Подписаться
Курс ЦБ на 27.03
92,57
100,41

«Сетевики» развивают самарскую логистику

Рынок складской недвижимости в Самаре бурно растет. О планах строительства складских терминалов заявили несколько крупных местных игроков и международные логистические операторы. Спрос на услуги ск

Рынок складской недвижимости в Самаре бурно растет. О планах строительства складских терминалов заявили несколько крупных местных игроков и международные логистические операторы. Спрос на услуги складской логистики создают федеральные сетевые компании и крупные производственные предприятия. Сегодня на рынке наблюдается дефицит логистических терминалов класса А. Но в ближайшие год-два потребности компаний-заказчиков будут полностью удовлетворены.
эксперты
Виктор Антипов
генеральный директор «Индэст-Development»
Валерий Безрученко
заместитель генерального директора по логистике ООО «Имплозия»
Александр Зиновьев
заместитель генерального директора по развитию Средневолжской логистической компании
Рустем Мустафин
специалист отдела маркетинга компании «РосТрансТерминал»
Дмитрий Петряшов
аналитик ООО «ЭТМ», член Самар-ского маркетингового клуба
Изяслав Резник
заместитель генерального директора ООО «Современные строительные технологии»
Роман Романов
ипотечный брокер компании «Технология управления»
Андрей Скатин
и.о. директора по логистике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
Какие складские терминалы сегодня востребованы?
Кто формирует спрос на логистические услуги в Самаре?
Как изменит рынок строительство новых терминалов?

Сегодня рынок складской логистики в Самаре развит недостаточно и не отвечает требованиям крупных компаний, которые заинтересованы в качественных услугах по хранению товаров. В последние год-два на самарский рынок вышло множество сетевых федеральных и иностранных ритейлеров, в числе которых ТД «Копейка», «Рамстор», «Ашан», Castorama и др. Бизнес в области развивался опережающими темпами по сравнению с инфраструктурой. Ситуация осложнялась тем, что кроме качественных складских помещений компаниям-заказчикам требовался полный набор логистических услуг, который операторы далеко не всегда могли предоставить.

Крупные компании развивают собственное складское хозяйство
Дефицит складских площадей привел к тому, что ряд крупных компаний инвестировали средства в строительство собственных складов. По словам аналитика ООО «ЭТМ», члена Самарского маркетингового клуба Дмитрия Петряшова, в последние 2-3 года собственные складские терминалы были построены компаниями Nestle, «Балтика», Coca-Cola, «Имплозия», «Вита», «Копейка» и др. По мнению ипотечного брокера компании «Технология управления» Романа Романова, в строительстве собственных складов особенно заинтересованы предприятия, которые нуждаются в особых, специфических условиях хранения продукции.

Как сообщил и.о. директора по логистике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Алексей Скатин, у его компании 28 логистических терминалов, 7 из которых относятся к классу А. По его словам, решение о сооружении собственного склада в Самаре было принято уже на этапе строительства завода «Балтика-Самара», который был открыт в 2003 г. Алексей Скатин: «В то время было достаточно сложно найти соответствующий нашим требованиям складской терминал. Он должен быть оборудован автоматической системой вентиляции и отопления, позволяющей обеспечить идеальный температурный режим хранения, не зависящий от погодных условий». Как сообщил г-н Скатин, в связи с расширением производства в Самаре в компании приняли решение увеличить площадь терминала с 8,5 тыс. до 12,5 тыс. кв. м.
Валерий Безрученко, заместитель гендиректора по логистике ООО «Имплозия», сообщил, что в Самаре их компания имеет собственный склад площадью 15 тыс. кв. м, который почти на 100% удовлетворяет потребностям сети: «Мы не знаем ни одного логистического центра в Поволжье, который бы соответствовал нашим требованиям. Например, на нашем складе созданы различные зоны для хранения отдельных категорий товаров  растительного сырья, пахучих и красящих лекарственных средств, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, медикаментов». Логистические терминалы в Самаре строить выгодно
Одной из главных причин оживления на самарском рынке складской логистики эксперты считают выгодное географическое расположение нашего региона. Дмитрий Петряшов: «Самара находится на пересечении торговых путей, связывающих воедино все транспортные потоки. У нас хорошо развиты все виды транспорта, а намечающиеся проекты строительства автомобильного моста через Волгу и реконструкции аэропорта «Курумоч» сделают регион еще более привлекательным с точки зрения логистики».

Как подчеркивает г-н Петряшов, Самарская область  один из самых перспективных регионов для строительства логистических терминалов благодаря развитой инфраструктуре и активности федеральных торговых сетей: «Например, в Ульяновске ситуация совершенно иная  нет такого количества торговых сетей и намного хуже развита инфраструктура. Поэтому там после завершения строительства терминала класса А площадью 100 тыс. кв. м будет наблюдаться не дефицит, а переизбыток складских площадей». По мнению Дмитрия Петряшова, главные потребители логистических услуг сегодня  крупные сетевые компании, торгующие продуктами питания и бытовой техникой, а также строительные ритейлеры.
Отчасти, как считает эксперт, развитию рынка способствовали и проблемы в сфере строительства жилой недвижимости, а именно печально известная ситуация с обманутыми дольщиками. Дмитрий Петряшов: «Это привело к сокращению темпов строительства жилья в нашем городе. А средства компаний-застройщиков были перенаправлены на строительство объектов коммерческой и складской недвижимости».

