Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Компании заходят к потребителю «по-партизански»

Все больше представителей малого и среднего бизнеса Самары в рекламных кампаниях используют стратегию «партизанского» маркетинга (ПМ). Причина ее доступность для фирм с небольшим рекламным бюджетом

Все больше представителей малого и среднего бизнеса Самары в рекламных кампаниях используют стратегию «партизанского» маркетинга (ПМ). Причина ее доступность для фирм с небольшим рекламным бюджетом. Сейчас подобные услуги предлагает большинство самарских маркетинговых агентств. Их представители убеждены, что в ближайшем будущем стратегию ПМ будет практиковать не только средний и малый бизнес, но и крупные сетевые компании.

эксперты
Ирина Акулина
директор по маркетингу МА «АВАНТА»
Гульнара Гарайшина
директор МА «Promotion group»
Роман Свитко
исполнительный директор МА «AVRORA»
Сергей Сидоров
специалист по связям с общественностью ОАО «Мобильные ТелеСистемы» «Макро-регион «Поволжье-ЮВ»
Анастасия Ферапонтова
директор АСП «Bigbrand»
Сергей Щербак
руководитель консалтинговой группы «Другие решения»

 

Чем «партизанский» маркетинг привлекает самарских бизнесменов?
Какие «партизанские» приемы продвижения используют самарские компании?
Когда в «партизанскую войну» вступят крупные сетевые компании?

Представьте: в городской рейсовый автобус входит сразу несколько человек разного возраста и достатка в одинаковых майках с логотипом «Чупа-чупс». У всех в руках леденцы с соответствующим названием. Пассажиры ведут себя, как незнакомые друг с другом люди. Это один из приемов «партизанского» маркетинга, известный под названием «флэш-моб» (flash-mob) . Он появился в Самаре только в этом году, хотя первые попытки продвигать товары с помощью ПМ региональные предприниматели делали еще в начале 90-х. Торговая сеть «Эльдорадо», начинавшая работу в Самаре с шести магазинов бытовой и электронной техники, использовала в 94-95 гг. метод «сарафанного радио».

Потребитель не должен осознавать, что стал целью

Сторонники «партизанского» маркетинга говорят о том, что при использовании этой стратегии важно опираться не просто на мнения и взгляды потребителей, а на точные данные исследований. В одном из интервью ведущий консультант и партнер английской консалтинговой компании Guerrilla Marketing Пол Хэнли пояснил, что под исследованиями подразумевает не предварительный этап маркетингового мероприятия, так как традиционный основан на них же, как и любой другой. По его словам, каждый шаг и метод должны быть измеримы, независимо от размера компании. «Перед тем как выносить проект за пределы офиса, нужно четко знать, сколько он стоит. Первое, что нужно делать «партизанам»,  подсчитать все затраты, а соответственно, и прибыль», - призывает Пол Хэнли. В этом смысле показательна практика мелких и средних рекламодателей в газетах бесплатных объявлений. Они действуют по правилу: заказчик сначала пробует - работает ли реклама в конкретном издании, то есть дает рекламу только там и смотрит, как меняются продажи на конкретном промежутке времени. В результате подбираются издания с замеряемым эффектом и в зависимости от отдачи распределяется рекламный бюджет. По мнению экспертов «ДК», так работает большинство мелких и средних компаний в крупных городах, и Самара не исключение.

Региональные компании в последнее время все чаще берут на вооружение приемы ПМ, чтобы донести информацию до потребителя, но стимулирует их к этому неоценимое преимущество ПМ - доступность. Директор АСП «Bigbrand» АНАСТАСИЯ ФЕРАПОНТОВА: «У компании даже с небольшим рекламным бюджетом есть возможность «партизанскими» приемами достичь максимальных целей». Правда, компании, замеченные экспертами «ДК» в продвижении своих товаров и услуг такими способами, предпочли не обсуждать свои действия. «ДК» обратился к пяти бизнесменам, и никто из них не согласился рассказать о методах, сославшись на то, что это закрытая информация. Причиной такого поведения может служить следование «основному правилу» ПМ: потребитель не должен осознавать, что ему пытаются навязать какую-либо марку или услугу.

Компания Promotion group  организатор вечеринок в стиле Marlboro и L&M - часто привлекает внимание потребителей с помощью «сарафанного радио», рекламируя вечеринки через постоянных посетителей таких мероприятий. Директор Promotion group ГУЛЬНАРА ГАРАЙШИНА: «Мы вручаем им флаеры для распространения, таким же образом приглашали посетителей на бизнес-конференции и деловые выставки. Обычно набирается 5-7 тыс. человек». Другой пример «сарафанного радио»: с покупателями одной из аптек вступает в диалог «случайный» покупатель (на самом деле - тайный промоутер конкретной марки), ненавязчиво рассказывая о пользе конкретного товара.

