Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Микко Кильпеляйнен: В России лучшие коттеджные поселки в мире

Президент и генеральный директор Honka Микко Кильпеляйнен объяснил «ДК», почему российский рынок — один из основных для компании, но шансов на локализацию производства в РФ нет никаких.

Аксиома из строительного учебника: конструкционные материалы дома должны производиться как можно ближе к месту строительства, иначе проект будет нерентабельным. Компания Honka не подвергает эту аксиому сомнению, но умудряется отправлять свои дома, полностью изготовленные в Финляндии, по всему миру — от Японии до США. 
 
Микко Кильпеляйнен 
Президент и CEO Honkarakenne Oyj
Родился в 1972 г. 
Образование: 
1997 г. — бакалавр делового
администрирования. 
Карьера:
1997-1999 гг. — Coca-Cola Juomat, руководитель отдела учета затрат;
1999-2000 гг. — Coca-Cola Juomat, бизнес-аналитик;
2000-2004 гг. — Finnforest Oyj, менеджер проектов;
2002-2004 гг. — Finnforest Oyj, вице-президент; 2004-2006 гг. — Finnforest Oyj, финансовый директор и старший вице-президент;
2006-2007 гг. — Karelia-Upofloor Oy, финансовый директор;
2007-2012 гг. — Karelia-Upofloor Oy, президент и CEO;
с 2012 г. — Honkarakenne Oyj, президент и CEO.
 
Honka — семейная компания, которая стала глобальной. Начала производить финские деревянные дома индустриальным способом в 1958 г. и продвинула их на все континенты. Постоянно присутствует в 30 странах, всего дома Honka поставляются в 50 стран, в них сейчас живут более 100 тыс. семей, кроме того, есть проекты общественных зданий, включая и многоэтажные. Превратившись в глобальный концерн, финская компания не собирается отрываться от корней и развивать производство там, где живут потребители. Как и полвека назад, каждый клиент получает комплект дома, сделанный из типовых материалов, но индивидуально для него — с завода в Финляндии. В России квадратный метр дома от Honka (без стоимости земли и коммуникаций) обойдется покупателю от 100 тыс. руб., обычная цена домокомплекта в российских условиях, по словам специалистов по продажам, — около 300 тыс. евро.
 
Какие рынки для вас основные и какое место Россия занимает в этом ряду?
 
— Если говорить о нашем присутствии на глобальном рынке, то мы продали более 80 тыс. домокомплектов. Наши главные рынки — Финляндия, Россия и СНГ, Япония и Китай. В России мы начали с открытия представительств в Санкт-Петербурге и Москве, потом пришли в Пермь и Казань, недавно открыли офис в Екатеринбурге. А на мировом рынке последний по времени серьезный шаг — открытие офиса в Китае. Кроме того, есть постоянный поток заказов из европейских стран — Германии, Франции, Швейцарии. Он не очень большой, но туда мы поставляем очень интересные дома — в основном лакшери-виллы. В Китае мы не очень давно, поэтому там наиболее быстрый количественный рост, то же самое — в Казахстане, в РФ быстрый прирост дают Екатеринбург и Казань, но это опять же потому, что мы не очень давно в этих регионах, хотя основной объем продаж по-прежнему приходится на Москву и Санкт-Петербург.
 
Почему именно эти города вы выбрали? Как вообще выбирается регион для расширения бизнеса?
 
— Мне проще говорить о мировом рынке. Когда принимается решение зайти в конкретную страну, этому предшествуют серьезные исследования, которые должны помочь нам с пониманием, насколько это перспективный рынок, но самое важное — в каком сегменте развиваться на национальном рынке. Это непростое решение, не так, что бросил монетку и решил что делать. К примеру, мы полтора года принимали решение о выходе на китайский рынок. Определяющий фактор здесь — качество дома. Оно должно быть одинаковым, вне зависимости от того, куда мы его поставляем — в Китай, Россию или Северную Америку, хотя сегменты могут быть разными.
 
В Северной Америке вы больше или меньше продаете, чем в России? И насколько велика доля затрат на транспортировку в случае таких удаленных рынков, как США и Канада?
 
