Подписаться
Курс ЦБ на 19.01
73,97
89,33

Владимир Якунин: итоги работы на посту главы РЖД

Владимир Якунин: итоги работы на посту главы РЖД
Иллюстрация: wikimedia.org

Владимир Якунин возглавлял РЖД почти 10 лет. В понедельник стало известно, что он покинет свою должность. Как оценить финансовые результаты и эффективность крупнейшей госмонополии под его управлением?

О том, что Владимир Якунин может покинуть пост главы РЖД и стать сенатором от Калининградской области, стало известно вчера. Во вторник он подтвердил свое намерение и уточнил, что собирается уйти со своей должности после выборов губернатора Калининградской области.

По данным РБК, Якунину подыскивали другую должность уже последние полгода – «от губернатора до сенатора».

Якунин возглавлял РЖД 10 лет – с июня 2005 года. Чем он запомнился в этом качестве?

Финансовые показатели

90% доходов РЖД приносят грузовые перевозки. На пассажирские перевозки приходится меньше 1% доходов, еще примерно 9% приносят услуги инфраструктуры и локомотивной тяги.

Согласно финансовым отчетам РЖД, с момента прихода Владимира Якунина, результаты работы ушли в минус. По данным самой компании, чистая прибыль в 2005 году составила 114,4 млрд. рублей. В 2014 госкомпания показала убыток – 99,3 млрд руб. В отчете сказано, что виной тому «отрицательные курсовые разницы от переоценки долговых обязательств».

Еще по итогам первого квартала 2014 года Якунин говорил, что этот убыток – первый за всю историю РЖД и ссылался на заморозку тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Для компенсации убытков РЖД получила 26 млрд руб. из бюджета на «капитальный ремонт инфраструктуры».

В 2015 году Якунину удалось, угрожая новыми убытками, убедить правительство поднять грузовой тариф на 10% и при этом выдать субсидию еще в 30 млрд руб.

На 2016 год Якунин попросил субсидию уже в 140 млрд руб. "Чиновники, которые ходят на совещания к президенту Путину, говорят, что тот после 2012 года, упоминая при них о просьбах Якунина, выражается так: Якунин «канючит», «ноет» или «стонет». Манера решать проблемы за счет личной дружбы с президентом хороша, когда ею не злоупотребляют", - говорит журналист Константин Гаазе в комментарии Carnegie.ru.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров указывал, что РЖД не хочет принимать никаких других мер для роста доходов от погрузки, кроме повышения тарифов.

«Ведомости» в мае этого года писали, что популярность железнодорожного транспорта на экспортных перевозках падает и авто- и авиа-перевозчики начинают забирать у РЖД клиентов, предлагая им выгодные условия и скидки в то время, как РЖД, напротив, резко повысила тарифы.

В конце прошлого года представители крупных металлургических компаний направили письмо президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрий Медведеву с жалобой на тарифную политику РЖД.

«Компании вынуждены будут сокращать грузоперевозки, что нанесет удар по экономическим показателям самих железнодорожников, а четыре десятка предприятий по всей России попросту обанкротятся уже до конца 2014 года, еще порядка 30 окажутся на грани дефолта», — говорилось в письме.

Эффективность затрат

РЖД много тратит, например, только на инвестпрограмму уходит около 300 млрд руб. в год, но при этом эффективность этих вложений неясна.

В конце прошлого года правительство утвердило для РЖД показатели KPI: оценивать планировалось коммерческую и операционную эффективность, работу локомотивов, инфраструктуры и обслуживание вагонов. Пока никаких данных о выполнении этих KPI нет.

Из инфографики «Медузы» следует, что сейчас у РЖД есть 285 тыс. грузовых вагонов с истекшим сроком службы, 28% железнодорожных мостов находится в эксплуатации более 100 лет, а протяженность железных дорог в России за последние 10 лет увеличилась всего на 1%.

Безопасность

В 2014 году при столкновении с поездами в России погибло почти 2 тыс. человек. Большой резонанс, например, получила гибель 25-летней Елены Соболевой, которая попала под колеса скоростной электрички на пешеходном переходе у станции "Салтыковская" горьковского направления московской железной дороги.
По данным активиста из Балашихи Сергея Скоробогатова, начавшего собственное расследование происшествия, из-за плохо организованного переезда на "Салтыковской" ежегодно погибают около 30 человек. "Параллельно друг другу здесь идут сразу три пути: два — для электричек, третий — для скоростных поездов. Светофоры работают несогласованно: когда на двух путях горит зеленый свет для пешеходов, на третьем пути — разрешающий сигнал для поезда", — рассказывал активист.

По версии адвоката Игоря Трунова, защищающий в спорах с РЖД интересы родственников погибших под колесами поездов людей, РЖД покупает новые модели поездов, но игнорирует вопросы безопасности.

«РЖД купило у фирмы «Siemens» дорогие сверхскоростные поезда. Пустила по рельсам, предназначенным для тихоходных составов. «Siemens» несутся со скоростью 300 км/ч, вихревые потоки таковы, что способны засосать человека», - рассказывал он.

На просьбы граждан построить переходы в опасных местах РЖД, как правило, отвечала, что это не предусмотрено инвестиционной программой. 

Самое читаемое
  • Брусника привлечет 4 млрд руб. за счет размещения облигацийБрусника привлечет 4 млрд руб. за счет размещения облигаций
  • «По техническим причинам». Самолет с Навальным приземлился в Шереметьево вместо Внуково«По техническим причинам». Самолет с Навальным приземлился в Шереметьево вместо Внуково
  • Сергей Васильев: «В стране 80 000 богатых людей, у которых на счетах в среднем по 53 млн»Сергей Васильев: «В стране 80 000 богатых людей, у которых на счетах в среднем по 53 млн»
  • «Здоровье важнее свободы». Как пандемия ограничила права людей по всему миру«Здоровье важнее свободы». Как пандемия ограничила права людей по всему миру
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.