Чтобы достучаться до каждого клиента, самарские компании прибегают и к другим приемам. Однажды по Самаре ездили автомобили с изображением торговой марки «Мягкофф». Название марки мелькало перед глазами потребителя весь день и не могло не привлечь внимания. Такой прием визуализации используется многими. Еще один вариант - «всадник» - тоже применялся в Самаре. Руководитель консалтинговой группы «Другие решения» СЕРГЕЙ ЩЕРБАК: «Этот прием использовал местный производитель воды «Ветлянская». Компания взяла цитату из телерекламы минеральной воды «Заповедник» (продукт компании «Вимм-Билль-Данн» - прим. «ДК»): «Человек на 80% состоит из воды» - и присоединила к этой фразе логотип «Ветлянской».

«Всадником» для некоторых компаний, по наблюдениям экспертов «ДК», послужил и самарский шоумен Иван Кабин, создавший несколько популярных развлекательных заведений. Были случаи, когда при открытии нового клубного проекта распространялась информация о том, будто г-н Кабин имеет к нему прямое отношение.

Компания «Коламбия»  владелец одноименной марки спортивной одежды - использовала метод шокового маркетинга. Она провела акцию «Живой манекен» в самарских точках продаж. В витринах вместо манекенов стояли живые девушки, что вызывало интерес у прохожих и положительно отразилось на потоке покупателей. Вполне распространенные в Самаре приемы ПМ  простой для запоминания номер телефона и спам-рассылки. По мнению исполнительного директора МА «AVRORA» РОМАНА СВИТКО, запоминающийся номер телефона работает для сфер с широким кругом потребителей (например услуги такси). А вот спам-рассылки  эффективный маркетинговый ход для любых компаний.

Малобюджетные приемы работают только в комплексе

Сергей Щербак считает, что «партизанская» стратегия во многом пересекается с методом relationship marketing : «Крупные компании не могут общаться с каждым клиентом, у них стандартизованный подход к подаче иформации о своей продукции. Другое дело  компания-«партизан», чья клиентская база невелика и у менеджеров есть возможность общаться с каждым заказчиком. Небольшая компания может дойти до любого клиента, выяснить, какие у него проблемы, и сделать так, чтобы покупатель остался доволен. В «маркетинге отношений» ценность самого продукта неразрывно связана отношениями с клиентом». Пельмени «Очень хорошие» - пример того, как с помощью «ролевой игры» местный производитель смог изменить отрицательное отношение к себе со стороны розничных продавцов и увеличить сбыт своей продукции. Директор по маркетингу МА «АВАНТА» ИРИНА АКУЛИНА: «Магазины отказывались закупать пельмени этой марки, ссылаясь на отсутствие спроса. Наше агентство организовало специальную акцию, чтобы сформировать спрос искусственно. Мы направили в торговые точки специально обученных людей. Студенты, бизнесмены и пенсионеры спрашивали в магазинах именно эту марку пельменей. Так нам удалось привлечь внимание торговцев к продукту, и через некоторое время магазины стали закупать «Очень хорошие» пельмени».

Региональные маркетологи убеждены: в продвижении продукта или услуги нельзя применять только одну стратегию - полноценная рекламная кампания должна охватывать все возможные сферы жизни потенциального потребителя.

По прогнозам самарских маркетологов, в ближайший год все больше компаний будут продвигать продукты с помощью ПМ. Возможно, в дальнейшем он станет одним из наиболее выигрышных инструментов не только среди предприятий малого и среднего бизнеса, но и крупных компаний-лидеров. Анастасия Ферапонтова: «ПМ будет развиваться, так как используемые им креативные решения стимулируют человеческое сознание». По словам специалиста по связям с общественностью ОАО «Мобильные ТелеСистемы» «Макро-регион «Поволжье-ЮВ» СЕРГЕЯ СИДОРОВА, когда рынок достигнет точки насыщения и стандартная реклама уйдет в прошлое, ПМ станет одним из самых эффективных способов привлечения внимания клиентов.

Relationship Marketing - метод продвижения, направленный на получение отклика потребителя и установление с ним постоянной долгосрочной связи, основанной на отношении к клиенту как к индивидууму. Основная цель relationship marketing  войти с потребителем в диалог, мониторинг рынка, изучение потребительских особенностей и способностей, выявление потенциальных клиентов.

«Партизанский» маркетинг это преследование обычных целей с использованием необычных способов (Джей Конрад Левинсон). «Партизанским» маркетингом принято называть нетрадиционные методы продвижения, которые порой позволяют получить максимальный результат при минимальных затратах.
Flash-Mob («флэш-моб») краткая массовая акция, как правило, не имеющая определенной цели и организованная с помощью сети Интернет или мобильной связи: люди собираются в условленном месте, выполняют определенные, заранее оговоренные действия и быстро расходятся. Часто используется как прием «партизанского» маркетинга.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.