Конкуренция за молодежь: «распаковка» HR-трендов

Промышленные компании выводят конкуренцию за таланты на новый уровень: создают условия для быстрого карьерного старта, меняют профориентационные программы и меняются сами.
Работодатели все активнее разворачивают профориентационную работу в школах. Лучшими практиками по работе с молодежью делится HR-эксперт «Мессояханефтегаза» Светлана Тиунова.
В какой-то момент стало понятно, что идти к будущим соискателям нужно не тогда, когда они заканчивают вуз. Большинство к моменту получения диплома уже определились не только с направлением развития, но и с конкретным карьерным треком. Начинать эту работу нужно со средней школы, когда ребенок только задумывается о том, кем стать.
— Согласитесь, нельзя хотеть то, о чем не имеешь представления, — говорит Светлана Тиунова. — Чтобы молодежь пришла на наши месторождения, нужно для начала рассказать ребятам, из чего состоит профессия, «распаковать» ее максимально полно и увлекательно, с опорой на реальный интерес молодежи. Что важно для сегодняшних школьников? Развитие технологий, тренд на экологичность в самом широком понимании — от заботы об окружающей среде до бережного отношения к человеку, баланс работы и личной жизни, возможность влиять на результат и процесс. Значит, нам нужно показать работу нефтяника именно с этих приоритетных для них позиций.
Конечно, за время одного профориентационного урока все рассказать невозможно, поэтому организуем сразу цикл встреч — чередуем традиционные истории успеха, знакомство со специальностями, экскурсии на производство с интерактивными форматами (игры, чат-боты, приложения). Получаем от детей самый живой отклик. Обратная связь показывает, что нефтянка становится для ребят предметом размышлений, частью образа будущего. Это очень ценно.
Приходилось ли вам сталкиваться с какими-то стереотипами о профессии, которые существуют среди молодежи?
— Главный миф, который мы не устаем развенчивать, связан с тем, что нефтянка — это несовременно. В большинстве своем подростки думают, что нефтяник — это такой «человек при скважине» — носит каску, крутит какие-то задвижки. Мы рассказываем ребятам, что преимущество нашей отрасли в разнообразии карьерных треков. Нефтяник — это ведь не только буровик или оператор добычи, это и математик, и айтишник, и сварщик — только на Восточно-Мессояхском месторождении работают представители 99 специальностей. У нас на промысле есть инженеры добычи, которые пишут скрипты для систем видеоаналитики и искусственного интеллекта, маркшейдеры, использующие автоматизированные системы мониторинга, строители и лаборанты химанализа, управляющие роботизированными решениями для производства. Условия для жизни и работы на «Мессояхе» соответствуют уровню решаемых задач: комфортная среда с современными пространствами для спорта и отдыха, медицинское сопровождение, отличный социально-бытовой сервис — все работает на человека. Найти дело по душе и по способностям может практически каждый. В общем, наша задача в диалогах с молодежью — достать профессию нефтяника из «черного ящика» стереотипов и показать во всей полноте возможностей.
Какие школы уже вошли в ваш профориентационный периметр?
– В этом году к программе профессиональной ориентации школьников, которую реализует «Мессояха», присоединились тюменская физико-математическая школа (ФМШ) и Центр образования «Полярная звезда» в ямальском поселке Тазовский. С каждым учебным заведением взаимодействуем по-разному. Поскольку тазовчане наши соседи по Арктике, организуем для них профориентационные экскурсии на Восточно-Мессояхский нефтепромысел (к слову, самый северный из разрабатываемых материковых в России), проводим встречи для родителей будущих выпускников, организуем уроки с участием наших экспертов. Что касается сотрудничества с тюменской физико-математической школой – одной из сильнейших в стране по подготовке специалистов инженерно-технического профиля, то здесь погружение в технологический контекст нефтедобычи происходит через знакомство с командами цифровых центров тюменского офиса и вовлечение ребят в решение реальных бизнес-кейсов. Например, в научный поиск методов экспресс-оценки основных показателей качества жидких химреагентов для подготовки углеводородного сырья — в ФМШ очень сильное химико-биологическое направление.
Как выстраиваете работу с училищами и вузами? Правда ли, что студенты помогают нефтяникам в решении реальных бизнес-задач?
— В этом году мы начали сотрудничать со средними специальными учебными заведениями. Это новое для нас направление. Совместно с коллегами из Центра развития производственных компетенций «Профмастер» мы разработали программу партнерства училищ Нового Уренгоя с подшефной тазовской школой «Полярная звезда». Планируем разворачивать взаимодействие с Тарко-Салинским колледжем, где наши специалисты помогут провести экспертизу учебных материалов и программ на предмет производственной и технологической актуальности, организуют лекции и семинары, стажировки преподавателей колледжа с выездом на месторождение.
Отдельное направление работы по подготовке кадрового потенциала «Мессояхи» связано с вузами. Среди наших постоянных партнеров — Тюменский индустриальный университет, Политехническая школа ТюмГУ, Санкт-Петербургский горный университет, Томский политех. С каждым вузом мы работаем по индивидуальному треку: создаем совместные программы по роботизации и алгоритмизации технологий добычи, обмениваемся экспертизами по научным проектам, проводим лекции и семинары, участвуем в защитах курсовых и дипломных работ. Большой запрос у бакалавров и магистрантов на производственные практики в офисе и на промысле «Мессояхи». Каждый год мы принимаем около ста студентов, и большая часть приезжает к нам повторно. Некоторые талантливые ребята по результатам практики получают предложение о работе.
Вообще трудоустройство бакалавров или магистрантов во время учебы – довольно распространенная история. Чаще всего речь идет о студентах с компетенциями в математическом анализе и ИТ-разработке. На их базу знаний можно достаточно быстро нарастить понимание сути задач нефтедобычи. Мы в свою очередь гарантируем ребятам оперативное согласование и поддержку внедрения IT-решений с доказанной эффективностью и, естественно, достойную оплату труда.
Меняется ли сама «Мессояха» под запросы молодого поколения, представители которого приходят на работу в компанию?
— Изменения определяются не столько запросами молодого поколения, сколько нашими целями по созданию современной корпоративной среды как одного из самых значимых факторов конкуренции за таланты. Можно сколько угодно вкладываться в привлечение кадров, но удержать их способна только та культура, ценности которой совпадают с ценностями сотрудника. Я как HR-эксперт с 20-летним опытом вижу, что заработная плата перестала быть единственным фактором, определяющим выбор соискателя вне зависимости от возраста. Все решает среда, в которой интересные задачи сочетаются с широкими возможностями для профессиональной реализации, а сотрудник чувствует поддержку работодателя в значимых для него вопросах.






