Меню

Семен Трофимов: Вендинг – не «автомат», а сервис, улучшающий среду

Иллюстрация: Личный архив

Основатель сети кофеен самообслуживания рассказал, как авторские рецептуры и стандарты обслуживания влияют на продажи кофе на вынос.

За 2024 год россияне приобрели 412,4 млн различных видов кофе – на 8% больше, чем годом ранее, посчитали аналитики программы лояльности «Х5 Клуб». В качестве готового кофе с собой покупатели чаще берут латте, американо и капучино, причем они пользуются одинаковой популярностью. Но вкус кофе из автомата может быть совершенно неожиданным и оригинальным, говорит владелец кофеен самообслуживания «KofeLift» Семен Трофимов. На Дальнем Востоке он первым организовал вендинговый кофейный бизнес с авторскими рецептурами. Сегодня его автоматами пользуются почитатели бодрящего напитка в большинстве крупных городов региона. Предприниматель рассказал, как зайти на площадки для торговли без арендной платы и масштабировать бизнес с нуля до сети из 180 кофе-точек за пять лет.

Выбор бизнес-модели

Системы самообслуживания и автоматизированной торговли развиваются по всему миру. Они ускоряют процесс обслуживания клиентов, уменьшают количество персонала, необходимого для работы в точках продаж, и снижают общие операционные расходы. Удобны они и покупателям, которые получают возможность совершать покупки в любое время и без необходимости взаимодействия с продавцом.

На Дальнем Востоке долгое время ниша не развивалась, пока на этот рынок не зашел предприниматель Семен Трофимов. Он обратил внимание на то, что у людей, испытывающих нехватку времени, нет элементарной возможности выпить кофе «на ходу». Так родилась бизнес-идея установить кофе-автоматы в самых посещаемых местах – супермаркетах. Растущий спрос вдохновил бизнесмена на оригинальный подход. Он вывел вендинговую модель кофеен в новые для региона сегменты: жилые дома, больницы, вузы, театры, банки, госучреждения и спортивные объекты.

Трофимов сразу определил для себя, что бизнес-модель должна быть уникальной во всех отношениях, начиная от рецептуры до собственной системы стандартов обслуживания.

«Бизнес-модель, сочетающая премиальный вкус напитка, современный внешний вид точки, отсутствие аренды и масштабируемость позволила выделиться на фоне устаревших вендинговых решений», – говорит Семен.

Предприниматель уверен, что не нужно ждать идеальных условий, следует активно продвигать продукт, развивать сеть и отрабатывать новые форматы размещения и рецептур – именно это обеспечивает быстрый рост бизнеса.

Повышение лояльности клиентов

Продукт востребован, если он нравится потребителям, это является одним из ключевых факторов его успешности на рынке. Когда потребители довольны товаром, они с большей вероятностью будут его покупать, рекомендовать друзьям и возвращаться за повторными покупками.

Для привлечения клиентов Семен Трофимов разработал авторскую рецептуру кофе с растительным молоком, адаптированную под вендинг. Она держится в строжайшем секрете, но предприниматель поделился, что использует разнообразные сиропы, корицу и другие ингредиенты, которые делают вкус его кофе неповторимым. А для приготовления очень популярного в летнее время холодного кофе специалисты компании под его руководством разработали вендинговый льдогенератор, расширяющий сезонный ассортимент. По словам предпринимателя, уникальная рецептура обеспечила в 2–3 раза более высокий средний чек, чем у конкурентов. Также она привлекла нетипичную для вендинга аудиторию – женщин старше 30 лет, детей и пожилых людей.

Формированию нового отношения к автоматизированному сервису способствовало и внедрение системы стандартов обслуживания и оперативного реагирования. По словам Трофимова, среднее время устранения технической неисправности снизилось с 24 до 1-2 часов, а количество жалоб от клиентов и арендодателей уменьшилось на 80% уже за первые 6 месяцев работы системы.

«Мы наблюдаем повышение лояльности клиентов: до внедрения стандартов у нас было около 10% повторных покупок, сейчас стало более 20%», – отмечает владелец бизнеса.

Способствует лояльности клиентов и общественная деятельность предпринимателей, направленная на улучшение социальной среды и развитие нравственных ориентиров, говорит Семен Трофимов. Он, например, занимается антинаркотическим просвещением и лично провел серию лекций для студентов колледжей в Хабаровске. На всех точках KofeLift размещены бесплатные профилактические буклеты с достоверной и доступной информацией о вреде наркотиков. Эти материалы помогают в формировании общественного сознания, ежедневно попадая в руки тысяч людей в университетах, больницах, театрах, госучреждениях и других общественных местах.

Масштабирование бизнеса

Богатая палитра вкусов кофе, высокий и стабильный уровень сервиса, социальная ответственность сделали бренд узнаваемым. Компания работает с более чем 80 арендодателями – от сетевых супермаркетов до государственных и частных учреждений. Треть кофе-автоматов, по договоренности с владельцами помещений, установлены без арендной платы, что экономит компании до 25% от ежемесячных расходов на точку. В ряде случаев площадки даже доплачивают за сохранение кофейной точки, оценивая ее как улучшение сервиса для клиентов. Все это совершенно нетипично на рынке вендинга и говорит о ценности продукта.

«Методика захода в новые локации через ценностную аргументацию меняет отношение арендодателей к вендингу – не как к «автомату», а как к сервису, улучшающему среду», – подчеркивает предприниматель.

Сегодня сеть KofeLift состоит из 180 кофе-точек, включая 40 франчайзинговых. Франшизу Семен Трофимов запустил 3 года назад, причем масштабировал бизнес за счет кредитов, без внешних инвестиций. Он считает, что только таким образом можно придать импульс развитию бизнеса. Предприниматель не ошибся в расчетах: годовой оборот его компании в 2024 году превысил 140 млн рублей.

Формирование франчайзингового пакета и методик обучения партнеров позволило создать эффективную B2B-модель с высокой репутацией и устойчивостью. Трофимов настроил собственную систему внутренней аналитики, отслеживающую ключевые показатели: продажи, инциденты, локации, рентабельность, время реагирования, возврат клиентов. Для партнеров и сотрудников он разработал обучающие материалы, чек-листы и инструкции, которые применяются в операционной работе.

Пока франшиза работает в Дальневосточном регионе, но предприниматель намерен построить франчайзинговую сеть и за рубежом, с фокусом на качество, безупречный сервис и расширение линейки напитков.