Притоку инвестиций способствует и довольно высокая доходность этого бизнеса. По оценкам экспертов, себестоимость строительства складского терминала колеблется от $700 до $1 тыс. за кв. м. По мнению специалиста отдела маркетинга компании «РосТрансТерминал» (входит в ассоциацию «Версиво») Рустема Мустафина, доходность инвестиций напрямую связана с себестоимостью проекта: «При благоприятных условиях строительства терминала его рентабельность может составить 20-30% при сроке окупаемости в 5-7 лет. Однако инвестор может получать прибыль не только от операционной деятельности, но и от удорожания самой недвижимости или роста капитализации бизнеса. Но эта прибыль станет осязаемой лишь при продаже бизнеса или в случае привлечения кредитных средств под залог недвижимости».
Спрос на рынке складских услуг формируют федеральные сети
Сегодня в Самарской области, по оценкам экспертов, действуют порядка 7-10 логистических терминалов, занимающих примерно 200 тыс. кв. м складских площадей. По данным генерального директора компании «Индэст-Development» Виктора Антипова, около 80 тыс. кв. м приходится на комплексы класса А. Как сообщил заместитель генерального директора ООО «Современные строительные технологии» Изяслав Резник, такие терминалы, согласно международной классификации Knight Frank, должны соответствовать 17 требованиям. Например, у помещения должен быть ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 т/кв. м. Само здание строится из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей. Для сравнения: склады класса B должны отвечать 12 требованиям, а помещения класса C и D в этой классификации не рассматриваются вообще.

Крупнейший игрок рынка  Средневолжская логистическая компания (СЛК). По словам заместителя генерального директора по развитию СЛК Александра Зиновьева, сегодня компания располагает 55 тыс. кв. м складской площади класса A и 25 тыс. кв. м класса B. Другие игроки занимают более скромные площади. Например, федеральный логистический оператор «Русская логистическая служба» (РЛС) арендует склад площадью 10 тыс. кв. м у самарской компании «Виктор и Ко. Мегакомплекс на Московском». Порядка 20 тыс. кв. м складских площадей на Заводском шоссе принадлежит компании «Сервис-партнер».
Однако, по оценкам экспертов, потребность в складских помещениях у компаний-потребителей логистических услуг превышает их наличие приблизительно в 3-4 раза и составляет 200-300 тыс. кв. м. Участники рынка объясняют это бурным развитием бизнеса в регионе. Александр Зиновьев: «Рынок складской логистики в Самарской области растет по мере усиления экспансии федеральных сетей и крупных иностранных компаний. Именно они и формируют основной спрос. «Федералы» понимают, что пользоваться услугами профессиональных операторов выгодней и дешевле, чем строить собственный склад».

По мнению Александра Зиновьева, в услугах складской логистики заинтересованы и крупные производственные предприятия, которые по мере увеличения объемов производства все чаще сталкиваются с проблемами дефицита складских мощностей. Например, компания Nestle несколько лет назад построила в Самаре собственный склад площадью 18 тыс. кв. м. Но потом его стало не хватать, и компания решила воспользоваться услугами логистических операторов.
Участники рынка отмечают, что сегодня наиболее востребованы терминалы класса А. Виктор Антипов: «Их дефицит особенно ощущают инорегиональные компании. Местные игроки строили или арендовали площади классом ниже. Они привыкли работать на них, в отличие от федеральных сетей. Последние складируют свою продукцию по европейским стандартам». Притоку инвестиций способствует высокая доходность бизнеса
Эксперты оценивают годовой оборот рынка логистических услуг в Самарской области по терминалам класса А в пределах $120-125 млн. А поскольку емкость рынка не заполнена примерно на 2/3, его потенциал огромен.

