Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Связисты переходят на Triple Play

Телекоммуникационные компании перешли к оказанию услуг в комплексе: телефония, интернет и кабельное телевидение по одному каналу связи. Данная маркетинговая концепция — Triple Play — позволяет подн

Телекоммуникационные компании перешли к оказанию услуг в комплексе: телефония, интернет и кабельное телевидение по одному каналу связи. Данная маркетинговая концепция — Triple Play — позволяет поднять доходы с каждого абонента и максимально использовать ресурс опорных сетей операторов.
эксперты
Григорий Бецков
старший консультант J»son & Partners
Игорь Бородулин
гендиректор компании «Самтелеком»
Андрей Иванов
директор по продажам «Компании «ЭР-Телеком»
Александр Косарев
директор по развитию бизнеса компании AMT-Group
Андрей Патока
старший вице-президент компании Golden Telecom
Евгения Талалаева
аналитик ИФК «Солид»
Зачем телефонные компании занялись кабельным телевидением?
Далеки ли самарские связисты от передачи в комплексе видео, голоса и данных?
Как ориентация на Triple Play меняет стратегии компаний?
Переход на Triple Play — общемировая тенденция. В России новая маркетинговая концепция развивается от силы год-два, но уже привела к серьезным изменениям в стратегиях телекоммуникационных компаний. В расчете на возможность ввести ассортиментные услуги и дополнительные сервисы операторы связи строят сети по концепции FTTx: протягивают оптоволокно до дома, группы зданий или даже до квартиры клиента. Это требует сравнительно больших инвестиций, чем другие варианты, такие как использование для передачи данных имеющихся телефонных линий.

Яркий пример: компания «Московская городская телефонная сеть» (входит в АФК «Система») заявила о том, что дополнит свои сети оптоволоконными линиями связи на участке от АТС до домов абонентов, а в домах поставит оборудование для предоставления доступа в интернет по технологии ADSL2+. В ближайшее время эти шаги позволят поднять скорость доступа с приемлемых 6 мбит/с (ADSL) до пока не востребованных 24 мбит/с. На данный проект компания потратит $100 млн.

Широкополосный доступ в интернет будут предлагать как допуслугу

В Самаре все три услуги в составе Triple Play — телефонию, доступ в интернет и проводное (не эфирное) телевидение — одновременно могут оказывать только две компании — «ЭР-Телеком» и «Самтелеком». Остальные, в том числе АИСТ, Golden Telecom и Effortel, намерены расширять спектр своих предложений, пока не получат Triple Play.

АИСТ уже анонсировал предоставление услуг в концепции Triple Play, но пока не подключает к телевидению. Компания сейчас опробует технологию IPTV и маркетинг услуг в Тольятти, где имеет значительно большую абонбазу и известность, чем в Самаре, и после испытаний начнет предлагать ее и в областном центре.

Golden Telecom в Самаре пока находится на этапе строительства сети FTTB (оптика до здания). Холдинг вложил около 295 млн руб. в прокладку оптоволокна, большая часть этих средств уже освоена. Завершение работ запланировано на конец 2008 г., о чем сообщил старший вице-президент компании Андрей Патока. После запуска сети Golden Telecom планирует набирать абонентскую базу за счет предоставления широкополосного доступа в интернет. Телефония и ТВ будут запущены на более позднем этапе. Мотивация: доступ в интернет является наиболее востребованной услугой у населения, и GT имеет наибольший опыт именно в этой области. Кроме того, плотность оказания услуг телевещания и телефонии гораздо выше, эти рынки более конкурентны и на этапе start-up представляют меньший интерес.

Effortel, недавно появившийся на самарском рынке, заявлял о стратегии перехода к Triple Play в масштабах России. На данный момент ситуация с перспективами компании в Поволжье и Самаре не ясна. Как стало известно, большинство сотрудников самарского офиса уволено. Некоторые эксперты связывают это с тем, что компания приобрела большое количество разноплановых активов и не может себе позволить инвестиции в органичное развитие всех направлений. Например, в Самаре были куплены оператор КТВ «Пятый путь» (работающий на массовом рынке) и оператор беспроводного доступа ЗАО «Медиасети» (работающий на рынке юридических лиц). Предположительно, беспроводной оператор готовится к продаже, а перспективы развития оператора КТВ пока туманны.

