Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«План Путина» не выполнен

Алексей Кудрин, государственный деятель, экс-министр финансов РФ, предлагает свой набор ответов на стоящие перед страной вызовы - как в сфере госвласти, так и в основах экономической политики

Мне довелось быть на деловом завтраке Давосского экономического форума с участием лидеров российского бизнеса и ведущих мировых инвесторов. Это был хороший завтрак. Но он запомнился мне другим. Обсуждался вопрос, какие ключевые вызовы стоят перед Россией. В числе предложенных вариантов для выбора был и такой: «Отсталость политической системы, ее неспособность подтолк­нуть необходимые реформы». Я выбрал именно этот вызов как ключевой.

Конец прошлого и начало текущего года с их дискуссиями, протестными выступлениями показали, что общество становится более зрелым, растет политическая конкуренция. Это как раз то, чего, как мы неоднократно подчеркивали раньше, нам не хватало. Для меня это знак времени — скорее положительный, поскольку, по моему мнению, мы должны привыкнуть к оппонированию власти, к обсуждению любых вариантов, в том числе альтернативных.

Один из цивилизованных механизмов такого оппонирования — выборы. Если мы будем продолжать проводить выборы так, как раньше (а все мы знаем, что они не всегда были прозрачными), мы неизбежно будем опять скатываться к нецивилизованным формам оппонирования. Поэтому шаги президента и премьера к либерализации политической системы — это, по-моему, один из исторических моментов, которые проходит наша страна.

Соглашусь с экономистами, которые в качестве ключевого вызова выдвигают проблему эффективности власти. С разных сторон рассматривают эту проблему, говорят о необходимости приватизации как способа снизить влияние государства на экономику, но, с моей точки зрения, приватизация — менее важный вопрос по сравнению с эффективностью работы самих государственных органов управления. Дело в объеме регулирующих, надзорных функций государства, в возможности через административные структуры давить на бизнес. Приватизируем мы госкомпании, но административная среда — давление на бизнес — останется, и очень часто это давление с целью получать взятки.

Как перестроить власть, чтобы избавиться от этого давления? Вот мои тезисы. Первое — стратегическое планирование и расстановка приоритетов. Власть должна объявить свои приоритеты и их придерживаться. А потом через механизм политического оппонирования общество должно выяснить: приоритеты выдержаны или нет. Например, в 2008 г. у нас был обнародован «план Путина». Что по факту? Расходы на пенсионную реформу, оборонный бюджет или другие социальные траты существенно вышли за пределы, обозначенные в этом плане. То есть буквально уже через два года мы оторвались от этой программы полностью. Казалось бы, мы какие-то хорошие вещи сделали, но тем самым мы себя ограничили в других областях — скажем, в строительстве инфраструктуры.

Другой мой тезис — участие государства в экономике через госсубсидии и льготы. Мы выдаем их неупорядоченно, у государства есть фавориты, которые получают эти льготы и субсидии. Мы после кризиса за массой антикризисных мер вообще потеряли границу, где государство должно работать, а где бизнес. В новых федеральных целевых программах эта граница стала размываться. Нам казалось, что мы должны чуть ли не создать с нуля новые отрасли за счет существенного дотирования государства. Я спорил с этими программами, но, к сожалению, они реализуются. Например, речь идет о создании конкурентоспособной фармацевтической отрасли сейчас и быстро — всего за пять лет. Для этого надо дать больше субсидий этой отрасли. По сути, инициатива частного бизнеса отступает на второй план, предприниматели в этой отрасли будут демотивированы.

Еще одна составляющая политики государства — база экономического роста. Предшествующее десятилетие — это время роста, базировавшегося на увеличении спроса. В 2006-2007 гг. количество денег в экономике приросло на 50-60%. Основа этого роста — деньги от продажи нефти и газа. Это не вполне эффективные каналы поступления средств в экономику. Сегодня мы должны строже относиться к использованию нефтегазовых денег и превратить финансовые институты в механизмы отбора направлений и проектов для финансирования. Сейчас, когда нас заливает нефтегазовыми деньгами, ЦБ повышает ставку рефинансирования, перекрывая другие каналы финансирования экономики. Нефть и газ перестроили институциональную основу финансирования нашей экономики. Вот вызов, на который мы должны ответить.

Колонка написана на основании выступления на конференции
«Тройки Диалог» и Сбербанка «Россия 2012»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.