Подписаться
Деловой квартал / Новости / «Потенциал роста в ритейле исчерпан» — Вадим Капустин, X5 Retail Group
«Потенциал роста в ритейле исчерпан» — Вадим Капустин, X5 Retail Group
Источник: X5 Retail Group

«Потенциал роста в ритейле исчерпан» — Вадим Капустин, X5 Retail Group

Самое читаемое
  • 250 неприкосновенных. Кто получит бюджетные миллиарды и налоговый покой? — Дмитрий Козак 250 неприкосновенных. Кто получит бюджетные миллиарды и налоговый покой? — Дмитрий Козак
  • «Построен с нарушениями». Самый громкий недострой Екатеринбурга снесут?  «Построен с нарушениями». Самый громкий недострой Екатеринбурга снесут?
  • Евгений Мордовин, УГМК: «Такого в Екатеринбурге еще никто не строил» Евгений Мордовин, УГМК: «Такого в Екатеринбурге еще никто не строил»
  • Нетиевский стал беднее на 1 млн руб. «Уральские пельмени» разгромили экс-директора в суде Нетиевский стал беднее на 1 млн руб. «Уральские пельмени» разгромили экс-директора в суде
  • Основатель «Рольфа» Сергей Петров: «Россияне — очень плохие бизнесмены» Основатель «Рольфа» Сергей Петров: «Россияне — очень плохие бизнесмены»
07:30   27.04.2018

В ближайшие три-пять лет россияне будут все реже ходить в магазины и все чаще заказывать доставку товаров на дом. Как искусственный интеллект отразится на ритейле и когда исчезнут очереди на кассах?

О том, как изменятся торговые сети и потребительские привычки, в интервью DK.RU рассказал Вадим Капустин, директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям X5 Retail Group.

Какое отношение инновации имеют к ритейлу? Допустим, я как десять лет назад ходила в магазин, чтобы купить молоко и хлеб, так хожу и сегодня. Изменится ли что-то через десять лет?

— На самом деле ритейл является одним из локомотивов инноваций. Просто в отличие от технологических компаний, таких как Apple, Google или IBM, ритейл не слишком дизайнирует новые технологии. Инновации в ритейле, особенно в последние десять лет за рубежом и в последние пару лет в России, становятся неизбежностью и критическим фактором для движения вперед. Сильно возросла конкуренция. Если сегодня вы выйдете на перекресток оживленных улиц любого крупного города, будет три-четыре варианта, где купить то же самое молоко. Если сравнить среднее количество торговых площадей в пересчете на число жителей, то выше всего показатель в США, где на каждого жителя приходится в среднем 4 кв. м. На втором месте Франция — 1,5 кв. м, в странах Восточной Европы — около 0,9 кв. м, в России — 0,7 кв. м. Когда этот показатель перевалит за единицу, у ритейлеров не останется иного выхода, кроме как инвестировать в инновации. Это первый фактор.

Второй фактор — технический прогресс. Есть ощущение, что технологии, особенно в последние лет пять, развиваются с гигантским ускорением. В России сегодня тратится на НИОКР примерно 1% ВВП. Для сравнения — в США и Германии — около 3%, в Великобритании — 1,5%. Страна, которая лидирует по этому показателю — Южная Корея: почти 4% ВВП инвестируется в инновации. Зависимость от напряженности конкурентной среды понятная и очевидная. Есть такое понятие, как экстенсивный рост. Сегодня у достаточно большого числа отечественных ритейлеров по-прежнему есть возможность открывать новые магазины, заходить в новые регионы, расширять ассортимент и полочное пространство. Но в какой-то момент возможности для экстенсивного роста окажутся исчерпаны. И тогда инновации станут практически единственным способом выиграть в конкурентной борьбе. Мы к этому придем. Конечно, ситуация в разных регионах не гомогенная: в Москве, Питере или, может быть, даже в Екатеринбурге мы уже вплотную подошли к этой черте.

Наверняка российские ритейлеры ориентируются на опыт зарубежных игроков. Какие знаковые проекты появились в последние годы?

— Да, мы находимся уже в глобальной экономике, и то, что сегодня делает Amazon или AliBaba, будет влиять на российский ритейл напрямую. Несколько лет назад Amazon представила технологию, которая коренным образом меняет всю логистику в ритейле. Если сегодня вы представите обычный распределительный центр, то увидите огромное количество площадей, по которым ездят транспортировщики, перевозят палеты или боксы. В модернизированных РЦ робот сам забирает и доставляет товар. В РЦ 70% затрат — это люди, которые на машинках ездят из точки «А» в точку «Б». если заменить их на роботов, помимо сокращения финансовых затрат на зарплаты, это позволит существенно сократить площади РЦ, а значит, и арендную плату.

