Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Антиквариат: инвестиции, проверенные временем

Заместитель директора аукционного дома «Гелос» Павел Голубев советует читателям «ДК» окружить себя красивыми вещами, инвестировав в антиквариат.

Доходность вложений (в два раза выше ставок банковских депозитов) в этом случае — всего лишь бонус к радости созерцания вечных ценностей.

 
Эксперт арт‑рынка и один из руководителей крупнейшего в России аукционного дома, специализирующегося на сделках с предметами коллекционирования, Павел Голубев считает, что наряду с инвестиционными целями покупка антиквариата всегда сопряжена с личным удовольствием от соприкосновения с произведениями искусства, историческими редкостями, творениями настоящих мастеров.

По словам г‑на Голубева, за все время общения с людьми, приобретающими арт‑объекты и антиквариат, он ни разу не сталкивался с покупателем, которого интересовала бы исключительно доходность вложения. Инвестиционная составляющая присутствует всегда, но только бок о бок с эстетической компонентой. На этом рынке нет покупателей (если это только не кураторы, приобретающие произведения искусства для банковских коллекций), которые делали бы вложения исключительно из соображений прибыли в будущем, без желания включить вещь в свое собрание потому, что она просто нравится.

По оценке президента аукционного дома «Гелос» Олега Стецюры, годовой оборот отечественного антикварного рынка может составлять около $1,5 млрд. «Антикварная торговля испытывает подъем, и уже не первый год. Основной причиной являются высокие цены на нефть. Появляется много свободных денег, которые ищут выхода, в том числе и таким образом», — считает г-н Стецюра.

Российский рынок антиквариата — это три уровня игроков. На первом — 5 тыс. частных дилеров, продающих и покупающих предметы русского искусства — кто каждый день, кто раз в год. Дилеры — искусствоведы, сотрудники музеев или люди с художественным, историческим образованием и капиталом от $500 до $500 тыс.

Второй уровень — антикварные магазины, галереи и салоны, специализирующиеся на старинных вещах. К примеру, в Москве около 180‑200 легальных организаций антикварного рынка, в Петербурге — 80, в России в целом — около 400 (в одном только Лондоне — примерно 2 тыс. антикварных магазинов и 40 аукционных домов). Третий уровень — аукционные дома, проводящие торги с разным количеством лотов, участников и периодичностью.

1. Рассчитывайте на доходность выше банковского депозита

Говорить об уровне доходности при инвестициях в антиквариат в отрыве от конкретики бессмысленно — то, насколько может вырасти цена на приобретаемую вещь, зависит от множества факторов. Во‑первых, от раздела антикварного рынка — это может быть нумизматика, изобразительное искусство, филателия, букинистика, старинное оружие или музыкальные инструменты. Некоторые предметы, относящиеся к антиквариату, вообще непригодны для инвестирования — получить прибыль не удастся. Считается, что хороший антиквариат дорожает на 20% в год. Но, называя значение, Павел Голубев оговаривается, что это «средняя температура по больнице». Кроме того, всегда нужно помнить о рисках — подделках, которыми навод­нен этот рынок, об изменении текущей конъюнктуры и т. д.

2. Не рассчитывайте купить сегодня за копейки, а через год продать за миллионы

Частным инвесторам г-н Голубев советует заранее избавиться от иллюзий о дешевизне приобретений и быстром росте стоимости. Хорошие вещи (а их число на этом рынке всегда ограниченно, о каком‑то выборе говорить не приходится) априори стоят дорого. И коллекционеры выкладывают серьезные деньги, рассчитывая, что они с течением времени станут еще серьезнее. Но вряд ли можно говорить об ощутимом росте в течение временного промежутка в год‑другой. Горизонт приобретения должен составлять 4‑5 лет.

3. Если вы ничего не понимаете в искусстве, выбирайте нумизматику или ювелирные изделия

Банки, формирующие коллекции произведений искусства и антиквариата, охотно приобретают старинные монеты, подогревая, таким образом, рынок нумизматики. По словам Павла Голубева, особенно активны они были на этом рынке до кризиса. Причина проста: нумизматика — тот раздел антиквариата, где наиболее прозрачное ценообразование и самые предсказуемые финансовые результаты вложений, по крайней мере, на коротком промежутке времени, что особенно важно для покупателей, преследующих инвестиционные цели. Неплохо поддается алгоритмизации и математическому просчету динамика цен на старинные ювелирные украшения. А самое главное, цена на текущий момент обычно выверена, прозрачна и не вызывает сомнения у договаривающихся сторон. Чего нельзя сказать о других разделах антикварного рынка, где цены по сделкам частных лиц никогда не раскрываются и соответственно принципов ценообразования, общих для всех, нет совсем.