— В США мы продаем намного меньше, чем в России. Состав комплекта может варьироваться от страны к стране, но несущественно. Основные элементы дома — стеновой брус, стропила, столбы основы конструктива плюс окна и двери мы поставляем с завода в Финляндии куда бы то ни было, в США, Японию или другую страну. Кровля, элементы теплоизоляции, детали интерьера могут закупаться на месте. Это дает возможности для бизнеса местного партнера, а доля доставки в конечной стоимости снижается. В итоге доставка не так дорога, как можно подумать.
 
Как различается спрос в разных странах с точки зрения технологий, проектов?
 
— Поскольку наши исторические корни — в Финляндии, все идеи, технологии и инновации мы тестируем там. Мы считаем своим долгом продвигать скандинавский подход к домостроению, скандинавский стиль в архитектуре везде в мире. И мы видим, что он востребован. Но каждый рынок, конечно, особенный. В Швейцарии и Франции есть свои глубокие традиции работы с деревом, и там нам удавались проекты, примечательные именно с точки зрения архитектуры. В России мы вместе с нашим партнером развивали идею коттеджных поселков, освоения территории в широком смысле. Наверно, если выбирать пример законченного поселка с нашими домами, то российские проекты были бы гораздо более выигрышными, чем в других странах.
 
Если речь идет об этих коттеджных поселках, как распределяется ответственность между вами и вашими партнерами при их строительстве?
 
— Honka поставляет сами дома, но всеми коммуникациями, землеотводом занимаются местные девелоперы, либо затраты на них финансируются из совместных инвестиций с другими партнерами проекта. Дома мы поставляем через нашего российского партнера («Росса Ракенне СПб» — Прим. ред.) вот уже в течение двадцати лет, и мы не можем и мечтать о лучшем представителе в России. Они русские, мы финны, говорим на разных языках, но мы на одной волне, думаем одинаково.
Россия — страна с глубокими традициями деревянного домостроения. Все российские деревни деревянные до сих пор. Леса у нас хватает. Что мешает локализовывать ваше производство здесь, как, например, это произошло с продукцией ведущих мировых автоконцернов?
 
— Мы используем только сосну из центральной части Финляндии. Природные, климатические условия в этом регионе таковы, что рост сосны здесь очень медленный. Она растет примерно только 85 дней в году. Это значит, что древесина у нашей сосны очень плотная и крепкая. И это совершенно другая древесина, чем в российских регионах или, например, в Америке. Мы просто не готовы жертвовать качеством, используя древесину из других мест. Это — наша основополагающая ценность, так было с самого основания нашего бизнеса. Качеством мы не можем поступиться.
Другой аспект — технология превращения сырья в готовое изделие. Наши заводы в Финляндии находятся рядом с местами произрастания древесины. Издержки на доставку сырья невелики. На завод попадает бревно (из средней части ствола сосны), на выходе — высокотехнологичный продукт с большой добавленной стоимостью. А все отходы перерабатываются там же, без побочных продуктов, с которыми потом непонятно что делать.
 
Сколько лет растет дерево в Финляндии, прежде чем оно достигнет подходящей для вас кондиции?
 
— Возраст дерева, который соответствует нашим требованиям, — примерно между 60 и 80 годами.
 
Насколько я знаю, российские лесорубы в Карелии или Архангельской области срубают деревья, которые тоже росли около 80 лет. И климатические условия в этих регионах примерно такие же, как в Финляндии. То есть, мне кажется, сырье вы вполне бы могли найти в России.
 
— Качество древесины все-таки сильно зависит от широты. Кроме того, если мы рассматриваем карельскую древесину, то в ней очень много осколков, поскольку в тех местах велись активные боевые действия во время Второй мировой войны. В центральной Финляндии такого нет, там самые подходящие условия для получения той плотной экологичной древесины, которая нам нужна. С учетом близости к производству и логистики это идеальный вариант.
 
А само производство в России? Если получилось наладить сборку современных автомобилей здесь, то почему нельзя производить и современные дома из бруса?
 