Кроме того, Amazon создал целую серию девайсов на платформе «Алекса», которая в ближайшие десять-пятнадцать лет имеет потенциал произвести революцию в ритейле. Это аналог Siri или российской Алисы. Свою систему разрабатывают Microsoft и китайские компании, и в ближайшее годы между ними развернутся горячие баталии. Все идет к тому, что мы будем общаться с искусственным интеллектом: задавать нормальным человеческим языком любые вопросы, и робот будет выполнять задания. Технология грозит разъединить торговые сети и покупателей, и это, конечно, неприемлемо.

Набирает силу и тренд омниканальности — сейчас вы идете в магазин, чтобы купить продукты питания, но через пять лет вы сможете покупку каких-то продуктов питания поставить на автомат: их будут доставлять на дом с регулярностью, допустим, раз в неделю. Или на ту станцию метро, где вам удобно забрать пакет. Омниканальность — это будущее. И сейчас все ритейлеры экспериментируют в этой сфере. Вот лишь один из примеров: внутри гигантских магазинов сети Walmart появились башни: покупатели оставляют заказ на сайте, затем указывают в киоске код и робот выкатывает тележку с товарами — и уже нет необходимости обходить все 20 тысяч квадратных метров торговых площадей. Все эти инновации появились буквально за последние два-три года.

В 2016 году компания Otto запустила первые грузовики без водителя — перевезла товар на расстояние 190 миль. И это тоже будущее: идет бурная автоматизация логистики.

Amazon Go — тоже новая концепция розничной торговли, которую живо подхватили игроки из Китая: это магазин без касс и очередей. Это, конечно, в определенной степени пиар-ход: кассиров действительно нет, но люди все равно нужны, чтобы как минимум выложить товары на полку. Конечно, все это еще эксперименты, невозможно заранее предугадать, что выстрелит, что придется по вкусу покупателям. В Китае запущен еще один интересный проект MobyMart — это магазин, который приезжает по вызову. Вы можете оставить заказ с помощью мобильного телефона и во двор вашего дома приедет целый магазин на колесах. Это пока тоже пиар-ход: логистические издержки невозможно заложить в наценку, проект явно убыточный. Но одного не отнять: китайцы быстрые — увидели новую концепцию и сразу пять-шесть стартапов раскатали.

То есть технический прогресс ведет к тому, что поговорка «хлеб за брюхом не ходит» совсем скоро станет совершенно неактуальной?

— Одна из ключевых проблем омниканальности в том, что при доставке на дом подавляющее большинство заказов приходится на вечер, после окончания рабочего дня, это серьезно увеличивает расходы. Walmart и Amazon решили опробовать другой подход: приобрели стартапы по созданию электронных замков, которые единоразово позволяют доставщику проникнуть в дом, причем оставить то же молоко не в холле, а поставить в холодильник. Понятно, что когда провели маркетинговое исследование, люди, которым по 50-60 лет, сказали: мы никогда на такое не пойдем. А среди 25-30 летних около 40% сказали: да, без проблем.

Насколько большой разрыв между мировым опытом и тем, что применяется в российском ритейле?

— По моим оценкам, российский ритейл отстает от мирового ну, может, года на три всего лишь. Причем с учетом больших инвестиций отечественных торговых сетей в венчурные фонды этот разрыв будет постепенно сокращаться. И есть конкретные проекты. Так, есть российский стартап, который разработал прототип умного зеркала: покупатель, не примеряя одежду, может прикинуть, как на нем будут смотреться разные вещи, и тут же оплатить товар. Полагаю, это появится в российских магазинах в ближайшие год-два.

Что уже сегодня покупатели могут увидеть в торговом зале?

— Многие торговые сети сегодня экспериментируют с кассами самообслуживания, с возможностью отсканировать штрих-код на товаре с помощью приложения на мобильном телефоне и сразу же оплатить его — также через мобильное устройство. Второй путь — установка считывающих сканеров на выходе из торгового зала. Многие покупатели уже сегодня пользуются возможностью бесконтактной оплаты. Но большинство инноваций, конечно, пока не видны рядовым покупателям — они внедряются в технологические процессы торговых сетей и позволяют сокращать издержки, а значит, снижать и стоимость товара на полке.