Первыми на усиление спроса со стороны федеральных сетей отреагировали крупные местные игроки  ассоциация «Версиво» и «Виктор и Ко. Мегакомплекс на Московском». Как сообщили в пресс-службе «Виктор и Ко», компания ведет строительство логистического парка, состоящего из нескольких складских комплексов класса А общей площадью 140 тыс. кв. м. Первая очередь объекта (35 тыс. кв. м) уже сдана, во втором квартале этого года планируется завершить строительство второй (два комплекса по 30 тыс. кв. м). Парк расположится рядом с торгово-развлекательным комплексом «Мегакомплекс на Московском». Сумма инвестиций, необходимых для реализации проекта,  порядка $46 млн. По словам Рустема Мустафина, после завершения строительства все площади комплекса предположительно будут сдаваться в аренду по очередям всем заинтересованным компаниям. По оценке Романа Романова, сегодня расценки за аренду складской недвижимости составляют в среднем 500-600 руб. за кв. м.
ОАО «РосТрансТерминал», по словам Рустема Мустафина, сегодня возводит первую очередь складского комплекса класса А. Он будет находиться в Железнодорожном районе Самары, на пересечении улиц Верхнекарьерной и Луганской. Общая площадь комплекса составит более 20 тыс. кв. м, из них 18 тыс. кв. м складские, остальное  офисные площади. Рустем Мустафин: «Офисы мы планируем сдавать в аренду преимущественно клиентам склада. Собственными складскими площадями компании холдинга обеспечены, поэтому комплекс будет ориентирован на удовлетворение спроса сторонних компаний, работающих в нашем городе». Первую очередь комплекса общей площадью 6,4 тыс. кв. м (5,4 тыс.  складская и 1 тыс.  офисная) намечается ввести в эксплуатацию в сентябре этого года.

Строительство новых терминалов приведет к переделу рынка
Реализация описанных проектов, по оценкам экспертов, будет иметь два важных последствия. Во-первых, перераспределятся доли основных игроков. По мнению Дмитрия Петряшова, передел рынка может начаться уже летом или осенью этого года, когда компания «Виктор и Ко» достроит свой логистический комплекс площадью 140 тыс. кв. м. В этом случае она автоматически станет лидером по объему площадей. Соответственно, уменьшится доля главного игрока  Средневолжской логистической компании. Рустем Мустафин уточнил, что складской комплекс, принадлежащий компании «Виктор и Ко», трудно воспринимать как единое целое, поскольку площади будут сдаваться в аренду не одному, а нескольким логистическим операторам. «Поэтому в дальнейшем можно будет говорить о рыночных долях именно этих компаний на самарском рынке складских услуг»,  пояснил г-н Мустафин. В результате, по мнению экспертов, значительная часть рынка может быть распылена между несколькими операторами. Тогда у СЛК есть шансы сохранить лидерство.
Эксперты подчеркивают, что реализация этих двух проектов будет иметь и другое, более важное следствие. Как заявили сразу несколько участников рынка, если планы компаний «Версиво» и «Виктор и Ко» будут успешно реализованы, дефицит складских помещений в нашей области исчезнет и потребности компаний-заказчиков будут полностью удовлетворены.

Сегодня рынок логистических терминалов находится еще в стадии становления, поэтому он развивается в основном экстенсивно  преимущественно за счет ввода новых объектов и расширения площадей. Интенсивное, качественное развитие начнется через 2-3 года, когда емкость рынка будет заполнена. Крупные федеральные компании заинтересованы не только в наличии складских помещений, но и в комплексных логистических услугах, таких как ответственное хранение грузов, таможенный склад, кросс-докинг, электронные уведомления о приемке и др.
Но проблема заключается в том, что рынок услуг формируется позже, чем рынок недвижимости. От того, смогут ли логистические операторы соответствовать требованиям федеральных заказчиков в качественных услугах по хранению и экспедированию грузов, зависит и дальнейшее развитие рынка  будут ли компании пользоваться услугами профессиональных операторов или развивать собственное складское хозяйство. Международные операторы строят терминалы под конкретных клиентов
Помимо местных компаний о своих планах выхода на самарский рынок заявило несколько международных логистических операторов  Relogix, «Алерс», FM Logistic, London & Regional Properties и др.

Около половины опрошенных «ДК» экспертов скептически оценивают шансы этих компаний на успешный выход на самарский рынок складской недвижимости. По словам Изяслава Резника, у них может возникнуть одна общая проблема  трудности с оформлением земельного участка. По мнению Романа Романова, развитие рынка складской недвижимости сдерживает дефицит свободных участков земли в Самаре: «По закону все сделки купли-продажи земли в городе осуществляются только с разрешения областного правительства. К объекту должны быть подведены все коммуникации. Сделать это подчас дороже, чем построить «коробку» здания».
По словам Изяслава Резника, известные международные логистические компании сейчас нередко получают право действовать как представители своих клиентов. Поэтому терминалы крупных международных операторов, построенные в нашем городе, станут «перевалочной базой» для «прокачки» товаров заинтересованных компаний, например нескольких крупных иностранных производителей.

Из-за ограниченности объема таких заказов площадь терминалов вряд ли превысит 30 тыс. кв. м, и перенасыщение по площадям рынку складской недвижимости в ближайшие 5-6 лет не грозит. Емкость самого рынка логистических услуг постоянно растет за счет прихода новых федеральных сетей и расширения действующих, и все построенные логистические комплексы найдут своего потребителя.
детали
В 2007-2008 гг. в Самаре будет построено 125 тыс. кв. м складских терминалов
Площадь действующих и строящихся логистических терминалов класса А, тыс. кв. м

Компания Площадь действующих терминалов класса А Площадь терминалов, которые будут введены в 2007-2008 гг.
«Виктор и Ко» 35 105
СЛК 55  
«Версиво»   20

Источник: данные участников рынка.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.