Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Шесть стартапов, сбежавших в кризис из России на Запад

Объем инвестиций в российские компании в 2015 году сократился втрое по сравнению с 2014-м. Вслед за инвесторами из РФ уходят и стартапы в надежде на валютную выручку и внимание западных фондов.

Forbes выбрал шесть российских компаний, которые в стремлении снизить потери в России развернулись в сторону других стран и зарубежных инвесторов, готовых вложиться в перспективные проекты.

«Юмисофт»

Продажа решений для управления сайтами

Компания «Юмисофт» с 2007 года развивает свой конструктор сайтов. В 2015 году дела компании ухудшились, и летом «Юмисофт» перешла к активной экспансии.

«Если годом ранее с нами за месяц прекращали работать не больше 200-250 пользователей в месяц, то в 2015 году «смертность» выросла в два раза», — говорит генеральный директор «Юмисофт» Сергей Котырев.

Раньше отток клиентов объяснялся их переходом к конкурентам или профессиональным веб-разработчикам, теперь в ответ на звонок бывшие клиенты сообщали, что они закрыли бизнес. В качестве новых рынков компания «Юмисофт» выбрала страны Латинской Америки (за исключением Бразилии) и Испанию. За полгода на новых рынках удалось получить 10,5 тыс. клиентов, доля зарубежной выручки уже составляет 10%, что позволяет сохранить общую выручку на уровне 2014 года.

«Российский рынок для нас перестал расти, так что у нас нет выхода, нужно идти на развитые рынки и увеличивать валютную выручку, чтобы спасти бизнес от обесценивания на фоне ослабления рубля», — говорит Котырев.

Planner 5D

Виртуальный планировщик помещений

Компания Planner 5D - стартап Алексея Шереметьева и Cергея Носырева по продаже веб-платформы и мобильного приложения для виртуальной планировки помещений. Изначально предприниматели нацелились на зарубежных клиентов, но начали бизнес в России. В мае 2014 года Planner 5D переехал в Вильнюс. В числе основных причин - желание быстрее нарастить выручку и привлечь инвестиции иностранных фондов.

«Если мы были в России, может быть, нам бы тоже удалось сделать продажи за рубеж, мир бизнеса не так взбудоражен политикой, дела ведутся спокойно. Но, конечно, в Европе бизнес оказался больше готов к нашим предложениям — дело не только в кризисе в России, но и вообще в большем желании европейцев пробовать новое. С бизнес-климатом в России катастрофы не произошло, не надо сгущать краски, но откровенно скажем, что если бы мы остались в Москве развивать проект, нам бы было сложнее», —  говорит Шереметьев.

Сегодня у Planner 5D 4 млн пользователей, на Россию приходится только около 25% трафика, а ежемесячную выручку удалось увеличить до $60 тыс. Planner 5D договорился с пятью европейскими компаниями о создании планировщика под их собственным брендом. Сейчас компания разрабатывает приложение «мебельной» виртуальной реальности для Google Cardboard.

JivoSite

Сервис для онлайн-консультаций на сайтах

Создатель сервиса онлайн-консультаций для сайтов JivoSite Тимур Валишев еще в 2013 году перевел интерфейс сервиса на английский, зарегистрировал компанию в США и нашел европейских и американских клиентов. База клиентов JivoSite за два года выросла с 50 тыс. до 120 тыс., а выручка перевалила за $1 млн. На Западе JivoSite столкнулся с еще большей конкуренцией, чем в РФ. Темпы роста аудитории в США оказались в два раза ниже.

«​В США продукты конкурентов оказались сильнее и дешевле, потенциальные пользователи — требовательнее, а реклама и маркетинг — дороже, так что «серебряной пули» для раскручивания продаж на американском рынке мы пока не нашли», — признается Валишев.

15% аудитории проекта сегодня — из Бразилии, США и Индии. Валишев планирует увеличить долю зарубежной выручки до половины в ближайший год за счет выхода JivoSite на рынки стран Латинской Америки, Испании, Вьетнама и Малайзии. Западный рынок для JivoSite в десятки раз больше отечественного, считает Валишев. Но и в России Jivosite не рассчитывает снижать обороты.

«Наверное, у малого бизнеса свои законы развития в кризис — ведь бизнес часто открывают те, кто не смог найти высокооплачиваемую работу, так что неудивительно, что рисковать в это время решаются многие», — говорит он.

Eduson.tv

Сервис для корпоративного онлайн-образования

Eduson.tv — библиотека онлайн-курсов в сфере бизнеса, а также платформа, с помощью которой клиент может создать собственный учебный контент и управлять корпоративным обучением. В кризис многие потенциальные клиенты из России заморозили бюджеты на обучение, и в сентябре 2015 года компания открыла офис в Калифорнии.

«В отношении российского рынка у нас не было ощущения катастрофы, но и прорывов здесь, конечно, мы не ждали. Мировая индустрия онлайн-образования оценивается в $146 млрд, $72 млрд из которых приходится именно на американский рынок. Конечно, нам хотелось попробовать побороться за этот кусок пирога», — говорит Елена Масолова, запустившая сервис Eduson.tv, она же - создатель российского Groupon.

В планах Масоловой на 2016 год — получить несколько десятков крупных клиентов, которые будут учить с Eduson.tv  более тысячи сотрудников с чеком от $75 тыс. и несколько сотен средних компаний, плата которых составляет $20-40 тыс.

AmoCRM

Онлайн-система для учета продаж

Основатели компании «КьюСофт», продающей систему для отделов продаж AmoCRM, - Михаил Токовинин и его партнеры. Клиенты AmoCRM в России - это небольшие бизнесы, которые в среднем платят сервису в месяц 2,5 тыс. рублей. За 2014 год «КьюСофт» утроил выручку, и ее размеры достигли сотен миллионов рублей в год.

«И тут мы поняли, что такими темпами российский рынок для нас просто закончится. Нужно было либо создавать дополнительные продукты для малого и среднего бизнеса, либо открывать новые рынки», — рассказал Токовинин.

Сегодня у «КьюСофт» около 10% выручки приходится на США и Латинскую Америку. Токовинин ждет роста пользовательской базы на Западе в 4-5 раз в течение 2016 года.

«Пожалуй, разница только в том, что российские бизнесмены куда избалованнее. У нас каждый, например, использует Photoshop, хотя в США это роскошь. Или в России  компания нанимает разработчика в штат, хотя могла бы обойтись аутсорсингом, а в США человек на зарплате, если на нем можно сэкономить, — это тоже роскошь», — поясняет Токовинин.

SailPlay

Продажа сервиса для автоматизации онлайн-маркетинга

Стартап SailPlay развивает платформу для автоматизации маркетинга. В прошлом году компания тоже решила выйти на рынок США. В России SailPlay продает крупным клиентам конструктор программ лояльности и CRM-систему для анализа эффективности различных механик поощрения клиентов. В числе клиентов SailPlay — Papa John’s, SELA, «Терволина» и др., они платят за услуги сервиса по несколько миллионов рублей ежемесячно.

«Наша  аудитория отреагировала на кризис по-разному: некоторые потенциальные клиенты массово закрывают свои магазины, им стало не до маркетинга. Другие, наоборот, начали искать более эффективные способы увеличения количества покупок, и им как раз наш продукт стал интереснее», - говорит сооснователь сервиса Леонид Шангин.

Предполагается, что по итогам 2016 года 70% выручки компании будут составлять платежи американских клиентов, рассчитывают Шангин и его партнер Яков Филиппенко.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.