Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Сотовики взялись за провода

В 2008 г мобильные операторы перешли от освоения уже насыщенного рынка голосовой связи к развитию новых направлений, в первую очередь передачи данных. Пока что небольшая выручка от продажи мобильно

В 2008 г мобильные операторы перешли от освоения уже насыщенного рынка голосовой связи к развитию новых направлений, в первую очередь передачи данных. Пока что небольшая выручка от продажи мобильного интернета растет взрывными темпами, этому способствует запуск новой технологии — сетей 3G. На базе отстроенной под эти сети инфраструктуры сотовики начинают развивать проводную связь. Со временем они могут превратиться в мультисервисных провайдеров-монстров с полным спектром услуг.

эксперты
Андрей Гирев
генеральный директор СМАРТС
Валерий Ермаков
генеральный директор «МСС-Поволжье»
Максим Савватин
аналитик iKS-Consulting
Александр Шалагин
директор Поволжского филиала МТС

Как быстро окупятся инвестиции в третье поколение связи?
Какие проекты мобильные операторы планируют развивать в 2009 г.?
Почему связисты не боятся кризиса?
Согласно мониторингам московских агентств AC&M Consulting и J,son & Partners за 9 месяцев 2008 г., значительно нарастить абонентскую базу в Самарской области удалось только «МегаФону» (ОАО «МСС-Поволжье»). Компания подключила более 250 тыс. абонентов. В СМАРТС число клиентов упало на 100 тыс. человек — примерно до 900 тыс. человек, генеральный директор СМАРТС Андрей Гирев объяснил это чисткой абонентской базы от неактивных клиентов с целью оптимизировать систему учета и снизить сопутствующие статьи расходов: плату за номера, техобслуживание и т. д. Снизились и показатели «Билайн» (ОАО «Вымпелком»), что тоже объясняют чисткой: с 1 января компания сократила срок, за который переводит абонентов из активных в пассивные с 6 месяцев без звонков до 3 месяцев(1). База МТС почти не изменилась, осталась на уровне 1 млн человек.

Итого за 9 месяцев уходящего года в Самарской области стало примерно на 90 тыс. GSM-абонентов больше. Общее число проданных sim-карт достигло 4,5 млн при населении региона в 3,17 млн жителей. Рост базы абонентов ничтожный — всего 2%. Генеральный директор «МСС-Поволжье» Валерий Ермаков поясняет, что 40% подключений в его компании — новые клиенты, а у остальных уже была sim-карта, выданная одним из операторов. Вторая sim-карта есть у каждого пятого из 1,9 млн клиентов самарского «МегаФона». Ее покупают ради дополнительного номера, а также для USB-модемов, обеспечивающих доступ в интернет с ноутбуков.

Потребление голосовой связи растет. В «МегаФоне» средняя продолжительность разговоров в месяц (MOU) увеличилась с 283 до 300 минут (+6%), а средний доход с абонента (ARPU) превысил 300 руб. В МТС заявили, что прирост MOU за 9 месяцев составил 20%, ARPU — 24,2%, однако абсолютные цифры не раскрыли. В СМАРТС средняя продолжительность разговоров упала, а доход с абонента вырос на 3,6% — до $5,7.

Рост доходов у всех операторов опережает рост потребления голосовой связи. Причина этого — увеличение потребления мобильного интернет-трафика.

3G накачивает объемы трафика

По словам Валерия Ермакова, за 10 месяцев 2008 г. потребление интернет-трафика мобильными абонентами выросло в 3 раза, достигнув 17 терабайт в октябре (по Поволжью). Передача данных — почти 4% выручки «МегаФона». Быстрый рост мобильного интернета отмечают и все остальные операторы. По этой услуге накопилась «критическая масса»: население покупает смартфоны и коммуникаторы, на которых удобно серфить по интернету и сидеть в «аське», активно продаются модемы для ноутбуков. Потребитель созрел для того, чтобы жить онлайн.

В МТС прогнозируют дальнейшее увеличение сегмента с вводом сетей третьего поколения. 3G делает мобильный интернет очень быстрым — в зависимости от технологии и возможностей телефона скорость достигает от 384 кбит/с до 3,6 Мбит/с. Технологии 2-2,5-го поколения ограничены 255 кбит/с.