«ВолгаТелеком», занимающий ведущие позиции на рынке телефонии и доступа в интернет, развивает кабельное телевидение как отдельную услугу, не имеющую общего канала с доступом в интернет и телефонией. Компания заказала исследование рынка, которое показало, что отдельную платформу цифрового телевидения для Самары создавать невыгодно. «У нас получилась такая ситуация, что в существующих условиях невозможно в городе создать проект IPTV, который полностью окупится за 5 лет. На операционную окупаемость поддержание новой услуги выйдет через 2-3 года, но полной окупаемости достигнуть не получится. Эти выводы сделаны исходя из числа абонентов ШПД оператора, прогнозов по увеличению абонентской базы и анализа конкурентной ситуации на рынке. В случае с таким крупным межрегиональным оператором, как «ВолгаТелеком», выгоднее установить общую платформу для Поволжья в одном городе и обслуживать другие республики и области, используя единый центр», — заявил директор по развитию бизнеса компании AMT-Group Александр Косарев. По его словам, для успешного старта IPTV необходимо иметь как минимум 200 тыс. абонентов ШПД.

Бренд имеет значение

Результаты работы компаний, которые уже оказывают услуги в концепции Triple Play, неодинаковы. «ЭР-Телеком» вышел на комплекс Triple Play осенью прошлого года, после запуска телефонии под брендом «ГОРСВЯЗЬ». С тех пор оператору удалось продать более 2 тыс. телефонных номеров, в том числе собственным абонентам, которые пользуются другими услугами. Для «Самтелекома» третьей услугой, которую компания вывела на рынок, стало цифровое телевидение, IPTV. Это новая для Самары технология — для подключения обычного телевизора к IPTV требуется дополнительное устройство. С прошлого лета «Самтелеком» набрал не более 100 ТВ-абонентов, а по некоторым данным — не более 30.

Уже сейчас можно отметить две причины различий в развитии двух компаний. Аналитик ИФК «Солид» Евгения Талалаева считает, что обе тесно связаны с ошибками маркетингового отдела компании. «Преждевременность вывода услуги на рынок и ее плохая поддержка брендом сыграли решающую роль в проблемах продвижения IPTV «Самтелекомом», — сказала она. Подтвердить это может и тот факт, что с осени прошлого года происходит полное перестроение маркетингового отдела «Самтелекома». Изменения в маркетинге подтверждает гендиректор компании Игорь Бородулин: «Да, мы пересматриваем маркетинговую политику и формируем новый отдел. С окончанием рекламной кампании прошлого года мы сосредоточились на целевом маркетинге и пока продолжим так работать. По моему мнению, это более эффективно».

Комплекс услуг спасет падающую рентабельность

В целом переход к Triple Play операторы объясняют желанием увеличить доход с абонентов на базе существующей инфраструктуры. Операционные затраты телекоммуникационных компаний растут по мере расширения городских сетей и установки нового оборудования — маршрутизаторов, узлов связи. В то же время доходы с абонентов снижаются из-за ценовой конкуренции. Таким образом, падает рентабельность бизнеса, отметил Александр Косарев, выступая с докладом на конференции CSTB»2008.

Борьба с этим возможна только через предложение новых услуг. Директор по продажам «Компании «ЭР-Телеком» (дочерняя структура «ЭР-Телеком» в Самаре) Андрей Иванов согласен с такой точкой зрения: «Мы построили общегородскую сеть, и перед нами сейчас стоит задача максимально использовать ее ресурсы, которые практически ничем не ограничены, именно поэтому мы вводим новые услуги и занимаемся пакетными продажами». Старший консультант J»son & Partners Григорий Бецков: «Рост операционных расходов операторов сейчас компенсируется за счет новых абонентов. Но падение ARPU абонентов не может устраивать компании, и они принимают меры к его стабилизации и росту: вводят новые сервисы, в частности и в рамках концепции Triple Play».

Заключая договоры на оказание новых услуг со старыми абонентами, операторы создают базу для новых сервисов на стыке КТВ, телефонии и доступа в интернет. Среди них: видео по запросу, передача голоса через интернет (недорогая междугородная и международная связь) и т.д. Ассортимент будет гарантировать высокое качество абонбазы и ее лояльность, практически неограниченный набор потенциальных услуг на долгие годы.

Triple play — концепция оказания услуг связи, которая подразумевает передачу голоса, данных и видео по единому каналу. То есть телефон, телевизор и компьютер абонента подключены к одному и тому же проводу, а оплата услуг производится через один и тот же счет.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.