— Есть еще один важный аспект. Когда я пришел в Honka, то первым делом попросил поднять руки тех, кто работает в компании меньше десяти лет. Очень мало рук поднялось. Гораздо больше тех, кто работает по 15-20 и даже по 25 лет. Квалифицированный персонал — наш важнейший актив. Думаю, из-за разницы в менталитете крайне сложно было бы найти таких же работников в России, какие у нас есть в Финляндии. Мы бы получили в российских условиях реальный удар по качеству, в дополнение к тем ограничивающим факторам, о которых я уже говорил.
 
Хотел вас спросить, при каких условиях вы могли бы локализовать ваше производство в России, но понимаю из ваших слов: ни при каких.
 
— В теории все возможно, но на практике мы просто не видим выгод для себя от перенесения производства в Россию. Но это не исключает расширения сотрудничества с местными бизнесменами для разработки девелоперских проектов, инвестирования в поселки. Именно такой подход расширения присутствия на локальном рынке действует в нашем случае, а не локализация производства. Аналогия с авторынком к нам неприменима. Мы не продаем готовый продукт, такой же, как немецкий или японский современный автомобиль, который можно собрать где угодно, если рынок потребляет их в достаточных количествах. Мы предлагаем собственную концепцию комфортного и экологичного жилья, она шире, чем собственно готовый дом. Местные составляющие, за которые отвечают партнеры на местах, так же важны, как и технологии домостроения — особенности места, инфраструктура, природное окружение.
 
У вас среди клиентов в РФ есть Управление делами президента, соответственно, думаю, и обширные контакты с госструктурами есть. Резонно предположить, что эти контакты могли бы создать для вас особые условия, которые позволили бы добиться локализации здесь.
 
— При ответе на подобные вопросы надо обращаться к корневым ценностям. Наше производство в Финляндии — для нас из разряда именно таких ценностей. Мы верим в эту концепцию. Она не может меняться в зависимости от того, какие у нас отношения с местными властями. Она не может меняться в зависимости от того, какие у нас отношения с местными властями. Связи с ними, разумеется, есть, но это в большей степени забота нашего российского партнера. Как финская компания мы не делаем прямых инвестиций в каждой из стран, где мы присутствуем. Инвестиции в странах за пределами Финляндии — зона ответственности наших партнеров.
 
Ваши проекты в России — это бескомпромиссный лакшери-сегмент, а какие клиенты у вас в других странах? Есть ли примеры, когда вы опускаетесь в средний сегмент?
 
— В России, вероятно, так и есть, как вы сказали. А вот в Японии, например, у нас есть проекты, которые нельзя назвать лакшери — для университетских профессоров или врачей. В Финляндии другая ситуация. Наш бизнес начался там 55 лет назад с сегмента, который в российских условиях можно определить как «дачный». Мы были первыми, кто вывел в Финляндии производство деревянных строений на промышленную основу. И сейчас вся Финляндия полна дачными домиками, саунами, изготовленными на нашем заводе. У нас до сих пор значительная часть бизнеса там — расширение дачных коттеджей, бань, построенных в 60‑е и 70‑е. Но в связи с переменами в технологиях изменился и круг наших потребителей в Финляндии. Сегодня это обеспеченные люди, как молодые, так и в возрасте, но все они строят дома не на дачный сезон, а для постоянного проживания — семейные резиденции. И они выбирают проекты в Hi-End-сегменте, очень интересные с точки зрения архитектуры, которые комбинируют бетон, стекло и деревянный массив.
 
Какие основные направления развития вашего бизнеса с точки зрения технологий?
 
— Мы не меняем технологии каждый день, у нас в этом смысле не спринтерский забег, а марафон. И радикальных обновлений в технологиях на ближайшие годы я не прогнозирую. Развитие скорее идет в плоскости архитектурных проектов и дизайна. И сейчас дом от Honka может выглядеть не так, как традиционный финский деревянный коттедж (показывает фотографию классического особняка, фасад которого кажется не деревянным, а скорее облицованным светлым природным камнем). То, что вы видите, — дом из нашей последней финской коллекции, называется «Новая Англия». Стены — из деревянного массива. То есть все экологичные и потребительские свойства древесины сохраняются, но возможности дизайнера и архитектора расширяются многократно.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.