Первым в Самарской области сети 3G запустил «Билайн» (ОАО «Вымпелком»): в сентябре в областном центре, а в октябре в Тольятти. Зона покрытия в этих городах — 80% населения. За прошедшие после этого 2 месяца в сетях 3G зарегистрировалось 30 тыс. абонентов, а объем потребления интернет-трафика вырос в 7 раз. За USB-модемами в клиентском фронт-офисе выстраивались часовые очереди из абонентов, у которых не получалось настроить систему самостоятельно. Примерно такой же результат получила МТС в Екатеринбурге. Запустив там 3G, компания увеличила продажи трафика в 5 раз за 1 месяц.

Вторым оператором 3G в Самарской области, скорее всего, станет МТС, в компании запланирован запуск 3G в коммерческую эксплуатацию на середину I кв. 2009 г. Однако зона покрытия на первом этапе будет меньше, чем у «Билайн», по 60% в Самаре и Тольятти. «МегаФон», вероятно, придет последним в этой гонке. Оператор намерен запустить 3G в I половине 2009 г., но он накроет сетью сразу 80% населения всей Самарской области. Это будут не только Самара и Тольятти, но и Сызрань. «Разрешение на коммерческую эксплуатацию в Самаре у нас уже давно есть, но нужно еще поставить 500-600 базовых станций», — пояснил г-н Ермаков. Операторы не рассчитывают на быструю окупаемость оборудования. В МТС в зависимости от региона на это закладывают 4-7 лет.

От сотового интернета к проводному

Чтобы обеспечить работу сетей третьего поколения, операторы проложили между телекоммуникационными вышками новые оптоволоконные линии связи (по этой «оптике» пойдет все нарастающий вал трафика) и в целом оптимизировали свои опорные сети. МТС приобрела в Поволжье более 1000 км оптики между городами Самара, Уфа и Саратов. «МегаФон» строил и междугородные линии (магистраль), и каналы связи внутри Самары, причем пропустил их по проводной канализации ОАО «ВолгаТелеком», куда другим компаниям попасть удается нечасто. «Билайн» объединил собственную сеть с сетью компании «Голден Телеком», приобретенной в конце 2007 г.

Операторы используют всю эту дорогостоящую инфраструктуру не только для 3G. Они начали развивать проводную связь: доступ в интернет, телефонию и т. д. «МегаФон» предоставляет проводную связь корпоративным абонентам и, по словам Валерия Ермакова, в следующие три года планирует развиваться в этом направлении. «Билайн» решил охватить всех, не только юрлиц, но и домашних пользователей, и с сентября начал продвигать проводной широкополосный доступ в интернет на массовом рынке. В Самаре это делают преимущественно на базе приобретенного местного провайдера «Самара-Телеком». В МТС для корпоративных абонентов проводную связь предоставляют партнеры, в первую очередь входящий (как и МТС) в группу компаний АФК «Система» провайдер «Комстар ОТС». Взаимодействие между мобильным оператором и проводным внутри холдинга пока только выстраивается. В МТС сообщили, что сейчас прорабатывается телекоммуникационная стратегия АФК «Система», которая должна дать ответ на вопрос о планах компании по предоставлению других телекоммуникационных услуг под своим брендом. В Самаре у «Комстара» собственная сеть протяженностью более 500 км, в дополнение к тому, что было отстроено МТС. «В любом случае сотовая связь и мобильный ШПД останутся приоритетными направлениями для компании и в наступающем году», — подытоживает директор Поволжского филиала МТС Александр Шалагин.

Кроме проводной связи сотовики предлагают абонентам так называемые конвергентные услуги, в том числе внутрикорпоративные звонки на мобильные и проводные телефоны по единой низкой цене и возможность перевести входящий звонок с офисной АТС на мобильный телефон сотрудника.

Сторонние наблюдатели считают, что через 3-5 лет небольших местных интернет-провайдеров вообще не останется (их всех купят или вытеснят с рынка), а всю связь будут обеспечивать мультисервисные провайдеры с полным спектром услуг. В таких-то монстров и превращаются сегодняшние операторы «большой тройки». Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин указывает на то, что они в скором времени займутся еще и международной и междугородной связью. А МТС и «МегаФон» сообщили о своих намерениях в 2009 г. инвестировать в контент.

Операторы захватили салоны связи

Продавать розничные услуги и обслуживать абонентов операторы начинают через собственную розницу. В этом году и «МегаФон», и МТС, и «Билайн» обзавелись сетями салонов связи в Самарской области. «МегаФон» строит собственную, она включает уже 24 офиса обслуживания в крупных городах и 9 салонов в отдаленных районах. Валерий Ермаков сообщил, что через свои салоны продаж получает уже более 30% новых подключений в регионе. У МТС под собственной маркой открыт 21 салон, а еще 27 компания получила по соглашению с сетью «Беталинк». «Билайн» во время финансового кризиса установил контроль над «Евросетью» и, соответственно, всеми ее магазинами в Самарской области. И хотя ФАС запретила менять вывеску «Евросети» на «Билайн» в течение нескольких лет, доля «Билайна» в продажах новых sim-карт выросла, так как продавцы «Евросети» рекомендуют покупателям в первую очередь тарифы этой компании, а не каких-либо других операторов.

