Подписаться
Курс ЦБ на 16.10
71,23
82,72

«Самые качественные франшизы –из реального сектора»: Мераб Бен-Эл, Ассоциация франчайзинга

«Самые качественные франшизы –из реального сектора»: Мераб Бен-Эл, Ассоциация франчайзинга
Иллюстрация: пресс-служба компании

Глава Российской ассоциации франчайзинга Мераб Бен-Эл рассказал, как выбрать между международной и локальной франшизой, на какие уступки идут франчайзеры в кризис, и как выбирать будущих партнеров.

Мераб Бен-Эл (Елашвили) - франчайзи с солидным опытом (Sbarro), а также создатель ресторанной компании «Г.М.Р. Планета Гостеприимства».

- Рынок франчайзинга в России формировался в 90-е преимущественно на основе международных концепций. Какие предложения – международные, федеральные или локальные – играют определяющую роль спустя четверть века?

– Точной статистики в целом по российскому рынку не существует. Есть усредненная цифра соотношения международных франшиз к национальным – 60% к 40%. Сегодня мы отмечаем уверенный рост локальных концепций, они прочно занимают свое место среди федеральных игроков: «Харатс», «Этажи», «Крепыж» и другие. Безусловно, это положительная тенденция. Традиционно сильные франшизы генерируют Санкт-Петербург, Сибирь и Урал.

Сегодня преобладают предложения в сфере общественного питания, следом идет ритейл. По уровню развития сетевой торговли и услуг мы в абсолютных цифрах отстаем от развитых стран в 10 раз. Рынок общественного питания наполнен не более чем на 30%, не хватает в стране и проводящих сетей, магазинов у дома. Картина предложений меняется ежемесячно, на рынок выводятся концепции, ранее не развивавшиеся по франчайзингу. Растет число предложений в таких регионах, как Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Краснодар – география широкая. Российский народ очень креативен. Но и без традиционного ритейла не обойтись – в стране дефицит торговых площадей, разных по формату и методологии. Жалобы производителей на дефицит точек реализации продукции можно считать вполне справедливыми – они попросту не могут получить доступ на полку. Во всем мире франчайзинговые сети представляют инфраструктуру, через которую идет почти 40% товарооборота. Без ритейла производители не дотянутся до потребителя: будь это молоко или инновационная разработка.

Франчайзинг – эффективнейший метод распространения товаров и услуг по всему земному шару, а не только на внутреннем рынке. Например, компания 1С имеет более 7500 франчайзи, из которых около 1500 работают за пределами России. Кстати, в условиях падения потребительского спроса на внутреннем рынке, роста конкурентоспособности российских компаний из-за курса рубля многие отечественные компании всерьез задумались о международной экспансии. Прежде всего, в страны Юго-Восточной Азии.

- Как текущая экономическая ситуация влияет на рынок франчайзинга? Можно ли провести параллели и сделать прогнозы относительно его перспектив, опираясь на опыт кризиса 2009 г.?

– Параллели прослеживаются очень четкие: снижение покупательской активности, банкротства и уход с рынка нерентабельного бизнеса, отсутствие четкого плана действий по выводу экономики из кризиса. По прогнозам РАФ, до 25% компаний обновится, они не уйдут с рынка, но выйдут из кризиса в новом качестве.

Основное отличие этого кризиса от предыдущих – отсутствие понимания его дна. Слишком много усложняющих факторов: падение курса национальной валюты, сложная внешнеполитическая обстановка и санкции, высокие кредитные ставки, неуверенность бизнеса в завтрашнем дне, постоянно меняющиеся правила игры. Не хочу делать выводы относительно перспектив всей экономики, но франчайзинг, как правило, в подобных ситуациях выигрывает. Лояльность потребителей, эффективные модели бизнеса, высокое стандартное качество товаров и услуг, более низкие закупочные цены – все это заставляет предпринимателей, независимый бизнес которых уже «трещит по швам», по-новому взглянуть на франчайзинг. Я считаю, что рынок франчайзинга в ближайшие 3-4 года вырастет вдвое, а франчайзинговые компании укрепят свое положение. От этого выиграют и локальные производители, которые не могут прорваться в крупные корпоративные сети со своими товарами, поскольку региональные франчайзи, как правило, на 90% ориентированы на местных поставщиков.

В кризис 2014-15 гг. наметились очень интересные тенденции. Многие сетевые компании (даже небольшие) из-за дорогих кредитов, падения операционной прибыли вдруг обратили внимание на франчайзинг как инструмент привлечения средств частных инвесторов – франчайзи. Кроме того, франчайзинг встал в один ряд с другими инвестиционными инструментами – недвижимостью и предметами роскоши. В последние полгода мы видим, что на нашем рынке практически ежедневно возникают новые бренды. Это и хорошо, и плохо: с одной стороны, рынок растет, с другой, появляются некачественные, а то «липовые» франшизы.