4. Баланс эстетической и инвестиционной составляющих — живопись и старинное серебро

Сложнее, чем в случае с нумизматикой, ценообразование при продаже произведений живописи. Но инвестиционный потенциал тоже вполне осязаемый. Г-н Голубев рекомендует обратить внимание на живопись XIX — первой половины XX в. Это, например, могут быть передвижники либо представители русского модернизма или более ранних академических течений. Другое направление с хорошим инвестпотенциалом — русское серебро, изготовленное на мануфактурах Овчинникова, Сазикова, Фаберже и т. д.

5. Помните о необходимости атрибуции

Часто приводимые оценки о том, что 2/3 предметов на антикварном рынке — подделки, Павел Голубев называет слишком усредненными. Подделки действительно есть, но в разных сегментах их количество разнится, кроме того, есть области, где они легко определяются даже непрофессионалом, например букинистика. Так или иначе, серьезные сделки обязательно сопровождаются процедурой профессиональной атрибуции — установлением авторства, времени и места создания произведения искусства. Для живописи наивысшее доверие — к экспертизе, проведенной экспертными отделами Государственной Третьяковской галереи и Всероссийского художественного научно‑реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Другой вариант обезопасить себя при покупке — участвовать в торгах аукционных домов, которые заранее объявляют о гарантиях по проданным лотам и готовы нести материальную ответственность в случае обнаружения подделки уже после торгов. Невозможно рассчитывать на гарантии при покупке у частных дилеров. Общего же правила для антикварных салонов и галерей нет, но считается, что приобретения в них более безопасны, чем у дилеров.

Подготовил Евгений Федоров

 

ТОП-14 самых дорогих предметов антиквариата
в салонах Екатеринбурга

 

 

Стоимость на 20.04.12, руб.

 

Вид предмета/материал

 

Дата

 

Страна
происхождения

 

Автор/фабрика

 

Салон

 

1

 

«Предстание Царице-Царь-Царем с избранными святыми»

 

2 650 000

 

Икона/дерево, левкас, темпера, золочение

 

1820-е гг.

 

Россия

 

н/д

 

Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»

 

2

 

Беспредметная композиция

 

1 500 000

 

Русская живопись/дерево, масло

 

1913-1920 гг.

 

Россия

 

Круг учеников Малевича

 

«Антикварный центр»

 

3

 

«Образ Христа»

 

800 000

 

Зарубежная живопись/холст, масло

 

XVII в.

 

Италия

 

Неизвестный художник

 

«Антикварный центр»

 

4

 

«Сельский пейзаж»

 

750 000

 

Зарубежная живопись/холст, масло

 

н/д

 

н/д

 

Г. Сервекс

 

Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»

 

5

 

«Залив»

 

600 000

 

Русская живопись/холст на картоне, масло

 

Конец XIX в.

 

Россия

 

В.Д. Орловский

 

«Антикварный центр»

 

6

 

«Летний пейзаж»

 

570 000

 

Советская живопись/картон, масло

 

3-я четверть XX в.

 

Россия

 

Г.Г. Нисский

 

«Антикварный центр»

 

7

 

«Крымский пейзаж»

 

360 000

 

Русская живопись/холст, масло

 

Конец XIX в.

 

Россия

 

Л. Чудовский

 

«Антикварный центр»

 

8

 

Яйцо к 300-летию дома Романовых

 

300 000

 

Предмет царского дома/стекло

 

1913 г.

 

Россия

 

Императорский стекольный завод

 

«Антикварный центр»

 

9

 

«Орел»

 

250 000

 

Скульптура/фарфор

 

1930-е гг.

 

Германия

 

Folkstedt-Rudolstedt

 

«Антикварный центр»

 

10

 

«Обнаженная»

 

200 000

 

Советская живопись/картон, масло

 

1920-е гг.

 

Россия

 

И.К. Слюсарев

 

«Антикварный центр»

 

11

 

Часы

 

175 000

 

Предмет обихода/серебро, эмаль

 

1897 г.

 

н/д

 

Павел Буре

 

Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»

 

12

 

Скульптурная композиция «Дама и кавалер»

 

160 000

 

Скульптура/фарфор

 

1-я половина ХХ в.

 

Германия

 

Karl Richard Klemm

 

«Антикварный центр»

 

13

 

«Горькая доля»

 

150 000

 

Скульптура/бисквит, полихромная роспись

 

1927-1930 гг.

 

Россия

 

Дмитровская фабрика

 

«Антикварный центр»

 

14

 

«Ущелье Катаракты»

 

150 000

 

Советская живопись/картон, масло

 

1960 г.

 

Россия

 

А.Ф. Бурак

 

«Антикварный центр»

 

 

Источник: официальные сайты антикварных салонов.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.