Открытое интервью в рамках II медиа-форума Ассоциации компаний розничной торговли в Екатеринбурге записала Ульяна Бисерова, DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

Вставайте в очередь. Уральскому бизнесу на развитие раздадут 3,2 млрд рублей Вставайте в очередь. Уральскому бизнесу на развитие раздадут 3,2 млрд рублей
Владельцы ТРЦ «Гринвич» потратили на новый выход в метро более 800 млн рублей
«Содрали асфальт, рабочих нет». Мэрия ответила на претензии горожан о перекопанных улицах
Средний россиянин должен банку 11 зарплат. За пять лет нагрузка выросла в 1,5 раза
Шансонье Александр Новиков заявил о прекращении против него уголовного дела
Спасают только акции и скидки. Автоцентры Екатеринбурга теряют покупателей
Володин предложил внести поправки в Конституцию. Они позволят Путину сохранить власть

Бизнес

«В торговле модно ориентироваться на миллениалов, но пожилых покупателей все больше» «В торговле модно ориентироваться на миллениалов, но пожилых покупателей все больше»
«Бизнес все больше доверяет аутсорсерам». Ведущие бухгалтерские компании Екатеринбурга
Владимир Черкашин: «Мы показали, что Сбербанк сегодня — уже больше, чем банк»
«Я не понимаю формат гипермаркета. Зачем терять время на прилавки со ста видами макарон?»
«Вместо банковских офисов открываются кафе и магазины, но почти никогда — новые отделения»
Олег Сиротин: «Я на себе почувствовал, как быстро можно потратить все заработанные деньги»
Сергей Пересторонин: «Баранча и Кушва для властей важнее мегаполиса»

Свое дело

«Быстро складывается ощущение, что управляющую компанию проще пристрелить, чем прокормить» «Быстро складывается ощущение, что управляющую компанию проще пристрелить, чем прокормить»
«Я решил: если дело не приносит доход, лучше его сразу бросить. Но сначала потерял 30 млн»
«4 суицида подростков за месяц — чудовищная цифра!». Как научить детей давать сдачи
«Торговые центры вгоняют небольшие магазинчики в финансовую кабалу»
«Чтобы стать брендом, должно пройти лет сто». Виктор Моисейкин — о красоте и бизнесе
«Вода мутная, видимость нулевая, и мусора хватает». Есть ли романтика в работе водолазов
«Пчёлы не пишут доносов и не идут в декрет». Как из хобби прадеда построить бизнес на мёде

Качество жизни

Евгений Мордовин, УГМК: «Такого в Екатеринбурге еще никто не строил» Евгений Мордовин, УГМК: «Такого в Екатеринбурге еще никто не строил»
Иван Безруков: «Многие загородные дома спроектированы, как большие «хрущевки»
«Первые полгода я вечно сравнивала: там и тут, в Алании и дома... Просто живи и радуйся!»
В Образцово прошел первый музыкальный open air. Фестиваль станет ежегодным
Где местные сыровары ищут свою целевую аудиторию. Вкусный фоторепортаж
SHOW GIRLS докажет: русским девушкам нет равных
Очки для красной дорожки: в Екатеринбурге появился корнер Ray-Ban: ФОТОРЕПОРТАЖ

Мнения

Народ против «коррумпированных элит». Как популизм ведет к стагнации и бедности Народ против «коррумпированных элит». Как популизм ведет к стагнации и бедности
«Мир очень сильно изменился». Почему надо бояться не конкурентов, а сериалы Netflix
250 неприкосновенных. Кто получит бюджетные миллиарды и налоговый покой? — Дмитрий Козак
ИННОПРОМ уехал, деньги остались. Кто и сколько заработал на международной выставке?
«Государственная служба — болото. Люди там становятся просто исполнителями»
«Диаспоры нельзя запретить. Но можно объявить, что мы их категорически не приветствуем»
«Кто лучше управлял страной: Сталин или Путин?». Уральский бизнесмен написал книгу-шок

Лайфхаки

Капитализм все. Если богатые не поделятся нажитым, начнется революция Капитализм все. Если богатые не поделятся нажитым, начнется революция
Пришел домой, наорал на жену: как не приносить в семью рабочий стресс
Единственный плохой отзыв — это некролог. Что делать, если о вас пишут плохо в сети
Основатель «Рольфа» Сергей Петров: «Россияне — очень плохие бизнесмены»
Подходите к краю, но не срывайтесь вниз: как работать на пределе возможностей и не сгореть
Половина ваших друзей — ненастоящие: как отличить дружбу от фальшивой преданности
Немного с пробегом, но хороша. Лучшие машины 5-7 летней «выдержки»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.