Франчайзинговые компании федерального уровня начали активное продвижение вглубь регионов, не ограничиваясь крупными городами, и пересмотрели принцип территориальности при выборе франчайзи. Среди зарубежных франшиз пальму первенства традиционно держат американские бренды: «Сабвей», «Баскин Роббинс», «Сбарро», «Бургер Кинг». Однако и наши компании, такие как «Шоколадница», «Стардог’s», IlPatio, «Планета суши», «Ёлки-Палки», «Килл Фиш», не отстают. В динамике роста у них почти паритет.

- Некоторые бренды в кризис пошли на снижение паушального взноса (одноразового платежа за выход на рынок под торговой маркой) для привлечения новых франчайзи. Готовы ли франчайзеры жертвовать прибылью, чтобы поддержать существующих партнеров?

– Условия договоров, точнее, взаимоотношения франчайзеров и франчайзи стали более лояльными. В рамках партнерства все понимают, что выживать нужно сообща. Часть франчайзеров, таких как, «Сабвей», «Стардог’s» и Yamkee пошли навстречу и снизили размер роялти. Некоторые компании перевели расчеты между франчайзером и франчайзи из валюты в рубли. Этим и хорош франчайзинг – в трудной ситуации ты можешь рассчитывать на поддержку партнера.

Однако изменились и подходы к предоставлению франшиз в регионах: если раньше франчайзеры закрывали глаза на пассивность регионального франчайзи, придерживаясь принципа эксклюзивности территории, то сейчас предоставляют другим компаниям возможность открываться на той же территории.

- Международные, федеральные, локальные франшизы: что надо учитывать, выбирая между этими вариантами? Существует ли алгоритм, помогающий правильно выбрать франшизу и рассчитать свои силы?

– Универсального алгоритма нет. Есть советы. Прежде всего, необходимо учитывать, что это бизнес, а бизнес – это прибыль. Франшиза всегда опиралась на три кита: бренд, хорошая бизнес-модель, продукт и связанное с ним ноу-хау. Если в вашем регионе есть сильная локальная концепция, у нее есть свой потребитель, и этот бизнес приносит прибыль, то почему бы не остановиться на локальной франшизе. Зачастую, они более доступные. Но локальные концепции в России, как правило, молодые, поэтому вы будете нести риски вместе с франчайзером.

Если вас привлекает концепция, проверенная временем и более популярная у широкого потребителя, обратите внимание на бренд федерального уровня. Но для начала получите информацию из первых уст – пообщайтесь с его франчайзи, лучше всего, работающего в вашем регионе. Например, компания «Инвитро» всегда предоставляет контакты своих франчайзи, не опасаясь плохих отзывов. Это позволит обнаружить подводные камни, если они есть.

Международная франшиза несет, как правило, международные стандарты качества, но она может быть и дороже локальной франшизы, и менее известной в регионе. Кроме того, вкусы и предпочтения в разных регионах большой страны различны. Это стоит учесть.

Таким образом, у всех трех вариантов есть свои плюсы и минусы. Выбирайте сначала сердцем, а потом головой, ведь, после подписания договора и запуска предприятия это будет уже ваш бизнес на долгие годы. Франчайзинг подразумевает партнерские отношения на долгие годы. Не покупайте франшизу, если не собираетесь плотно заниматься бизнесом. Франшиза – не панацея, и все риски будете нести только вы, от вашего усердия будет зависеть успех предприятия. Кроме того, вас должны поддерживать ваша семья и близкие, поскольку бизнес требует времени.

Как правило, самые качественные франшизы – из реального сектора. Франшиза – это про реальный бизнес, кормите ли вы людей, продаете товары, стираете им белье, кладете асфальт или выращиваете сельскохозяйственную продукцию. Российский рынок франшиз молод, потому сегодня преобладают франшизы в секторе торговли и общепита. Но и в других областях есть предложения: строительство – «Домоделово», B2B бизнес – OPS, 1C, IST, сбор и переработка вторичного металла – «Втор-ресурсы», производство мебели – «Шатура», «Роникон», окон – «Экоокна» и другие. Аграрных франшиз мало во всем мире, но и они есть, например, производство кленового сиропа или консервированной продукции.

- На ваш взгляд, сегодня легче стартовать с проектом по франшизе или просто открыть свою компанию?

– В сложной экономической ситуации я бы рекомендовал использовать проверенные и эффективные модели бизнеса – франшизы. По статистике, при открытии бизнеса по франчайзингу в первые пять лет сохраняет до 90% предприятий, в то время как стартовавших со своим проектом –15%. Я считаю, что экспериментировать лучше, имея под ногами твердую почву и опыт реализации успешных проектов, в том числе и франчайзинговых.

 

Самое читаемое
  • Силовики смогут блокировать любые денежные переводы на 10 дней без решения судаСиловики смогут блокировать любые денежные переводы на 10 дней без решения суда
  • Правительство разрешит крупным компаниям «выращивать» себе поставщиковПравительство разрешит крупным компаниям «выращивать» себе поставщиков
  • «Мы входим в эпоху налогов на накопленное богатство. Консенсус смещается в эту сторону»«Мы входим в эпоху налогов на накопленное богатство. Консенсус смещается в эту сторону»
  • Ректор московского частного вуза задержан по делу о мошенничествеРектор московского частного вуза задержан по делу о мошенничестве
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.