта они обязательно будут соответствовать требованиям для отелей более высокого уровня. Конечно, качественное оснащение и дизайн номеров очень важны для отеля, но это не единственный критерий для перехода в другой сегмент. Для этого необходимо оптимизировать всю структуру управления гостиницей, совершенствовать технологии, предлагать высококачественный сервис».

Инвесторы не стремятся вкладывать деньги в развитие эконом-сегмента гостиничного бизнеса, опасаясь высоких затрат и большого срока окупаемости. Это обуславливает острую нехватку гостиниц эконом-класса, что позволяет гостиницам, работающим в данной ценовой категории, позиционировать дешевые номера в качестве своего конкурентного преимущества. Например, администратор по бронированию гостиницы «Волна» (ведомственная гостиница Министерства обороны РФ) Нина Ефимова рассказала, что номера эконом-класса наиболее востребованы у постояльцев: «В отличие от «люкса» и «полулюкса» они никогда не простаивают, несмотря на то что представляют собой стандартную меблированную комнату с удобствами на этаже в конце коридора». По ее мнению, наличие в гостинице дешевых номеров (от 1 тыс. руб.), наравне с номерами категории «люкс» и «полулюкс», привлекает в гостиницу дополнительных клиентов, в частности многочисленные группы школьников, спортсменов из детско-юношеских спортивных школ, военнослужащих.

Участники рынка отмечают, что гостиницы, работающие примерно в равных потребительских нишах, предлагают похожие по стоимости и набору услуг номера. Например, цена за номер категории «полулюкс» во всех гостиницах, ориентированных на постояльцев со средним уровнем дохода, варьируется от 3 тыс. до 4 тыс. руб. В отелях, рассчитанных на VIP-обслуживание, стоимость среднего номера будет достигать 6-7 тыс. руб., но и допуслуг там будет больше. «При выборе гостиницы клиент ориентируется не столько на цену, сколько на ее статусность и собственную привычку, — полагает генеральный директор гостиницы «Колос» Елена Маркова. — Руководитель крупной компании не будет селиться в гостинице эконом-класса. Он априори предпочтет бизнес-отель».

Отельеры нивелируют сезонность, привлекая местное население

Ориентированность региональных гостиниц на «командировочных» провоцирует сезонность спроса на их услуги. По наблюдениям Ларисы Рац, наибольшая загрузка всех отелей Тольятти наблюдается при проведении крупномасштабных мероприятий городского или областного уровня. Тольяттинские игроки считают, что на местный гостиничный бизнес сильно влияет АвтоВАЗ. В частности, Лариса Манаева, консультант по коммерческой недвижимости АН «Русская Жемчужина» (Тольятти), вспоминает, что когда несколько лет назад ВАЗ принял решение о единой ценовой политике для своих дилеров, из местных гостиниц начался массовый отток постоянных клиентов, у которых отпала необходимость периодических визитов в Тольятти по служебным делам. Впрочем, большинство тольяттинских отельеров говорит о том, что влияние ВАЗа на рынок с каждым годом слабеет. «Сейчас в городе наблюдается высокая деловая активность, и мы принимаем много делегаций из других регионов России», — говорит управляющий гостиницы «Эмеральд» (Тольятти) Светлана Иванова.

Самарские гостиницы также «завязаны» на календарь деловой активности в городе. По словам Ольги Зуевой, лето, когда деловая жизнь города замедляется, — малоприбыльный сезон для самарских гостиниц, возобновление бизнес-активности в сентябре приводит и к росту постояльцев, а ближе к Новому году гостиницы вновь переживают экономический спад. По мнению экспертов, нивелировать фактор сезонности может только развитие рекреационного туризма. Несмотря на то что эта тема горячо обсуждается уже в течение нескольких лет, Самара по-прежнему малопривлекательна для туристов, хотя все потенциальные возможности для развития въездного туризма есть.

Пока же гостиницы начинают ориентироваться не только на гостей города. Лариса Рац: «Жители города очень любят отдыхать у нас в ресторане, посетить SPA-центр с сауной». Кроме того, гостиницы привлекают клиентов при помощи системы скидок. Так, для постояльцев, которые уже неоднократно там останавливались, действует система бонусов при оплате. Ирина Курилова рассказала, что с июля 2008 г. в гостинице «Россия» будет отменена плата за бронирование номера при условии, что клиент вселится в номер не ранее оговоренного времени: «Такая система уже давно действует во всех крупных международных отелях. И мы также стремимся соответствовать этому уровню».

Иностранные инвестиции оживят региональный рынок

По оценкам экспертов, рынок гостиничных услуг в Самаре и Тольятти еще ожидает взрывной рост, в частности, привлекательность Самарского региона для иностранных инвесторов обострит конкуренцию на гостиничном рынке. Кроме того, это неизбежно спровоцирует кадровую проблему. Уже сейчас очевидна ее актуальность. По словам экспертов, учебные заведения, готовящие кадры для гостиничной отрасли, не обеспечивают высокий уровень знания иностранных языков, а те вузы, которые специализируются на языковых дисциплинах, не дают знания и практические навыки, необходимые в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Но, по словам Ольги Зуевой, учебные заведения, стараясь решить поставленную перед ними задачу, отправляют студентов на практику в отели Испании, Италии, Греции, Турции и США, чтобы они смогли пополнить кадровый резерв вновь открывающихся отелей.

За последние 2 года было объявлено о нескольких проектах строительства гостиниц. В частности, в Тольятти планируется возведение отеля международной сети Marriott International площадью 16,4 тыс. кв. м. В проект уже инвестировано порядка 750 млн руб. А о своем желании построить в Самаре собственные отели заявили практически все известные международные гостиничные сети. В частности, по словам представителей сети Hilton, компания рассматривает Россию как одну из наиболее перспективных стран для развития своего бизнеса. В прессе также сообщалось о том, что международная шахматная федерация FIDE планирует строительство отелей в виде шахматных фигур в ряде городов России, в том числе в Самаре. Инвестиции в местный проект могут составить до $250 млн. О планах строительства сети привокзальных гостиниц на 150-200 номеров, одна из которых будет возведена в Самаре, объявила дочерняя компания ОАО «РЖД» — «Желдорипотека».

Ирина Курилова: «Сейчас все больше отелей начинает ориентироваться на клиентов, которые готовы платить за комфорт и сервис».

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Интернет-аукцион

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.