Максим Савватин уверен, что розница сама по себе уже не жизнеспособна и скоро уйдет под мобильных операторов. Продажи сотовых телефонов не растут, рентабельность низкая. Поэтому все салоны, которые открывали в кредит под рост оборотов, придется закрыть.

Вопрос, насколько активно мобильные операторы будут поглощать мечтающие об инвесторах розничные проекты, остается открытым. Деньги у сотовиков есть: их услуги превратились в продукт повседневного спроса, абонент даже из-за кризиса не может отказаться от мобильной связи. Маржа EBITDA федеральных сотовиков остается на уровне 50% и выше, то есть при многомиллиардной выручке более половины собранных с абонентов средств компании могут направлять на свои нужды. Г-н Савватин считает, что покупки ритейла еще будут. Но Валерий Ермаков подчеркивает, что развивать собственные салоны удобнее: не нужно покупать долги и управленческие ошибки розницы и не придется через 2-3 года (когда рынок окончательно насытится) часть купленных салонов закрывать.

Интрига со СМАРТС

В 2008 г. сделка по продаже СМАРТС приблизилась к завершению. В октябре ФАС одобрила ходатайства МТС и «МегаФона» на покупку конкурента при условии продажи частей бизнеса в регионах, где их доля очень велика. МТС в случае покупки СМАРТС придется избавиться от активов в Ивановской и Волгоградской областях, «Мегафону» — в Пензенской, Самарской и Волгоградской областях.

Опрошенные «ДК» эксперты полагают, что продажа СМАРТС на таких условиях будет иметь несколько любопытных последствий. Во-первых, в Самарскую область сможет зайти новый оператор. На каждый регион России выдано 4 полноценные GSM-лицензии. Первый покупатель СМАРТС сможет продать лицензию и ненужные ему активы в Самарской области (бизнес целиком — если купит «МегаФон», дублирующую инфраструктуру — если МТС), чтобы снизить для себя стоимость сделки с акционерами СМАРТС. Это было бы логично. Как одного из GSM-операторов, заинтересованного в экспансии в Самарскую область, «ДК» назвали Tele2, однако подтвердить или опровергнуть намерения в пресс-службе этой компании отказались.

Андрей Гирев заявил, что сейчас в переговорах участвуют только 2 стороны: инвесторы и акционеры СМАРТС, однако не исключил, что покупатели компании смогут перепродать часть активов.

А если перепродажи самарской лицензии СМАРТС не будет и в регионе останется только три GSM-оператора, «большая тройка» сможет поднять цены на услуги. Сегодня СМАРТС работает с самыми низкими тарифами, что заметно при сравнении ARPU — примерно вдвое ниже, чем, например, у «МегаФона».

Независимо от хода переговоров, в 2009 г. СМАРТС продолжит развивать GSM-связь. По словам Андрея Гирева, капитальные затраты на строительство закладываются в объеме около $30 млн. Новые базовые станции будут устанавливать в регионах присутствия, кроме того, возможно, СМАРТС начнет работу в Кабардино-Балкарской республике. На этот регион уже есть лицензия, но она пока не реализована.

Инвестиции на смежные виды в СМАРТС закладывают в меньшем объеме. Андрей Гирев сказал, что ряд WiMAX-операторов изъявил желание установить свое оборудование на вышках СМАРТС (по той же схеме, по которой сегодня строится сотрудничество с компанией MetroMAX). Некоторые из этих предложений были приняты.

(1) В «Вымпелкоме» с цифрами аналитических агентств не согласны и утверждают, что на самом деле абонентская база больше. Однако раскрыть ее размер не могут, так как учетная политика запрещает это: акции «Вымпелкома» обращаются на бирже, и любые показатели ОАО предоставляются только по компании в целом.

детали
Нарастить базу удалось не всем
Число абонентов в Самарской области, млн чел.

Оператор

 

2007

 

9 мес. 2008

 

МТС

 

0,97

 

1,01

 

«Вымпелком»

 

0,74

 

0,71

 

«Мегафон»

 

1,63

 

1,86

 

СМАРТС

 

1,01

 

0,89

 

Итого

 

4,35

 

4,47

 


Источник: J,son and Partners.
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.